Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему

Плотникова Нина Владимировна

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями писателей Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа29.18 КБ

Предварительный просмотр:

1 раздел Целевой.

Пояснительная записка.

Цель: создать условия для духовно - нравственного воспитания старших дошкольников посредством чтения художественной литературы через творчество писателей Алтайского края.

Задачи:

1. Воспитывать интерес к родному языку, умение говорить грамотно.

2. Познакомить детей с творчеством детских поэтов и писателей Алтайского края.

3. Развивать словарный запас детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

4. Способствовать развитию умения полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

5. Привлечь детей и родителей к сотрудничеству для реализации и проведения мероприятий, включённых в рабочую программу (экскурсии, встречи, выставки и т. д.)

Актуальность:

Одной из современных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. В наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал угасать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте, дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео, компьютерные игры. Результат - школьники не любят и не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, а книга даёт возможность домыслить, "дофантозировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги ДОУ, поэтому самым осведомлённым человеком в вопросах детской литературы и чтения должен быть воспитатель, он не только воплащает задачу приобщения детей к книге, формирования в них интереса к процессу чтения и понимания содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения.

В рамках реализации своей РП постараюсь приобщить детей к чтению художественной литературы (посредством помощи взрослого), создать условия для формирования литературного вкуса; так же привлечь родителей воспитанников (выезды в библиотеку, экскурсии, литературные викторины...), так как только кропотливая совместная работа и усилия взрослых смогут приобщить детей сначала к слушанию, а затем - чтению книг.

Принципы рабочей программы:

1. Принцип развивающего обучения , целью которого является развитие ребёнка.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Принцип полноты, необходимости идостаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи)

4. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.

5. Принцип решения програмных образовательных задач в совместной деятельности детей не только в рамках непосредственно - образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

6. Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

При разработке РП были использованы следующие нормативно - правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 ФЗ "Об образовании в Российской Феедерации"

2. Приказ Министерства труда социальной защиты НА от 18 октября 2013 г. №544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дополнительного, начального, общего среднего),(воспитатель, учитель)"

3. Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1987года.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (от 12 сентября 2008г. №666)

5. "О гигиенических требованиях  к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения" (Письмо от 14.03 2000г. №65\23-16)

Для реализации РП используются следующие методические пособия:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. : Мозаика-Синтез, 2010 год.

2. "Приобщение детей к художественной литературе" В.В. Гербова; М : Мозаика-Синтез, 2010 год.

Возрастные особенности художественно - эстетического развития старших дошкольников.

(Образовательная область "Чтение художественной литературы")

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно  дошкольное детство особенно восприимчиво к усвоению речи : если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Огромную роль в освоении речи, пополнении словарного запаса ребёнка, играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Произведения для чтения ребёнку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие. Детей старшего дошкольного возраста привлекает больше содержание текста, хотя и иллюстрации к книге они с удовольствием рассматривают. Через некоторое время нужно поговорить с ребёнком о прочитанном, это приучает его анализировать суть прочитанного, воспитывает ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем современнее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.

В результате общения с книгой к 6-7 годам ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у 6 летнего ребёнка должен быть сформирован определённый интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно перессказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить своё отношение к ним. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности, дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых и наказывая злых. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребёнком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями.

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.

И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить : излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; "разобранное" с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного произведения.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпититов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету, герою или явлению.

Планируемые результаты освоения РП :

К концу реализации РП дети будут готовы :

1 Перессказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

2 Составлять по плану и образцу рассказы по сюжетной картине.

3 Различать жанры литературных произведений.

4 Называть любимые сказки и рассказы.

5 Знать наизусть : 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки.

6 Называть 2-3 авторов 2-3 иллюстраторов книг.

7 Выразительно читать стихотворение.

8 Перессказывать отрывок из сказки, рассказа.

После реализации РП в группе будут оформлены :

1 Книжный уголок (сменяемость и наполняемость)

2 Организован уголок "Книжкина больница"

3 Оформлены выставки: "Писатели и поэты АК - детям", "Иллюстрации к любимым сказкам", "Моя домашняя библиотека"

4 Вгруппе появятся традиции : "Книга напрокат", "Книжное дерево"

5 Будут оформлены альбомы для рассматривания, связанные с тематикой занятий кружка "Юный книголюб"

2 раздел Содержательный.

Рабочая прогрмма разработана для детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации 2014 - 2015 учебный год.

2.1 Описание образовательной деятельности :

Календарно - тематическое планирование

Сроки реализации

Тема месяца

Содержание деятельности. Мероприятия с детьми и родителями.

Участие

Результативность

сентябрь

«Как создается книга»

Беседа:

«Знакомство с книжными уголками»

Тематическое занятие:

«Как создается книга»

Рассматривание иллюстраций:

«Старинные книги» «Первые печатные станки»

Экскурсия по группам в детском саде:

Посмотреть, как оформлены книжные уголки в других группах

Художественная литература:

В.М.Нечунаев «Бабушкин клубок» (алтайский писатель- стихи для детского дошкольного возраста

С родителями:

Помощь в пополнении книжного уголка сказками (народными)

Всероссийский конкурс «Книжный уго  

лок»

Сертификат за участие

октябрь

Русские и алтайские поэты об осени

Тематические занятия:

«Стихи А.С.Пушкина;  С.Есенина; А.Плещеева про осень»

Презентация:

«Живописные места Алтайского края осенью»

Художественная литература:

В.М.Нечунаев «Полино поле»

Заучивание:

Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

С детьми:

Собрать осенние листья для украшения книжного уголка.

С родителями:

Сочинить с детьми рассказ о походе в осенний лес

Всероссийский детский творческий конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год

Сертификат куратора

ноябрь

«Бабушкина игрушка»

Беседа:

«Всегда ли игрушки выглядели так, как сегодня?»

Художественная литература

Чтение стихов А.Барто про игрушки

Слайд- шоу

«Старинные игрушки»

С детьми:

Посетить кружок Петрусь Н.И.

«Тряпичная кукла» ( на базе ДОУ)

С родителями:

Совместно с детьми расспросить своих бабушек об игрушках, которые они играли в детстве, записать. В дальнейшем оформить как «Рассказы о бабушкиной игрушке»

Вечерние посиделки:

«Подождем маму за сказкой»

Алтайский краевой детский экологический центр; за активное участие в краевой выставке «Секреты бабушкиного сундука» 2014 год

Благодарность

декабрь

«Там где живут книги»

Экскурсия:

В городскую детскую библиотеку

Выставка:

«Писатели и поэты Алтайского края- детям»

Беседа:

«Кто лечит книги»

Художественная литература:

Русская народная сказке «Морозко»

Немецкая народная сказка «Госпожа Метелица» ( путем сопоставления сказок подвести детей к усвоению понятия «бродячий сюжет», найти сходства и различия в сюжете сказок)

Дети совместно с родителями:

Дома «подлечить « любимые книги и показать детям в группе)

Всероссийский детский творческий детский конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год

Сертификат куратора

январь

«Здесь мы весело живем и танцуем и поем…»

Театрализованное мини-представление:

«Новогодние и Рождественские фантазии»- придуманные истории с участием детей

Художественная литература:

С.Писарев «Кошка Муська и ее друзья»- правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка

Прогулка режимный момент:

Изображать движения животных и имитировать звуки

Выставка:

«театральные костюмы» (дети могут примерить)

С родителями:

Помощь в подготовке костюмов для мини-представления «Новогодние и Рождественские фантазии»

Всероссийский творческий фото-конкурс «Новогодняя фантазия» 2014 год

Диплом от издательства журнала «Детский сад будущего-Галерея творческих проектов»

февраль

«Защитим Отечество родное»

Тематическое занятие:

«Защитники Отечества»

Конкурс стихов:

« О доблести, о мужестве» (конкурс дети учат стихи Алтайского поэта Е.Санина из цикла «Стихи о мужских профессиях»

Слайд- шоу:

«Российские войска и военная техника»

Совместно с родителями

 папы:

Участие в празднике «Защитники отечества»

Мамы:

Помощь детям в заучивании стихов к 23 февраля

Выставка:

«Иллюстрации к любимым сказкам»

Всероссийский детский творческий конкурс для дошкольников «Иллюстрация к русской народной сказке» 2014 год

Сертификат куратора

март

Поэты всего мира говорят о ней-Мамочке моей

Тематическое занятие:

Рассказы Ю.Яковлева «Мама» и стихотворение Г.Виеру «Мамин день»

Художественная литература:

Стихи Алтайского поэта Е.Санина «Мамины профессии»

Введение традиций в группе:

«Книга напрокат»

Составление памятки- рекомендации для родителей:

«Взаимодействие с родителями в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе»

Совместно с родителями:

Круглый стол «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»

Международный конкурс «Золотые ручки»

Благодарственное письмо от Интернет-ресурса «Педсовет» за подготовку участников

апрель

Народные праздники

Тематические занятие:

«День смеха» и «Пасха»

Презентация:

«Пасхальные Традиции»

Введение традиции в группе:

«Книжное дерево»- после выходных дети рассказывают какую книгу они с родителями прочитали, воспитатель записывает на листок и прикрепляет к дереву.

Анкетирование родителей:

«Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Художественная литература:

С.Писарев «Кошка Муська и ее друзья» правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка.

Всероссийский конкурс творческих работ «Светлое Христово Воскресенье. Пасха» 2014 год

Диплом за 2 место

май

«Наши деды- славные Победы…»

Тематическое занятие:

«День Победы»

Встреча с ветеранами ВОВ:

Октябрьского района г. Барнаула

КВН:

«Мама, папа, я- читающая семья»

Работа в микрогруппах:

Придумывание и показ детьми историй с разными персонажами.

Художественная литература:

В.М.Нечунаев «Фантазия-  чудотазия.» «Ученая коза и другие стихотворения»

Совместно с родителями выставка:

«Моя домашняя библиотека»

Способы и направления детской инициативы :

Ребёнок дошкольного возраста - неутомимый исследователь, который хочет всё знать, всё понять, во всём разобраться, у него своеобразное видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.

Активность ребёнка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и даёт перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребёнка.

Для того, чтобы познавательно-интеллектуальная активность детей возрастала и дети проявляли свою инициативу, нужно учитывать следующие факторы :

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию

- образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы

- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребёнка : чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.

Для инициативной личности характерно :

- произвольность поведения, самостоятельность, эмоционально развитая волевая сфера, инициатива в различных видах деятельности, стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность.

2.3  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть как живёт и развивается его ребёнок)

- работа кружка "Юный книголюб"

- занятия с ребёнком по инициативе и интересам каждого в отдельности

- выездные экскурсии, организуемые ДОУ

- организация среды для свободной деятельности детей

3 раздел Организационный.

Рабочая программа составлена с учётом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психологических и физических особенностей детей дошкольного возраста.

Работа строится на уважительном, деликатном и тактичном отношении к личности ребёнка.

Содержание РП реализуется через непосредственно образовательную деятельность, в процессе режимных моментов, в процессе совместной работы детей и родителей (КВН, выездные экскурсии, выставки), через кружковую деятельность.

Срок реализации программы - 1 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Замок Снежной королевы"

Конспект комплексного занятия  по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Рабочая программа составлена в соответствии требованиям ФГОС по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" для детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа по области "Художественно - эстетическое развитие" для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы"

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста "Подарок для мамы" (объемная аппликация из салфеток)...

Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса для детей из ненужных вещей»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684002","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель:Формировать экологическую культуру и нравственное воспитания детей дошкольного возраст...