Методические разработки "Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды".
методическая разработка на тему

Харченко Наталья Петровна

Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреждений  искусства и культуры, дополнительного образования, местного самоуправления, «улицы». Региональная культура, в свою очередь, является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды.

        Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреждений  искусства и культуры, дополнительного образования, местного самоуправления, «улицы». Региональная культура, в свою очередь, является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности.

        Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в свеем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – мету, где родился человек.

        В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учиться осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

        В процессе нравственно – патриотического воспитания дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующие моменты:

  • Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
  • Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам;
  • Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности;
  • Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;
  • Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).
  • Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями Челябинска.
  • Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
  • Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини- музеи русского быта, предметы декоративного и прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р. М. Чумичева).
  • Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Уралу должны передаваться детям.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводиться к двум исторически понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

        Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

        Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

        Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетание всех видов деятельности при  знакомстве детей с историко – культурными особенностями Урала.

        Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:

  1. Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Урала.
  2. Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  4. Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
  5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Эффективность нравственно – патриотического воспитания дошкольников при ознакомлении  с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью  на всех уровнях:

  • Административно – управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
  • Организационно – методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
  • Воспитательно – образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающее среды материалами об Урале (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Уралом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным краем, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказав для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

  • Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  • Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
  • Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы».
  • Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте: не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложным грамматическими конструкциями.

Весь воспитательно – образовательный процесс по данному направлению невозможен без активного участия семьи. Воспитание чувства любви к родному краю эффективно лишь при соблюдении следующих условий:

  • В семье надо создавать и развивать свои традиции;
  • Семья не должна существовать изолированно;
  • Родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики ( фольклором, песенным или танцевальным искусством);
  • Дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
  • Члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать им постоянную поддержку в этой работе.

Однако одного обогащения родителей  педагогическими и культурными знаниями недостаточно. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую может входить:

  • Оснащение групповой комнаты предметами русского народного быта, народно – прикладного искусства, народными играми, игрушками;
  • Участие в фольклорных праздниках и развлечениях;
  • Организация экскурсий по городу, музеям;
  • Совместные выставки работ детей и родителей;
  • Конкурсы совместных работ детей и родителей;
  • Совместные субботники по озеленению, создание уголков леса и т. п.

Для накопления опыта семейного воспитания в детском саду может быть создан на базе старших и подготовительных групп клуб «Юный уралец», в работе которого будут принимать активное участие дети, воспитатели и родители.

        Дошкольное учреждение русской национальной культуры функционирует как открытая система: жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается общество, а, значит и семья, как правило, усваивает и ребенок. К сожалению, современная семья утратила многое их старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции. В погоне за «элитным» образованием часто искажается система ценностей, утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Не случайно в последние годы произошло возрождение интереса к истокам народного воспитания и народной культуры. И одна из важных составляющих любой системы воспитания – это воспитание у ребенка чувства любви к родному краю.

Литература:

  1. Управление ДОУ. № 1, 2005 г. И. М. Цветкова, Е. Е. Макеенкова. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста.
  2. Дошкольное воспитание. № 6, 2003 г.И. Рыбалова. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации

Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...

Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»

Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

"Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"Методические рекомендации д...

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО

Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО...

Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

Материал рассматривает варианты формирования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения. Предлагается предметное содержание центров детской активности в соответствии...