Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Народный промысел Башкир. Бортничество».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мухамедьянова Гульсара Салаватовна

Программное содержание:

            - Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничества.

          - Формировать интерес к изучению быта башкирского народа.

           - Ознакомление с ремеслом башкирского народа.

          - Закрепить представления детей о ремеслах, о приспособление пчел к окружающей среде нашей природы.

           - Воспитание трудолюбия.

           - Воспитание бережного отношения к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.

Предварительная работа: Беседа о ремеслах Башкирского народа, рассматривание иллюстраций, картин о ремеслах. Просмотр видео о ремеслах. Беседа о пчелах и пчеловодстве.

Словарная работа:

Обогащение словаря: бортничество, бортовой мед.

Активизация словаря: пчеловод, пчеловодство, улей, соты.

Пчеловод, пчеловодство, улей, бортничество, бортовой мед.

Используемый материал: Дидактическая игра, иллюстрации и картины, карточки, ложки, мед, ноутбук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.

Тема: «Народный промысел Башкир. Бортничество».

Программное содержание:

            - Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничества.

          - Формировать интерес к изучению быта башкирского народа.

           - Ознакомление с ремеслом башкирского народа.

          - Закрепить представления детей о ремеслах, о приспособление пчел к окружающей среде нашей природы. 

           - Воспитание трудолюбия.

           - Воспитание бережного отношения к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.

Предварительная работа: Беседа о ремеслах Башкирского народа, рассматривание иллюстраций, картин о ремеслах. Просмотр видео о ремеслах. Беседа о пчелах и пчеловодстве.

Словарная работа: 

Обогащение словаря: бортничество, бортовой мед.

Активизация словаря: пчеловод, пчеловодство, улей, соты.

Пчеловод, пчеловодство, улей, бортничество, бортовой мед.

Используемый материал: Дидактическая игра, иллюстрации и картины, карточки, ложки, мед, ноутбук.

Ход занятия:

(Дети встали в круг)

Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать!

Ранним утром ей не спиться

Очень хочется трудиться,

Вот и меду принесла,

Работящая…(Пчела).

Воспитатель: Правильно, пчела. А пчелы какие звуки издают?

Артикуляционная гимнастика: (з-з-з, жу-жу-жу, бз-бз-бз)

           - Положили пчелок на ладони и дуньте чтобы пчелки смогли взлететь.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картину и вспомните, как выглядит пчела?

Ответы детей:  У пчелы голова, шесть ножек, крылья глазки, брюшко, усики и жало. На ногах есть маленькие щеточки, а также как бы корзиночки куда собирают пыльцу.

Воспитатель: Для чего пчелке жало? (чтобы защищаться от врагов - пчела жалит -выпускает яд). А как нужно себя вести, чтобы пчела вас не ужалила? (Не кричать громко, не размахивать руками).

Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру.

Дидактическая игра «Собери пчелу» (Детям предлагается из шести частей собрать пчелу)

Воспитатель: Ребята, про пчелу говорят, что она работящая, какую же работу она выполняет?

Ответы детей: (Летает с цветка на цветок и собирает пыльцу, мед.)

(Воспитатель приглашает детей к столу. Дети берут ложки пробуют мед)

Воспитатель:

        - Что это? (мёд).

        -Какого он цвета? (желтый, коричневатый, желтоватый…)

        - Какой он на вкус?(сладкий, вкусный…)

        - Имеет ли запах? Какой?  (ароматный, пахнет летом, цветами).

Воспитатель:

- Он не просто вкусный, но и полезный.

Воспитатель: Как называют человека, который занимается пчелами?

Ответы детей: Пчеловод. (Повторяем название на русском и башкирском языке).

Воспитатель:  А как называется домик, в котором живут пчелы?

Ответы детей: Улей. (Повторяем название на русском и башкирском языке).

Предлагаю рассмотреть иллюстрации с изображением.

Воспитатель: Куда пчелы собирают мед?

Ответы детей:  Соты. (Повторяем название на русском и башкирском языке.)

Воспитатель: Молодцы как много вы знаете о пчелах. Давайте немного отдохнем.

Физминутка:

 – Шли наши ножки по лугу, по дорожке шли, не устали, пчелками стали.

Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, засыпают). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются).

Раз-росой они умылись(умываются).

Два изящно покружились (кружатся).

Три нагнулись и присели, на четыре полетели (летают и жужжат).

Воспитатель: Ребята Башкиры с давних времен занимались пчеловодством. Я предлагаю вам посмотреть фильм.

Просмотр фильма «Бортничество» (Фонд этнографических исследований http://www.youtube.com/watch?v=IM2NtGHVbog). 

Воспитатель: Ребята, о чем был фильм? (ответы детей)

-Да, в наших лесах живут и дикие пчёлы. Они немного меньше домашних пчёл по величине. Круглый год семья дикой пчелы живёт в одном месте, в дупле; там она и зимует, питаясь запасённым мёдом. Дерево, в дупле которого селились пчёлы, называлось бортью. (Повторяем название на русском и башкирском языке). Летом, когда пчёлы размножаются и в одной семье им становится тесно, происходит роение. Часть пчёл – рой - отделяется, находит пустое дупло и селится в нём. Так образуется новая пчелиная семья.

Это ремесло «Бортничество» до сих пор сохранилось в нашей республике, в Бурзянском районе. Бортники передают свое ремесло из поколения в поколение, тем самым сохраняя эту традицию.

(Повторяем новые слова: бортевой мед, бортничество).

Воспитатель: Ребята, мы с вами летом наблюдали за пчелами. У нас тоже есть свой улей, я предлагаю вам поселить пчел в наш улей. Каким способом мы можем изготовить пчелиную семью?

Ответы детей: (из теста, из пластилина, природного материала, из бумаги…)

Воспитатель: -А сейчас я предлагаю сделать пчел способом оригами.

                          - Давайте вспомним как это делается.

Коллективная работа «Пчела» из цветной бумаги способом оригами.

Воспитатель: Ребята, посмотрите в каком красивом улье поселились наши пчелы. Они очень рады и благодарят вас за улей.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ

Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».

Цель: закрепить знания  детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü   Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»

Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...