Факультативный курс программы "Самароведение" для детей старшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Целями факультативного курса программы «Самароведение» являются формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного  пространства Самары. Приведены перспективные планы для старшей и подготовительной группы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самара, 2014 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 375» городского округа Самара

Слайд 2

« Город – один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, … где цветут высшие дары человечности. Города – это и лаборатории, и хранители культуры. В них происходит сгущение культурных процессов, насыщение их результатов... Город – самое яркое и наглядное мерило уровня культуры » . (Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии... С. 1.)

Слайд 3

Основные принципы реализации программы: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; гуманистический характер образования, содействие и сотрудничество детей и взрослых; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество детского сада с семьей; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

Слайд 4

Информационная карта Тип программы: образовательная Образовательная область: познавательная Возрастная направленность: старший дошкольный возраст Продолжительность реализации программы: два года Форма реализации программы: подгрупповая, фронтальная

Слайд 5

Цель: формирование основ патриотизма, духовно-нравственных качеств личности ребёнка, обогащение социального и культурного опыта воспитанников через использование социокультурного пространства Самары.

Слайд 6

Основные задачи: Создать условия в ДОУ, способствующие становлению гражданских, патриотических, духовно-нравственных основ личности ребёнка. Приобщать дошкольников к социокультурным ценностям родного города. Развивать начальные предпосылки исследовательской деятельности в ходе проектной деятельности. Обеспечить развитие личности ребёнка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды. Способствовать созданию единого социокультурного пространства ДОУ и ближайшего социального окружения с целью духовно-нравственного развития дошкольников. Обеспечить активное сотрудничество с семьями воспитанников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Слайд 7

Принцип построения занятий Основной принцип построения занятий с дошкольниками по программе базируется на использовании современных педагогических технологий: музейной педагогики; метода проектов; эвристической беседы; социоигровой технологии; информационно-коммуникативных технологий.

Слайд 8

Формы работы по ознакомлению с городом: Экскурсии по городу Беседы с детьми Чтение художественной литературы Мультимедийные презентации Игры-путешествия по городу Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери картинку», «Доставь письмо», «Отгадай и назови», «Подбери пару» и т.д. Викторины (познавательные и литературные) Исследовательская работа взрослых и детей Презентация детских проектов Составление описательных загадок Составление рассказов из личного опыта Создание мини-музеев Выставка рисунков Организация акций «10 любимых мест Самары», «Добрые дела для города» Проведение праздников и развлечений: «День рождения города», «День Волги»

Слайд 9

Ожидаемые результаты : Формирование ценностных представлений у старших дошкольников об истории и традициях родного края, повышения уровня знаний об общественных и культурных событиях нашего общества. Создание современной образовательной среды в группах через обогащение содержания нравственно-патриотического, социо- и этнокультурного компонента образования, развитие музейной педагогики. Дальнейшее расширение спектра образовательных услуг с учётом потребностей семей воспитанников, сотрудничество с семьёй в вопросах духовно-нравственного воспитания. Расширение социального партнёрства с учреждениями культуры, образования, здравоохранения и общественными организациями. Освоение педагогическим коллективом современных образовательных технологий: развивающего обучения, интерактивных методов, проектной деятельности. Успешная интеграция факультативного курса программы с другими программами социально-нравственного, патриотического и краеведческого содержания.

Слайд 10

Месяц Тема Цель Форма проведения Сентябрь Вводная диагностика Опросник для детей старших групп Выявить уровень представлений детей о родном городе. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). День города Сформировать представление о празднике «День города», воспитывать у детей любовь к родному городу. Мультимедийная презентация «День города» Акция к дню города «Добрые дела для моего города» октябрь Наш детский сад Систематизировать знания о детском саде, закрепить представления детей о труде сотрудников. Беседа «Что такое детский сад?» Двор, в котором я живу Закреплять представления о ближайшем окружении, развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему. Рассказы детей из личного опыта с опорой на схему «За что я люблю свой двор?». ноябрь Достопримечательности Город детства моего. Дать представление об основных достопримечательностях города, о памятных символах Самары, воспитывать любовь к родному городу. Виртуальная экскурсия по городу. Ворота города Познакомить детей с «воротами» города – вокзалами, с историей главных ворот Самары. Сформировать представление о назначении вокзалов. Мультимедийная презентация Перспективный план в старшей группе

Слайд 11

январь Музыкальная Самара Познакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация. февраль Музей города Самара (А.Толстого, музей железнодорожного транспорта и т.д.) Дать представление о назначении музея, познакомить детей с понятиями: коллекция, экспонаты, различными музеями. Формировать представления у дошкольников о музеях города. Развивать любознательность, потребность узнавать новое Презентация детских проектов Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: защитники, герои, храбрость. Сформировать представление о защитниках Отечества. Рассказ с элементами беседы декабрь Улицы родного города Познакомить детей с близлежащими улицами, с историей улиц. Учить правилам поведения на улицах города. Экскурсия по улицам Ташкентская, Стара Загора. Моделирование схемы улицы. Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»

Слайд 12

март Что такое площадь? Площади Самары Дать представление о том, что называется площадью. Познакомить детей с площадями города. Беседа с детьми. Изготовление альбома «Самарские площади» История дома Познакомить детей с историей появления построек, с разными видами домов.. Мультимедийная презентация апрель Самара спортивная Дать представление о спортивных объектах Самары, формировать положительное отношение к занятиям спортом. Эвристическая беседа «Как сохранить здоровье?» Виды театра. Кукольный театр. Дать представления о театре, видах театров. Познакомить детей с театром кукол, с театральными атрибутами. Посещение кукольного театра совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду. май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Праздник, посвящённый 9 мая Парки Самары Познакомить детей с парками города, учить бережно относиться к природе. Воспитывать желание сохранять «зелёные лёгкие Самары» Рассказы детей из личного опыта. Посадка цветов на участке детского сада.

Слайд 13

Месяц Тема Цель Форма проведения Сентябрь Вводная диагностика Опросник для детей подготовительных к школе групп. Выявить уровень сформированности представлений детей об истории и культуре родного города. Собеседование с детьми по вопросам о городе (вводная диагностика). День города Расширять представления детей о родном городе, учить детей выражать свои впечатления о городе с помощью речи. Мультимедийная презентация «День города» Акция к дню города «Добрые дела для моего города» октябрь Мой микрорайон Расширять представления о родном городе и микрорайоне Рассказы детей из личного опыта Краеведческий музей П.В. Алабина Способствовать развитию у детей интереса к истории и культуре родного края. Экскурсия в музей ноябрь Символы родного города (герб, флаг, гимн города) Познакомить детей с гербом, флагом и гимном города Рассказ с элементами беседы «Символы Самары» Самара-городок – начало-начал Сформировать у дошкольников представление об истории родного края, рассказать об исторических событиях города Самары. Интерактивная выставка «Летопись Самары» Тематическая акция «Лучший город на земле» Перспективный план в подготовительной группе

Слайд 14

январь Музыкальная Самара Продолжать знакомить детей с традициями музыкальной жизни Самары Мультимедийная презентация. февраль Музеи города Самара (Художественный музей, выставочный центр «Радуга», «Детская картинная галерея» и т.д.) Продолжать работу по ознакомлению детей с музеями города. Учить рассказывать о своих впечатлениях. Развивать исследовательские навыки. Презентация индивидуальных проектов детей. Здесь тыл был фронтом Познакомить детей с понятиями: патриоты, доблесть. Дать представление о значимости тыла для победы на фронте. Рассказ с элементами беседы. Экскурсия родителей с детьми в Военно-исторический музей Самары. декабрь Улицы родного города Познакомить детей с улицами города, с историей улиц. Закреплять правила поведения на улицах города. Виртуальная экскурсия по городу. Улицы праздничного города Создать у детей радостное настроение, познакомить с традициями празднования Нового года в семье. Выставка творческих работ «Новогодняя Самара»

Слайд 15

март Архитектура города: вчера и сегодня Познакомить с понятием: архитектура. Учить отражать в речи личностные представления детей о том, или ином архитектурном памятнике Самары. Мультимедийная презентация. Коллективная постройка «Город будущего» Памятники и монументы Самары Способствовать развитию исследовательских навыков, учить детей составлять рассказы об увиденном. Описательные рассказы детей о памятниках города. апрель Самара космическая Дать представление о роли трудящихся Самары в подготовке космических полётов. Развивать любознательность. Мультимедийная презентация: полёт первого космонавта в космос. Театры Самары: театр оперы и балета, Драматический театр Сформировать представление о театрах Самары, их разнообразии. Познакомить детей с профессиями людей в театре. Закреплять правила поведения в театре. Посещение театров совместно с родителями. Театральная неделя в детском саду май Никто не забыт, ничто не забыто Дать представление о событиях ВОВ, познакомить с памятными местами города, связанными с ВОВ, воспитывать гордость за героев Отечества, Экскурсия с возложением цветов к вечному огню Праздник, посвящённый 9 мая День Волги Формировать у детей представление о великой русской реке Волге, Рассказать о значении Волги для людей., воспитывать любовь к родному краю. Развивать эстетический вкус. Выставка детских рисунков.

Слайд 16

САМАРСКИЙ АЛФАВИТ А Автовокзал, Аллея трудовой славы, Аквапарк, Алабин П.В. Б Ботанический сад, Буратино (памятник), Безымянка, Бункер Сталина В Выставочный центр «Радуга», Вечный огонь, Волга Г Гагарин Ю.А.. Григорий Засекин Д Драматический театр, Дворец спорта, домик Клодта Е Еврейская синагога Ж Железнодорожный вокзал З Загородный парк, завод 9 ГПЗ И Ипподром, Иверский монастырь, Ил-2 (памятник) К Краеведческий музей, Костёл, Кирха, Колизей Л Ленинградская улица, Ладья (памятник) М Монумент Славы, Мечеть, Металлург, музей А.Толстого, музей космоса, метро Н Ново-Садовая улица, набережная Волги О Областная библиотека им. В.И. Ленина П Площади: Куйбышева, Кирова, Мочалова, Самарская, Славы, Революции, проспект Кирова Р Речной вокзал С Струковский сад, собор Кирилла и Мефодия Т Театр оперы и балета, театр кукол, ТЮЗ У Улицы: Стара Загора, Ташкентская, Георгия Димитрова, Победы, Университеты Самары Ф Филармония Х Хлебная площадь, храм Георгия Победоносца Ц Цирк Ч Чапаев В.И. (памятник) Ш Шоколадная фабрика «Россия», шоссе Московское Щ Парк Щорса Э Элеватор Ю Юнгородок Я Яблоневый овраг, Яхт-клуб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия из курса "Азбука общения" "В гостях у сказки" для детей старшего дошкольного возраста

Занятия направлены на формирование у детей,с помощью игры, моральных представлений: понятие доброты,зла на конкретных примерах....

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Организованная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с особыми коррекционно-образовательными потребностями по курсу "Цветомузыкальная терапия" "Красный клоун"

Цель деятельности: создание благоприятной комфортной среды для формирования положительных эмоциональных переживаний, используя возможности цветомузыкальной терапии....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...

"Обучение основам православной культуры детей старшего дошкольного возраста посредством факультативного внедрения бесед на основе программы духовно-нравственного воспитания «Родник» Е.Г. Карасевой, Т.А. Яриной».

Благодаря модернизации дошкольного образования, педагоги получили возможность осуществлять образовательную деятельность по основной образовательной программе учреждения с применением вариативных прогр...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...