Проект "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
проект на тему

Крюкова Светлана Анатольевна

Проект включает в себя календарно-тематический план, который включает в себя беседы, художественное творчество, праздники и развлечения, дидактические и подвижные игры, игры драматизации и работу с родителями. Также проект включает в себя логико-структурную матрицу, смету и этапы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 28 «Туяна»

Проект на тему:

«Приобщение дошкольников к истокам

русской народной культуры»

Составила

инструктор по

физическому воспитанию

Крюкова С. А.

П. Усть-Ордынский 2013 г.

Проект по теме: «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»

Наименование заявителя: Пятницкая Людмила Георгиевна.

Актуальность проекта: СЛАЙД

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

 Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т.е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Проект включает в себя работу по двум направлениям: работа с детьми, родителями. Проект включает разработку плана мероприятий и бюджета проекта, что способствует углубленному пониманию важности сохранности индивидуальности детства.

Сроки реализации: 2 года, с сентября 2011 г. по апрель 2013 г. СЛАЙД

Требуемая сумма:  13495 рублей

Описание проекта        

Цель: СЛАЙД развитие творческих способностей у взрослых и детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздником, малого фольклора, русских народных игр, драматизации.

Задачи: СЛАЙД

  1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах.
  2. Познакомить детей с традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
  3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно-развивающей средой.
  4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Разделы проекта: СЛАЙД

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями

Работа ориентирована на 4 возрастные ступени: 2 младшая группа, средняя, старшая и подготовительную группы.

Логико-структурная матрица СЛАЙД

Раздел: Работа с детьми

Логика осуществления проекта

Объективно-проверяемые индикаторы

Средства проверки

Допущения

Цель: развитие творческих способностей у детей посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа.

Задачи:

- Знакомить с русской народной культурой;

- Знакомить с русскими народными играми, мотивировать участие в них;

- Развивать творческие способности в изобразительной деятельности;

- Знакомить с художественной литературой русского народа;

- Создать условия для повышения интереса к культуре русского народа.

Мероприятия:

- Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;

- Рисование:

Семеновская матрешка,

Городецкая роспись,

Гжель,

Роспись дымковских и филимоновских игрушек.

- Лепка филимоновской и дымковской игрушки.

- Аппликация орнаментов на одежде, дымковских узоров.

- Праздники и развлечения:

Рождественские посиделки,

Русская ярмарка,

Широкая Масленица,

Фольклорный праздник.

- Дидактические игры:

Составь узор,

Укрась кокошник,

Чей костюм? и др.

- подвижные игры:

Гуси-лебеди,

Заря-заряница,

Горелки,

Пятнашки,

Краски,

Карусель.

- Игры-драматизации по сказкам:

Колобок,

Теремок.

- Чтение русских народных сказок.

- Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками

 и т. д.

Качественные показатели:

- имеет основные представления о традициях своего народа;

- знает русские народные игры;

- знает праздники своего народа;

- знает виды декоративно-прикладного искусства.

Количественные показатели:

- может объяснить 2-3 традиции своего народа;

- может назвать 3-4 праздника русского народа;

- знает множество русских народных сказок;

- может назвать и объяснить 3-4 русских народных игр.

- Опросник;

- Регистрационный лист;

- Рассматривание иллюстраций;

- Самостоятельная деятельность детей на прогулке.

- Агрессивное поведение конкретного ребенка при проведении игр;

- Частые пропуски ребенком детского сада.

Раздел: Работа с родителями

Логика осуществления проекта

Объективно-проверяемые индикаторы

Средства проверки

Допущения

Цель: приобщение родителей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- Знакомить с русской народной культурой;

- Создать условия для повышения интереса к русской народной культуре;

- Вызвать уважение к русской народной культуре.

Мероприятия:

- Мастер-класс «Лепка Дымковской игрушки»;

- Консультации для родителей:

Народные игры,

Русские народные праздники.

- Анкетирование родителей

«Приобщение детей к истокам русской культуры».

- Пошив костюмов к русским народным праздникам и активное участие в них.

Положительной оценкой результата будет являться высокий уровень сформированности компетенций у родителей:

- знание народных игр в воспитании ребенка;

- знание традиций русского народа, используя их в воспитании ребенка;

- умение применять знания о прикладном искусстве на практике;

- наличие навыков передачи полученного опыта о русской культуре другим родителям.

Основным качественным показателем будет являться участие родителей в вариативных формах работы.

- Результаты анкетирования;

- Регистрационные листы о количестве родителей принявших участие в мастер-классе, консультациях;

- Наличие отзывов родителей о данном проекте.

- Наличие интереса у родителей принимать участие в проекте или мероприятиях;

- Наличие мотивации к сотрудничеству педагогов с родителями;

- Наличие готовности работы со специальными источниками.

Календарно-тематический план

Название раздела, мероприятия

Время проведения

Ответственные

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Беседы, рассматривание иллюстраций, дидактического материала

«Знакомство с родным краем»

Сентябрь 2011 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

Знакомство с декоративно-прикладным искусством»

Ноябрь 2011 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» (места проживания, строительство жилища)

Февраль 2012 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)

Апрель 2012 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Какова пряха - такова  на ней и рубаха» (история русского народного костюма)

Сентябрь 2012 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги – тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)

Ноябрь 2012 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)

Февраль 2013 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)

Апрель 2013 г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Воспитатели старших и подготовительных групп

Художественное творчество

Рисование «Семеновская матрешка»

Сентябрь 2011 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Укрась матрешку сказочным узором» (Полхов - Майдан)

Ноябрь 2011 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Знакомство с городецкой росписью»

Декабрь 2011 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Сине-голубая Гжель»

Февраль 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Завиток»

Март 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Роспись дымковских игрушек»

Май 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Узор в полосе «Елочка»

Сентябрь 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Красивые кокошники Снегурочки»

Ноябрь 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Бутоны»

Декабрь 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Роспись тарелки по мотивам Хохломы»

Январь 2013 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Роспись платья дымковской барыни»

Февраль 2013 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Филимоновская барыня»

Март 2013 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Рисование «Узор в полосе по мотивам городецкой росписи»

Апрель 2013 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Лепка «Филимоновская игрушка»

Октябрь 2011 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Лепка «Дымковская игрушка»

Октябрь 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Аппликация «Орнамент на сарафан»

Январь 2012 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Аппликация «Украшение дымковских игрушек»

Март 2013 г.

Руководитель по изобразительной деятельности

Проведение праздников и развлечений

«Рождественские посиделки»

Январь 2014 г.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители

«Русская ярмарка»

Февраль 2014 г.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители

«Широкая Масленица»

Март 2014 г.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители

«Фольклорный праздник»

Апрель 2014 г.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель, родители

Дидактические игры

«Русский народный костюм»

Февраль 2014 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Сложи картинку»

Март 2014 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Собери узор»

Апрель 2014 г.

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Укрась кокошник»

Воспитатели старших и подготовительных групп

«Чей костюм?»

«Что лишнее?»

Подвижные народные игры

«Гуси-лебеди»

Январь 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

«Заря-заряница»

Февраль 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

«Горелки»

Февраль 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

«Пятнашки»

Март 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

«Краски»

Март 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

«Карусель»

Апрель 2014 г.

Педагоги, руководитель по физическому воспитанию

Игры-драматизации

По рус. нар. ск. «Колобок»

Февраль 2012 г.

Педагоги, музыкальный руководитель, родители

По рус. нар. ск. «Теремок»

Апрель 2013 г.

Педагоги, музыкальный руководитель, родители

Знакомство с художественной литературой

Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками

Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г.

Воспитатели стар. и подгот. групп

Чтение русских народных сказок

Сентябрь – апрель 2011 г. - 2013 г.

Воспитатели стар. и подгот. групп

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мастер-класс «Лепка дымковской игрушки»

Январь 2012 г.

Руководитель по ИЗО, педагоги, родители

Консультации для родителей

«Народные игры»,

«Русские народные праздники»

Февраль 2012 г

Апрель 2013 г.

Руководитель по ФИЗО, педагоги, родители

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Март 2012 г.

Педагоги, музыкальный руководитель

Пошив костюмов к русским народным праздникам и активное участие в них

Сентябрь - апрель 2011 г. – 2013 г.

Педагоги, родители

Риски проекта:

  • Низкая активность родителей.
  • Частые пропуски ребенком детского сада.
  • Пассивная позиция педагогов.
  • Недостаточная компетентность молодых педагогов.

Партнеры проекта:

  • Поддержка работников дома культуры.
  • Поддержка соседних МДОУ.
  • Родители.
  • Специалисты МДОУ.
  • Художественный музей Эхирит-Булагатского района.
  • Библиотека УО БАО.

Ожидаемые результаты:

Работа с детьми

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Формирование чувств национального достоинства.

Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

 Широкое использование всех видов фольклора.

Сформировано уважение к людям, которые создавали эти изделия.

Проявление детского творчества в изобразительной, игровой  и театрализованной  деятельности.

Работа с родителями

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре.

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины.

Увлеченность родителей русским народным творчеством.

Продукт проекта:

• Для детей: рисунки, оформление мини музея.

• Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.

• Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ

Для реализации проекта необходимо:

Имеется

Сумма

Требуется

Сумма

  1. Оборудование

Проектор

1

25000

Цветной принтер

1

2500

Компьютер

1

25000

МР3 проигрыватель

1

5000

Фотоаппарат

1

4000

Всего

61500

0

  1. Народные костюмы

Детские

9

4000

Взрослые

11

9000

Всего

13000

0

  1. Расходный материал

Краски акварельные

25

1250

Гуашь

25

1625

Кисть беличья №2

25

250

Кисть клеевая

25

200

Набор фломастеров

25

1250

Ручки

20

1200

Глина сухая

25

1750

Стеки

50

150

Доски для лепки

25

625

Ножницы детские

25

1125

Цветная бумага

20

400

Клей силикатный

5

100

Салфетки

25

450

Белая бумага

3 уп. 500 л.

525

Простые карандаши

25

125

Грамоты

50

1000

Всего

7450

4575

  1. Методические пособия

Подвижные игры

5

400

Сценарии русских народных праздников

3

420

Русское народное творчество

2

240

Всего

1060

0

  1. Детская литература

Русские народные сказки

13

1300

Книги по малому фольклору

5

600

Всего

1900

0

  1. Типографские расходы

Печать иллюстраций, фотографий

70

700

Всего

0

700

  1. Дидактический материал

 Фотографии городецких изделий

5

 200

Матрешка семеновская

3

1200

Гжельские изделия

3

1300

Дымковская игрушка, фотографии

2,1

1000

Фотографии филимоновских игрушек

2

200

Фотографии хохломских изделий

200

Фотографии Полхов-майданских изделий

2

200

Всего

0

4300

  1. Расходы на проведение мероприятий

Воздушные шары

60

420

Флажки

2 набора

300

Организация чаепития

3500

Всего

300

3920

Оплата труда сотрудников проекта

Педагоги

Имеется

Специалисты

Имеется

Всего

0

0

  1. Полная стоимость проекта

Имеется

85210

Требуется

13495

Смета на необходимую сумму затрат проекта

Статья расходов

Сумма (руб.)

1

Оборудование

0

2

 Народные костюмы

0

3

Расходный материал

7075

4

Методические пособия

0

5

Детская литература

0

6

Типографские расходы

700

7

Дидактический материал

4300

8

Расходы на проведение мероприятий

3920

9

Оплата труда сотрудников

0

10

Итого

13495

        

I этап. Подготовительный.

  • Изучение специальной литературы и составление перспективного плана НОД  по изобразительной деятельности, картотеки  бесед, малого фольклора, дидактических игр, русских народных игр, чтению художественной литературы.
  • Анкетирование родителей.
  • Оформление родительского уголка: консультации «Народные игры», «Русские народные праздники», папки-передвижки с текстами потешек и рекомендаций к их применению.
  • Пополнение предметно-развивающей среды в группах.
  • Также на начальном этапе нами была оформлен мини-музей народной старины «Русская горница». Детям очень интересно было увидеть в действии настоящую прялку, попить чай из самовара в деревянной посуде, постоять в красном углу.

II этап. Основной.

  • - Беседы и рассматривание иллюстраций на тему истории, одежды, обуви, жилья, быта, кухни русского народа;
  • - Рисование,
  • - Лепка,
  • - Аппликация,
  • - Праздники и развлечения,
  • - Дидактические игры,
  • - Подвижные игры,
  • - Игры-драматизации по сказкам,
  • - Чтение русских народных сказок,
  • - Знакомство с пословицами, поговорками, закличками, считалками, загадками  и т. д.

III этап. Заключительный.

Мониторинг результатов проекта.

Показатели результативности:

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...

«Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

laquo;Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»...