Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
проект на тему
Проект включает в себя календарно-тематический план, который включает в себя беседы, художественное творчество, праздники и развлечения, дидактические и подвижные игры, игры драматизации и работу с родителями. Также проект включает в себя логико-структурную матрицу, смету и этапы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_priobshchenie_doshkolnikov_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 28 «Туяна»
Проект на тему:
«Приобщение дошкольников к истокам
русской народной культуры»
Составила
инструктор по
физическому воспитанию
Крюкова С. А.
П. Усть-Ордынский 2013 г.
Проект по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Наименование заявителя: Пятницкая Людмила Георгиевна.
Актуальность проекта: СЛАЙД
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Проект включает в себя работу по двум направлениям: работа с детьми, родителями. Проект включает разработку плана мероприятий и бюджета проекта, что способствует углубленному пониманию важности сохранности индивидуальности детства.
Сроки реализации: 2 года, с сентября 2011 г. по апрель 2013 г. СЛАЙД
Требуемая сумма: 13495 рублей
Описание проекта
Цель: СЛАЙД развитие творческих способностей у взрослых и детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздником, малого фольклора, русских народных игр, драматизации.
Задачи: СЛАЙД
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
- Познакомить детей с традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Разделы проекта: СЛАЙД
- Работа с детьми
- Работа с родителями
Работа ориентирована на 4 возрастные ступени: 2 младшая группа, средняя, старшая и подготовительную группы.
Логико-структурная матрица СЛАЙД
Раздел: Работа с детьми
Логика осуществления проекта | Объективно-проверяемые индикаторы | Средства проверки | Допущения |
Цель: развитие творческих способностей у детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа. Задачи: - Знакомить с русской народной культурой; - Знакомить с русскими народными играми, мотивировать участие в них; - Развивать творческие способности в изобразительной деятельности; - Знакомить с художественной литературой русского народа; - Создать условия для повышения интереса к культуре русского народа. Мероприятия: - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа; - Рисование: Семеновская матрешка, Городецкая роспись, Гжель, Роспись дымковских и филимоновских игрушек. - Лепка филимоновской и дымковской игрушки. - Аппликация орнаментов на одежде, дымковских узоров. - Праздники и развлечения: Рождественские посиделки, Русская ярмарка, Широкая Масленица, Фольклорный праздник. - Дидактические игры: Составь узор, Укрась кокошник, Чей костюм? и др. - подвижные игры: Гуси-лебеди, Заря-заряница, Горелки, Пятнашки, Краски, Карусель. - Игры-драматизации по сказкам: Колобок, Теремок. - Чтение русских народных сказок. - Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками и т. д. | Качественные показатели: - имеет основные представления о традициях своего народа; - знает русские народные игры; - знает праздники своего народа; - знает виды декоративно-прикладного искусства. Количественные показатели: - может объяснить 2-3 традиции своего народа; - может назвать 3-4 праздника русского народа; - знает множество русских народных сказок; - может назвать и объяснить 3-4 русских народных игр. | - Опросник; - Регистрационный лист; - Рассматривание иллюстраций; - Самостоятельная деятельность детей на прогулке. | - Агрессивное поведение конкретного ребенка при проведении игр; - Частые пропуски ребенком детского сада. |
Раздел: Работа с родителями
Логика осуществления проекта | Объективно-проверяемые индикаторы | Средства проверки | Допущения |
Цель: приобщение родителей к истокам русской народной культуры. Задачи: - Знакомить с русской народной культурой; - Создать условия для повышения интереса к русской народной культуре; - Вызвать уважение к русской народной культуре. Мероприятия: - Мастер-класс «Лепка Дымковской игрушки»; - Консультации для родителей: Народные игры, Русские народные праздники. - Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры». - Пошив костюмов к русским народным праздникам и активное участие в них. | Положительной оценкой результата будет являться высокий уровень сформированности компетенций у родителей: - знание народных игр в воспитании ребенка; - знание традиций русского народа, используя их в воспитании ребенка; - умение применять знания о прикладном искусстве на практике; - наличие навыков передачи полученного опыта о русской культуре другим родителям. Основным качественным показателем будет являться участие родителей в вариативных формах работы. | - Результаты анкетирования; - Регистрационные листы о количестве родителей принявших участие в мастер-классе, консультациях; - Наличие отзывов родителей о данном проекте. | - Наличие интереса у родителей принимать участие в проекте или мероприятиях; - Наличие мотивации к сотрудничеству педагогов с родителями; - Наличие готовности работы со специальными источниками. |
Календарно-тематический план
Название раздела, мероприятия | Время проведения | Ответственные |
РАБОТА С ДЕТЬМИ | ||
Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактического материала | ||
«Знакомство с родным краем» | Сентябрь 2011 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
Знакомство с декоративно-прикладным искусством» | Ноябрь 2011 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» (места проживания, строительство жилища) | Февраль 2012 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей) | Апрель 2012 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Какова пряха - такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма) | Сентябрь 2012 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви) | Ноябрь 2012 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Не по Сеньке шапка» (история головных уборов) | Февраль 2013 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни) | Апрель 2013 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
Художественное творчество | ||
Рисование «Семеновская матрешка» | Сентябрь 2011 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Укрась матрешку сказочным узором» (Полхов - Майдан) | Ноябрь 2011 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Знакомство с городецкой росписью» | Декабрь 2011 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Сине-голубая Гжель» | Февраль 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Завиток» | Март 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Роспись дымковских игрушек» | Май 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Узор в полосе «Елочка» | Сентябрь 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Красивые кокошники Снегурочки» | Ноябрь 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Бутоны» | Декабрь 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Роспись тарелки по мотивам Хохломы» | Январь 2013 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Роспись платья дымковской барыни» | Февраль 2013 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Филимоновская барыня» | Март 2013 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Рисование «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи» | Апрель 2013 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Лепка «Филимоновская игрушка» | Октябрь 2011 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Лепка «Дымковская игрушка» | Октябрь 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Аппликация «Орнамент на сарафан» | Январь 2012 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Аппликация «Украшение дымковских игрушек» | Март 2013 г. | Руководитель по изобразительной деятельности |
Проведение праздников и развлечений | ||
«Рождественские посиделки» | Январь 2014 г. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители |
«Русская ярмарка» | Февраль 2014 г. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители |
«Широкая Масленица» | Март 2014 г. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители |
«Фольклорный праздник» | Апрель 2014 г. | Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители |
Дидактические игры | ||
«Русский народный костюм» | Февраль 2014 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Сложи картинку» | Март 2014 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Собери узор» | Апрель 2014 г. | Воспитатели старших и подготовительных групп |
«Укрась кокошник» | Воспитатели старших и подготовительных групп | |
«Чей костюм?» | ||
«Что лишнее?» | ||
Подвижные народные игры | ||
«Гуси-лебеди» | Январь 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
«Заря-заряница» | Февраль 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
«Горелки» | Февраль 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
«Пятнашки» | Март 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
«Краски» | Март 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
«Карусель» | Апрель 2014 г. | Педагоги, руководитель по физическому воспитанию |
Игры-драматизации | ||
По рус. нар. ск. «Колобок» | Февраль 2012 г. | Педагоги, музыкальный руководитель, родители |
По рус. нар. ск. «Теремок» | Апрель 2013 г. | Педагоги, музыкальный руководитель, родители |
Знакомство с художественной литературой | ||
Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками | Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г. | Воспитатели стар. и подгот. групп |
Чтение русских народных сказок | Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г. | Воспитатели стар. и подгот. групп |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ||
Мастер-класс «Лепка дымковской игрушки» | Январь 2012 г. | Руководитель по ИЗО, педагоги, родители |
Консультации для родителей «Народные игры», «Русские народные праздники» | Февраль 2012 г Апрель 2013 г. | Руководитель по ФИЗО, педагоги, родители |
Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры» | Март 2012 г. | Педагоги, музыкальный руководитель |
Пошив костюмов к русским народным праздникам и активное участие в них | Сентябрь - апрель 2011 г. – 2013 г. | Педагоги, родители |
Риски проекта:
- Низкая активность родителей.
- Частые пропуски ребенком детского сада.
- Пассивная позиция педагогов.
- Недостаточная компетентность молодых педагогов.
Партнеры проекта:
- Поддержка работников дома культуры.
- Поддержка соседних МДОУ.
- Родители.
- Специалисты МДОУ.
- Художественный музей Эхирит-Булагатского района.
- Библиотека УО БАО.
Ожидаемые результаты:
Работа с детьми
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
Формирование чувств национального достоинства.
Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
Широкое использование всех видов фольклора.
Сформировано уважение к людям, которые создавали эти изделия.
Проявление детского творчества в изобразительной, игровой и театрализованной деятельности.
Работа с родителями
Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре.
Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.
Увлеченность родителей русским народным творчеством.
Продукт проекта:
• Для детей: рисунки, оформление мини музея.
• Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.
• Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ
Для реализации проекта необходимо:
Имеется | Сумма | Требуется | Сумма | |
| ||||
Проектор | 1 | 25000 | ||
Цветной принтер | 1 | 2500 | ||
Компьютер | 1 | 25000 | ||
МР3 проигрыватель | 1 | 5000 | ||
Фотоаппарат | 1 | 4000 | ||
Всего | 61500 | 0 | ||
| ||||
Детские | 9 | 4000 | ||
Взрослые | 11 | 9000 | ||
Всего | 13000 | 0 | ||
| ||||
Краски акварельные | 25 | 1250 | ||
Гуашь | 25 | 1625 | ||
Кисть беличья №2 | 25 | 250 | ||
Кисть клеевая | 25 | 200 | ||
Набор фломастеров | 25 | 1250 | ||
Ручки | 20 | 1200 | ||
Глина сухая | 25 | 1750 | ||
Стеки | 50 | 150 | ||
Доски для лепки | 25 | 625 | ||
Ножницы детские | 25 | 1125 | ||
Цветная бумага | 20 | 400 | ||
Клей силикатный | 5 | 100 | ||
Салфетки | 25 | 450 | ||
Белая бумага | 3 уп. 500 л. | 525 | ||
Простые карандаши | 25 | 125 | ||
Грамоты | 50 | 1000 | ||
Всего | 7450 | 4575 | ||
| ||||
Подвижные игры | 5 | 400 | ||
Сценарии русских народных праздников | 3 | 420 | ||
Русское народное творчество | 2 | 240 | ||
Всего | 1060 | 0 | ||
| ||||
Русские народные сказки | 13 | 1300 | ||
Книги по малому фольклору | 5 | 600 | ||
Всего | 1900 | 0 | ||
| ||||
Печать иллюстраций, фотографий | 70 | 700 | ||
Всего | 0 | 700 | ||
| ||||
Фотографии городецких изделий | 5 | 200 | ||
Матрешка семеновская | 3 | 1200 | ||
Гжельские изделия | 3 | 1300 | ||
Дымковская игрушка, фотографии | 2,1 | 1000 | ||
Фотографии филимоновских игрушек | 2 | 200 | ||
Фотографии хохломских изделий | 200 | |||
Фотографии Полхов-майданских изделий | 2 | 200 | ||
Всего | 0 | 4300 | ||
| ||||
Воздушные шары | 60 | 420 | ||
Флажки | 2 набора | 300 | ||
Организация чаепития | 3500 | |||
Всего | 300 | 3920 | ||
Оплата труда сотрудников проекта | ||||
Педагоги | Имеется | |||
Специалисты | Имеется | |||
Всего | 0 | 0 | ||
| ||||
Имеется | 85210 | |||
Требуется | 13495 |
Смета на необходимую сумму затрат проекта
№ | Статья расходов | Сумма (руб.) |
1 | Оборудование | 0 |
2 | Народные костюмы | 0 |
3 | Расходный материал | 7075 |
4 | Методические пособия | 0 |
5 | Детская литература | 0 |
6 | Типографские расходы | 700 |
7 | Дидактический материал | 4300 |
8 | Расходы на проведение мероприятий | 3920 |
9 | Оплата труда сотрудников | 0 |
10 | Итого | 13495 |
I этап. Подготовительный.
- Изучение специальной литературы и составление перспективного плана НОД по изобразительной деятельности, картотеки бесед, малого фольклора, дидактических игр, русских народных игр, чтению художественной литературы.
- Анкетирование родителей.
- Оформление родительского уголка: консультации «Народные игры», «Русские народные праздники», папки-передвижки с текстами потешек и рекомендаций к их применению.
- Пополнение предметно-развивающей среды в группах.
- Также на начальном этапе нами была оформлен мини-музей народной старины «Русская горница». Детям очень интересно было увидеть в действии настоящую прялку, попить чай из самовара в деревянной посуде, постоять в красном углу.
II этап. Основной.
- - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;
- - Рисование,
- - Лепка,
- - Аппликация,
- - Праздники и развлечения,
- - Дидактические игры,
- - Подвижные игры,
- - Игры-драматизации по сказкам,
- - Чтение русских народных сказок,
- - Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками, загадками и т. д.
III этап. Заключительный.
Мониторинг результатов проекта.
Показатели результативности:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Тема: «Русская изба»
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.
quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»
Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...
«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»
Воспитание народной сказкой....