Отчет о работе по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей детей через проведение дидактических игр"
статья (младшая группа) на тему

Дьячкова Наталья Владимировна

В отчете представлен анализ работы по теме самообразования "Развитие сенсорных способностей через проведение дидактических игр" с данными педагогической диагностики на начало и конец учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

Воспитателя 2-ой младшей группы МКДОУ № 3 «Радуга»

Дьячковой Натальи Владимировны

В 2014 – 2015 учебном году я взяла следующую тему самообразования «Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством дидактической игры».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Многие ученые считают сенсорное развитие основой умственного развития ребенка и успешности его дальнейшего обучения. Именно поэтому меня заинтересовала данная тема.

Мною была поставлена цель:

Систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Для достижения данной цели нужно было выполнить следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме;
  • Изучить методики и технологии педагогов в интернет-ресурсах;
  • Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей;
  • Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;
  • Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию дошкольников.

На первом информационно-аналитическом этапе мною была изучена литература по данной теме:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи / авт.-сост. Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц) образоват. учреждений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Хохрякова Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей.

Затем, в начале сентября, мною и Травкиной О.А. была разработана программа дополнительного образования «Сенсорика», рассчитанная на 3 года, в которой была предусмотрена методика диагностирования уровня сенсорного развития детей. По этой методике нами была проведена диагностика выявления уровня сенсорного развития детей. Результаты диагностики показали: высокий уровень развития – 0%, средний уровень развития – 43% (10 человек), низкий уровень развития – 57% (13 человек).

Далее началась работа по развитию предметно-развивающей среды. Были приобретены развивающие игры:

  1. «Деревянный паровозик-конструктор»
  2. «Деревня» - деревянный конструктор;
  3. «Собери бусы» (деревянные);
  4. Пазлы «Цифры»;
  5. Разрезные картинки (кубики);
  6. Вкладыши «Домик с ключами» и «Разборный куб»;
  7. Пирамидка-вкладыши;
  8. «Разрежь фрукты»;
  9. «Надень фигуры на столбики»;
  10. «Мозаика» (мелкая);
  11. Деревянные вкладыши «Транспорт»;
  12. Подставка деревянная «Цвет, форма, величина»;
  13. «Чья тень?»;
  14. «Двойные вкладыши» (цвет, форма);
  15. «Развитие внимания»;
  16. Геометрические фигуры на магнитах.

Были изготовлены дидактические игры:

  1. «Составь узор»;
  2. «Собери правильно» (форма, цвет);
  3. «Сложи квадрат»;
  4. «Сосчитай и найди цифру»;
  5. «Форма, цвет, размер»;
  6. «Собери букет»;
  7. «Найди предмет такой же формы»;
  8. «Найди две одинаковые (форма, цвет);
  9. «Иголки для ежа» (из прищепок).

Со второй половины сентября началась планомерная работа кружка «Сенсорика» по модулям:

  1. Совершенствование двигательных функций (развитие крупной моторики и мелкой моторики рук).
  2. Развитие тактильно-двигательного восприятия.
  3. Развитие слухового восприятия.
  4. Развитие зрительного восприятия.
  5. Восприятие формы, величины, цвета.
  6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
  7. Восприятие пространства и времени.

В марте было проведено родительское собрание на тему «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка»;

Была проведена консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей младшего дошкольного возраста».

Также были оформлены наглядные материалы для родителей: информационная папка «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет», информационный лист «Развитие зрительного восприятия и пространственного представления».

В мае было проведено итоговое открытое занятие «Поможем Машеньке».

В мае нами была проведена итоговая диагностика с целью выявления уровня сенсорного развития детей группы. Ее результаты показали следующее: 82% (18 человек) достигли высокого уровня развития, 18% (4 человека) – среднего уровня развития, низкий уровень – 0%.

В результате изучения данной темы мною были сделаны следующие выводы:

дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, это наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор, способствует формированию его личности.

Именно проведение кружковой работы в форме дидактических игр позволило нам повысить у детей уровень сенсорного развития. Через игру дети смогли познакомиться с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. Ребята стали больше внимания уделять дидактическим играм. Кроме того, дети стали более внимательными, усидчивыми, дружелюбными.

Родители также расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и как можно научить играя.

Считаю, что моя работа в течение года была достаточно успешной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через дидактические игры»

Планпо самообразованиюТема:«Сенсорное развитие детей первой младшей группы через дидактические игры»на 2018-2019 учебный год Разработала:Шишкина Ирина Сергеевна Цель: повыше...

Программа по самообразованию на 2019-2020учебный год по теме: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет, посредством дидактических игр через проект.»

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходим...

Система работы по теме: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Система работы по теме:«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...

«Опыт работы по теме «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность с использованием ИКТ технологий»

Средний дошкольный возраст – замечательное время для развития творческих талантов. Малыши этого с удовольствием примеряют на себя различные роли, проникаясь переживаниями вымышленных героев, при...

Методическая разработка по теме: «Развитие сенсорных способностей детей первой младшей группы через использования дидактических игр»

Цель работы: создание оптимальных условий для сенсорного развития детей, через различные виды деятельности.Задачи:1. Формировать у детей представление о сенсорных эталонах, через дидактическую игру.2....

Опыт работы по теме «Развитие интеллектуальных способностей детей через организацию игр в шахматы»

Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.Задачи программы:а) образовательные:-Формирова...