Презентация "Кантеле, звучи".
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

Елена Юрьевна Немчинова

Данная презентация авторская с региональным компонентом,  предназначена для дошкольников старшего возраста, педагогов, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kantele.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кантеле – это струнный щипковый музыкальный инструмент, похожий на гусли. Именно в России гусли были наиболее распространены. Не случайно многие русские народные сказки включают героев-гусляров. Кантеле получил распространение в Финляндии. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала» .

Слайд 3

По преданию, первым придумал кантеле Вяйнямейнен – мудрый старец, живущий в нашем крае. Вяйнямёйнен родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он — богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Всякий раз, как отмечается в «Калевале», собиравшиеся слушать мудреца Вяйнямёйнена люди, звери, птицы и рыбы очаровывались волшебными звуками музыки. Из чего же сделал кантеле Вяйнемейнен?

Слайд 4

Лодка Вяйнямёйнена сетует, что хозяин не использует ее для славных дел. Тогда герой снаряжает дружину гребцов и отправляется в море. Там лодка застревает в хребте огромной щуки. Вяйнямёйнен убивает мечом чудовище и создает из челюсти короб.

Слайд 5

В Калевале говорится: Кантеле из кости сделал, вековечную отраду. Из чего он короб сделал? Щучью челюсть взял на короб. Из чего колки он сделал? Щучьи зубы приспособил. Из чего он струны сделал? Волос конский взял у Хийси. Вот и кантеле готово, Сделан короб музыкальный, Инструмент из рыбьей кости, Щучьих плавников певучих .

Слайд 6

Многим давал Вяйнямёйнен пробовать играть на невиданном инструменте: Дал и юным, дал и старым, Людям средних лет дозволил, Чтобы пальцами играли На том кантеле из щуки, Коробе из рыбьей кости. Но ни старые, ни молодые, ни холостые, ни женатые, ни даже удалой и веселый Леммминкяйнен не смогли извлечь из кантеле красивых звуков. Не звучат, однако, струны, Не дают они услады. Даже в северную Похъёлу посылали кантеле, но и там… … веселье не вскипало, Не была игра приятна.

Слайд 7

Взял тогда в руки кантеле мастер – мудрый Вяйнямёйнен: Кантеле берет он в руки, Ставит выгиб на колени, Держит кантеле руками, Говорит слова такие: «Приходи сюда послушать, Кто еще не слышал раньше Этих вечных струн усладу Вместе с кантеле напевом!» Под рукою старца Вяйнё Издает искусно звуки Этот короб многострунный, Кантеле из рыбьей кости. Плавно вскидывал он пальцы, Высоко большой он поднял. Шло веселье за весельем, Радость с радостью сливалась; Это было впрямь игрою, Песня с песнею сплеталась, Напевали рыбьи кости, Тон давали щучьи зубы; Струны толстые – звук сильный, Конский волос – звук высокий.

Слайд 8

Все же первое кантеле во время бури теряется в «глубине морской». Вяйнямёйнен второй инструмент сделал по-другому – взял березовое поленце, выжег в нем сердцевину, подравнял все топором, натянул пять струн потуже.

Слайд 9

Сделал старый Вяйнямёйнен Из березы той утеху, Целый летний день строгал он, За день кантеле устроил, На мысочке, скрытом мглою, На туманном островочке. Короб кантеле он режет, На утеху ящик этот, Короб делает он прочный, Весь в прожилках этот ящик.

Слайд 10

С тех пор стали люди делать кантеле именно так!

Слайд 11

Многие века делали жители Карелии кантеле по старинной технологии – почти в точности так, как придумал Вяйнемейнен. А уже в наше время, незадолго до Великой Отечественной войны, прикоснулся к старинному кантеле исследователь, музыкант и поэт Виктор Гудков.

Слайд 12

Вместе с мастерами он усовершенствовал инструмент, увеличил количество струн и собрал кружок любителей музыки. Так родился на свет ансамбль«Кантеле». Ансамбль этот уникальный, нигде в мире больше такого нет. Творческие люди там собрались! Не только на кантеле играют, но и поют да танцуют…И не только взрослые, но и дети.

Слайд 17

Презентацию подготовила Немчинова Елена Юрьевна, музыкальный руководитель высшей категории НДОУ № 15 ОАО «РЖД»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение- размышление ,, Логопед- это звучит гордо!\'\'

Эссе на тему ,, Почему я стала логопедом\'\'...

Конспект непостредственно-образовательной деятельности "Почему всё звучит?"

Данный материал может применён при организации интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста....

Пусть музыка звучит всегда

Вечер досуга в старшей и подготовительной группе. тема "Пусть музыка звучит всегда"...

Конспект НОД «Игра-занятие с дидактическим материалом». Тема: «Что звучит?».

Цель: совершенствование навыка дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток). Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация»....

Воспитатель звучит гордо

Все работы хороши, выбирай на вкус! – слова из стихотворения В. Маяковского, которое мы читаем детям в детском саду. Много на свете хороших профессий, но моя самая интересная,  самая лучшая! Детс...

Дидактическая игра: "Что звучит"

Дидактическая игра: «Что звучит»Цель:- Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.- Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать коор...

Пусть всегда звучит музыка

Цель: Развивать осознанное восприятие музыки, эмоционально-образного содержания. Развивать память и музыкальный слух, звуковысотное и тембровое восприятие, определение характера музыки....