НОД "Сокровища земли"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Непосредственно образовательная деятельность напралена на развитие патриотических чувств к соей малоой родине. Это знятие о полезных ископаемых нашего района. НОД организована в игровой форме, в виде путешествия. с использованием ИКТ. Дети из сказки узнают о "Чёрном золоте" и почему его так называют. проволят исследования угля и определяют его свойства и значимость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrovishcha_zemli.docx241.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей.

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности, проведённой в рамках единой методической недели.

Образовательная область «Познание» НОД по «Формированию целостной картины мира и расширению кругозора».

Тема: «Сокровища земли».

 

Возрастная группа: подготовительная

Место проведения: МБДОУ №15 «Ромашка»

Вид занятия: Интегрированное

Дата проведения: 07.02.2013г.

Длительность занятия – 30 минут.

Воспитатель: Андрюшина Людмила

Михайловна.

Тема: «Сокровища земли».

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «здоровье», «Физическая культура», «Труд».

Виды детской деятельности:  игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Цели НОД: Формирование элементарных представлений у детей о полезном ископаемом – угле.

  1. Образовательный аспект:

Образовательная область «Познание»:

- Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе, профессиях.

- Способствовать представления детей о полезном ископаемом – уголь. Пополнить знания детей о том, как и каким способом, добывают в нашем городе.

- Добиться усвоения знаний  детьми о полезном ископаемом угле и его свойствах.

- Обеспечить узнавание детьми полезных ископаемых при помощи тактильных ощущений.

- Вызвать желание к занятию исследовательской деятельностью.

 2. Развивающий аспект:

- Способствовать развитию умения анализировать;

- Способствовать развитию умения устанавливать причинно – следственные связи.

3. Воспитательный аспект:

Образовательная область «Социализация».

- Пробудить чувства гордости за наш Красноярский край.

- Формировать социальные навыки.

- формировать убеждение в необходимости экономно расходовать уголь.

- Способствовать развитию умения работать в микрогруппах;

Образовательная область «Коммуникация»:

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей и умению составлять рассказ, используя мнемосхемы;

- Обеспечить пополнение словарного запаса  знаний у детей.

Образовательная область «Безопасность»

- Формировать представление о правилах поведения человека в природе.

Образовательная деятельность «здоровье»:

- Способствовать сохранению здоровья детей путём использования игровых методов обучения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

- Развивать интерес детей к художественной литературе.

Образовательная область «Физическая культура»:

- Обеспечить максимальную двигательную активность детей в течение НОД.

Предварительная работа.

  1. Совместная деятельность: Беседы о  Красноярском крае и его богатствах, о  природных ископаемых и их роль в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы о нашем крае, создание минимузея природных ископаемых в группе.
  2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение НОД – по экспериментированию с песком, глиной, известняком; игры словесные и дидактические: « Что из чего сделано», «Разрезные картинки»,
  3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в книгах и минимузее в группе.

Материалы для проведения НОД:

- разрезные картинки д/и «Геологическое оборудование»;

- 3 мешочка для д/и «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущении;.

- разрезные картинки д/и «Что из чего сделано»;

- проектор;

- слайды и иллюстрации о добыче полезных ископаемых.

- для экспериментирования: Уголь, одноразовые стаканчики с водой,  листы бумаги, салфетки, схемы порядка исследовательской деятельности.

Ход занятия

1.Ровно встали, потянулись и друг другу  улыбнулись.

Воспитатель: Ребята, вы хотите ещё больше знать про наш край и наш город.

Дети: да.

Воспитатель: Тогда послушаем замечательное стихотворение Красноярского поэта Игнатия Рождественского.

Мой край

Где ещё найдёшь края такие,

Хоть пройди полсвета, полземли?

Здесь у нас потоки буревые, Соболя, пшеницы наливные,

Лиственницы, скалы, хрустали.

Здесь у нас морошка и черника,

Сливы, небоящиеся зим,

Люди здесь от мала до велика

Хлебосольством славятся своим.

Где найдёшь места такие в мире,

Столько птиц и рыбьих косяков.

Столько леса, пашен и лугов.

Столько светлой, необъятной шири;

Я себя не мыслю без Сибири,

Без своих родных сибиряков!

Игнатий Рождественский.

Воспитатель Можно ли сказать, что автор гордится своим краем и если гордиться, то чем?

Дети: У нас много птиц, рыбы, ягод, много пашен и  добрыми людьми.

В-ль: Как называется наш край?

Дети: Красноярский край.

В-ль: А наш город как называется?

Дети: Шарыпово.

Воспитатель: Шарыпово - это наша малая Родина!

Воспитатель:  Мы  можем называть себя сибиряками?

Дети: Мы можем сказать, что мы родились и живём в Сибири.

Дети рассматривают карту Красноярского края с условными обозначениями полезных ископаемых.

Воспитатель: Посмотрите, какую огромную площадь занимает наш край. Здесь находится наш город. Кто знает, что обозначают данные геометрические фигуры?

Дети: Это условные обозначения природных ископаемых.

Воспитатель: Каких обозначений больше?

Дети: Чёрных квадратиков.

Воспитатель: Это залежи угля.

Воспитатель: Нам с вами есть чем гордиться. Наш край очень большой и богатый полезными ископаемыми. Что такое полезные  ископаемые? Почему они так называются?

Дети: Полезные потому, что они приносят пользу. Ископаемые, т.к. находятся  глубоко под землёй, и их приходится добывать.

В-ль: Какие полезные ископаемые вы знаете?

Дети: уголь, песок, глина, соль, нефть, мел, известняк, природный газ

Воспитатель: Треугольник показывает, что здесь находится железная руда. Она тяжелая и очень прочная. Самое главное свойство руды - плавкость.

Квадрат, закрашенный наполовину, обозначает залежи глины…. 

В-ль: Чем больше полезных ископаемых, тем наш край будет ещё богаче и краше. Кто находит полезные ископаемые?

Дети: Геологи.

Воспитатель: Как называется место, где находятся полезные ископаемые?

Дети: Месторождение полезных ископаемых.

Воспитатель: Вы хотите оказаться на месте геологов и отправиться в путь искать полезные ископаемые в г. Шарыпово.

Дети: Да!

 Воспитатель: Для начала мы должны собрать в дорогу всё самое необходимое.

Проводится Д/и « Собери рюкзак геологу». Дети поочерёдно выбирают карточки с необходимыми предметами и объясняют для чего нужно.

Воспитатель: Идти надо дружно, помогать будем друг другу во всём. Только тогда мы достигнем цели. Идти придётся лесами да болотами, мы там только гости, поэтому соблюдаем  правила поведения. В лесу ходят как?

Дети:  Тихо, по тропинке.

4.Физминутка.

Дети идут, взявшись за руки, проговаривая стихотворение.

Мы растём, растём, растём.

Всё о мире узнаём.

Не обидим мы букашек,

Гнёзд не разорим у пташек.

Не сорвём прекрасный ландыш,
Муравейник сохраним,

Ручеёк не замутим.

Воспитатель: Вот мы с вами и дошли. Посмотрите перед нами гора, а что же за ней (дети находят 3 мешочка). Здесь находятся полезные ископаемые, которые добываются в нашем городе. Я загадаю загадки, а из разгадок вы узнаете, месторождения каких полезных ископаемых мы нашли.

Он - очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок).

Если встретишь по дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина).

Он несёт в дома тепло,

От него, кругом светло,

Чёрный и блестящий,

Помощник настоящий. (уголь).

А сейчас теже самые ископаемые вы определите  на ощупь.

Д/и «Узнай на ощупь».

Просмотр слайдов с комментариями воспитателя. 

Воспитатель:  Ребята, горд ещё  наш очень молодой, и построился он за счёт того, что здесь найдены залежи угля. Месторождение угля в  г.Шарыпово – Берёзовский угольный разрез. Угольные пласты здесь залегают близко к поверхности земли, его добывают открытым способом -  в карьерах. Скажите, кто добывает уголь – назовите профессию?

Дети: Шахтёр.

Воспитатель: Добыча угля - нелёгкий труд.  Посмотрите, какая мощная техника задействована при добыче полезных ископаемых, Экскаваторы сначала снимают верхний слой земли, песка, глины (добытый песок и глина применяется при строительстве дорог). За глиной находятся залежи угля. Экскаваторы добывают уголь, затем он отправляется по конвейерной ленте в накопители (место, где находится весь добытый уголь), а   «БелАЗы» и «КамАЗы» доставляют, до места назначения.  

Воспитатель:  Вы хотите поиграть с угольком?

Дети: Хотим.

Проводится игра в кругу «Кто уголёк возьмёт, тот слово назовёт…» Сначала называют, что относится к живой природе, затем неживой. 

Уголь относится к неживой природе, но, однако, образовался он из остатков живых организмов. Выходит растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно, их остатки превратились в уголь и другие полезные ископаемые (нефть, известняк). Вот такая тесная связь существует между живой и неживой природой, между природой и человеком.

В народе уголь называют чёрное золото. А почему его так называют, вы узнаете из сказки, которую я вам расскажу.

«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.
«Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!»
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Хотел царь чай с конфетами попить, а они исчезли, потому что сироп для их приготавливается с применением угля. Разболелся у царя живот, взял он таблетку, а она в руке исчезла и в таблетках, оказывается, уголь есть. В окнах стёкла разбиваться стали, т.к. самое лучшее стекло из угля делается.  Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: «Батюшки, ни одной пуговицы!» И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы с применением угля делают. Вещи на нём расползаться стали, т.к. и прочные нити из угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: «Уголёк, не помни зла, вернись!» Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой».

Воспитатель: Скажите, ребята, действительно уголь можно назвать чёрным золотом?

Дети: Да, потому что нам не прожить без него.

Воспитатель: Геологи находят месторождения, а кто проводит исследования полезных ископаемых и устанавливает насколько они полезны и где их можно применить?

 Дети: Учёные исследователи.

 Воспитатель:  Ребята, нам пришло письмо с «Берёзовского разреза», нас просят помочь сотрудникам «Берёзовского разреза» в исследовании полезного ископаемого – угля. Вы согласны помочь?  Мы с вами  будем исследовать богатство нашего города.  Ребята, я вас приглашаю в нашу научную минилабороторию, где проведём несколько опытов с углём.

Деление на минигруппы по карточкам игра «Что из золота

, пройдут за первый стол. Дети с карточками изделий из глины, пройдут за второй стол. Дети с карточками изделий из дерева пройдут за третий стол.

Воспитатель: У вас изделия из чего сделаны?

Дети: Из золота.

Воспитатель: Ваши изделия из чего сделаны?

Дети: Из железа:

Воспитатель: Значит они какие?

Дети: железные.

Воспитатель: Из чего сделаны ваши?

Дети: Деревянные.

        Выбор посыльного по одежде чёрного цвета. Воспитатель даёт задание посыльным. По заданной схеме дети проводят исследование угля. Определяют цвет, твёрдость, хрупкость, оставляет ли след на бумаге, в воде растворяется или тонет.

Воспитатель: главное свойство угля – горение. Это исследовать мы с вами не будем, а запомним с моих слов.

После завершения исследования один ребёнок выходит и по схеме даёт характеристику угля.

Ребёнок:  Уголь чёрного цвета, твёрдый, но при ударе разрушается, оставляет след на бумаге и в воде не растворяется, а  тонет.

Итог занятия: Ребята, вот мы сегодня говорили об угле  - Это клад нашей земли и, а его надо беречь и охранять?

Дети: Надо.

Воспитатель: Что для этого мы будем делать?

Дети: Бережно относиться, не нужно жечь лишний свет, в зимнее время закрывать двери в домах и утеплять окна.

Воспитатель: Чем мы занимались?

Дети:  Беседовали о Красноярском крае, изучали полезные ископаемые, проводили опыты.

Воспитатель: Вам присвоено звание юный исследователь и вручаются медали.

Ритуал окончания  НОД.

Вместе хлопнули в ладоши.

Дружно топнули ногою.

Всё во что мы здесь играли.

Мы запомнили с тобою.

До свиданья всем сказали.

И рукою помахали.

Самоанализ Непосредственно  образовательной деятельности.

Область «Познание» Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора.

Тема: «Сокровища земли».

При планировании мною были определены цели НОД:

Образовательный аспект:

- Систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о родном крае и городе, профессиях.

- Способствовать становлению первоначального представления детей и добиться усвоения  о полезном ископаемом – угле и его свойствах. Обеспечить узнавание детьми полезных ископаемых при помощи тактильных ощущений.

- Вызвать желание к занятию исследовательской деятельностью.

 2. Развивающий аспект:

- обеспечить развитие умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.

3. Воспитывающий аспект:

- формировать социальные навыки:

- формировать убеждение в необходимости экономно расходовать полезные ископаемые.

- способствовать умению работать в микрогруппах;

- Подвести к мысли о бережном отношении к живой и неживой природе, к труду людей, занятых в добыче угля.

Методы и приёмы.

  1. Наглядный (иллюстрации о добыче полезных ископаемых)
  2. Словесный ( художественное слово, беседа, рассказывание сказки, рассказ).
  3. Практический (экспериментирование)
  4. Игровой (д/и « Собери геолога», «Жидкое, твёрдое, газообразное», «Что из чего сделано», « Узнай на ощупь», физминутка)

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Безопасность», «Здоровье»

Предварительная работа.

  1. Совместная деятельность: Беседы о  Красноярском крае и его богатствах, о  природных ископаемых и их роль в жизни человека, рассматривание карты мира и нашего края, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, создание минимузея в группе природных ископаемых.
  2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: Проведение НОД – по экспериментированию с песком и глиной; игры словесные и дидактические: « Что из чего сделано», «Разрезные картинки», «Профессии».
  3. Самостоятельная деятельность детей: Рассматривание природных ископаемых в музее.

Материалы для проведения НОД:

- разрезные картинки д/и «Геологическое оборудование»;

- 3 мешочка для д/и «Узнай полезное ископаемое при помощи тактильных ощущении;.

- разрезные картинки д/и «Что из чего сделано»;

- слайды и иллюстрации о добыче полезных ископаемых.

- для экспериментирования: Уголь, одноразовые стаканчики с водой,  листы бумаги, салфетки, схемы порядка исследовательской деятельности.

Педагогические технологии: Социоигровая ( игры, работа в компаниях, выбор посыльного),  личностно- ориентированная модель обучения и воспитания детей, здоровье сберегающая технология: физминутка, двигательная активность детей (смена деятельности).

Формы организации НОД: социоигры, фронтальная работа и в малых группах.

Средства обучения: Оборудование для НОД, дидактические игры, использование  ИКТ.

При планировании НОД был учтён принцип интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ.  Материал был актуален и связан с жизнью нашего города. Объём предоставляемого материала был оптимальным для детей, где каждый этап переходил в другой. Отведённое время было использовано рационально. Наблюдалась частая смена деятельности детей. Обучение происходило в игровой форме, с использованием игр, которые развивают внимание, познавательные процессы, формируют коммуникативные умения и навыки, активизируют физические силы и умственную деятельность детей.

Познавательная активная деятельность у детей проявлялась во время беседы,  отгадывания загадок, прослушивания сказки, просмотра слайдов, экспериментальной деятельности.  

Уровень развития, умений,  навыков и воспитательный эффект прослеживался во время всей образовательной деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх частей, которые были связаны между собой одной тематикой.

Вводная часть решала воспитательные задачи: Психологический настрой детей, привитие чувства гордости за наш родной край.

Обучающий эффект проходил  в основной части занятия заключался в закреплении ранее пройденных и новых полезных ископаемых их  добыче и предназначениях. самостоятельной  и коммуникативной деятельности детей – экспериментировании, где воспитанники  делились на компании по карточкам , выбирали посыльного это способствовало умению договариваться между собой.  При этом решалась воспитательная задача.  Образовательной задачей было -  добыча и применение угля в хозяйстве, определение свойства с использованием схем, которые позволяли более точно определять его качества.   Схемы для анализа помогали в развитии связной речи у детей. Дети делали выводы, осуществляли контроль и самоконтроль.

В заключительной части  решалась воспитательная задача о бережном отношении к углю, подведение итогов занятия и награждение воспитанников медалями «Юный исследователь».

Длительность НОД выдержана в соответствии с санитарными нормами и правилами и возрастными особенностями детей. Поставленные задачи решены в полном объёме.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Земля отцов-моя земля".

Занятие с использованием мультимедиа о Кубани....

Проект "Сохраним планету Земля, иначе просто не будет Земли"

Проект по окружающему миру "Сохраним планету Земля иначе просто не будет Земли"...

"Малая Земля.."Экскурсия и посещение музея-мемориала "Малая Земля"

Цель:Закрепить знания о том,как защищали свою Родину русские люди в годы ВОВ,как живущие помнят о них,рассказать о мужестве и стойкости,проявленной трудящимися Новороссийска.Задачи:Образовательная:Поз...

Проект "Земля отцов - моя земля"

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному к...

НОД "Былинные герои земли нашей Русской земли"

Открытая непосредственно-образовательная деятельность  для детей подготовительной группы и их родителей к  23 февраля....