Статья :к вопросу о воспитании толерантности……
статья на тему

Ахпайдерова Любовь Евгеньевна

Этот материал о воспитании толерантности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_akhpayderova_lyubov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о воспитании толерантности……

Автор: Ахпайдерова Любовь

Руководитель: Даниленко А.В.,

преподаватель педагогики

ГБОУ СПО педколледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Тему нашего исследования “К вопросу о воспитании толерантности …” мы выбрали не случайно, так как сегодня многие общественные деятели, педагоги, родители говорят о воспитании толерантности у подрастающего поколения. С нашей точки зрения, здесь, прежде всего,  имеется в виду задача воспитать в детях, молодежи умение жить в мире и согласии с другими людьми,  любить свою Родину.

Недостаточность знаний о народах, населяющих нашу страну, их традициях, обычаях, праздниках, особенно у молодежи, которая выросла в эпоху глобализма, принижения национального достоинства может быть, на наш взгляд, основной причиной их интолерантного поведения.

В школах, на уроках гуманитарных дисциплин, на классных часах современным учащимся предлагается достаточно много информации, связанной с многообразием  народов, населяющих нашу страну.  Ребят знакомят с религиозными верованиями народов, их праздниками, традициями……. Однако, на наш взгляд, все это подчас носит слишком уж поучительный характер, вследствие чего, не всегда воспринимается учащимися, так как хотелось бы педагогам, родителям и обществу.

Дополнительное образование детей по сравнению с общим имеет, на наш взгляд, ряд бесспорных преимуществом для обучения и воспитания детей. Так дополнительное образование детей:

  • носит неформальный и комфортный характер для всех участников образовательного процесса;
  • осуществляется в свободное время ребенка и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности и возможностью смены сферы деятельности в течение года;
  • характеризуется  добровольностью,  инициативностью и активностью  участников;
  • характеризуется  отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата деятельности;
  • направлено на развитие творческих способностей обучающихся, на развитие их познавательных интересов;

Опираясь в своей деятельности на особенности дополнительного образования, мы в рамках нашего творческого объединения детей (кружка) «Времена меняются, праздники остаются» рассказываем обучающимся о праздниках, которые отмечают народы России, в достаточно неформальной, благоприятной и дружелюбной, на наш взгляд, обстановке, которая и способствует более полному усвоению информации.

Содержание  наших занятий  не довлеет над обучающимися как некий дамоклов меч, а естественно воспринимается ими за счет интересного содержания и многообразия  предлагаемых видов деятельности.

Так, на наших занятиях обучающиеся знакомятся  с народами России и  праздниками, которые они испокон веков отмечают как национальные.

Особенностью организации наших занятий выступает то, что изучая праздники народов России мы знакомим обучающихся с особенностями  местности, на которой проживает тот или иной народ; повествуем о характерных деталях национального костюма того или иного этноса; предлагаем к изучению особенности национальной кухни, т.о. рассказывая ребятам о  культуре,  традициях, обычаях того или иного народа России;

 Мы рассказываем о народных  преданиях, об играх, в которые играют  на том или ином празднике, и не только рассказываем, но и играем, ведь занятия в системе дополнительного образования детей не носят жесткой структуры, и мы успеваем даже поиграть, тем самым ненавязчиво погружая ребят в атмосферу национальных праздников.

Использование разнообразных ребусов, анаграмм, кроссвордов, шифровок, таких приемов работы с текстом как чтение с остановками, деформированный текст, использование аудио и видео  материалов, делает  наши занятия увлекательными  для обучающихся в системе дополнительного образования.

Наш опыт мы обобщили в методическом пособии «Времена меняются, праздники остаются». Наше творческое объединение  рассчитано на работу с детьми 11-12 лет и  состоит из 10 занятий.

№ занятия

Тема занятия

1

«Сабантуй - татарский праздник плуга»

2

«Ысыах – якутский национальный праздник»

3

«Сагаалган – бурятский новый год»

4

«Сурхарбан – бурятский спортивный праздник»

5

«Джеоргуба – осетинский народный праздник»

6

«Пеледыш пайрем – марийский праздник цветов»

7

«Акатуй – чувашский праздник урожая»

8

«Нарвуз - восточный новый год»

9

«День Калевалы – праздник карльского эпоса»

10

«Юханнус -  день летнего солнцестояния у  ингерманландских народов»

Каждое занятие в среднем рассчитано на 1,5 часа и проходит 1 раз в 2 недели.

Обобщив нашу работу, мы пришли к выводу,  что правильная дидактическая и методическая организация занятий в системе дополнительного образования детей, в полной мере помогает достичь той цели, которая стоит перед современным педагогом:  воспитывать в подрастающем поколении  умение жить в мире и согласии с другими людьми, любить свою Родину, и трудиться на благо своей Отчизны, возрождать ее лучшие моральные и культурные  традиции.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о воспитании толерантности:" Все мы разные, но все мы равные".

Статья о воспитании толерантности :«Все мы разные, но все мы равные».В этом году в  детском саду№ 1330  был организован проект « Дети в музее». Во всех группах  были созданы...

Статья Воспитание толерантности в детском саду

Воспитание толерантности в детском саду.Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.                              ...

Статья "Содержание воспитания толерантности у дошкольников."

Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности ( ЮНЕСКО 1995 г. )...

Статья "Воспитание толерантности в детском саду"

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Наш детск...

Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)

Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...

Воспитание толерантности посредством художественной литературы. Статья для педагогов и родителей.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и ...

Статья: «Изучение темы «Воспитание у дошкольников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями»»

В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка. Период дошкольного детства очень ...