Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Коми край - люби и знай!"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сергун Мария Михайловна

свидетельство выдано воспитателю Сергун Марие Михайловне МДОУ "Детский сад № 20" г. Ухта, Республика Коми за размещение публикации на сайте sto-talantov.ru 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_komi_kray_lyubi_i_znay.doc37.5 КБ
PDF icon svidetelstvo_o_publikatsii_sergun_1.pdf1.28 МБ

Предварительный просмотр:

НОД. Познание.

Тема: «Коми край- люби и знай».

Программное содержание: закрепить знания детей о родном крае - о Республике Коми, о ее городах, о природных богатствах (лес, животный и растительный мир, полезные ископаемые). Воспитывать любовь и уважение к родному краю и ее людям.

Словарная работа: малица, челядь, оленевод, полярная ночь, ошейник, видза оланыд.

Предварительная работа:

1.Беседа « Коми край мой северный»

2.Чтение сказки « Яг- морт».

3.Экскурсия в краеведческий музей.

4.беседа « Города республики».

5.Комплексная лепка « Оленье стадо».

6. Беседа о столице Республики коми.

7.Сюжетно- ролевая игра « Нефтяники».

Зал оформлен в коми национальном стиле. На стене панно с изображением коми сюжета (чум, олени, тундра).

Стенд « Наша Республика Коми».

Дети и воспитатель подходят к стенду.

Воспитатель: Краем медвежьим, тайгой нелюдимой

          Вотчиной снега, пургою клубимой

          Не называйте мой Север любимый

          Север - богатые недра и воды

          Стройки и шахты, гиганты заводы

          Север – люди особой породы, золото сосен мы

          Гоним по рекам, в тундре огни зажжены человеком.

Ребята, внимательно посмотрите на карту нашей республики.

Какой цвет преобладает в ее раскраске? (зеленый).

Как вы думаете, почему? (наша республика богата лесом, а леса на карте окрашены в зеленый цвет).

Да, много лесов в нашей республике. А чем еще богат наш край? (в республике много полезных ископаемых: нефть, газ, уголь)

Но самое главное богатство Республики Коми- это люди, которые здесь живут и трудятся.

Еще раз посмотрите на карту и  скажите, где расположена наша республика? (на севере).

Вы правильно сказали. На севере зима первой приходит к нам и потом постепенно продвигается на юг. А весна  идет с юга и к нам приходит последней, так как этот путь очень длинный, поэтому бывает и в мае месяце еще лежит снег. Помните стихотворение

Альберта Ванеева?У него есть такие строчки.   Ты  мой город родной, даже в мае бываешь завьюжен».

Давайте вспомним, как восхищается севером коми- поэт П.А.Образцов. Отрывок из этого стихотворения  нам  читает Алиса.

Север мой.

Вот он Север мой суровый! Полюбуйся, посмотри!.

На лугу ковер пуховый, на деревьях снегири.

Шапки белые на крышах, горы снега на дворе,

Дед Мороз узоры пишет на потеху детворе.

Но и он бывает лютым, добродушный Дед Мороз,

И себя как ты не кутай, прошибет порой до слез.

Но зато, с каким журчаньем с гор весной бегут ручьи,

Гнезда вьют, с каким стараньем хлопотливые грачи.

Как приветливо встречает Север новую весну.

Выпуская птичьи стаи в голубую вышину.

А теперь мы все пройдем в зал (проходят в зал). Дети, посмотрите, какая чудесная лесная полянка. Усаживайтесь поудобнее и мы продолжим нашу беседу. Все мы любим коми край, так как это наша Родина, здесь мы родились и живем. А кто знает люди какой национальности были самыми первыми жителями республики коми?( коми).

Стук в дверь:

входит Северяночка: «Видза оланыд, челядь!

Дети: Видза оланыд!.

Воспитатель: Видза оланыд, добро пожаловать к нам в гости. Как вы добрались?

Северяночка: спасибо, хорошо. У вас здесь тепло, а у нас в тундре еще зима, совсем недавно появилось солнышко. Почти два месяца стояла полярная ночь.

Ребенок подходит к Северяночке: А теперь вопрос такой: что спасает вас зимой от метели и пурги, холода и вьюги?

Северяночка: в коми крае я живу, где суровы зимы, не страшны мне холода, я надену пимы. Чтобы не замерзать зимой, я надеваю малицу, варежки и пимы. Вот посмотрите на картинку- это меня художник нарисовал. А из чего же сшиты мои пимы и малица? Как вы думаете? (из оленьих шкур). Правильно, а варежки я сама связала, их я украшаю коми орнаментом. Ну-ка кто мне скажет, как называется этот  элемент орнамента? Показывает детям бумажные варежки: ошейник, хомут, оленевод, олень, рога оленя. Ответы детей.

Молодцы дети, а теперь я хочу узнать, как вы знаете и любите природу коми края.

Настя:

Сосны, ели, клены

Это лес, он наш друг зеленый.

Добрый друг, он шумит, поет

 и в прохладную тень зовет.

Воспитатель: дети, а лес припас для вас свои загадки, а отгадки находятся в этой корзине.

« Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня увидишь за версту, зовусь я…… (подосиновик).

Катя, найди в нашей корзине подосиновик. Правильно.

« Что за гриб стоит на кочке, в красном бархатном платочке? ( Сыроежка).

Отыщи сыроежку, Аня, в корзине и покажи детям.

« Вот и гриб боровик, и красив он и велик, в толстой шапке набекрень, ножка толстая как пень».

Найди в корзине боровик, Алина, и покажи нам, как еще называют этот гриб? (белый гриб).

Северяночка: Хорошо вы знаете грибы, а вот знаете ли вы ягоды, которые растут в вашем лесу?

Достает конверт с картинками и показывает детям: клюква, черника, брусника, голубика, морошка, малина, шиповник. Дети правильно называют ягоды.

Ягоды вы хорошо знаете, а для чего же их собирают?

Ответы детей: ягоды очень вкусны и полезны, из них варят варенье, компот, морс, их сушат.

Воспитатель: Ну, что, убедилась, Северяночка, как хорошо наши  дети знают, что растет в лесу?

Северяночка: Да, но все же я приготовила еще одно задание для ребят, оно будет потруднее. Дети, подойдите-ка ко мне ( дети встают около нее в круг).Северяночка берет вазу с ветками ( сосна, ель, береза, тополь).Дети называют ветки. Северяночка спрашивает, как отличить сосну от ели (у ели хвоя короткая, а у сосны длинная; ветки березы  черные, а у тополя коричневые; листья у березы меньшего размера, чем у тополя.)

Северяночка: порадовали вы меня, а знаете ли вы столицу нашей республики?

Дети: Сыктывкар.

А какие города нашей республики вы еще знаете?

Ответы детей: Воркута, Печора, Ухта, Усинск, Сосногорск, Сыктывкар, Вуктыл, Инта, Микунь, Троицко-Печорск.

Воспитатель: специально для встречи с тобой  Кирилл  выучил стихотворение нашего поэта И. Воронина « Моя Ухта»

Мой город возвышается над северной рекой

Где по весне встречается одна заря с другой.

А расцветет черемуха такая красота

И вся от зорьки в сполохах любимая Ухта.

Северяночка: ну, ребята, была рада я приехать к вам. В память о своем приезде  коми сувениры дам.

Воспитатель: а мы умеем не только трудиться, но и веселиться. Приглашаем тебя Северяночка и всех наших гостей отдохнуть и повеселиться у околицы.

Проводится хороводная игра «Невод».

Подвижные игры «Ловля оленей», «У медведя», «Воробей», «Оленьи упряжки».

.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»

Конспект непосредственно-образовательной организованной деятельности по изобразительной деятельности в подготовительной  группе. Лепка на тему: «Поможем расколдовать сказочных рыб»...