Игра - путешествие "Доктор Айболит и экологический патруль"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Хасанова Зилина Юнусовна

В настоящее время экологическая проблема взаимодействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.  Вспомним ураганы, смерчи, засуху, пожары  и наводнения в России. Перечислить можно много.  В нашем Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, где  добывается «черное золото», поражают экологические последствия «покорения» Югорской земли. Экологическую опасность представляют продукты сгорания в результате порывов трубопроводов и сжигания попутного нефтяного газа на  факелах. Ситуацию усугубляют аварии и разливы.  Не проклянут ли наши потомки за безалаберность и бесхозяйственность предков? Просить прощения придется не столько у природы, сколько у детей и внуков.

Содержанием нашей игры являются отношения: человек – природа, человек – человек. Игра моделирует социальное содержание экологической деятельности. Воображаемые ситуации, определенные роли  из жизни способствуют тому, что  дети проникаются важностью заботы и бережного отношения к окружающей природе, к миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_puteshestvie_zkologicheskiy_patrul.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 – 7 ЛЕТ

«ДОКТОР АЙБОЛИТ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ»

г. Нижневартовск воспитатель МАДОУ № 88 Хасанова Зилина Юнусовна

Актуальность:

        В настоящее время экологическая проблема взаимодействия  человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.  Вспомним ураганы, смерчи, засуху, пожары  и наводнения в России. Перечислить можно много.  В нашем Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, где  добывается «черное золото», поражают экологические последствия «покорения» Югорской земли. Экологическую опасность представляют продукты сгорания в результате порывов трубопроводов и сжигания попутного нефтяного газа на  факелах. Ситуацию усугубляют аварии и разливы.  Не проклянут ли наши потомки за безалаберность и бесхозяйственность предков? Просить прощения придется не столько у природы, сколько у детей и внуков.

   Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, сознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

        При многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения едины в необходимости формирования, развития экологической культуры. И начинать формирование этих основ необходимо с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воспитание через природу развивает личность. Познание красивого в природе, в самом себе, утверждение человеческого достоинства, доброты порождают сопереживание всему живому. Переживание, тревога и радость  за окружающую природу порождают заботу о ней.

         В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Сюжетно - ролевая игра обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Роли предусматривают обучающий и воспитательный эффект  совместных действий, а действия – это основа первоначальных знаний. Содержанием нашей игры являются отношения: человек – природа, человек – человек. Игра моделирует социальное содержание экологической деятельности. Воображаемые ситуации, определенные роли  из жизни способствуют тому, что  дети проникаются важностью заботы и бережного отношения к окружающей природе, к миру.

       Цель игры: через игру развивать  у детей основы экологического мышления и экологическую культуру, формировать основы активной жизненной позиции, осознания единства и взаимосвязи  природы и человека, воспитывать ценностное отношение к природе, умение сопереживать, сочувствовать и содействовать в решении экологических проблем в окружающей природе.

      Правила игры: из воспитанников  детей старшего возраста 5 – 7 лет создается команда Экологического патруля. В разных помещениях детского сада создаются островки:  «штаб», «лес», город», «озеро». Получив задание от доктора Айболита,  патруль отправляется в путь и устраняет все экологические проблемы  по пути своего путешествия.

Действующие лица (взрослые):  Айболит. Мальчик Андрейка. Командир экологического патруля. Зайчик. Ежик. 2 сотрудника МЧС

Дети:   экологический патруль – старший дошкольный возраст дети 6-7 лет; бабочки, жуки, божьи коровки и т.д. – дети 5 – 6 лет.        

Оформление: «Штаб» (групповое помещение, мультимедийное оборудование), повязки галстуки, рюкзаки.

«Лес» (музыкальный зал): елки, деревья, пеньки, гнезда, костер.  Цветы, грибы, бревна, мусор, пакеты от сока, бутылки, бумага.

«Город» (спортивный зал): плакаты с изображением грязного и задымлённого города.

«Озеро» (бассейн): сачки, бутылки, мешки для мусора. Игрушки -  рыбы, птицы, кувшинки, морские животные. Принадлежности для опыта по очистке воды.

Музыкальный репертуар:

1. Песня «Никого не обижай» муз. В.А. Кеворков

2 .Вальс из балета «Коппелия» муз. Лео Делиб

3.«Песенка о разных языках» муз. О. Юдахиной

4. Музыкальное сопровождение для игр  по выбору музыкального руководителя.

Ход игры:

1 часть «Штаб» (групповое помещение). Звучит звуковой сигнал  (громкая связь):  «Внимание, внимание! Экологическому патрулю срочно собраться в штабе»-2-3 раза.

Услышав сигнал, дети надевают повязки, галстуки зеленого цвета, берут рюкзаки с необходимым снаряжением, выстраиваются за командиром и идут  в штаб. В штабе их встречает встревоженный доктор Айболит. На экране высвечивается мигающий сигнал: «SOS». Дети останавливаются лицом к экрану в шеренгу.

Айболит: Здравствуйте, здравствуйте! Как хорошо, что вы уже здесь, мне срочно нужна ваша помощь!

Дети:  Спешим на помощь мы природе, кто оказался вдруг в беде,

  • Не огорчайся, добрый доктор, сейчас поможем мы тебе!
  • Знают все взрослые, знают все дети, что вместе с нами живут на планете…
  • Лев и журавль, попугай и лисица. Волк и медведь, стрекоза и куница
  • Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы.
  • Синее море, лесной ручеек, все доверяют тебе, человек!
  • Ты - самый умный, а значит в ответе за все живое, что есть на планете!        

Командир:  Уважаемый доктор Айболит, что случилось?

Айболит:  Беда, беда!  (показывает на экран) На мою электронную почту со всех сторон летят телеграммы с просьбой о помощи (мечется по сторонам)

Командир: Так, давайте успокоимся и во всем разберемся. Для начала нам нужно понять, кому нужна наша помощь.

Айболит: Вот посмотрите! (на экране появляются изображения леса в плачевном состоянии, задымленного и грязного города, моря с разлитой нефтью, выброшенными на берег и погибающими животными) Дети и командир рассматривают изображения.

Командир: Экологический патруль! Больше нельзя терять ни минуты! Мы отправляемся на помощь нашей природе! (включает мигающий сигнал)

Патруль: Природа плачет и зовет, патруль на помощь к ней идет!

Айболит: Я буду ждать вашего возвращения! (Экологический патруль отправляется в музыкальный зал)

2 часть. «Лес» (музыкальный зал).  На лесной  поляне гуляет мальчик Андрейка, стреляет из рогатки, шумит, кричит, рвет цветы, собирается разжечь костер.

Командир: Патруль, нужно немедленно остановить этого мальчишку! (дети берут в кольцо Андрейку)

Дети: Ты что, совсем не знаешь правил? Тебя мы штраф платить заставим!

Андрейка: Что за дела, какой- то штраф? Я не пойму тебя никак!

Командир: Да, видно, плохо ты воспитан! Таких простых не знаешь истин!

        Тебе поможет поучиться «Экологический устав» (показывает на костер)

            Пожар в лесу ведь мог случиться,  вот что в уставе говориться:

Дети: Огонь – враг леса, он хитер!  Не разводи в лесу костер!        

  • Не обижай в лесу зверей,
  • Вести себя достойно просим,
  • В лесу, запомни, мы лишь гости!
  • Не рви цветы и не топчи траву,
  • Не обрывай с кустов листву,
  • Не мни зеленую былинку,
  • В лесу ходи лишь по тропинке!        

Командир: Много правил есть в природе, знать их надо наизусть.

     В лесу красиво будет пусть патруль, за дело!

«Наведи порядок в лесу». Дети расходятся по полянке, звучит легкая музыка, каждый занимается своей работой (поднимают поваленные пеньки, деревья, елки, расправляют ветки, раскладывают цветы, грибы, 2-3 мальчика достают из рюкзаков огнетушители и тушат костер, собирают мусор в пакеты, поднимают гнезда на ветки и  т.д.) Андрейка наблюдает со стороны. (Подумаешь, все так делают.) На полянке появляются Зайчик и Ежик с больными лапками.         

Зайчик и Ежик: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой!  (показывают на Андрейку)

   Что за слон пришел к нам в лес, только шум стоит да треск!

   Все цветочки затоптал, даже лапки нам сломал!

Ежик: наступил на червяка, чуть не задавил жука!

Зайчик: Как теперь я поскачу, нужно мне скорей к врачу!

Командир: Вот видишь, что ты натворил - в лесу, где хочешь ты ходил!

  Давайте мы зверькам поможем, на лапки шины им наложим!

Игра «Перевяжи лапку». Дети делятся на две группы, 4 девочки достают из рюкзаков бинты, вату, палочку, зеленку, витамины, лечат Зайчика и Ежика. Во время перевязки Андрейка начинает помогать детям.

Командир: что за чудо - наш Андрей стал умнее и добрей!

Дети: поступок твой мы одобряем, в наш патруль тебя принимаем.        

Песня «Не обижай» муз. В.А. Кеворков

Командир: Патруль, на месте не стоим, природе мы помочь хотим!

Включает световой сигнал, дети строятся парами, идут вместе с Андрейкой дальше (в спортивный зал).        

3 часть «Город»  (спортивный зал) Грязный и задымленный город. В стороне оборудована стоянка, гараж для машин (плакаты).

Командир: А вот и город, которому срочно требуется помощь. Как вы думаете, чем мы можем помочь городу?

Патруль: убрать весь мусор, очистить воздух от вредных газов, дыма,

- на заводах и фабриках должны работать очистительные сооружения, чтобы не загрязнять воздух, которым мы дышим,        заводы и фабрики строить за пределами жилой зоны,        

- машины должны находиться в гараже или на специально отведенных и оборудованных стоянках, нельзя ставить машины на газоны и клумбы,

- нельзя оставлять машины заведенными около домов, детских площадок,  больниц и т.д.,

- озеленить город.

Командир: Экологический патруль, немедленно приступить к спасению города. Задание первое  «Очистить воздух». Звучит пожарная сирена. Выходят двое взрослых, представляются сотрудниками МЧС, надевают противогазы и накрывают очаг задымления полотном.

Задание «Такой разный мусор»: Команды рассказывают о том, из каких материалов изготавливают упаковки, и объясняют, какие надписи помогают об этом узнать. (Р.  – бумага, К. – стекло, Р. – металл, К. – пластик). Мальчики увозят машины в гараж, на стоянку, девочки надевают матерчатые перчатки и собирают мусор в мешки.

Задание «Посадить цветы»: Дети делятся на две команды.  В (обручи) «клумбы» «сажают» по  цветку, выкладывая разными рисунками.  

Танцевальная композиция «Бабочки». Звучит вальс или полька, на клумбы вылетают бабочки, птички, танцуют, приседают на цветочки.

Командир: Посмотрите, наш город стал чистым, цветущим, красивым. Теперь важно сохранить и поддерживать чистоту в нашем городе. Об этом должны помнить и взрослые, и дети.

Командир: Патруль, на месте не стоим, природе мы помочь хотим! Включает световой сигнал, дети строятся парами, идут вместе с Андрейкой дальше (в бассейн).        

4 часть «Море» (помещение бассейна детского сада): в воде плавают бутылки, на берегу лежат рыбы, дельфины, киты, акулы, водоплавающие птицы, изображение фабрики с трубой, по которой сливается грязная вода, рядом емкость с грязной водой, принадлежности для опыта по очистке воды.

Командир: Патруль, перед нами море, которому срочно требуется помощь. Обратите внимание на фабрику, которая сливает загрязненную воду прямо в море, поэтому вся рыба, морские животные, водоплавающие птицы гибнут. Как мы сможем помочь?

Патруль: очистить воду от мусора, не сливать промышленные отходы в реки, моря, озера,

 - фабрикам и заводам иметь очистительные сооружения, бороться с браконьерами, которые истребляют редкие породы рыб, животных, птиц.

Задание  «Собрать мусор с поверхности водоема». Опыт «Как можно очистить воду». Эстафета «Запустим рыбок в чистое море».

Дети делятся на две команды. С двух сторон бассейна лежат рыбы, птицы, кувшинки, морские животные. По команде дети берут по одной игрушке и опускают ее в воду.

Командир: Посмотрите, какая красота! Как радуется природа! Ну а нам пора отправляться в штаб. Доктор Айболит уже заждался нас.

Дети строятся парами и за Командиром идут в штаб (мультимедийный зал)

5 часть «Штаб». Командир: Доктор Айболит! Экологический патруль вернулся с задания!

Айболит: Да, да, да! Я все знаю! Вы большие молодцы! Полюбуйтесь, посмотрите, какую пользу вы принесли нашей природе!  Слайды  с изображением пейзажей природы (лес, город, поля, луга, водоём и  животные).

Командир: Вся природа ликует, радуется и поет! А вместе с ней поем и мы!!!

Композиция «Дети и природа» « Песенка о разных языках» муз. О. Юдахиной

Айболит: В благодарность о проделанной работе, я хочу вручить  вам «Экологический устав». Он будет напоминать всем взрослым и детям правила бережного отношения к окружающей нас природе (вручает  «Экологический устав») и подарить подарки (вручает   игры «Я живу в Нижневартовске», «Экологическое лото», «Я живу в Югре»).

Литература:

  1. Гончарова Е.В. Современные технологии  экологического образования периода дошкольного детства. Ростов – на - Дону, 2001
  2. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. 5-е изд. - «ЦГЛ», «Сервисшкола», Москва – Ставрополь, 2003.
  3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дополнительного  образовательного  учреждения /  М. Просвещение, 2002
  4. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под ред. Л.Н. Прохоровой. -  2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

Сценарий экологического мини - спектакля"Экологический патруль"

Сценарий экологического мини- спектакля для старших дошкольников....

Сюжетно-ролевая игра "Экологический патруль"

Конспект сюжетно-ролевой игры по экологическому воспитанию в старшей группе...

Конспект НОД сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность. Образовательные задачи:1. Формировать предста...

Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический патруль»

Игра – ходилка по экологическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста«Экологический патруль»Цель.  формирование экологического воспитания дошкольни...

Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»

Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности....

Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность....