Марийский край - земля Онара праздник для старших групп, посвященный Дню Республики Марий Эл
методическая разработка (старшая группа) по теме

Чарух  Зера  Ибраимовна

Цель:  воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий Эл

Задачи:

v обогащать словарь детей марийскими словами;

v закреплять знания о республике, символике,      гимне  Республики Марий Эл;

v воспитывать интерес к народному творчеству, фольклору;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад» комбинированного вида

              №1 «Шонанпыл» с. Помары

        Волжского муниципального района

Министерства образования Республики Марий Эл

Марийский край  -  земля Онара

          праздник для старших групп,  посвященный

Дню Республики Марий Эл

 

 

                                                                                   Подготовила:

                                                                                   музыкальный руководитель

                                                                                   высшей квалификационной

                                                                                   категории  Чарух З.И.

октябрь 2014г

Цель:  воспитывать любовь к малой Родине Республике Марий Эл

Задачи:

  • обогащать словарь детей марийскими словами;
  • закреплять знания о республике, символике,                                                     гимне  Республики Марий Эл;
  • воспитывать интерес к народному творчеству, фольклору;

Предварительная работа:

  • знакомство с государственными символами республики Марий Эл,  с марийским народным искусством, с композиторами,  их творчеством, встречи с марийской вышивкой посредством альбома «Маритÿр» И. Степанова, с марийскими сказками и играми.
  • разучивание песен, стихов, игр

Под марийскую напевную мелодию (по выбору муз. рук.) ведущий встречает детей, приглашая их  на праздник.

Ведущий:    Дети, 4 ноября наша  республика отмечает свой день рождения.

                     И сегодня мы с вами собрались, чтобы выразить свою любовь

                     к родному краю. Скажите,  пожалуйста, как называется

                     наша Республика?

Дети:            ответы      (Марий Эл)

Ведущий:    Правильно,  Марий Эл.  Много песен и стихов посвятили  

                     композиторы и поэты родному нашему  краю.

                     И сейчас мы услышим,  как красиво звучат стихи из уст наших

                     детей.

Ребенок:     Уло ош тÿняште

                    Шуко эл.

                    Мыланем эн шерге

                    Марий Эл.

                   Марий Эл – шочмо вер

                   Сылнын пеледалт

                   Марий Эл – шочмо вер

                   Шерге пеш улат.

Ребенок:    Пеш поян садерже

                   Ерже ший.

                   Чодыраште шуко

                   Тамле сий.

Ребенок:    Уло калыкемже

                   Келша ваш.

                   Тек эреак лийже

                    Келшымаш.

Ребенок:    Шочмо мланде!

                   Шочмо вер,

                   Ужарала волгалтат.

                   Эн куатле

                   Эн чевер

                   Мыланемже тый улат!

Ребенок:    У разных народов есть прелесть традиции,

                   Одежда своя и родной свой язык.

                   Ну, как мне марийской землей не гордиться

                   И тем, к чему с детства душою привык.

       Исполняется «Гимн  Республики Марий Эл» – звучит фонограмма.

                                  Дети  слушают, стоя.

Ребенок:    Марийский край родной,

                   На карте мира

                   Ты даже меньше, чем клиновый лист.

                   У нас в сердцах, мой край марийский милый,

                   Ты, как цветок, прекрасен, юн и чист.

                     Исполняется песня «Марийский край»

                       музыка В.Захарова слова В. Изиляновой

                                 (Ший онгыр выпуск 2. стр10)

Ведущий:   (благодарит детей за красивую песню о марийском крае)

                    Ребята, как называется столица нашей Республики?

Дети:           Йошкар-Ола.    

Ведущий:    А как переводится слово Йошкар-Ола?

Дети:           Красный город.    

Ведущий:    О  нашей столице сложено много стихов и песен, некоторые

                     мы сейчас и услышим.

Ребенок:      Йошкар – Ола, наш город красный,

                     К тебе сегодня молодость пришла.

                     Ты с каждым днем становишься прекрасней,

                     Моя любимая Йошкар – Ола.

Ребенок:      Йошкар – Ола мотор ола,

                     Ме тый денет кугешнена.

                     Йошкар –Ола пледышла

                     Волгалт кумда элыштына.

Ребенок:      Йшокар –Ола, цвети и пой!

                     И мы растем счастливые с тобой.

                     Ты излучаешь солнце яркий свет

                     Красивей города на свете нет.

Ведущий:    В республике Марий Эл есть очень красивые, и полноводные

                     реки.  А какие?

Дети:           ответы

Ведущий:   Назовите озера Марий Эл?

Дети:           ответы

Ведущий:  Какие животные водятся в наших лесах?

Дети:           ответы

Ребенок:     Кеч пашаште,

                    Кеч модмаште

                    Йоратем мый муралташ.

                    Лийже шувыр,

                    Лийже тумыр –

                    Лектам вигак кушталташ.

Исполняется «Марийский танец»  - фонограмма                                            детьми подготовительных групп

Ведущий:  Ребята, к нам в гости собрался марийский богатырь Онар,

                   но его все нет. Давайте его позовем все дружно.

Дети:         Онар, Онар, приходи к нам!

              Звучит шуточная веселая музыка, вбегает Керемет.

Ведущий:  (удивленно смотрит на ребят)

                    Это же не Онар? Это Керемет к нам пожаловал.

                   А кто такой Керемет? Дети, вы знаете?

Дети:         ответы

Ведущий: (хвалит детей за правильные ответы)

                  Керемет, зачем ты к нам пожаловал?

                  Мы тебя не звали, мы Онара ждем.

Керемет:  Онара ждете? Не дождетесь! Я его далеко спрятал.

Ведущий: Зачем ты его спрятал?

Керемет:   Потому что для него читаем стихи, поете песни, пляшете,

                  а для меня – никогда.

Ведущий: Что же нам делать? Дети хотят веселиться, а ты все испортил.

Керемет:   Ничего не испортил. Я вот что вам скажу:

                  надоело мне одному жить, хочу веселиться.

Ведущий: (обращаясь к детям)

                  Как же нам перехитрить Керемета? Давайте с ним поиграем.

                  Он станет добрее и Онара отпустит.

                  (обращаясь к Керемету)

                  Керемет, хочешь с нами поиграть?

Керемет:  Конечно, хочу. Мне так скучно одному. А как играть будем?

Ведущий: Я знаю очень интересную игру про картошку.  Она с давних

                  Времен считалась самым любимым овощем марийского народа.  

                  А ты, Керемет, будешь судьей в этой игре?

Керемет:  Конечно,  буду. Я люблю  судить и бегать

                Проводится игра «Перенеси картошку лбами»

  Играющие делятся на пары, каждой паре дается картошка, которую игроки зажимают лбами,  По сигналу пары начинают носить картошку лбами до указанного места. Побеждает та команда, которая первая закончит игру. Фоном игры звучит веселая музыка.

Керемет:  Ой, как мне понравилось, хочу еще веселиться

Ведущий: Не хочет отпускать Керемет  Онара, давайте споем для него песню.  

              Исполняется песня  «Шыже лышташ»  

            музыка В. Захарова слова В.Абукаева – Эмгака

                     (Сборник «Ший онгыр» выпуск 2.стр.16)

Керемет:   Вот теперь я стал добрым, веселым, и Онара отпускаю. Спасибо

                  Вам ребята за то, что меня веселили.  

                  Буду долго вспоминать этот праздник. Сейчас  приведу Онара.

             Уходит. Звучит  радостная музыка и входит Онар.

Онар:         Салам лийже йоча – влак,

Дети:         Салам.

Онар:        Вы меня ждали?

Дети:         Да!

Онар:        Какие вы все красивые, нарядные.

                  Какие замечательные у вас костюмы

                  (рассматривает у детей костюмы)

Ведущий: Мы очень тебя ждали Онар, когда ты вновь посетишь наш

                  марийский край

Онар:        О марийский ты край, Марий Эл.

                  Ты России лишь часть небольшая,

                  О тебе песни счастья я пел,

                  По земле твоей древней шагая.

Ребенок:   Сылне сад – мемнан элна. Куанен ме илена.

                  Олаштат, ялыштат шергылтеш чот мурына.

                  Шочмо кушмо мландынам, курымеш йоратена.

Ребенок:   Шочмо вер эн шерге, шочмо вер – ава.

                  Тудын деч чеверже мо уло – ала?

Онар:        Я вижу вы любите свой край. А есть среди вас сильные и смелые?

Дети:        Есть ( с места выкрики детей) 

Онар:        Ну что ж , сейчас узнаем кто сильнее и смелее? Выходи вперед!

                      Проводится игра «Бой петухов»

  Игра проводится в парах. На одной ножке нужно нападать друг на друга, как «петушки». Кто ступит второй ногой на пол  тот и проиграл.

Онар:      О! Какие вы ловкие и задиристые.

Онар:       (хвалит детей ) Какие вы молодцы.

                 А кто знает, как называется ваш детский сад?

Дети:       ответы 

Онар:       Люди,  какой национальности живут в нашей  республики?                  Дети:       ответы  

Онар:       Что обозначает орнамент на гербе республики?

Дети:        ответы

Онар:       Молодцы! Еще я приготовил вам загадки

                про зверюшек, которые живут,  в наших лесах.

Загадки:

  1.  Пасу покшелне  ош  шукдыкра кöрдалеш    (заяц -         )
  2. Чодыраште коштеш, шÿкш оторым кычалеш (медведь -       
  3. Чÿчкыдö шуан шондаш пÿтырналтен мундыраш(ежик -     )
  4. Кто зимой холодной бродит по лесу голодный (волк -         )

                  Все загадки отгадали. А теперь предлагаю еще одну игру.

      Проводится игра «Йыдал куча»  ( «кого лапоть поймает»).

Все  стоят в общем кругу,  Онар  с лаптем внутри круга. Играет  веселая музыка, Онар  кружиться по кругу  под музыку,  с окончанием музыки,  кого заденет  лапоть, тот  выполняет задание  Онара.( или поет, или стихи читает, или танцует).

Ведущий:     Онар, мы не только можем  играть, но  мы еще дружно живем

                      в детском саду, о чем и споем нашу песню.

            Исполняется песня  «Йоча садыште» («В детском саду»)

                      музыка В. кульшетова слова А. Горинова

                       (сборник «Кечыйол» выпуск 1. стр12)

Онар:           Спасибо вам ребята за песню.

Ведущий:    Ребята,  исполним для Онара  и всех нас в честь дня рождения

                     Республики Марий Эл наш любимый «Каравай».

Онар:           (выносит поднос с угощеньем «Ÿоча»)

                     Я вас хочу угостить своими  любимыми сладкими конфетками,

                     которые,  называются «Ÿоча»

Ведущий:    Ребята, давайте все вместе пойдем пить чай с этим сладким

                     угощеньем.

Литература:

  • знакомство с государственными символами республики Марий Эл брошюра от 05.2011г. г.Й-Ола
  • марийское народное искусство (Й-Ола марийское книжное издание 1985г)
  • композиторы  и их творчеством  ( Й- Ола марийское книжное издательство 1994г),
  • встречи с марийской вышивкой Маритÿр И. Степанова (Й-Ола  марийское книжное издательство 2005г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника, посвященному 95-летию Республики Марий Эл

Конспект для детей старшего дошколнього возраста...

Конспект праздника «Мый моткоч йӧратем –тиде шочмо элем!» (Люблю тебя, мой край, родной), посвященного 95 - летию образования Республики Марий Эл с детьми старших групп

Цель: воспитание патриотических чувств к родному краю, любви и бережному отношению к её природе, культуре марийского народа.Задачи: 1.     Обогащать знания детей о своей Республике...

Сценарий праздника в детском саду ко Дню рождения Республики Марий Эл

Данный сценарий полезен воспитателям. Материал можно использовать для патриатического воспитания дошкольников....

Сценарий праздника "День рождения республики Марий Эл"

Сценарий праздника " День рождения республики Марий Эл" в старшей и подготовительной группе...

Сценарий праздника к 100-летию Республики Марий Эл «Процветай, Республика моя! Славься край родной!»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников.Задачи:1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.2. Формирование чувства люб...