Проект "Семилуки.История моего города". «Люблю тебя, мой край родной!»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Литвишко Марина Николаевна

Итоговое мероприятие «Люблю тебя, мой край родной!».  Краткосрочный проект." Мой город".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «г. Семилуки. История моего города.»

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране».

                                                                 Д.С.Лихачев

Актуальность:         

Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом и взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.

Нашему родному городу Семилуки  в прошлом году исполнилось 60 лет.

Много ли знаем мы о своем родном городе? Часто ли гуляем мы по улицам своего города? Видим ли мы красоту родного города?

Замыслом проекта, является приобщение ребенка к культуре своего народа; пополнение знаний детей о родном городе, воспитание уважение к его традициям и обычаям, развитие потребности детей в освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия, с участием родителей.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Знакомство детей с родным краем: историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие  черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Цель: Знакомить детей с прошлым и настоящим родной земли, главными достопримечательностями малой родины. Воспитывать интерес к своей малой родине – г. Семилуки. Воспитывать уважение к  жителям города, истории  родного края.

Задачи:

  1. Дать знания о прошлом и настоящем малой родины, природных богатствах края.
  2. Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор дошкольников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
  3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего поселка, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине, жителям города.
  4. Обогатить представления детей о символике города.
  5. Учить передавать впечатления об окружающем, закрепить знания об основных районов города.
  6. Учить передавать впечатления об окружающем, закрепить знания об основных частях здания.

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие

Ожидаемые результаты:

Проделанная работа поможет сформировать понимание того, что знание истории своего города необходимо. Потому что, не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Именно  знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция своего народа.

Итог  работы:

Воспитательная ценность:

У детей появилось чувство гордости за свой город, за людей участвовавших в его создании, за его неповторимую красоту.

Познавательная ценность:

У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего города, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой природе родного края.

Содержание Проекта.

Целевая группа

- дети подготовительных групп;

- родители;

- воспитатели;

- музыкальные руководители;

- детская библиотека;

Описание Проекта.

Проект краткосрочный:  2 февраля – 31 марта  2015 год.

Работа по организации и проведению будет проходить в три этапа:

1.        Подготовительный

2.        Основной

3.        Заключительный

1 этап

•        выбор темы и ее актуальность

•        определение цели и формулирование задач;

•        поиск источников информации и определение списка литературы;

•        разработка проекта;

•        изучение опыта ведения проектной деятельности.

•        изучение Интернет-ресурсов по теме проекта

•        анализ предметной среды группы

2 этап

•        знакомство родителей с темой и целями проекта ;

•        знакомство участников проекта и источниками информации и списком литературы;

•        поисково-исследовательская деятельность;

•        составление сборника стихов и пословиц;

•        использование дидактических игр.

•        проведение бесед, дидактических игр по расширению представлений о       родном городе.

  • Консультации для педагогов и родителей.

•        создание в группе условий для реализации проекта: выставка книг, альбом с фотографиями города.

•        создание слайдовой презентации для детей «Мой город»

3 этап

  • Непосредственно-образовательная деятельность  “ Люби и знай свой край”
  • Выставка продуктов детской деятельности.
  • Оценка этапов реализации проекта детьми.
  • Презентация Проекта

Материально-технические ресурсы

Подбор исторической литературы о родном крае, городе.

Подбор произведений русского народного творчества.

Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)

Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

Дидактические игры

Выставки книг, рисунков, поделок.

Создание условий для проведения открытых мероприятий  ( оформление групповой комнаты, музыкального зала)

План реализации Проекта.

Образовательные области

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность, организованная в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

1

2

3

4

5

ОО «Познавательное развитие»

Просмотр слайдов презентации на тему: «Достопримечательности города»

Конструирование из бумаги: «Дома в городе»

Совместные экскурсии и целевые прогулки в микрорайоне детского сада в магазины и аптеку, в СОШ №2, в городской парк «Аллея Славы»

Рассматривание и обсуждение иллюстраций детских энциклопедий с изображением городов России.

Рассматривание

плакатов «Наша Родина» географической карты «Россия»

Рассматривание карты-схемы города. Цель: учить читать карту, показать на карте свой адрес

Настольно-печатная игры: «Город», лото «Профессии», «Животные России». Собирание тематических пазлов.

Выставка в группе «Писатели о родном городе», «Из истории нашей семьи», «Достопримечательности нашего города».

 Семейные экскурсии в кукольный театр, в музеи города (по желанию детей и родителей), на центральные улицы и площади в выходные и праздничные дни.

ОО « Социально-коммуникативное развитие»

Лексико – грамматические упражнения на тему: «Профессии»  «Транспорт»

Познавательно – исследовательская деятельность на тему: «Поможем городу»

Беседа «Какие правила необходимо знать, гуляя по городу»  

Составление рассказа на тему «Кто где живёт?», «Достопримечательности родного города», «Улочки – закоулочки».

Беседа: «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу?».

Рассматривание и обсуждение фотоальбома «Все работы хороши»

Рассматривание фото-коллажа посвящённого городу Семилуки .

Сюжетно ролевая игра «Идём в детский сад»,

«Семья»,

 « Экскурсия по городу».

Ролевые игры по желанию детей. Самостоятельная деятельность на прогулке

 Оснащение центра игры.

 

Фотовыставки «Природа родного края», «Город глазами детей».

ОО «Развитие речи»

 Беседы: «Имя нашего города. Город раньше и теперь», «Улицы нашего города. Моя родная улица»,  «Какие памятники я видел в нашем городе», «Транспорт нашего города», «Что в нашем городе создано для детей (парки, театры, кинотеатры, спортзалы, бассейн)», «Родная природа», «Заводы, музеи», «Мои выходные дни».

Словесные игры «Путь - дорога », «Доскажи словечко»

Чтение книг История Воронежского края

Автор: Панова В.И.

Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.

Речевые игры: «Найти по образцу одно из четырёх» «Подбери подходящее» «Каким что бывает?» «Кто больше вспомнит?».

Домашнее чтение

Разучивание стихотворений посвященных городу Семилуки

.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Рисунок: «На детской площадке»,

«Мой дом»,  «Моя семья».

- Аппликации: «Детский сад», «У реки».

- Лепка: «Деревья вокруг»,  «Домик в деревне».

Разучивание песни «Наш край»

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художественных книг, картин и репродукций художников на тему: «Города России»

 

Раскрашивание раскрасок с изображением улиц города

Оформление выставки рисунков на тему: «Люблю свой город» Изготовление коллективных работ «Любимый сердцу уголок».

ОО «Физическое развитие»

Спортивное развлечение «Веселые старты»

Утренняя гимнастика «Мы строители»

Физкультура на улице

 П/и «Мы шоферы»

«Дорожное – не дорожное»

«Почта»

Оформление газеты «Шагая по улицам города»

Игровое мероприятие: тематический праздник «Люблю тебя, мой край родной!»

 

Сценарий литературно - познавательного вечера:

«Люблю тебя, мой край родной!»

На середину зала выходят дети:

  1-ый ребенок: Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!

   2-ой ребенок:  Слышишь голос соловья – это Родина твоя!

   3- ий ребенок: Видишь звездочки Кремля – это Родина твоя!

   4-ый ребенок: Садик, где твои друзья - это Родина твоя!

    5-ый ребенок: Руки матери твоей, шум ветвей и  звон дождей,

                                      И в саду смородина – это тоже Родина!

 1 Воспитатель: Здравствуйте дорогие гости и ребята!

Среди просторов  нашей  большой  страны,  есть  край,    где  ты  живешь,  где  твой   родной   дом,   твоя   родная  земля.  И  где  бы   ты  ни  был,  куда  бы  ты  не  ездил, всегда  будешь  вспоминать  свою   родину, край  Воронежский,  где  ты   родился  и  вырос, свой  родной  город. Сегодня мы отправимся в путешествие по истории нашего края, нашего любимого города.

2 Воспитатель: Наш Воронежский край – это Придонье, которое  раскинулось  в   центре  нашей  России.  По  нашей  Воронежской  земле  текут  великая  река  Дон  и  его  притоки  Хопер,  Ворона,  Битюг,  множество  водоемов  смотрят  в  небо  голубыми  глазами.  Здесь  огромные  леса  и  степи. Ребята, что же такое «малая родина»?

   Ребенок              Мы живем в стране большой – матушке-России.

                               В ней так много городов все они красивы.

                               Но среди родных просторов есть одно местечко

                               Это Семилуки  -  здесь моё сердечко!

Ребенок     – Придонье, родное Придонье,

                       Красоты лесов вдалеке.

                       Просинь излучин, раздолье –

                        Все есть на любимой реке

Ребенок          Степи видали набеги

                         И помнят у Дона косцов

                         И как на солнечном бреге

                         Слагал свои песни Кольцов

Ребенок.          В этих краях мы родились

                          Детства познали здесь вкус

                          Малой отчизной гордились

                           Я и сейчас ей горжусь !    

Песня «Наш край»  Д.Кабалевский, А.Пришелец

Воспитатель. Ребята давайте вместе полистаем странички истории.  (презентация) слайд - заглавие

1 слайд. Семилуки — один из многих  небольших городов России, расположенный на правом высоком берегу реки Дона в 11 км к западу от областного центра г. Воронеж. Нашему городу недавно исполнилось 60 лет.

2 слайд. Однако эти места были обжиты очень давно. Начиная с каменного века, древние люди обживали благодатные донские берега.

3 слайд. Их стоянки обнаружены почти по всему течению реки Дон.

4 слайд. Во время раскопок ученые узнали, что на территории современного города Семилуки существовало древнее поселение периода Киевской Руси. Здесь отыскали славянское городище.

 5 слайд. Славяне основали на этом месте укрепленное поселение. Здесь уже был городок с домами и ремесленными лавками.

6 слайд.   В конце 14  века на Дон вторглись полчища Тамерлана, которые уничтожали все поселения на Дону.

7 слайд. Они постоянно совершали набеги на поселения славян, разоряли города, сёла, убивали русичей, уводили их в плен. Людям пришлось покинуть наши  места.

8 слайд. На несколько столетий цветущий край превратился в безлюдное место, где лишь время от времени останавливались кочевники.

9 слайд. Заселение и освоение  нашего края по-настоящему началось в 16 веке, т.е. во время  построения Воронежской крепости. Люди заново основали новые поселения и начали развитие нашего края

10 слайд. При строительстве железной дороги  в 1894 году на правом берегу реки  Дон возник небольшой полустанок, названный по имени близлежащего села — Семилуки, давший в последствии основание будущего городу. В то время здесь был всего лишь один дом путевого обходчика.

Воспитатель: Время шло. ( выходят дети _________________________)

11слайд. 

1 ребенок: После революции стране требовался кирпич для строительства  новых городов.  

Летом 1926 года на правом берегу Дона за железнодорожной дорогой был разбит палаточный городок на 600 мест, размечена площадка будущего завода и началась стройка.

12слайд.

 2 ребенок: Сначала на станции Семилуки был всего лишь один дом и несколько бараков. На стройке в основном трудились жители соседних  сел. Была  открыта почта, появилась библиотека, позже -  сапожная мастерская и парикмахерская.

Первой улицей была улица Ленина. Здесь  был построен первый трехэтажный дом.

13. слайд

3 ребенок:

 Начала работать больница, хлебозавод, появилась школа, был построен клуб. К тому времени в поселке проживало больше двух тысяч человек. Город рос на глазах, завод работал на полную мощность. Люди надеялись на будущее.

Но все изменилось, началась Великая Отечественная война.

 ( Вставка: Левитан - Объявление о Начале войны)

 

Перестроение детей ( муз. «Прощание славянки»)

Презентация №2

 Выходят дети: ____________________________________________________

Ребенок  (Илья Д.) слайд 1

Враг приближался к Дону. Солдаты вражеской армии уничтожали все на своём пути.

Все мужчины нашего города записывались добровольцами на фронт.

Много людей погибло от вражеских бомб и снарядов.

 

Воспитатель: Слайд 2

4 июля 1942 года фашисты ворвались в Семилуки, здесь развернулись тяжелые  бои за донские переправы. Воины 3 батальона 605 стрелкового полка почти все отдали свои жизни за наш город. 

 Слайд 3. Ныне об этом свидетельствует братские могилы.  На могилах, где горит вечный огонь, золотыми буквами выбиты имена тех, кто грудью заслонил донскую твердыню, — сержанты И. М. Бондарь, И. М. Скворцов, рядовые С. Ф. Кручинин, П. П. Кучук и еще 96 бойцов. Они первыми встретили врага и погибли здесь, не пропустив его дальше.

 Воспитатель: Давайте вместе с Вами вспомним, какие памятники погибшим воинам в годы Великой отечественной войны есть в нашем городе:

Слайд 4

  1. В Селе Семилуки Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 5

  1. Стела - памятник воинам – огнеупорщикам погибшим в годы Великой Отечественной войны с именами павших героев.

 Слайд 6

  1. Братская могила - памятник в городском сквере. СЛАВА ГЕРОЯМ ПОГИБШИМ ЗА СВОБОДУ И НЕЗАВИСИМОСТЬ НАШЕЙ РОДИНЫ (читать с экрана)

Слайд 7

  1. На  высоком берегу Дона стоит памятник 2-ой воздушной армии.

 Воспитатель: В июле 1942 года донскую переправу и железнодорожный мост защищали и летчики 2-й Воздушной армии генерала Степана Акимовича Красовского. За один день летчики совершали до 250 вылетов для разведки, штурма и бомбардировки войск противника. Наибольшее число ударов приходилось на районы  села Ендовище, Семилук и Подклетного.

Слайд 8

  1.  26 января 1943 года Семилуки были очищены от вражеских войск.

Танцевальная композиция «Синий платочек»

Воспитатель. 

За  годы войны 16 жителей района были удостоены звания Героя Советского Союза. Тяжело далась эта победа нашим людям. С полей войны и сражений не вернулось около 16 тысяч жителей района.

Сегодня у нас в гостях почетные жители г. Семилуки…. Ветераны Великой Отечественной войны ____________________________________________

____________________________________________________________

Воспитатель Ветеранам войны посвящается:

1 ребенок:  Ты пережил все ужасы войны

                    Листая пожелтевшие страницы

                    В строю солдат защитников страны

                    Героев Семилукцев вижу лица.

2 ребенок:  Пусть память победивших в той войне

                    Храниться вечно в памяти народа.

                     Вот почему над Доном в вышине

                      Бессмертно держат курс три самолета.

3 ребенок :     Все победе отдали сполна,

                         Дрались вы геройски, мы все знаем.

                        Про то поет донская волна,

                        Мы вас добром всегда вспоминаем.

 Дети дарят цветы!

 Воспитатель:    Война закончилась. Жизнь начала входить в привычное русло. Жители города радовались мирному небу над головой.

Танец « Ложки»

Воспитатель: Силами простых людей город строился заново. Были построены новые жилые дома, магазины, больница. Завод снова работал на полную мощность.

 В 1964 году был построен наш детский сад « Теремок». И вот уже более полувека каждый день он  открывает свои двери, встречая малышей.

Видео - Фильм « Дети Семилук»  

Ведущий: Особое внимание жителей и гостей города вызывает первый в истории города храм Святителя Митрофана. Его высота 42 метра и на нем 13 куполов.

Недалеко от нового храма на берегу Дона расположен святой источник.

      Мальчик.  Как песни в безбрежной  России

                          Звучат городов имена,

                          И всё-таки, самый красивый

                          Есть город, друзья, для меня.

      Девочка.  Пускай не везде он известен,

                          Пусть это не Крым, не Кавказ.

                          Но наши берёзки-невесты

                          Прекрасней, чем пальмы для нас.

 

Воспитатель: Наш красивый город создавали, строили люди разных профессий. Они старались, работали хорошо, чтобы в городе было удобно жить, чтобы он был красивый и большой. Если каждый житель будет делать для города что-нибудь хорошее, он станет еще краше. Наше путешествие по страницам истории родного города  заканчивается.

   

А вам, дорогие гости, мы хотим подарить вот эти магниты с фотографиями нашего города на память о нашем путешествии.

Ребенок:         Неотделимо от судьбы страны

                        Твоя судьба в моих продлится внуках.

                        И на вопрос о том, где рождены.

                        Они ответят гордо: "В Семилуках".

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - викторина с участием родителей "Люблю тебя, мой край родной"

Игра - викторина для детей старшего дошкольного возраста. Программные задачи: развивать экологические представления, систематизировать знания о живой и неживой природе, развивать интерес и л...

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя - мой край родной» Для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие поможет обогатить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомит с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растениями и животными Саратовского края....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Альбом (презентация) Ставропольской край. «Люблю тебя, мой край родной». 2018год.

Авторская разработка. Образовательная область «Познавательное развитие»....

Конспект ООД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем "Люблю тебя, мой край родной!"

формировать знания детей о России и о родном крае, а также культурно-историческое сознание посредством краеведения...