Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хозяйки Марьюшки»
материал (подготовительная группа) на тему

 

Цель: знакомство с карельской куклой.

Задачи: 1. Познакомить с видами народных тряпичных кукол

2. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям карельского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

3. Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, «Берестушка», «Метлушка») .

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением)

Ход занятия :

Звучит карельская музыка.

Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум. Входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Меня послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?

Дети: Здравствуйте! Пришли мы в гости тебя послушать и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем! Я приглашаю вас в свою карельскую горницу. Как вы думаете почему именно в карельскую горницу. (ответы детей) Правильно, потому что мы живем прекрасной Карелии

Хозяйка: - Милости прошу ко мне в избу! Проходите. Посмотрите на быт карельского человека. Комнату в избе называли горницей. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Посмотрите, что в моей горнице есть. Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете. (Ведётся беседа о предметах быта.)

- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду для себя и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Полы в избе были деревянные. Стол был сделан из дерева. На полу стелили дорожки.

Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

А как вы думаете, чем занимались мужчины?

Мужчины занимались рыболовством круглый год. Рыбу солили, сушили, вялили, коптили. Вырезали миски и ложки.

Чем занимались женщины?

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, ткали, вышивали, плели лапти. Раньше девушки за работой пели песни. (поют девушки) Вот так жили люди раньше!

Как вы думаете, чем же занимались дети? В какие игрушки они играли?

Я хочу рассказать вам ободной изэтих игрушек. О какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутили

В сарафанчик нарядили.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она (кукла, уточняю -карельская) (показываю тряпичную куклу)

У меня много разных кукол. В детстве я любила играть с куклами, которых делала моя бабушка. Куклы были тряпочные. Когда бабушка делала куклу, она вкладывала свою любовь, свою заботу и тепло.

Сегодня я познакомлю вас с самими первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Хотите узнать о них больше?

Я вас приглашаю в мою мастерскую. Здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной материи, ленточки, нитки. Они нужны нам для изготовления новых кукол. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочок» (открыть сундук)

Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? Это карельские куклы и они бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я расскажу вам о не скольких кукол. Вот в такие куклы играли наши прабабушки. Этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.

Дети: Безлика.

хозяйка: как вы думаете, что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол могло быть, что то не хорошее. Безликая кукла всегда добрая. Карельские женщины делали «куклу», из лоскутков старых вещей без использования ножниц и иголки, чтобы жизнь ребенка была счастливая, одевали её в традиционную для карел одежду: САРАФАН ИЛИ ЮБОКУ, ПОВЯЗКА НА ГОЛОВУ ИЛИ ПЛАТОК.

Хотите сделать карельскую куклу своими руками? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

А ротик ей не мешает.

Моя кукла называется «Берестушка»

Сегодня мы свами сделаем куклу «Берестушку». Посмотрите какая она нарядная и яркая. (показать готовую куклу). Как вы думаете почему ее так называют? Слушайте, я сейчас расскажу. Кукла была изготовлена из бересты, свернутой в трубочку. Эту куклу делалабабушка для своих родных внуков и внучек (поэтому ее иногда называли – бабушкина кукла) .

Прежде чем, приступим к изготовлению куклы, мы немного разомнем пальцы.

Коло, коло, колобок, дай мне бабушкин горшок.

Маня кашу сварит. Чем же Маня занята?

Щепки собирает, ягоды считает.

Вот чем Маня занята!

Проходите и присаживайтесь за столы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой. И все у вас получится.

Практическая работа под карельскую народную песню.

Дляизготовление куклы нам понадобится:

• Береста

• Лоскуток светлой ткани

• Лоскуток цветной ткани

• Нитки

Наряд у Берестушки может быть любой: (напоминаю) сарафан или юбочка, повязка на голову или платок. Главное остается только основа – трубочка, свернутая из бересты.

Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

(Когда дети сделаю кукол, я предлагаю им вложить в бересту пожелание здоровья и всего самого хорошего) Я приготовила для вас пожелания, которые написала на небольших листочках. Закрутите в трубочку и вложите в бересту.

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я увидела, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. И настало время для забав карельских.

Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» против ходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На слова дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.

Ты, картошка, варись,

Над горшком пар клубись.

Подождем совсем немножко-

И сварилась вся картошка.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Заключительная часть:

Вам понравилось у меня в гостях?

Что понравилась? Что то новое и интересное узнали?

Х:Гостей дорогих угощаем калитками!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки подносим, поклоняясь отведать просим!

Хозяйка выносит калитки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию «В гостях у хозяйки Марьюшки»

Цель: знакомство с карельской куклой.

Задачи: 1. Познакомить с видами народных тряпичных кукол

2. Формировать интерес к народным традициям и духовным ценностям карельского народа. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с куклами.

3. Обогащать и активизировать словарь детей (безлика, «Берестушка», «Метлушка») .

4. Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением)

Ход занятия :

Звучит карельская музыка.

Наш досуг, порою, мелок, и чего там говорить:

Скучно жить без посиделок. Их бы надо возродить!

Звучит музыкальный фон, за дверью слышен шум. Входят дети.

Хозяйка: Здравствуйте, ребятушки! Зачем ко мне пожаловали? Меня послушать или пирожков покушать? А может и в игры поиграть?

Дети: Здравствуйте! Пришли мы в гости тебя послушать и пирожков покушать! И в игры с тобой мы с удовольствием поиграем! Я приглашаю вас в свою карельскую горницу. Как вы думаете почему именно в карельскую горницу. (ответы детей) Правильно, потому что мы живем прекрасной Карелии

Хозяйка: - Милости прошу ко мне в избу! Проходите. Посмотрите на быт карельского человека. Комнату в избе называли горницей. Горница у меня небольшая, да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!

Посмотрите, что в моей горнице есть. Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? - Называйте предметы, которые вы знаете. (Ведётся беседа о предметах быта.)

- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. В ней пекли хлеб, готовили еду для себя и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Полы в избе были деревянные. Стол был сделан из дерева. На полу стелили дорожки.

Любили карелы и почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

А как вы думаете, чем занимались мужчины?

Мужчины занимались рыболовством круглый год. Рыбу солили, сушили, вялили, коптили. Вырезали миски и ложки.

Чем занимались женщины?

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи, ткали, вышивали, плели лапти. Раньше девушки за работой пели песни. (поют девушки) Вот так жили люди раньше!

Как вы думаете, чем же занимались дети? В какие игрушки они играли?

Я хочу рассказать вам ободной изэтих игрушек. О какой, вы узнаете, отгадав загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутили

В сарафанчик нарядили.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она (кукла, уточняю -карельская) (показываю тряпичную куклу)

У меня много разных кукол. В детстве я любила играть с куклами, которых делала моя бабушка. Куклы были тряпочные. Когда бабушка делала куклу, она вкладывала свою любовь, свою заботу и тепло.

Сегодня я познакомлю вас с самими первыми куклами, с которыми играли ваши прабабушки.

Хотите узнать о них больше?

Я вас приглашаю в мою мастерскую. Здесь я делаю своих кукол. Здесь у меня много разной материи, ленточки, нитки. Они нужны нам для изготовления новых кукол. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем? Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочок» (открыть сундук)

Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? Это карельские куклы и они бывают разные (показать кукол) с ними можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла. Я расскажу вам о не скольких кукол. Вот в такие куклы играли наши прабабушки. Этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.

Дети: Безлика.

хозяйка: как вы думаете, что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол могло быть, что то не хорошее. Безликая кукла всегда добрая. Карельские женщины делали «куклу», из лоскутков старых вещей без использования ножниц и иголки, чтобы жизнь ребенка была счастливая, одевали её в традиционную для карел одежду: САРАФАН ИЛИ ЮБОКУ, ПОВЯЗКА НА ГОЛОВУ ИЛИ ПЛАТОК.

Хотите сделать карельскую куклу своими руками? Давайте сядем рядком, да поговорим ладком.

Пусть наши глазки все видят.

Ушки все слышат.

Голова запоминает,

А ротик ей не мешает.

Моя кукла называется «Берестушка»

Сегодня мы свами сделаем куклу «Берестушку». Посмотрите какая она нарядная и яркая. (показать готовую куклу). Как вы думаете почему ее так называют? Слушайте, я сейчас расскажу. Кукла была изготовлена из бересты, свернутой в трубочку. Эту куклу делалабабушка для своих родных внуков и внучек (поэтому ее иногда называли – бабушкина кукла) .

Прежде чем, приступим к изготовлению куклы, мы немного разомнем пальцы.

Коло, коло, колобок, дай мне бабушкин горшок.

Маня кашу сварит. Чем же Маня занята?

Щепки собирает, ягоды считает.

Вот чем Маня занята!

Проходите и присаживайтесь за столы. Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куклой. И все у вас получится.

Практическая работа под карельскую народную песню.

Дляизготовление куклы нам понадобится:

• Береста

• Лоскуток светлой ткани

• Лоскуток цветной ткани

• Нитки

Наряд у Берестушки может быть любой: (напоминаю) сарафан или юбочка, повязка на голову или платок. Главное остается только основа – трубочка, свернутая из бересты.

Ах. Какие красивые куколки у вас получились. Наша куколка готова! Теперь они ваши, можете забрать их в свой игровой уголок или подарить своему младшему братику или сестренке.

(Когда дети сделаю кукол, я предлагаю им вложить в бересту пожелание здоровья и всего самого хорошего) Я приготовила для вас пожелания, которые написала на небольших листочках. Закрутите в трубочку и вложите в бересту.

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Я увидела, что вам понравилось делать кукол. Спасибо за работу вашу, за старание. И настало время для забав карельских.

Игра «КАРТОШЕЧКА В ГОРШОЧКЕ» карельская игра

Дети образуют два круга: внешний – горшочек, внутренний – картошка. Дети начинают двигаться: внешний круг идут по кругу, внутренний двигаются «гуськом» против ходом (картошка вариться). На последнюю фразу дети из внешнего круга останавливаются, а дети во внутреннем кругу постепенно встают (картошка сварилась) и поворачиваются к детям из внешнего круга. На слова дети - картошка надувают щеки, а дети – горшочек протыкают их (проверяют, «сварилась ли картошка»). Чьи щечки не сдулись, та картошка «доваривается» - пляшет.

Ты, картошка, варись,

Над горшком пар клубись.

Подождем совсем немножко-

И сварилась вся картошка.

Хозяйка: Чудесна картошка сварилась, рассыпчата, для начинки в самый раз.

Заключительная часть:

Вам понравилось у меня в гостях?

Что понравилась? Что то новое и интересное узнали?

Х:Гостей дорогих угощаем калитками!

Они на блюде расписном с карельским рушником.

Калитки подносим, поклоняясь отведать просим!

Хозяйка выносит калитки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми с ОНР. Тема: "Рисование "В гости к зиме"

Педагоги, работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с учетом возрастны...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у Феи Музыки»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыкальная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста «В гост...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для средней группы «В гостях у Матрёшки»

С помощью данного материала, можно познакомить детей с русской народной игрушкой-матрёшкой....

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе №8 «Звездочки» «В гости к народной игрушке»

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере истории создания русской национальной игрушки «Матрешка»....