Создание предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию
статья на тему

Корепанова Татьяна Петровна

Для утверждения национального самосознания этнос всегда выбирает какие-то объективные события, факты, идеи, личности, периоды истории, памятники архитектуры, продукты питания или иные факты материальной или духовной культуры. Мне кажется, что в современной жизни необходим стержень, связующая  нить между прошлым и настоящим. Я думаю, что собственно   информацию о льне (сведения, факты, события с ним связанные) я рассматриваю, как средство, с помощью которого смогу приобщить детей дошкольного возраста к национальной культуре. Поэтому  тему своей работы я назвала «Века связующая нить», которую провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

Ее цель – формирование интереса дошкольников к истокам удмуртской  народной культуры через знакомство детей со льном.

Эффективность разработки достигается в несколько этапов:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия – вряд ли кто усомнится в актуальности понятий в жизни современного человека. Нет сомнений и в том, что целенаправленное ознакомление ребенка  с культурой, традициями народа нужно рассматривать как составную часть формирования у него начал патриотизма, гражданственности. Знания об обычаях других народов будут усвоены, только после полноценного овладения этническими особенностями своей культуры.

Информацию о льне (сведения, факты, события с ним связанные) я рассматриваю, как средство, с помощью которого смогу приобщить детей дошкольного возраста к национальной культуре. Поэтому  тему своей работы я назвала «Века связующая нить», которую провожу с детьми старшего дошкольного возраста.

Ее цель – формирование интереса дошкольников к истокам удмуртской  народной культуры через знакомство детей со льном.

Нельзя рассказать детям о производстве льна, о его выращивании, переработке не познакомив с природными условиями нашей местности, с людьми, занимающимися этим производством, с современной техникой. А как обойти стороной народный орнамент, колорит присущий удмуртским национальным традициям украшения одежды, предметов быта. Эффективность воспитания этнокультуры дошкольников в детском саду увеличивается, если связать культурно – пространственную и предметно – развивающую среду (объект познания, практического использования и преобразования ребенком) с элементами национальной культуры удмуртов. Этнопедагогическая среда формирует личность человека - носителя национальной культуры, но в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций.

Эффективность разработки достигается в несколько этапов. В работе на каждом этапе основное внимание уделяется стержневому вопросу – знакомству со льном.

I этап «Где я живу»

На первом этапе происходит знакомство детей с природными ресурсами нашего края, с  государственной символикой. Еще с раннего дошкольного возраста у детей формируются представления о растительном и животном  мире родного края. Дошкольники учатся классифицировать растения на культурные и дикорастущие, соотносить части растений. Для закрепления знаний широко применяю исследовательский метод, в ходе которых воспитанники делают выводы, обобщают, анализируют полученные знания. С этой целью в группе организована небольшая лаборатория, собирается и пополняется  коллекция продуктов переработки льна. На этом  этапе использую дидактические игры и плакаты с символикой Игринского района, Удмуртской республики и России. Фотоальбомы «Моя Игра», «История поселка» доступно и ярко напомнит о наиболее значимых достопримечательностях и памятниках родного поселка. Карта Удмуртии, сделанная совместно с детьми, наглядно показывает дошкольникам административное деление республики, соседние субъекты России. Дидактические игры с использованием карты  помогают легко находить города, столицу и населенные пункты республики, расположение Игринского района. Фотовыставка «Я в столице» способствует самостоятельному  формирование  системы представлений о городе,  побуждает детей к общению с взрослыми и сверстниками.

II этап «С кем я живу»

На втором этапе закладывается понимание того, что наша республика многонациональна, а коренные ее жители – удмурты. Использование кукол в разных народных костюмах   знакомит с многонациональным разнообразием Удмуртии, с самобытностью убранства.  При рассматривании льняных  скатертей, полотенец в музейной комнате «Светелка»,  дети знакомятся с характерным орнаментом удмуртов.  С помощью деревянного конструктора, дидактических игр, альбомов для раскрашивания  ребята учатся воспроизводить и придумывать неповторимый рисунок узора. Колоссальную помощь в работе оказывает обращение к удмуртскому фольклору  как неиссякаемому источнику народной мудрости.  Книги, аудиодиски с удмуртскими сказками помогают ярко показать основные черты характера народа: большое трудолюбие, смирение, честность, справедливость. Обращение к  национальной музыке и танцам, отражающие особенности жизни своего народа, развивают интерес и любовь к родной культуре. Постоянными стали встречи  в детском саду с артистами ансамбля «Италмас», районного ансамбля «Устолык», с исполнителями народных песен детской школы искусств. На традиционных праздниках, посвященных Дню Удмуртии дети знакомятся с национальными традициями, кухней  других народов, у ребят появляется возможность сравнить народные игры детворы разных национальностей.

III этап «Как жили»

Ц: Познакомить детей с жизнью удмуртов в прошлом, с историей нашего края.

На этом этапе дети знакомятся с музейным уголком детского сада, с Краеведческим музеем, с трудом и бытом удмуртского народа. Богатые возможности для развития воображения и фантазии дают макеты как наглядные пособия для освоения ребенком окружающего мира. Для определения места человека в истории, совместно с педагогами детского сада, изготовлен макет «Калейдоскоп развития истории человека», «Деревенская улица». Макеты наглядно показывают жизнь людей во время Великой Отечественной войны. В суровом по природным условиям крае,  когда земледелие играло главную роль, дети видят, как лен одевал, кормил и согревал людей в прошлом. Большинство этапов его производства дети воссоздают на опытном участке. С особым интересом ребята рассматривают экспозицию, рассказывающую о народном обряде «Шорт миськон» - беление холста, расширяют знания о том, как в старину в деревнях мочили и расстилали вытканные полотна.

IV этап: «Когда я живу»

Ц: Формируются представления детей о явлениях общественной жизни, выращивании и переработке льна в наше время, о современных тенденциях моды в одежде изо льна. Экскурсии в церковь, посещение выставок в Художественной  галерее, Краеведческого музея,  детской библиотеки способствуют не только расширению знаний о местном окружении, но и приобретению новых сведений об особенностях уклада жизни, культуры других народов. Дети знакомятся с  предприятиями поселка, где работают их родственники (льнозавод), с современными орудиями труда, облегчающими процесс производства и переработки льна. Рассматривание коллекций тканей, экскурсий в магазин с одноименным названием, организации различных  игр «Ателье мод», «Одень куклу» стимулируют познавательную деятельность дошкольников, расширяют их знания. Ежегодное участие в районных  конкурсах, на которых мы занимаем призовые места, позволяет активно привлечь родителей к созданию оригинальных стилизованных удмуртских костюмов. Неотъемлемой частью знакомства с жизнью нашей республики является поэзия, художественное творчество и музыка современных авторов. Здесь происходит первое знакомство с журналом «Кизили», со своеобразными художниками – иллюстраторами М. Гариповым, В. Г. Мустаевым. Лен издавна считался материалом-оберегом и сейчас предметы изо льна стали модными  в интерьерах современного дома. На занятиях по ручному труду дети изготовляют небольшие поделки, сувениры, подарки.

Для обеспечения эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации тему «Века связующая нить» попыталась сделать наглядной. После нового вида деятельности или темы в качестве рефлексии дети составляют коллаж  «новых познаний» в виде бусины. Затем бусины друг за другом нанизываются на толстую льняную нить.

Культурные особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, сознание, на отношения с людьми своей и другой национальности.  А предметно – пространственная среда среда, окружающая личность, влияет на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни, в которых отражены этнические особенности, выражающихся в мировоззрении людей, взглядах, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "создание предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе ДОО"

данный проект  позволяет увидеть, что ППРС несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка. Она обеспечивает повышенную двигательную активность и растущую познавательную ...

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Проект «Реализация задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», через создание предметно- пространственной развивающей среды в средней группе»

Актуальность  Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении всегда был актуальным. Однако в последнее время в связи с принятием Федеральных государстве...

ПРОЕКТ инновационного подхода к созданию предметно-пространственной развивающей среды в условиях перехода к ФГОС

Проект разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования к созданию инновационной модели современной предметно-пространственной развивающей сре...

МАСТЕР-КЛАСС для воспитателей "Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Консультация для воспитателей ДОУ по орнизации развивающей предметно-пространственной среды по ФГОС ДО...

Презентация «Создание предметно-пространственной  развивающей среды в группе «Ягодка»в соответствии с ФГОС ДО»

Предметная среда в моей группе «Ягодка» выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работает на развитие самостоятельности и самоде...