Познавательная викторина "Чтобы люди знать могли о делах родной земли"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Марина Михайловна Аушева

 

Данный материал направлен на развитие у детей познавательного интереса к озеру Байкал и закрепление знаний о местонахождении, его уникальности.  Воспитывает у детей толерантность, чувство любви к своему Отечеству, родному краю, эстетические чувства при ознакомлении с озером Байкал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Познавательная викторина

«Чтобы люди знать могли о делах родной земли»

(в рамках реализации Педагогической площадки)

                                                                  Аушева Марина Михайловна,

                                                                  воспитатель,                                                          

                                                                  первая квалификационная категория.

                                                                 

г.Усть-Илимск

Цель: Расширить у детей познавательный интерес к озеру Байкал и закреплять знания о местонахождении, отмечать его уникальность. Закрепить знания о символическом значении цветов герба и флага России. Воспитывать у детей толерантность, чувство любви к своему Отечеству, родному краю, эстетические чувства при ознакомлении с озером Байкал.

Активизация словаря: древнее, уникальное, синеокая, пресная, герб, россияне, сибиряки, бурятский народный спортивный праздник «Сурхарбан», голомянка.

Методическое обеспечение: Мультимедийная презентация «Чтобы люди знать могли о делах родной земли», камни, краски, аудио запись сказки «Байкальская сказка», разрезные картинки (рыбы Байкала, нерпа, чайка).

Предварительная работа: экскурсии по городу, в краеведческий музей, просмотр видеофильмов: «У края чарующей бездны», «Мой город», выставка детских рисунков, детско-взрослое проектирование «Город моей мечты, «Вокруг Байкала», чтение сказок В. Стародумова «Ангарские бусы», знакомство с народно-прикладным искусством Бурятии.

Перед началом занятия звучит аудио запись со стихотворением:

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла

Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Звучит музыка «С чего начинается Родина?». Под музыку дети входят в зал.

Знакома ли вам эта песня? Как вы думаете, что такое Родина? Выясняю, как понимают словосочетание «Родная страна». Поясняю, почему «родная» - здесь жили и родились наши прабабушки и прадедушки, наши родители. Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей).

Страна наша называется Россия. А все люди живущие в ней? (ответы детей).

На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, на самолете за один день. Наша Родина - большая красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Каждое государство имеет свои отличительные знаки: герб, флаг, гимн. Из каких частей состоит Российский флаг? (ответы детей).

Дети называют цвета, на экране поочередно закрашиваются части флага. 

Что означают цвета Российского флага? (Дети называют, уточняю.) Белый - мир и чистота совести. Синий - верность и правду. Красный — отвага и любовь. Флаг означает единство страны и ее независимость от других стран.

Дети среди гербов находят герб России. 

Ребята, а вы когда-нибудь видели город с высоты? Давайте совершим путешествие над нашим городом, а пролетая над ним, угадайте, где мы находимся (дети называют достопримечательности города).

Как называется наш край? (ответы детей). 

Как называется озеро, в крае, где мы живем? (ответы детей).

Почему его называют уникальным, необычным? (предположительные ответы детей - Байкал самое древнее, глубокое, с чистой прозрачной водой, там водится голомянка).

Предлагаю поиграть в игру «Найди озеро Байкал среди других по контуру» Дети выбирают, под правильным ответом высвечивается «солнышко».

Вы правильно показали контур озера Байкал, а теперь покажите его на карте Иркутской области. Байкал таит в себе очень много загадок и с некоторыми вы уже знакомы, вам необходимо назвать правильный ответ.

Игра «Выбери правильный ответ».

За правильно выбранный ответ - показ иллюстрации (по щечку за каждый ответ).

Вопросы:

  1. Что такое Байкал? (озеро, океан, море);
  2. Какая река не впадает в Байкал? (Селенга, Снежная, Ангара);
  3. Назови самый большой приток, впадающий в Байкал? (Сарма, Селенга, Ангара);
  4. Нерпа - кто она? (рыба, водоплавающая птица, млекопитающее животное);
  5. Какое озеро называют двойником Байкала? (Хубсугул - Монголия, Танганьика - Африка, Балатон - Венгрия).

Предлагаю детям игру «Что лишнее?»

Закрепляются знания о природе и животном мире России, особенностях национальных праздников, жилья.

Сегодня к нам пришли гости, мы предлагаем вам поучаствовать в викторине «Моя любовь – Сибирь!». А дети в это время составят разрезные картинки (рыбы Байкала, чайка, нерпа).

Проводится электронная игра «Моя любовь – Сибирь». Благодарю гостей за участие, эрудированность.

Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. У нас очень красивый город, места живописные.    Почему   же    человеку   захотелось    поселиться    на   этом замечательном берегу Ангары? Об этом нам поведает легенда об Ангаре.

Проводится блиц - опрос «Быстро отвечай»

1.С кем в легенде об Ангаре сравнивается  Байкал?

2.За что его почитали люди?

3.Сколько любимых дочек было у Байкала?

4.Какой характер был у Ангары?

5.За что ее называют синеокой?

6.Как звали няню Ангары, какую тайну она ей доверила?

7.На каком празднике Ангара встретила Енисея?

8.За что она его полюбила?

9.Почему Байкал рассердился на Ангару?

10.Какое наказание было Ангаре?

11 .Как удалось бежать Ангаре?

12.Что сделал Байкал, когда узнал о побеге Ангары?

13.Во что превратился богатырь Ольхон и почему?

14.Что делала Ангара по дороге к Енисею?

15.Что означают слова Ангары?

 Вот так, оказывается благодаря красавице Ангаре, зажглись на   Усть-Илимской  земле  «огни»  жизни.   Поселился   здесь человек, построил красивый город. Я предлагаю вам послушать ещё одну легенду о Байкале, Ангаре. (Звучит ауди запись сказки «Байкальская сказка» в сокращенном виде)

Молодцы ребята! Много интересного мы еще узнаем о Байкале. Байкал - есть одно из высших творений природы. Замечательно сказал сибирский писатель В. Распутин: «Как хорошо, что у нас есть Байкал! Могучий, богатый, величественный, красивый многими красотами, царственный и неотразимый, непокоренный - как хорошо, что он у нас есть!»

Сегодня, у нас открывается мастерская «Байкальские сувениры», здесь вы можете проявить своё творчество, передать в своих работах все прекрасные впечатления от нашего взаимодействия! Выполнять свои творения мы будем на байкальских камнях красками. Предлагаю пройти в мастерскую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия с детьми средней группы. Тема: « Почему землю называют родной?»

В конспекте решаются задачи познавательного характера, чтобы способствовать развитию детей к определению задач на основе поставленной проблемы....

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

Конспект ООД в средней группе ( ОО "Познавательное развитие") по теме: «Край родной, земля Кубанская»

«Край родной, земля Кубанская»Задачи: • познакомить детей с кубанской одеждой; учить правильно называть одежду; • освоить простые элементы кубанской росписи; • развивать умение выделять свойства предм...

Пояснительная записка к интегрированному занятию по познавательно-речевому развитию «Край наш кубанский - родная земля».

Занятие для детей старшей группы, составлено в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А. Представленный конспект – является авторской разработкой, п...

НОД по познавательному развитию с элементами социокультурной программы "Истоки". Тема: "Верность родной земле. Русские богатыри»".

Тема: «Верность родной земле. Русские богатыри».Цель: формирование собирательного образа защитника Земли Русской – богатыря»Задачи:ü  Образовательные:- первичное освоение ...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...