Формирование основ толерантности
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Чинакаева Елена Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию формы работы с этнокалендарем

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_osnov_tolerantnosti.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Отношение к другому с позиции равного Воспитанность Позитивное взаимодействие с людьми Терпимое отношение к иным Уважение, принятие Толерантность

Слайд 3

Декларация принципов толерантности ( утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16.11.95 г. ) tolero (лат.)— «нести, держать», «переносить, сохранять, кормить, оставаться» Толерантность: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; гармония в многообразии (моральный долг и политическая и правовая потребность); добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира; активное отношение к другому , формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека; обязанность способствовать утверждению прав человека , плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка; отказ от догматизма , от абсолютизации истины; утверждение норм , установленных в международных правовых актах в области прав человека.

Слайд 4

Каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Условия формирования: знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения интолерантности. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы и с поощрения стремления к защите прав других. НЕ означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и СОХРАНЯТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим .

Слайд 5

Международные дни и годы отмечаются международными организациями системы ООН 16 ноября 1995 года – Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила Декларацию принципов толерантности 16 ноября – Международный день толерантности 1995 год – Международный год толерантности 1999 год – «Манифест 2000 года в поддержку культуры мира и ненасилия» 2000 год – Международный год культуры мира 2001–2010 годы – Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты 2004 год – Международный год памяти о борьбе с рабством и его ликвидации 21 мая – Всемирный день культурного разнообразия во имя диалога и развития 23 августа – Международный день памяти о работорговле и ее ликвидации

Слайд 6

Язык Стереотипы Насмешки Дискриминация Остракизм Репрессии Запугивание Уничтожение (включает геноцид) Симптомы и признаки нетерпимости :

Слайд 7

Принципы толерантности отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее; добровольность выбора , акцент на искренности его убеждений, «свобода совести»; умение принудить себя, не принуждая других ; подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.; принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности

Слайд 8

Функции толерантности 3. Психологическая - служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки); - формирует и развивает этническое самосознание; - обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию; - поддерживает и развивает самооценку личности, группы; - снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям. 2. Регулирующая - позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную; - предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; - ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы 1. Мирообеспечивающая - определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; - обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам; - служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона

Слайд 9

4. Воспитательная - обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом; - является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме; - обеспечивает успешную социализацию; - развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других. 5. Коммуникативная - развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; - позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения . 6. Культуросохраняющая - обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества . 7. Креативная - обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности; - создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности; - создает условия для творческого самоутверждения. 8. Фелицитологическая - позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом. Функции толерантности

Слайд 10

Национальная доктрина образования утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2005 г. № 751 Система образования призвана обеспечить : - историческую преемственность поколений , сохранение, распространение и развитие национальной культуры , воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; - воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; - формирование культуры мира и межличностных отношений Доступность образования Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается: Государство в сфере образования призвано обеспечить : - реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества

Слайд 11

«Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт – Петербурге на период 2006-2010 годы» принята постановлением правительства Санкт – Петербурга 11.07. 2006 Цель : укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. п.1.6. Разработка и реализация в учреждениях дошкольного , начального, среднего, среднего специального и высшего образования Санкт-Петербурга образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие.

Слайд 12

Основные условия и направления реализации Программы (по п.1.6.) Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования Формирование у работников сферы образования навыков  воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Разработка и внедрение  в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ , направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи. Создание целостной системы научно-образовательного сопровождения  Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге. Совершенствование адресной научно-просветительной  деятельности в сфере образования по формированию толерантной среды Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп.

Слайд 14

Педагогическое кредо : «Я готов все вытерпеть, лишь бы Вам было хорошо!» Лозунг : «Ну, что я могу для тебя сделать?» Позиция по отношению к субъекту : «снизу», приспособление Способы общения : приноравливание Преобладающая форма отношений : беспомощность Тактика поведения : невмешательство

Слайд 15

Педагогическое кредо : «Это дети (молодые родители и т.д.) и этим все сказано!» Лозунг : «У Вас все получится со временем!» Позиция по отношению к субъекту : «сверху», покровительствующий «родитель» Способы общения : наставление, нотация, разъяснение, морализирование, убеждение Преобладающая форма отношений : снисходительность, покровительственное отношение Тактика поведения : опека, забота, умеренный контроль

Слайд 16

Педагогическое кредо : «Я так Вас люблю, что готов все принять, лишь бы Вам было хорошо!» Лозунг : «Все дано от природы, я мало что могу сделать!» Позиция по отношению к субъекту : «снизу», приспособление Способы общения : уступчивость, сговорчивость, покладистость Преобладающая форма отношений : уступчивость Тактика поведения : попустительство

Слайд 17

Педагогическое кредо : исходить из интересов человека перспектив его дальнейшего развития Лозунг : «У тебя все получится, в случае необходимости можешь рассчитывать на мою помощь!» Позиция по отношению к субъекту : «рядом», позиция друга, помощника, наставника. Когда это необходимо Способы общения : понимание, помощь, диалог, поддержка Преобладающая форма отношений : сотрудничество Тактика поведения : ненавязчивое, естественное создание ситуаций, требующих от человека проявления активности

Слайд 18

Одна из задач дошкольного образовательного учреждения является: воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности , уважения к правам и свободам человека , любви к окружающей природе, Родине , семье. Типовое положение о ДОУ ( 12.09.2008 № 666) В Приказе Мо РФ № 448 от 22.08.1996 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» выделен раздел « Развитие представлений о человеке в истории и культуре » (раздел «Ч» п.3.2) … Педагог « способствует развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в т.ч. внешнего облика, физических недостатков и др .)»

Слайд 19

«Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Формирование у детей дошкольного возраста (3-7лет) базиса личностной культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью народа , его характером и присущим нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Слайд 20

«Я - человек» С.А. Козлова. С помощью программы удается развить в ребенке интерес к миру людей и самому себе , положить начало формированию мировоззрения, созданию своей «картины мира». Творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре.

Слайд 21

«Я, ты, мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Цель программы - воспитание будущего гражданина : свободного и ответственного; обладающего чувством собственного достоинства; - с уважением относящегося к другим; - способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ толерантности в условиях семьи и образовательных учреждений.

Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди.  Бернард Шоу.  Проблемы воспитания подрастающего пок...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ЭТНОЭТИКЕТА В КОНТЕКСТЕ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

В последнее время уделяется особое внимание формированию основ толерантности у детей дошкольного возраста. Перспективный план по формированию основ толерантности будет интересен для старших воспитател...

Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя через семейный праздник (из опыта работы).

Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков, вместе восстанавливали разрушенное хозяйство.И в нашем небольшом городе, и у нас в детском сад...

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Формирование основ толерантного отношения к окружающему миру у детей старшего дошкольного возраста (краткосрочный проект)

В современном обществе дух нетерпимости, неприязни к людям «не таким как все», к их образу жизни и привычкам всегда существовал и, к сожалению, продолжает существовать как в обществе в цел...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК КОМПОНЕНТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ

В проекте рассматриваются вопросы  об особенностях  формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста в  сельской среде, а также важность духовно-нравственного воспитания....

Презентация "Формирование основ толерантности в средней группе"

Цель: 1.Учить детей доброжелательно относиться друг к другу.2.Формировать доброжелательные чувства, положительные эмоции через ласковые, добрые слова.3.Развивать эмоциональную отзывчивость, чувст...