«Развитие творческого потенциала педагогов в обогащении содержания воспитательно –образовательного процесса ДОУ»
методическая разработка на тему

 

Раскрывается система работы с детьми, направленная на познание культурных ценностей, представленных в творчестве поэта А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_pedagogov.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческого потенциала педагогов

в обогащении содержания воспитательно –         образовательного процесса ДОУ»

                   

                                                                                                                                               

                                           Н.В. Павленко,  заместитель заведующего  

                                                  по воспитательно-образовательной работе

                                           Е.Н. Баранникова,  педагог-психолог

          В педагогической науке творческий потенциал рассматривается как способности, скрытые возможности, которые проявляются в педагогической деятельности для достижения поставленной цели. Психология считает, что в потенциале человека скрыты внутренние силы, источники, способствующие раскрытию его личности при соответствующих условиях.

         Потенциал человека раскрывается в определённой области деятельности, в частности педагогический потенциал раскрывается в эффективной работе и достижении реальных целей воспитания и образования детей.

         Одним из аспектов инновационной деятельности педагогического коллектива МДОУ №317 является поиск путей развития творческого потенциала педагогов в целостном воспитательно-образовательном процессе. Более девяти лет МДОУ №317 является активным членом опытно-экспериментальной лаборатории проблем дошкольного образования при отделе образования Ворошиловского района. Главная тема – «Феномен творчества А.С.Пушкина в приобщении детей к художественной культуре».

         Была создана система работы с детьми, направленная на познание культурных ценностей, представленных в творчестве поэта А.С.Пушкина.

         В неё вошли: знакомство детей с пятью сказками, созданными гениальным автором в стихах, а также с поэтическими его произведениями о природе. Творческий потенциал педагогов  Е.Н. Баранниковой, А.А. Ивановой, Т.Н. Исаковой, А.В. Корогодовой, С.Н. Лихошерст, В.С. Петровой, Г.Б. Леондор, раскрылся в этой системе воспитательно-образовательной работы. Стремление к инновационной деятельности побудило их к творческой переработке методов и приёмов, средств работы с детьми. Овладение культурными и профессиональными компетенциями позволило представить следующие результаты.

        Работу по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина можно и нужно начинать с младшей группы. Поэтому были созданы интегрированные планы работы во всех возрастных группах, в которых объединяется деятельность всех специалистов: воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, руководителя изостудии.

       Создание психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта  было направлено на определение содержания педагогического процесса в соответствии с возрастом детей, создание новых технологий развития эстетического восприятия детьми произведений А.С.Пушкина, их художественно-творческих способностей.

       В этом содержании интегрировались различные образовательные области вокруг стержневой «Художественное творчество»: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Лирика», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». В этом перечне представлена последовательность опоры на ту или иную область в структуре педагогического процесса по введению детей в мир русской художественной культуры.

       Изучение научной и методической литературы показало, что к творчеству А.С.Пушкина в педагогическом процессе обращаются такие  учёные  как Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина, педагоги ДОУ г. Москвы и другие, работающие под их руководством.

       Основная мысль, которая была положена в основу нашей работы, заключалась в том, что педагогический процесс должен строиться на интеграции, включать в себя блоки-циклы воспитательно-образовательной работы с детьми. (см. книгу Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина   « Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М.,2010)

       Цикл «А.С.Пушкин – великий поэт» включает деятельность различных педагогов и детей, объединённых одной идеей: познать художественную культуру. Нас привлекли в этой работе такие виды занятий, как «Знакомство с памятником А.С.Пушкину скульптора А.Опекушина», «Море в поэзии А.С.Пушкина». Но в этой системе представлен педагогический процесс лишь на примере одной сказки – «Сказке о царе Салтане» в старших возрастных группах. Мы же в своей работе доказали возможность приобщения детей к творчеству великого поэта уже в младшей группе, разработали игровые технологии для работы во всех группах, игры – экспериментирование для детей 3-4 лет (А.А.Иванова), пластические этюды (Т.Н.Исакова), культурную среду           ( Е.Н.Баранникова, Н.В.Павленко и другие), творческие задания для диагностики. В этом заключается новый подход к введению детей в русскую художественную культуру.

       В результате педагогического поиска были разработаны такие технологии, как алгоритм знакомства детей с художественным произведением, поисковые задания, способы моделирования сказок, определённых ситуаций, развитие общей культуры детей, эстетического восприятия и творческого воображения, психолого-педагогической поддержки, «вхождения»  детей в художественный образ и другие. Результаты деятельности творческого сообщества представлены в сборнике из опыта инновационной работы «Знакомим детей с поэзией А.С.Пушкина» (Ростов-на-Дону. 2009), а также в статье А.И.Пилипко и Н.В.Павленко «Творчество А.С.Пушкина в педагогическом процессе» (Журнал «Управление ДОУ» 2011. №4).

      Управление инновационной деятельностью было направлено на использование уже имеющегося творческого потенциала, а также наращивание его, повышение эффективности его использования.

      Создание собственного инновационного поля педагогического коллектива МДОУ №317 проходило под руководством заведующего и его заместителя. Дух творчества, самобытности, активности поддерживался и поощрялся. В «банке идей» стали появляться новые, отражающие меняющиеся требования современного общества к образовательному процессу ДОУ, в частности, усиление внимания к правовому воспитанию. В работах С.А.Козловой раскрыты педагогические аспекты этой проблемы в дошкольном детстве. Её концепция начального правового воспитания представлена в учебно-методическом пособии «Мы имеем право» (М. 2010). Следует подчеркнуть, что С.А.Козлова отмечает сложность проблемы необходимости повышения правовой грамотности взрослых, которые должны неукоснительно соблюдать права ребёнка. В тоже время, следует в доступной форме донести до сознания ребёнка его права и обязанности, которые он должен соблюдать. Далее нас заинтересовала мысль автора о том, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом  воспитании, т.к. его основой являются усвоенные  детьми нравственные нормы и взаимоотношения.

       Отмечая сложность правовых знаний, С.А.Козлова советует отбирать для усвоения детьми те правовые знания, которые строятся на основе близкого, входящего в социальный опыт ребёнка.

       В контексте общей проблемы ДОУ в 2009 году выделен аспект ознакомления детей с их правами в процессе познания сказок А.С.Пушкина. Возглавила его Е.Н.Баранникова. Она обратилась к таким основополагающим документам, как «Декларация прав ребёнка» (1959г.), «Конвенция о правах ребёнка» (1989г.), которые признают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества.

        Изложим свои позиции по решению проблемы правового воспитания дошкольников, которые были приняты педагогическим коллективом и дополнены различными специалистами.

      В Конвенции о правах ребенка представлены общечеловеческие ценности, главной из которой является человек и его ребенок. Этот документ мирового значения обозначает главные права ребенка, которые должны соблюдать различные государства:

  • право на жизнь;
  • право на здоровье, полноценное развитие;
  • право на имя и гражданство;
  • право на сохранение своей индивидуальности;
  • право на выражение своих взглядов;
  • право на тайну корреспонденции, переписки;
  • право на получение сведений в области культуры;
  • право на уровень жизни, обеспечивающей физическое, умственное, духовно-

  нравственное, социальное развитие;

  • право на образование, досуг, игры.

        В старшем дошкольном возрасте можно отметить возникающий интерес детей к  своим правам. Поэтому важно грамотно и доступно познакомить с ними уже в дошкольном возрасте.

         Были проведены подготовительные занятия с детьми 5-6 лет по знакомству их с содержанием некоторых положений Конвенции ООН о правах ребёнка и Декларации прав ребёнка. Учитывая сложности этих документов, старались в занимательной форме рассказать о них, о том, что и взрослые и дети имеют свои права и обязанности. При этом использовали детскую литературу, иллюстрации к отдельным произведениям.

        Детям объяснили, что это за документы, что они приняты многими странами мира, в том числе и Россией, т.к. взрослые заботятся о детях, хотят, чтобы они выросли здоровыми, красивыми, весёлыми, любящими свою страну и своих близких, умеющими отвечать добротой на добро и т. д.

       Анализ сказок А.С.Пушкина показал, что в них в доступной и занимательной форме раскрываются различные права и достоинства человека.

        Например, можно отметить, что разговор о правах человека на жизнь, на семейные ценности, на жилище, на имя ведется в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о царе Салтане»;

о праве на свободу слова, о праве на защиту от унижения и жестокого обращения в «Сказке о рыбаке и рыбке»;

о праве на тайну переписку в «Сказке о царе Салтане»;

о праве на получение информации в «Сказке о золотом петушке».

        Сказки А.С.Пушкина вызывают несомненный интерес у детей. В них нет прямых наставлений детям, но в их содержании заложен урок, который они воспринимают при чтении сказок. В них представлены эпизоды, в которых описывается, как нарушаются права человека, и обязательно находятся герои, кто эти права восстанавливает, т.е. прослеживается борьба добра и зла, нарушение прав человека и восстановление справедливости. В отношении людей существуют две основные нравственные линии – добро и зло. Соблюдение прав – добро, нарушение- зло. Эти нравственные линии целесообразно формировать с помощью сказок А.С.Пушкина. В них разговаривает природа – солнце, ветер, месяц, море, золотая рыбка, золотой петушок, лебедь. Все говорящие образы природы добры, гуманны, благородны. А остров Буян – это такой уголок, где творят добро, там как-то очень хорошо, там соблюдаются все права человека.

Эти сказки закладывают основы нравственности, формируют характер, отношение к миру, к окружающим, способствуют воспитанию культурного человека.

        Очень важным моментом, при ознакомлении дошкольников с правами ребенка является закрепление полученных знаний, развитие эмоциональной отзывчивости, отражение своих впечатлений в рисунке. Необходимо научить ребенка изображать те впечатления, которые он получает от восприятия сказки, от образного представления в ней прав человека. Ведь в своих первых работах ребенок показывает свое отношение к предметам и явлениям, познает окружающий мир. Не случайно говориться «когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».

        И, конечно же, необходимо создавать условия для занятий изобразительным творчеством.  Большую помощь  оказывает технология ТРИЗ, которая помогает разобраться в противоречиях жизни, выбрать нужное решение. И, познавая права человека, ребенок должен сознательно рассуждать, анализировать ситуации, выбирать верное, на его взгляд, решение.

      Работа по ознакомлению дошкольников с их правами и достоинствами на основе сказок А.С.Пушкина позволяет решить ряд задач:

  • понять сущность и значение того или иного права человека;
  • воспитать уважение и терпимость к людям, независимо от происхождения, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  • помочь детям понять общественные нормы и правила поведения;
  • научить детей видеть взаимосвязь смыслового значения сказки и окружающей действительности;
  • сформировать эстетический вкус детей, желание отражать в рисунке свои впечатления;
  • развивать художественно – творческие способности, фантазию, эмоциональную отзывчивость в изобразительной деятельности, отражая свои представления о правах человека.

      Работа проводилась по нескольким направлениям:

  • знакомство с определенной сказкой А.С.Пушкина, иллюстрирующей то или иное право человека, обсуждение ситуаций, в которых оно нарушается, поиски путей восстановления справедливости;
  • создание проблемно – поисковых ситуаций, позволяющих понять смысл права человека, представленного в сказке, совместное их решение;
  • использование различных пословиц, поговорок, иллюстрирующих то или иное право или понятие;
  • организация эстетически развивающей среды на основе содержания сказки;
  • проведение различных видов продуктивной деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация);
  • обучение детей способам общения, способам передачи своих впечатлений в соответствующем виде изодеятельности (традиционными  и нетрадиционными- пальцевая живопись, рисование «по - сырому», на шарах, коллаж и др.).

      Дети с удовольствием изображают в рисунке, лепке, героев сказок, которые соблюдают права других героев, справедливость, переживая еще раз определенные события из сказки.

Отражение своих впечатлений в рисунке помогает лучше и быстрее понять такое сложное понятие, как права ребенка, установлению взаимосвязи событий сказки и реального мира, воспитанию чувства справедливости. Нет сомнения в том, что полученные детьми знания о правах ребенка, закрепленные в изобразительной деятельности, с годами будут совершенствоваться и помогут воспитанию нравственного, эмоционально отзывчивого человека с развитыми художественно – творческими способностями.

Обобщая сказанное, можно отметить, что творчество педагогов имеет большое значение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Одним из его компонентов является импровизация, т.е. творчество во время общения с детьми, в проведении того или иного момента в занятии, возникновения какой-либо непредвиденной ситуации. Здесь требуется непосредственная реакция на происходящее, быстрое нахождение ответа, некоторое отступление от намеченного хода занятия и многое другое. Накопленный в течение ряда лет опыт инновационной деятельности позволяет педагогам творчески реагировать на некоторые «непредвиденные» ситуации.

Сложность проблемы знакомства детей с их правами требует особой «изобретательности» педагогов, чтобы доступно и образно осуществить этот процесс. Мы убедились в том, что сказки А.С.Пушкина способствуют его эффективности.

В процессе управления были введены такие формы, как создание системы информационного обеспечения педагогического процесса предусматривающей: ознакомление педагогов с правами ребёнка на основе Конвенции и Декларации; включение в эту работу родителей; разработка технологии анализа сказок А.С.Пушкина с выделением в ней моментов, эпизодов, демонстрирующих то или иное право человека или его обязанности; подбор различными специалистами сопровождающего материала (инструктор по физкультуре – содержание физминуток, пластических этюдов, музыкальный руководитель – подбор музыкальных произведений по мотивам сказок А.С.Пушкина, педагог-психолог – тренинги с использованием образов этих сказок).

Семинары-практикумы для педагогов ДОУ Ворошиловского района, консультации для родителей в различных формах, интерактивные методы работы с детьми и многое другое находилось в поле деятельности руководителя ДОУ и его заместителя.

Мы понимаем, что обозначенная проблема очень сложная, может быть, не все аспекты её представлены в опыте нашего ДОУ однозначно, но в том, что она важная и имеющая право на осуществление в дошкольном возрасте, мы не сомневаемся.

Таким образом, можно отметить, что творческий потенциал педагогического коллектива МДОУ №317 ещё не исчерпан, что мы готовы к выдвижению новых идей, поиску путей их осуществления. В этом видятся перспективы будущей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ"

Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ" с презентацией. Поделилась опытом работы с коллегами на конференции дошколь...

«Развитие творческого потенциала педагогов в обогащении содержания воспитательно – образовательного процесса ДОУ»

Раскрывается опыт работы детского сада по ознакомлению с творчеством А.С.Пушкина...

Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Что такое креативное развитие ребенка ?Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии. В з...

Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»

тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»       Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.Ключевые сл...

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»

В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...