Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию "ЧИТА УЗОРНАЯ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лариса Владимировна Афанасьева

Конспект интегрированного познавательного занятия в подготовительной группе. Деревянная архитектура.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od.docx18.4 КБ
Файл konspekt_od.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

“ЧИТА УЗОРНАЯ”

Воспитатель МБДОУ № 49 г.Чита

 Л.В.Афанасьева

Цель

Закрепить знание детей о деревянном зодчестве города с архитектурой зданий своего города, имеющих художественное и историческое значение. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.

Задачи

Закрепить   знание детей  архитектурных деталей (крыльцо, вход, ставни, наличники, подзор, причелина, полотенце и др.), основных принципов построения орнамента. Учить находить композиционное решение декора наличника, подзора, причелин русской избы. Закрепить навыки вырезания геометрических и растительных элементов на полосе бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

   Формировать интерес к народной культуре; совершенствовать художественно - творческие способности.

Предварительная работа

 Познавательная деятельность

Знакомство с архитектурой города Читы. Деревянным зодчеством русской избы.

 Экскурсии в музеи.

Занятия в библиотеке: «Старинная русская изба», «Прогулки по Чите»

Экскурсия по старой Чите

Чтение книг:

 Е. Каменева “Как петух попал на полотенце”

 А. Ополовников, Г. Островский “Русь деревянная” Г. Раздобрев “Чита узорчатая” (гравюры).

 В. Немеров “Прогулки по старой Чите”

В. Лобанов “Старая Чита”

- заучивание поговорок о труде, знакомство с профессией зодчий, архитектор-строитель.

Художественно-эстетическая деятельность

Рисование:

- мелками “Ажурное окошко”

- углем “Деревянный дом”

Аппликации:  “Красивые окошки”, “Причелина”, “Подзор дома”

Конструирование: “Деревенский домик” 

Дидактические игры: “Укрась дом”, “Собери узор”, “Отгадай по фрагменту”, “Собери из частей целое”, “Расскажи о том, что видишь”

Социально-коммуникативное развитие;

Сюжетно-ролевые игры: “Мы в музее”, “Экскурсовод”, “Путешествие по городу”

Архитектурные детали

Венец- четыре бревна связанные в квадрат, с помощью желоба.

Наличник- декоративное обрамление оконных проемов.

Пилястры (торцевая доска) – вертикальная доска на стене деревянного дома, закрывающая торцы бревен и как правило, декорированного резными узорами.

Подзор- резные доски декоративно-художественные и конструктивные под скатами кровель на крышах.

Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

Причелина- доска закрывающая наружные торцы полкровельных слег.

Слеги- продольные горизонтальные бревна, служат основанием крыши.

Материал

- фотографии деревянных домов  г.Читы

- макеты домов

- книги о деревянном зодчестве

- иллюстрации плотницких инструментов

- дидактическая игра «Вырежи узор»

- набор карточек «Резные животные»

- рисунки  воспитанников

- макет деревянного дома для аппликации

- аудио запись «Хочу Читу нарисовать».

Ход занятия

Дети заходят, садятся на подушки. Звучит аудио запись «Хочу Читу нарисовать».

Воспитатель: о чем же  поется в этой песне?

Воспитатель читает стихотворение:

 Гимн Читы

 На месте первого свиданья

Читы с прохладной Ингодой

Казачьи вольные преданья

Воспели город наш родной;

В долинах рек, у светлой сини

На склонах Черского хребта

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

Зимовье предки основали,

И слободу сменил острог,

По Транссибирской магистрали

Шёл путь России на восток.

Геройский дух превозносили

И мощь державного щита...

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

Воспитатель: Кто знает, что такое слобода и острог? Давайте отправимся с вами в прошлое  нашего города.

Раз-два три повернись в Чите старинной окажись.

Рассматривание иллюстраций старинные дома Читы.

Вопросы:

На каких улицах сохранились деревянные дома в Чите?

Из какого материала строили  дома?

Кто строил эти дома (зодчие)? Кто такие зодчие?

Какими инструментами пользовались мастера?

Знакомство с инструментами: скобель, долото, топор.

Чем дома украшали?

Назовите декоративные элементы?

Рассматривание старинных плотницких инструментов.

Гимнастика для глаз: «Найди деревянного зверя» (силуэты деревянных зверей развешаны на потолке)

Появляется Купец.

Народ честной,  по какому это вы делу собрались?

Любуетесь на красивые дома?

 Я тоже построил себе дом да не знаю, каким узором его лучше украсить. А кто поможет, мне с этим делом не знаю. Уж долго мастеров ищу.

Хочу красивые узоры иметь и на своем доме.

Воспитатель: дети давайте поможем купцу, одевайте фартуки. Как настоящие зодчие. Приготовимся :

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!               Дети ударяют кулачками друг о друга.

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом,          Поднимают руки.

С окнами большими,           Сгибают поднятые руки в локтях и

                                              кладут одну ладонь на другую («окно»).

Со ставнями резными.  Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).

Тук-ток, тук-ток!                Ударяют, кулачками друг о друга.

Замолчал молоток.             Опускают руки.

Вот готов новый дом.       Соединяют руки над головой («крыша»)

Будем жить мы в нем.              Прикасаются ладонями к груди и

                                                                      вытягивают руки вперед.

Перед детьми объемный дом с пятью стенами. Беседа о доме, почему он называется глаголь.  Дети подвоя украшают фасад дома каждая пара по одной стене. Закрепить символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб - поле, треугольник - стрела,  ряд треугольников - косица) (Фоном звучит русская народная музыка)

Дети работают самостоятельно, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднение.

Купец нахваливает, в конце работы  спрашивает: а как вы сами думаете, красивый дом у меня получился?  Дети сами анализируют свою работу. Купец: «Конец всему делу венец». А что это выражение обозначает?

Купец благодарит и прощается. Дети возвращаются обратно: раз,  два,  три повернись в Чите современной очутись.

Воспитатель, где же дети были и что нового узнали?



Предварительный просмотр:

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию, речевому развитию, художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе.

“ЧИТА УЗОРНАЯ”

Воспитатель МБДОУ № 49 г.Чита

 Л.В.Афанасьева

Цель

Закрепить знание детей о деревянном зодчестве города с архитектурой зданий своего города, имеющих художественное и историческое значение. Воспитывать чувство любви к своему родному городу.

Задачи

Закрепить   знание детей  архитектурных деталей (крыльцо, вход, ставни, наличники, подзор, причелина, полотенце и др.), основных принципов построения орнамента. Учить находить композиционное решение декора наличника, подзора, причелин русской избы. Закрепить навыки вырезания геометрических и растительных элементов на полосе бумаги, сложенной гармошкой. Развивать чувство композиции (строить узор, чередуя элементы) и цвета (подбирать для накладной аппликации красиво сочетающиеся цвета).

   Формировать интерес к народной культуре; совершенствовать художественно - творческие способности.

Предварительная работа

 Познавательная деятельность

Знакомство с архитектурой города Читы. Деревянным зодчеством русской избы.

 Экскурсии в музеи.

Занятия в библиотеке: «Старинная русская изба», «Прогулки по Чите»

Экскурсия по старой Чите

Чтение книг:

 Е. Каменева “Как петух попал на полотенце”

 А. Ополовников, Г. Островский “Русь деревянная” Г. Раздобрев “Чита узорчатая” (гравюры).

 В. Немеров “Прогулки по старой Чите”

В. Лобанов “Старая Чита”

- заучивание поговорок о труде, знакомство с профессией зодчий, архитектор-строитель.

Художественно-эстетическая деятельность

Рисование:

- мелками “Ажурное окошко”

- углем “Деревянный дом”

Аппликации:  “Красивые окошки”, “Причелина”, “Подзор дома”

Конструирование: “Деревенский домик” 

Дидактические игры: “Укрась дом”, “Собери узор”, “Отгадай по фрагменту”, “Собери из частей целое”, “Расскажи о том, что видишь”

Социально-коммуникативное развитие;

Сюжетно-ролевые игры: “Мы в музее”, “Экскурсовод”, “Путешествие по городу”

Архитектурные детали

Венец- четыре бревна связанные в квадрат, с помощью желоба.

Наличник- декоративное обрамление оконных проемов.

Пилястры (торцевая доска) – вертикальная доска на стене деревянного дома, закрывающая торцы бревен и как правило, декорированного резными узорами.

Подзор- резные доски декоративно-художественные и конструктивные под скатами кровель на крышах.

Полотенце- короткая резная доска, закрывающая стык причелин.

Причелина- доска закрывающая наружные торцы полкровельных слег.

Слеги- продольные горизонтальные бревна, служат основанием крыши.

Материал

- фотографии деревянных домов  г.Читы

- макеты домов

- книги о деревянном зодчестве

- иллюстрации плотницких инструментов

- дидактическая игра «Вырежи узор»

- набор карточек «Резные животные»

- рисунки  воспитанников

- макет деревянного дома для аппликации

- аудио запись «Хочу Читу нарисовать».

Ход занятия

Дети заходят, садятся на подушки. Звучит аудио запись «Хочу Читу нарисовать».

Воспитатель: о чем же  поется в этой песне?

Воспитатель читает стихотворение:

 Гимн Читы

 На месте первого свиданья

Читы с прохладной Ингодой

Казачьи вольные преданья

Воспели город наш родной;

В долинах рек, у светлой сини

На склонах Черского хребта

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

Зимовье предки основали,

И слободу сменил острог,

По Транссибирской магистрали

Шёл путь России на восток.

Геройский дух превозносили

И мощь державного щита...

Храни величие России

И процветай в веках, Чита!

Воспитатель: Кто знает, что такое слобода и острог? Давайте отправимся с вами в прошлое  нашего города.

Раз-два три повернись в Чите старинной окажись.

Рассматривание иллюстраций старинные дома Читы.

Вопросы:

На каких улицах сохранились деревянные дома в Чите?

Из какого материала строили  дома?

Кто строил эти дома (зодчие)? Кто такие зодчие?

Какими инструментами пользовались мастера?

Знакомство с инструментами: скобель, долото, топор.

Чем дома украшали?

Назовите декоративные элементы?

Рассматривание старинных плотницких инструментов.

Гимнастика для глаз: «Найди деревянного зверя» (силуэты деревянных зверей развешаны на потолке)

Появляется Купец.

Народ честной,  по какому это вы делу собрались?

Любуетесь на красивые дома?

 Я тоже построил себе дом да не знаю, каким узором его лучше украсить. А кто поможет, мне с этим делом не знаю. Уж долго мастеров ищу.

Хочу красивые узоры иметь и на своем доме.

Воспитатель: дети давайте поможем купцу, одевайте фартуки. Как настоящие зодчие. Приготовимся :

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток, тук-ток!               Дети ударяют кулачками друг о друга.

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом,          Поднимают руки.

С окнами большими,           Сгибают поднятые руки в локтях и

                                              кладут одну ладонь на другую («окно»).

Со ставнями резными.  Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).

Тук-ток, тук-ток!                Ударяют, кулачками друг о друга.

Замолчал молоток.             Опускают руки.

Вот готов новый дом.       Соединяют руки над головой («крыша»)

Будем жить мы в нем.              Прикасаются ладонями к груди и

                                                                      вытягивают руки вперед.

Перед детьми объемный дом с пятью стенами. Беседа о доме, почему он называется глаголь.  Дети подвоя украшают фасад дома каждая пара по одной стене. Закрепить символику отдельных элементов и мотивов (круг и его вариации - солнце, прямая линия - дорога, волнистая линия - вода, зигзаг - молния, ромб - поле, треугольник - стрела,  ряд треугольников - косица) (Фоном звучит русская народная музыка)

Дети работают самостоятельно, воспитатель помогает тем, кто испытывает затруднение.

Купец нахваливает, в конце работы  спрашивает: а как вы сами думаете, красивый дом у меня получился?  Дети сами анализируют свою работу. Купец: «Конец всему делу венец». А что это выражение обозначает?

Купец благодарит и прощается. Дети возвращаются обратно: раз,  два,  три повернись в Чите современной очутись.

Воспитатель, где же дети были и что нового узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию: мир природы и мир человека. Образовательная область «Познавательное развитие». Тема: « Моя родина - Россия».

Конспект по познавательному развитию на тему "Моя Родина - Россия" Данный конспект предназначен для детей старшей группы. В течении всего НОД дети путешествуют по карте....

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности во второй группе раннего возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: Домашние животные

Цель: учить детей узнавать и называть домашних животных.Программное содержание:- формировать представления о внешнем виде животных, их питании, детёнышах;- развивать умение узнавать животных по их гол...