Методические разработки "Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды".
методическая разработка на тему
Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреждений искусства и культуры, дополнительного образования, местного самоуправления, «улицы». Региональная культура, в свою очередь, является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_kompenent_v_soderzhanii_predmetno_-_razvivayushchey_sredy.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в содержании развивающей предметно-пространственной среды.
Современные представления о развитии личности в детстве настоятельно диктуют потребность расширения образовательного пространства за счет введения новых сфер, поддерживающих это развитие: семьи, учреждений искусства и культуры, дополнительного образования, местного самоуправления, «улицы». Региональная культура, в свою очередь, является первым шагом для дошкольника в освоении общечеловеческих богатств мировой культуры, в формировании собственной личности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в свеем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – мету, где родился человек.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учиться осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально – практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В процессе нравственно – патриотического воспитания дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующие моменты:
- Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала;
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно – историческим фактам;
- Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъектности;
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего;
- Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т. е выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. п.).
- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.), познакомиться с жителями Челябинска.
- Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
- Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини- музеи русского быта, предметы декоративного и прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р. М. Чумичева).
- Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Уралу должны передаваться детям.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводиться к двум исторически понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко – культурными особенностями Урала.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания дошкольников:
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Урала.
- Развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Эффективность нравственно – патриотического воспитания дошкольников при ознакомлении с родным городом достигается в случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью на всех уровнях:
- Административно – управленческом: построение системы краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования;
- Организационно – методическом: методическое сопровождение краеведческого образования (педсоветы, семинары, консультации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов;
- Воспитательно – образовательном: деятельность педагога включает отбор краеведческого содержания в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями и интересами; обогащение развивающее среды материалами об Урале (дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.); согласование тематики занятий по ознакомлению с Уралом с тематикой других занятий, с играми детей; создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить свое творчество); обеспечение эмоционального благополучия ребенка; диагностику изменений в его развитии.
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным краем, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказав для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:
- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
- Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
- Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы».
- Используйте доступную детям лексику, значение незнакомых слов объясняйте: не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложным грамматическими конструкциями.
Весь воспитательно – образовательный процесс по данному направлению невозможен без активного участия семьи. Воспитание чувства любви к родному краю эффективно лишь при соблюдении следующих условий:
- В семье надо создавать и развивать свои традиции;
- Семья не должна существовать изолированно;
- Родителям желательно владеть воспитательными методами народной педагогики ( фольклором, песенным или танцевальным искусством);
- Дети в условиях дома должны выполнять посильную работу, выработать систему правил и норм поведения, участвовать в посильном общественном труде, помощи другим людям;
- Члены семьи должны постоянно обращаться к истокам национальной культуры, а педагоги и психологи детского сада оказывать им постоянную поддержку в этой работе.
Однако одного обогащения родителей педагогическими и культурными знаниями недостаточно. Родители должны стать единомышленниками воспитателей, а для этого необходимо организовать разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей, в которую может входить:
- Оснащение групповой комнаты предметами русского народного быта, народно – прикладного искусства, народными играми, игрушками;
- Участие в фольклорных праздниках и развлечениях;
- Организация экскурсий по городу, музеям;
- Совместные выставки работ детей и родителей;
- Конкурсы совместных работ детей и родителей;
- Совместные субботники по озеленению, создание уголков леса и т. п.
Для накопления опыта семейного воспитания в детском саду может быть создан на базе старших и подготовительных групп клуб «Юный уралец», в работе которого будут принимать активное участие дети, воспитатели и родители.
Дошкольное учреждение русской национальной культуры функционирует как открытая система: жизнь ребенка в детском саду обогащается за счет непосредственного участия в ней семьи, общественности и социальных институтов. Ведь те культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается общество, а, значит и семья, как правило, усваивает и ребенок. К сожалению, современная семья утратила многое их старых добрых традиций, включающих и воспитательные функции. В погоне за «элитным» образованием часто искажается система ценностей, утрачивается «нить родства» и взаимопонимание. Не случайно в последние годы произошло возрождение интереса к истокам народного воспитания и народной культуры. И одна из важных составляющих любой системы воспитания – это воспитание у ребенка чувства любви к родному краю.
Литература:
- Управление ДОУ. № 1, 2005 г. И. М. Цветкова, Е. Е. Макеенкова. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста.
- Дошкольное воспитание. № 6, 2003 г.И. Рыбалова. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) дошкольной образовательной организации
Представлены материалы для педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей дошкольников по созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно-образовательных задач при ра...
Презентация опыта работы по теме: «Содержание развивающей предметно -пространственной среды для детей второй группы раннего возраста в соответствии ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта...
Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
"Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"Методические рекомендации д...
Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО
Формирование предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды ДОО...
Методическое пособие для педагогов «Содержание развивающей предметно - пространственной среды при формировании нравственно-патриотических ценностей»
Методическое пособие...
Формирование предметного содержания развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
Материал рассматривает варианты формирования развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного учреждения. Предлагается предметное содержание центров детской активности в соответствии...