«Развитие творческого потенциала педагогов в обогащении содержания воспитательно – образовательного процесса ДОУ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Раскрывается опыт работы детского сада по ознакомлению с творчеством А.С.Пушкина
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала педагогов
в обогащении содержания воспитательно – образовательного процесса ДОУ»
Н.В. Павленко, заместитель заведующего
по воспитательно-образовательной работе
Е.Н. Баранникова, педагог-психолог
В педагогической науке творческий потенциал рассматривается как способности, скрытые возможности, которые проявляются в педагогической деятельности для достижения поставленной цели. Психология считает, что в потенциале человека скрыты внутренние силы, источники, способствующие раскрытию его личности при соответствующих условиях.
Потенциал человека раскрывается в определённой области деятельности, в частности педагогический потенциал раскрывается в эффективной работе и достижении реальных целей воспитания и образования детей.
Одним из аспектов инновационной деятельности педагогического коллектива МДОУ №317 является поиск путей развития творческого потенциала педагогов в целостном воспитательно-образовательном процессе. Более девяти лет МДОУ №317 является активным членом опытно-экспериментальной лаборатории проблем дошкольного образования при отделе образования Ворошиловского района. Главная тема – «Феномен творчества А.С.Пушкина в приобщении детей к художественной культуре».
Была создана система работы с детьми, направленная на познание культурных ценностей, представленных в творчестве поэта А.С.Пушкина.
В неё вошли: знакомство детей с пятью сказками, созданными гениальным автором в стихах, а также с поэтическими его произведениями о природе. Творческий потенциал педагогов Е.Н. Баранниковой, А.А. Ивановой, Т.Н. Исаковой, А.В. Корогодовой, С.Н. Лихошерст, В.С. Петровой, Г.Б. Леондор, раскрылся в этой системе воспитательно-образовательной работы. Стремление к инновационной деятельности побудило их к творческой переработке методов и приёмов, средств работы с детьми. Овладение культурными и профессиональными компетенциями позволило представить следующие результаты.
Работу по ознакомлению детей с творчеством А.С.Пушкина можно и нужно начинать с младшей группы. Поэтому были созданы интегрированные планы работы во всех возрастных группах, в которых объединяется деятельность всех специалистов: воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, руководителя изостудии.
Создание психолого-педагогического сопровождения инновационного проекта было направлено на определение содержания педагогического процесса в соответствии с возрастом детей, создание новых технологий развития эстетического восприятия детьми произведений А.С.Пушкина, их художественно-творческих способностей.
В этом содержании интегрировались различные образовательные области вокруг стержневой «Художественное творчество»: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Лирика», «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация». В этом перечне представлена последовательность опоры на ту или иную область в структуре педагогического процесса по введению детей в мир русской художественной культуры.
Изучение научной и методической литературы показало, что к творчеству А.С.Пушкина в педагогическом процессе обращаются такие учёные как Т.С.Комарова, М.Б. Зацепина, педагоги ДОУ г. Москвы и другие, работающие под их руководством.
Основная мысль, которая была положена в основу нашей работы, заключалась в том, что педагогический процесс должен строиться на интеграции, включать в себя блоки-циклы воспитательно-образовательной работы с детьми. (см. книгу Т.С.Комарова, М.Б.Зацепина « Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М.,2010)
Цикл «А.С.Пушкин – великий поэт» включает деятельность различных педагогов и детей, объединённых одной идеей: познать художественную культуру. Нас привлекли в этой работе такие виды занятий, как «Знакомство с памятником А.С.Пушкину скульптора А.Опекушина», «Море в поэзии А.С.Пушкина». Но в этой системе представлен педагогический процесс лишь на примере одной сказки – «Сказке о царе Салтане» в старших возрастных группах. Мы же в своей работе доказали возможность приобщения детей к творчеству великого поэта уже в младшей группе, разработали игровые технологии для работы во всех группах, игры – экспериментирование для детей 3-4 лет (А.А.Иванова), пластические этюды (Т.Н.Исакова), культурную среду ( Е.Н.Баранникова, Н.В.Павленко и другие), творческие задания для диагностики. В этом заключается новый подход к введению детей в русскую художественную культуру.
В результате педагогического поиска были разработаны такие технологии, как алгоритм знакомства детей с художественным произведением, поисковые задания, способы моделирования сказок, определённых ситуаций, развитие общей культуры детей, эстетического восприятия и творческого воображения, психолого-педагогической поддержки, «вхождения» детей в художественный образ и другие. Результаты деятельности творческого сообщества представлены в сборнике из опыта инновационной работы «Знакомим детей с поэзией А.С.Пушкина» (Ростов-на-Дону. 2009), а также в статье А.И.Пилипко и Н.В.Павленко «Творчество А.С.Пушкина в педагогическом процессе» (Журнал «Управление ДОУ» 2011. №4).
Управление инновационной деятельностью было направлено на использование уже имеющегося творческого потенциала, а также наращивание его, повышение эффективности его использования.
Создание собственного инновационного поля педагогического коллектива МДОУ №317 проходило под руководством заведующего и его заместителя. Дух творчества, самобытности, активности поддерживался и поощрялся. В «банке идей» стали появляться новые, отражающие меняющиеся требования современного общества к образовательному процессу ДОУ, в частности, усиление внимания к правовому воспитанию. В работах С.А.Козловой раскрыты педагогические аспекты этой проблемы в дошкольном детстве. Её концепция начального правового воспитания представлена в учебно-методическом пособии «Мы имеем право» (М. 2010). Следует подчеркнуть, что С.А.Козлова отмечает сложность проблемы необходимости повышения правовой грамотности взрослых, которые должны неукоснительно соблюдать права ребёнка. В тоже время, следует в доступной форме донести до сознания ребёнка его права и обязанности, которые он должен соблюдать. Далее нас заинтересовала мысль автора о том, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, т.к. его основой являются усвоенные детьми нравственные нормы и взаимоотношения.
Отмечая сложность правовых знаний, С.А.Козлова советует отбирать для усвоения детьми те правовые знания, которые строятся на основе близкого, входящего в социальный опыт ребёнка.
В контексте общей проблемы ДОУ в 2009 году выделен аспект ознакомления детей с их правами в процессе познания сказок А.С.Пушкина. Возглавила его Е.Н.Баранникова. Она обратилась к таким основополагающим документам, как «Декларация прав ребёнка» (1959г.), «Конвенция о правах ребёнка» (1989г.), которые признают ребёнка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества.
Изложим свои позиции по решению проблемы правового воспитания дошкольников, которые были приняты педагогическим коллективом и дополнены различными специалистами.
В Конвенции о правах ребенка представлены общечеловеческие ценности, главной из которой является человек и его ребенок. Этот документ мирового значения обозначает главные права ребенка, которые должны соблюдать различные государства:
- право на жизнь;
- право на здоровье, полноценное развитие;
- право на имя и гражданство;
- право на сохранение своей индивидуальности;
- право на выражение своих взглядов;
- право на тайну корреспонденции, переписки;
- право на получение сведений в области культуры;
- право на уровень жизни, обеспечивающей физическое, умственное, духовно-
нравственное, социальное развитие;
- право на образование, досуг, игры.
В старшем дошкольном возрасте можно отметить возникающий интерес детей к своим правам. Поэтому важно грамотно и доступно познакомить с ними уже в дошкольном возрасте.
Были проведены подготовительные занятия с детьми 5-6 лет по знакомству их с содержанием некоторых положений Конвенции ООН о правах ребёнка и Декларации прав ребёнка. Учитывая сложности этих документов, старались в занимательной форме рассказать о них, о том, что и взрослые и дети имеют свои права и обязанности. При этом использовали детскую литературу, иллюстрации к отдельным произведениям.
Детям объяснили, что это за документы, что они приняты многими странами мира, в том числе и Россией, т.к. взрослые заботятся о детях, хотят, чтобы они выросли здоровыми, красивыми, весёлыми, любящими свою страну и своих близких, умеющими отвечать добротой на добро и т. д.
Анализ сказок А.С.Пушкина показал, что в них в доступной и занимательной форме раскрываются различные права и достоинства человека.
Например, можно отметить, что разговор о правах человека на жизнь, на семейные ценности, на жилище, на имя ведется в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о царе Салтане»;
о праве на свободу слова, о праве на защиту от унижения и жестокого обращения в «Сказке о рыбаке и рыбке»;
о праве на тайну переписку в «Сказке о царе Салтане»;
о праве на получение информации в «Сказке о золотом петушке».
Сказки А.С.Пушкина вызывают несомненный интерес у детей. В них нет прямых наставлений детям, но в их содержании заложен урок, который они воспринимают при чтении сказок. В них представлены эпизоды, в которых описывается, как нарушаются права человека, и обязательно находятся герои, кто эти права восстанавливает, т.е. прослеживается борьба добра и зла, нарушение прав человека и восстановление справедливости. В отношении людей существуют две основные нравственные линии – добро и зло. Соблюдение прав – добро, нарушение- зло. Эти нравственные линии целесообразно формировать с помощью сказок А.С.Пушкина. В них разговаривает природа – солнце, ветер, месяц, море, золотая рыбка, золотой петушок, лебедь. Все говорящие образы природы добры, гуманны, благородны. А остров Буян – это такой уголок, где творят добро, там как-то очень хорошо, там соблюдаются все права человека.
Эти сказки закладывают основы нравственности, формируют характер, отношение к миру, к окружающим, способствуют воспитанию культурного человека.
Очень важным моментом, при ознакомлении дошкольников с правами ребенка является закрепление полученных знаний, развитие эмоциональной отзывчивости, отражение своих впечатлений в рисунке. Необходимо научить ребенка изображать те впечатления, которые он получает от восприятия сказки, от образного представления в ней прав человека. Ведь в своих первых работах ребенок показывает свое отношение к предметам и явлениям, познает окружающий мир. Не случайно говориться «когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».
И, конечно же, необходимо создавать условия для занятий изобразительным творчеством. Большую помощь оказывает технология ТРИЗ, которая помогает разобраться в противоречиях жизни, выбрать нужное решение. И, познавая права человека, ребенок должен сознательно рассуждать, анализировать ситуации, выбирать верное, на его взгляд, решение.
Работа по ознакомлению дошкольников с их правами и достоинствами на основе сказок А.С.Пушкина позволяет решить ряд задач:
- понять сущность и значение того или иного права человека;
- воспитать уважение и терпимость к людям, независимо от происхождения, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
- помочь детям понять общественные нормы и правила поведения;
- научить детей видеть взаимосвязь смыслового значения сказки и окружающей действительности;
- сформировать эстетический вкус детей, желание отражать в рисунке свои впечатления;
- развивать художественно – творческие способности, фантазию, эмоциональную отзывчивость в изобразительной деятельности, отражая свои представления о правах человека.
Работа проводилась по нескольким направлениям:
- знакомство с определенной сказкой А.С.Пушкина, иллюстрирующей то или иное право человека, обсуждение ситуаций, в которых оно нарушается, поиски путей восстановления справедливости;
- создание проблемно – поисковых ситуаций, позволяющих понять смысл права человека, представленного в сказке, совместное их решение;
- использование различных пословиц, поговорок, иллюстрирующих то или иное право или понятие;
- организация эстетически развивающей среды на основе содержания сказки;
- проведение различных видов продуктивной деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация);
- обучение детей способам общения, способам передачи своих впечатлений в соответствующем виде изодеятельности (традиционными и нетрадиционными- пальцевая живопись, рисование «по - сырому», на шарах, коллаж и др.).
Дети с удовольствием изображают в рисунке, лепке, героев сказок, которые соблюдают права других героев, справедливость, переживая еще раз определенные события из сказки.
Отражение своих впечатлений в рисунке помогает лучше и быстрее понять такое сложное понятие, как права ребенка, установлению взаимосвязи событий сказки и реального мира, воспитанию чувства справедливости. Нет сомнения в том, что полученные детьми знания о правах ребенка, закрепленные в изобразительной деятельности, с годами будут совершенствоваться и помогут воспитанию нравственного, эмоционально отзывчивого человека с развитыми художественно – творческими способностями.
Обобщая сказанное, можно отметить, что творчество педагогов имеет большое значение в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Одним из его компонентов является импровизация, т.е. творчество во время общения с детьми, в проведении того или иного момента в занятии, возникновения какой-либо непредвиденной ситуации. Здесь требуется непосредственная реакция на происходящее, быстрое нахождение ответа, некоторое отступление от намеченного хода занятия и многое другое. Накопленный в течение ряда лет опыт инновационной деятельности позволяет педагогам творчески реагировать на некоторые «непредвиденные» ситуации.
Сложность проблемы знакомства детей с их правами требует особой «изобретательности» педагогов, чтобы доступно и образно осуществить этот процесс. Мы убедились в том, что сказки А.С.Пушкина способствуют его эффективности.
В процессе управления были введены такие формы, как создание системы информационного обеспечения педагогического процесса предусматривающей: ознакомление педагогов с правами ребёнка на основе Конвенции и Декларации; включение в эту работу родителей; разработка технологии анализа сказок А.С.Пушкина с выделением в ней моментов, эпизодов, демонстрирующих то или иное право человека или его обязанности; подбор различными специалистами сопровождающего материала (инструктор по физкультуре – содержание физминуток, пластических этюдов, музыкальный руководитель – подбор музыкальных произведений по мотивам сказок А.С.Пушкина, педагог-психолог – тренинги с использованием образов этих сказок).
Семинары-практикумы для педагогов ДОУ Ворошиловского района, консультации для родителей в различных формах, интерактивные методы работы с детьми и многое другое находилось в поле деятельности руководителя ДОУ и его заместителя.
Мы понимаем, что обозначенная проблема очень сложная, может быть, не все аспекты её представлены в опыте нашего ДОУ однозначно, но в том, что она важная и имеющая право на осуществление в дошкольном возрасте, мы не сомневаемся.
Таким образом, можно отметить, что творческий потенциал педагогического коллектива МДОУ №317 ещё не исчерпан, что мы готовы к выдвижению новых идей, поиску путей их осуществления. В этом видятся перспективы будущей работы.
Предварительный просмотр:
Источник: «Знакомим детей с поэзией А.С.Пушкина» (Ростов-на-Дону,2009г., с. 23, 90)
Знакомство детей с их правами в процессе познания сказок
А.С.Пушкина.
Е.Н. Баранникова
«Сказка ложь да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, выявить этот не всегда сформулированный «намек», прояснить его суть - вот главная задача сказки. Она может в увлекательной форме показать окружающую жизнь, рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Через сказку ребенку легче понять законы мира.
В трудах многих ученых прослеживается важная педагогическая идея – уважительное отношение к маленькому человеку – ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие.
Конвенция о правах ребенка признает его полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества. В ней отражены социально-нравственные правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира.
В конвенции о правах ребенка представлены общечеловеческие ценности, главной из которой является человек и его ребенок.
Этот документ мирового значения обозначает главные права ребенка, которые должны соблюдать различные государства:
- право на жизнь;
- право на здоровье, полноценное развитие;
- право на имя и гражданство;
- право на сохранение своей индивидуальности;
- право на выражение своих взглядов;
- право на тайну корреспонденции, переписки;
- право на получение сведений в области культуры;
- право на уровень жизни, обеспечивающей физическое, умственное, духовно-
нравственное, социальное развитие;
- право на образование, досуг, игры.
В старшем дошкольном возрасте можно отметить возникающий интерес детей к своим правам. Поэтому важно грамотно и доступно познакомить с ними уже в дошкольном возрасте.
Анализ сказок А.С.Пушкина показал, что в них в доступной и занимательной форме раскрываются различные права и достоинства человека.
Например, можно отметить, что разговор о правах человека на жизнь, на семейные связи, на жилище, на имя ведется в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о царе Салтане»;
о праве на свободу слова, о праве на защиту от унижения и жестокого обращения в «Сказке о рыбаке и рыбке»;
о праве на тайну переписку в «Сказке о царе Салтане»;
о праве на получение информации в «Сказке о золотом петушке».
Сказки А.С.Пушкина вызывают несомненный интерес у детей. В них нет прямых наставлений детям, но в их содержании заложен урок, который они воспринимают при чтении сказок. В них представлены эпизоды, в которых описывается, как нарушаются права человека, и обязательно находятся герои, кто эти права восстанавливает, т.е. прослеживается борьба добра и зла, нарушение прав человека и восстановление справедливости. В этикете существует две основные нравственные линии – добро и зло. Соблюдение прав – добро, нарушение- зло. Эти нравственные линии целесообразно формировать с помощью сказок А.С.Пушкина.
Сказки Пушкина способствуют художественному воспитанию детей, т.к. они вводят детей в мир культуры. Одной из важных задач является приобщение дошкольников к художественному творчеству и формирование художественно – творческих способностей.
В сказках А.С.Пушкина разговаривает природа – солнце, ветер, месяц, море, золотая рыбка, золотой петушок, лебедь. Все говорящие в них герои добры, гуманны, благородны. А остров Буян – это такой уголок, где творят добро, там как-то очень хорошо, там соблюдаются все права человека.
Эти сказки закладывают основы нравственности, формируют характер, отношение к миру, к окружающим, способствуют воспитанию культурного человека.
Очень важным моментом, при ознакомлении дошкольников с правами ребенка является закрепление полученных знаний, развитие эмоциональной отзывчивости, отражение своих впечатлений в рисунке. Необходимо научить ребенка изображать те впечатления, которые он получает от восприятия сказки, от образного представления в ней прав человека. Ведь в своих первых работах ребенок показывает свое отношение к предметам и явлениям, познает окружающий мир. Не случайно говориться «когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».
И, конечно же, необходимо создавать условия для занятий изобразительным творчеством. Большую помощь оказывает технология ТРИЗ. Ребенок должен иметь возможность выбрать орудие своего труда в зависимости от того, что он хочет изобразить. Справедливо утверждение: «Изображать можно различным материалом, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого малыша». ТРИЗ помогает разобраться в противоречиях жизни, выбрать нужное решение. И, познавая права человека, ребенок должен сознательно рассуждать, анализировать ситуации, выбирать верное, на его взгляд, решение.
Такие тризовские игры, как «Что было бы, если бы…», «Почему – потому что», «Хорошо - плохо», «А что потом…?» ставят ребенка в позицию исследователя, помогают более осознанно понять права и достоинства человека. Эти игры помогают осознать содержание сказок А.А.Пушкина, поняв, какие именно права и достоинства в них представлены.
Работа по ознакомлению дошкольников с их правами и достоинствами на основе сказок А.С.Пушкина позволяет решить ряд задач:
-понять сущность и значение того или иного права человека;
-воспитать уважение и терпимость к людям, независимо от происхождения, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
- помочь детям понять общественные нормы и правило поведения;
-научить детей видеть взаимосвязь смыслового значения сказки и окружающей действительности;
-сформировать эстетический вкус детей, желание отражать в рисунке свои впечатления;
- развивать художественно – творческие способности, фантазию, эмоциональную отзывчивость в изобразительной деятельности, отражая свои представления о правах человека.
Дети с удовольствием изображают в рисунке, лепке, героев сказок, которые восстанавливают права других героев, справедливость, переживая еще раз определенные события из сказки.
Отражение своих впечатлений в рисунке помогает лучше и быстрее понять такое сложное понятие, как права ребенка, установлению взаимосвязи событий сказки и реального мира, воспитанию чувства справедливости. Нет сомнения в том, что полученные детьми знания о правах ребенка, закрепленные в изобразительной деятельности, с годами будут совершенствоваться и помогут воспитанию нравственного, эмоционально отзывчивого человека с развитыми художественно – творческими способностями.
Работа проводилась по нескольким направлениям:
-знакомство с определенной сказкой А.С.Пушкина, иллюстрирующей то или иное право человека, обсуждение ситуаций, в которых оно нарушается, поиски путей восстановления справедливости;
- создание проблемно – поисковых ситуаций, позволяющих понять смысл права человека, представленного в сказке, совместное их решение;
- использование различных пословиц, поговорок, иллюстрирующих то или иное право или понятие;
- организация эстетически развивающей среды на основе содержания сказки;
- проведение различных видов продуктивной деятельности детей (игра, рисование, лепка, аппликация);
- обучение детей способам общения, способам передачи своих впечатлений в соответствующем виде изодеятельности (традиционным и нетрадиционным – пальцевая живопись, рисование «по-сырому», на шарах, коллаж и др.).
В приложении представляется ряд конспектов занятий по ознакомлению детей с правами ребенка на основе сказок А.С.Пушкина.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИХ ПРАВАМИ.
Е.Н.Баранникова
«Я ХОЧУ СКАЗАТЬ…»
Цель: познакомить детей с правом на свободу слова и правом на защиту от
унижения;
совершенствовать навыки общения, умения выражать свое мнение,
прислушиваться к мнению сверстников;
формировать художественно – эстетические навыки, творческий замысел и
фантазию.
Предварительная работа:
чтение сказок А.С.Пушкина,
знакомство с правами ребенка.
Развивающая среда:
ширма,
игрушка «золотая рыбка»,
книга «Сказка о рыбаке и рыбке»,
материалы для рисования.
Ход занятия
Игра «Угадай-ка».
В. Ребята, вы знаете много сказок А.С.Пушкина. Давайте поиграем - я буду читать
начало сказки, а вы угадывайте ее название. Читает отрывки из разных сказок,
последняя «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. А вы хотели бы встретиться с золотой рыбкой? Если бы вдруг произошло чудо, и
рыбка пришла бы к нам в гости, что бы вы попросили у нее? (ответы детей).
Воспитатель предлагает закрыть глаза, звучит тема «золотой рыбке» из оперы
Римского-Корсакова. Появляется золотая рыбка (на ширме).
Рыбка: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы меня узнали? Кто помнит, в какой сказке я
живу? (ответы детей).
Игра «Что было бы, если бы…».
Рыбка: А что было бы если бы А.С.Пушкин не написал бы «Сказку о рыбаке и
рыбке»?
… старик бы жил со своей старухой не у самого синего моря?
… пришел бы к старику невод не с золотой рыбкой, а с простой?
… если бы у старухи уже было бы одно корыто?
… если бы старуха была бы добрая?
… если бы старуха стала владычицей морскою?
… если бы старик не молчал, а стал перечить бы старухе?
… если бы рыбка не исполняла желания старухи?
… если бы рыбка сама захотела встретиться со старухой?
Рыбка: - Молодцы, ребята! Вы очень умные, сообразительные, а главное, можете
свободно высказать свое мнение. В своем подводном царстве я узнала, что вы
изучаете свои права! Это правда? Какие же у вас есть права? (ответы детей).
Рыбка:- Молодцы, ребята! А вот в моей сказке по-другому: старик не имел права
высказать своего мнения. Может быть, вы ему сможете помочь?
В. Не печалься, золотая рыбка, наши ребята знают все права. Они обязательно
помогут старику из твоей сказки!
Ребята, кто помнит, как старуха нарушала права старика? Какие слова она ему
говорила?
Д. Старик не имел права слова молвить, перечить старухе, исполнял все, что она
пожелает. Старуха называла его «дурачина», «простофиля».
В. Какие же права нарушались в сказке?
Д. Право на свободу слова, старик имел право высказывать свое мнение; право на
защиту от унижения и жестокого обращения.
В. Вспомните, пожалуйста, строчки, в которых говорится о жестоком обращении со
стариком старухи.
Почему же в «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха жестоко обращалась со стариком,
не разрешала ему слова молвить?
Д. Она была злая, жадная, завистливая и т.д.
В. Молодцы, ребята, верно подметили! Но, наверное, старик не знал о своих правах.
А что было бы, если бы старик знал свои права? (ответы детей)
Кто помогал старику?
Физминутка. Дети изображают пластический этюд «Рыбка»
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли
Мелькнут хвостом туда-сюда,
Подпрыгнут – лишь бурлит вода.
В. Ребята, давайте сделаем рисунки, расскажем старику о том, что каждый человек
имеет право высказывать свое собственное мнение и право на защиту от жестокого
обращения и унижения. Как бы вы изобразили эти права?
Рыбка: Спасибо, ребята! Я обязательно передам ваши рисунки старику. И, быть
может, тогда он сможет дать отпор своей старухе.
(дети рисуют, используя материал по своему выбору)
По окончании воспитатель предлагает детям дать название своим работам,
например: «Хочу ловить рыбу в море », «Счастливый старик» и др. .…………..
Рисунки отдают золотой рыбке, она оценивает работу детей и просит напомнить,
что нужно рассказать старику о его правах.
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»
Цель: На основе «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина»
познакомить детей с правом на жизнь и здоровье;
формировать эстетические чувства, желание творчески отражать в рисунках
свои впечатления;
развивать желание сохранять свое здоровье.
Предварительная работа:
знакомство с текстом сказки,
со статьями Конвенции о правах ребенка,
словарная работа: объяснение слов «перст», «девичник», «черница».
рассматривание иллюстраций к сказке,
знакомство с разными приемами рисования.
Развивающая среда занятия:
книга со сказками А.С. Пушкина,
материал для игры «Возьми, что нужно» (книга со сказками, увеличительное стекло,
волшебное зеркальце, рюкзак, краски, листы для рисования и т.д.),
материал для детского творчества.
Ход занятия.
В. Ребята, мне сегодня опять звонил наш старый знакомый. Как вы думаете, кто?
В. Конечно, Кот Ученый из страны Лукоморье. Там снова случилась нехорошая
история и нужна наша помощь. Он предложил отправиться в путешествие, в сказку.
А вот в какую - вам предстоит угадать. Из какой сказки эти строчки?
«Но царевна молодая
Тихомолком расцветала,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.»
В. Молодцы, вы очень догадливые! Пора собираться в дорогу. Путь долог, а нашей
жизни и здоровью могут угрожать опасности. Поэтому нам нужно взять с собой кое
- какие вещи.
В. Что же нам с собой взять?
Игра «Возьми, что нужно»
(На столе лежат разные предметы, из них дети выбирают те, которые, по их мнению, действительно необходимы в путешествии. Объясняют свой выбор.)
В. Как же нам побыстрее попасть в эту сказку? (Дети предлагают)
В. А, может быть, кто-то знает волшебные слова? (Дети называют)
(С помощью зеркальца все переносятся в сказку, звучит волшебная музыка)
В. «Раз, два, три-
В сказку снова попади!
(посреди дороги стоит волшебный камень)
В. Ребята, куда же нам идти? Посмотрите на камне что-то написано, давайте
прочитаем.
Читают: «Направо пойдешь – к морю попадешь.
Налево пойдешь – в терем попадешь.
Прямо пойдешь – все потеряешь.»
Игра «Объяснялки»
( дети выясняют, в какую сторону идти и почему; решают идти налево)
В. Ребята, посмотрите, перед нами терем расписной.
Как вы думаете, кто мог бы здесь жить?
Д. Это терем семи богатырей.
В. Вспомните, как молодая царевна попала сюда?
Почему злая царица приказала Чернавке отвести царевну в «глушь лесную»?
Какие слова зеркальце говорило царице?
Имела ли право злая царица отправлять царевну в лес «на съедение волкам»?
(ответы детей)
В. Конечно, нет! Ведь она нарушила право царевны на жизнь и здоровье.
Какой предмет использовала черница, чтобы отравить царевну, лишить ее жизни?
Какое право царевны было нарушено?
Д. Право на жизнь и здоровое развитие.
В. Кто помог царевне?
Д. Королевич Елисей, богатыри.
В. К кому королевич обращался за помощью?
Д. К солнцу, месяцу, ветру.
В. Давайте вспомним, как об этом пишет А.С. Пушкин?
(дети с воспитателем читают строчки из сказки)
В. А могут ли на самом деле разговаривать солнце, ветер и месяц?
(ответы детей)
В. А если бы они в сказке не разговаривали, что тогда?
(ответы детей)
В. Вот видите, ребята, хорошему человеку и природа помогает!
Как вы думаете, а вам природа может чем-то помочь?
В. Правильно, поможет вырасти здоровыми, крепкими, научит радоваться жизни.
Потому что вы тоже имеете право на жизнь и здоровое развитие – это записано в
Конвенции ООН о правах ребенка. Не зря в народе говорят: «Солнце, воздух и
вода - наши лучшие друзья».
А вы знаете пословицы или поговорки о здоровой жизни?
Д. «Здоровье – лучшее богатство».
«Было бы здоровье, а остальное приложится».
«Жизнь пройти – не поле перейти».
«Жизнь бьет ключом».
«Здоровье дороже золота».
«Здоровье за деньги не купишь».
«В жизни всякое бывает».
В. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)
В. Молодцы, ребята, вы все верно сказали!
Я тоже знаю одно волшебное средство: нужно сделать зарядку, и тогда вы сразу же
почувствуете прилив сил и здоровья. Готовы?
Физминутка.
Приступаем мы к зарядке
Вместе пятки, врозь носки
Приседанья и прыжки.
Мы бежим быстрее ветра
Кто ответит – почему?
Мы подпрыгнем на два метра.
Кто ответит – почему?
Можем плавать мы, как рыба.
Кто ответит – почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит – почему?
Потому что есть причина –
Быть здоровыми хотим мы.
В. Чем же закончилась «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? (ответы)
«И с невестою своей
Обвенчался Елисей.
……………………..
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
В. А мы в конце нашего путешествия можем нарисовать тех, кто помог царевне
восстановить свое право на жизнь и здоровье. Кого бы вы хотели нарисовать?
(Дети выбирают необходимый для рисования материал, рисуют героев сказки,
звучит музыка)
В. Спасибо, ребята, вы замечательно изобразили тех, кто помогал царевне. Но нам
пора возвращаться, загостились мы. В сказке хорошо, а дома лучше!
(возвращаются с помощью волшебного зеркальца)
В. «Раз, два, три –
Снова в детском саду мы».
«ПРАВО НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ»
Цель: познакомить детей с правом на тайну переписки на основе сказки
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;
учить детей давать оценку поступкам других;
развивать желание читать отрывки из сказки наизусть;
развивать художественный вкус, эстетические навыки во время рисования;
формировать творческий замысел, фантазию во время прослушивания музыки.
Предварительная работа:
чтение «Сказки о царе Салтане»;
объяснение трудных слов в игре «Объяснялки»;
знакомство с некоторыми правами ребенка, пользуюсь Конвенцией ООН;
знакомство с нетрадиционными приемами рисования;
рассмотрение иллюстраций к книгам по сказкам А.С. Пушкина;
игры на имитацию;
пантомима.
Оборудование:
книга сказок Пушкина,
материал для рисования на выбор детей.
Ход занятия
В. Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывки из «Сказки о царе Салтане» и подумайте,
о чем они?
(воспитатель читает отрывки из сказки А.С. Пушкина)
«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца»,
а в это время ее недруги
«…Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого…»
Когда гонец вернулся наконец;
«…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
В. Ребята, кто хотел обрадовать отца, и кому посылалось это письмо? (ответы детей)
Вспомните, пожалуйста, кто же поменял грамоту гонцу?
Д. Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.
В. Почему они хотели извести царицу?
Д. Завидовали царице и т.д.
В. Вот как Пушкин об этом рассказывает:
«…И завидуют оне
Государевой жене».
Как вы думаете, ребята, имели ли они право читать чужое письмо и поменять его?
Какую оценку вы бы дали этому поступку? (ответы детей)
Конечно, ребята, ведь никто не имеет право читать, подменять чужие письма.
Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Правильно, потому что переписка двух людей – это их тайна, и никому не
разрешается узнавать и выведывать эту тайну.
«Человек имеет право на тайну переписки…» – об этом говориться в Конвенции о
правах ребенка, с которой мы с вами познакомились.
А почему порядочный человек никогда не станет подслушивать разговоры других
людей, читать чужие письма, открытки, записки? (ответы детей)
Чьи права были нарушены в этой сказке?
Д. Царицы и ее сына.
В. Подумайте, какие еще права, кроме права на тайну переписки, были нарушены в
этой сказке?
Д. право на жилище;
право на жизнь;
право знать свою семью;
право на то, что ребенок должен быть всегда на первом месте;
право на имя;
право на игрушки.
В. Молодцы, ребята, но сказка тем и хороша, что в ней добро всегда побеждает зло.
Вот и в сказке А.С. Пушкина была восстановлена справедливость – были наказаны
и ткачиха с поварихой, сватья баба Бабариха.
А вы помните, кто восстановил нарушенные права и наказал обидчиков? Кто ему
помог в этом?
Д. Князь Гвидон, а помогла царевна Лебедь.
В. Как он это сделал?
(Дети вспоминают наизусть строчки из сказки или пользуются текстом)
«Комаром оборотился,
Полетел и запищал…
Судно на море догнал…
И впился комар как раз
Поварихе прямо в правый глаз».
А в другой раз:
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился…
На корабль и в щель залез…
…Зажужжал он и как раз
Ткачихе сел на левый глаз».
В третий раз:
«Шмелем князь оборотился
Полетел и зажужжал,…
…Над старой бабушкой своей кружится
Прямо на нос ей садится…
…И на носу вскочил волдырь».
Физминутка.
В. Давайте поиграем в игру «Превращалки»!
«Раз, два, три –
Все комарами стали вы!»
(дети имитируют полет комара, мухи, шмеля; затем изображают царевну- Лебедь,
белочек, которые грызут орешки, рыцарей, выходящих из моря и т.д.)
«Раз, два, три –
Снова детками стали вы!»
В. Ребята, а как бы вы поступили, если бы почтальон принес вам чужое письмо?
(ответы детей)
Почему бы вы сделали именно так? (ответы детей)
Как правильно нужно было бы сделать? (ответы детей)
Ребята, а как бы вы нарисовали это право – право на тайну переписки?
(ответы детей)
А о каких правах, нарушенных в «Сказке о царе Салтане», вы хотели бы
нарисовать?
Как это можно нарисовать? (ответы детей)
(Дети берут необходимый им материал для рисования; звучит музыка из оперы
Римского Корсакова)
В конце занятия воспитатель побуждает детей рассказать, о каком праве они
нарисовали и почему нарисовали именно так; отметить наиболее интересные работы.
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»:
Цель:
На основе сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке» познакомить детей
с правом на получение информации;
учить видеть взаимосвязь смыслового значения сказки и окружающей
действительностью;
формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии сказки;
развивать художественно – эстетический вкус, фантазию, эмоциональный
отклик.
Предварительная работа:
чтение «Сказки о золотом петушке» А.С. Пушкина,
знакомство с Конвенцией о правах ребенка,
рассматривание иллюстраций с изображением петушков,
заучивание потешек, песенок, чтение сказок, в которых героем является петушок.
Развивающая среда:
книги сказок с иллюстрациями,
фишки – ордена,
материал для рисования.
Ход игры – занятия.
В. Ребята, отгадайте загадку:
Гребешок аленький,
Кафтан рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает
Голосисто поет. Кто это? (ответы детей)
В. Сегодня я предлагаю поговорить о петушках, согласны?
Тогда приглашаю вас на игру «Умники и умницы».
Я – ведущая, а вы – участники игры.
За правильный ответ - получаете орден.
В. Вспомните, пожалуйста, и назовите сказки, в которых живет петушок? (ответы)
Кто написал эти сказки? (показ иллюстраций)
Д. Русский, украинский народ, братья Гримм, А.С. Пушкин.
В. Давайте поговорим о петушке из сказки А.С. Пушкина.
Зачем мудрец подарил царю петушка? Вспомните строчки об этом.
(можно воспользоваться текстом сказки)
«Он под старость захотел
Отдохнуть от старых дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя
Страшный вред ему творя».
В. Как звали царя?
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил-был славный царь…(Дадон)
В. О чем сообщал петушок Дадону? (ответы детей)
Как кричал петушок?
Д. Кири-ку-ку,
Царствуй лежа на боку!
В. Почему петушок спорхнул со спицы и улетел от царя?
Д. Дадон нарушил данное слово, решил всех обмануть.
В. Какими словами заканчивается сказка?
Д. «Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
В. Молодцы, ребята, вы настоящие умницы!
Давайте пофантазируем.
А если бы мудрец не подарил Дадону петушка, что было бы тогда?
Д. Царь не знал бы, что на него нападут враги.
В. Правильно, у царя тогда бы не было информации о своих врагах.
А из каких источников мы с вами получаем информацию, узнаем о чем-то?
Д. Из книг, журналов, по телевизору, радио, родители, воспитатели рассказывают, у
друзей спрашиваем и т.д.
В. Правильно, а вот во времена царя Дадона ничего этого не было. Поэтому о
происходящем царя информировал золотой петушок. Петушок в этой сказке –
источник информации. Ведь каждый человек имеет право на получение нужной
информации – это право записано в Конвенции о правах человека.
Кто знает, как называется наш детский сад? (Золотой петушок)
А откуда вы это узнали? (ответы детей)
Значит, вы тоже получили информацию, ведь вы имеете на это право.
Может быть, вы еще хотите что-нибудь узнать о сказке Пушкина, о нашем детском
саде, о жизни петушка или о чем-то еще? Задавайте вопросы!
(Дети задают интересующие вопросы, воспитатель или другие дети отвечают)
Физминутка. (по потешке) Дети подражают движениям петушка.
Идет петушок, золотой гребешок,
Хвост узорами, сапоги со шпорами,
Двойная бородка, частая походка.
Рано встает, красны песенки поет.
В. Ребята, а еще можно передать информацию через рисунок – так делают настоящие
художники. Своими картинами они рассказывают нам о чем-то.
(Дети рассматривают иллюстрации в выставленных книгах, воспитатель называет
художника).
В. А вы хотели бы стать художником и нарисовать главный источник информации в
«Сказке о золотом петушке»? (ответы детей)
(Дети выбирают материал для рисования, рисуют золотых петушков)
В конце занятия все рисунки выкладывают на стол, рассматривают их, находят самого яркого, самого веселого, важного, задиристого петушка.
«ИМЕНА ГЕРОЕВ В СТРАНЕ ЛУКОМОРЬЕ»
Цель:
На основе сказок А.С.Пушкина дать детям представления о том, что все люди
имеют право на имя.
овладеть знаниями о том, что каждому человеку необходимо иметь имя;
формировать умение рассуждать, сопереживать, делать выводы;
развивать у детей эмоциональный отклик, творческие способности,
воображение.
Предварительная работа:
ознакомление со статьями Конвенции ООН о правах ребенка;
беседы о происхождении имен;
рассматривание альбома «Ребенок имеет право…»;
работа с пособием «Права детей в рисунках»;
чтение сказок А.С. Пушкина.
Реквизиты:
игрушки: телефон, кот, сундучок, мяч;
изображение сказочного дуба;
конверты с заданиями;
материал для игры и рисования.
Ход занятия
Дети стоят в кругу, держась за руки.
В. Дети, давайте поиграем в игру. Представьте себе, что мы друг с другом не
знакомы. Как нам познакомиться?
Д. Нужно назвать свое имя.
В. Молодцы! Пусть каждый назовет себя так, как хотел бы, что бы его называли.
Меня зовут Елена – это имя означает светлая, солнечная. Мне кажется, что оно
желтого цвета и пахнет утренней росой.
Назовите свои имена и расскажите, что они означают.
Дети называют свое имя и его значение.
В. Ребята, как вы думаете, зачем человеку имя? (ответы детей)
У вас такие красивые имена, особенно, когда они звучат ласково. А мне еще
нравится имя Александр. Оно означает «мужественный», «защитник». Есть много
известных людей с таким именем. Вы можете назвать кого-нибудь?
(Дети называют, среди них – А.С. Пушкин. Если не назовут – говорит воспитатель)
В. А чем знаменит Пушкин? Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (ответы детей)
Ребята, вспомните, пожалуйста, какие имена встречаются в сказках Пушкина?
Д. Гвидон, Салтан, Бабариха и т.д.
(Звонок по мобильному телефону, звонит Кот Ученый)
В. Ребята, вы помните сказочную страну Лукоморье?
Мне сейчас позвонил Кот Ученый из страны Лукоморье. Там случилась беда –
колдун из поэмы «Руслан и Людмила» похитил имена у всех героев в сказках
А.С. Пушкина. Он просит прийти к ним на помощь.
Как вы думаете, хороший поступок он совершил? Почему?
Д. Он нарушил права человека. Каждый человек имеет право знать свое имя.
В. Конечно, это право записано в Конвенции ООН.
Как вы думаете, зачем колдун похитил имена? (ответы детей)
В. Может быть, он хотел проверить героев сказки, а заодно и нас с вами, и узнать
подходят ли героям их имена?
Кто хочет отправиться в Лукоморье и помочь сказочным героям восстановить своё
право на имя?
Тогда вперед! Нас ждет много препятствий впереди.
Дети становятся друг за другом, идут по кругу, имитируя виды ходьбы:
- идут по узкой тропинке (пяточка к носочку)
- по горячему песку
- перешагивая через поваленные деревья
- ползут в гору
- против ветра
Дети доходят до горы, на которой растет дуб, рассаживаются под ним на отдых.
В. Вот мы и пришли в сказочную страну Лукоморье – кругом травка зеленая, мягкая,
птички поют. Здесь и дуб, и Кот Ученый, и какой-то сундучок.
(Заглядывают в сундук – там конверты с заданиями)
В. Задание первое. Нужно назвать имена героев, которые встречаются в сказках. Я
буду читать отрывки из сказок, а вы угадывать.
«… И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь… (Гвидон)
«Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь… (Дадон)
Смолоду был грозен он».
«Но царевна молодая,
Втихомолку расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела, …
… И жених сыскался ей,
Королевич … (Елисей)
«Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь» (Салтан)
«Жил-был поп,
толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему … (Балда)
«А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой… (Бабарихой)
«В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир – солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго … (Руслана)
«Слились речи в шум невнятный:
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец … (Людмилу - прелесть)
В. Молодцы, дети, справились с первым заданием!
Задание второе. Назовите имена этих героев ласково.
Игра «Назови ласково» (с мячом)
В. Задание третье. Колдун не просто забрал имена, но еще и заколдовал их. Чтобы
расколдовать, нужно рассказать об имени:
- чем пахнет
- какое на вкус
- какого цвета
- какое на ощупь
- какой звук подходит
- что означает
(предлагаются музыкальные инструменты, различные игрушки для обследования)
Дети рассказывают о сказочных именах в предложенной последовательности.
В. Задание четвертое. Нужно имя протанцевать.
Физминутка. Дети импровизируют под музыку.
В. Ребята у нас есть еще один конверт – давайте посмотрим, что в нем.
Здесь еще одно задание, самое главное: имя нужно нарисовать!
Дети рисуют, на выбор предлагаются фломастеры, карандаши, краски, клей, цветная бумага, тонированная бумага.
В. Вот и расколдовали мы героев сказок А.С. Пушкина, вернули им их имена.
(рисунки дарят Коту Ученому)
ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ
«НА ПЛАНЕТЕ СКАЗОК»
Цель: Закрепить знание детей о правах человека; выделить определенное право в той
или иной сказке А.С.Пушкина;
воспитывать умение сопереживать и готовность оказать помощь;
развивать воображение, фантазию при создании сказочных образов,
эмоционально – эстетические чувства детей, художественный вкус.
Предварительная работа: чтение сказок А.С.Пушкина, пролога к поэме «Руслан и Людмила», знакомство с картой мира, с некоторыми статьями Конвенции о правах человека с последующей зарисовкой, беседы о жизни людей в других странах, слушание музыки Н. Римского – Корсакова на тему сказок А.С. Пушкина.
Эстетически развивающая среда: картинки с изображением сказочных героев, книга сказок А.С. Пушкина, карта сказочной страны Лукоморье в форме дуба, карта мира, аудиозапись музыки, почтовый ящик, письмо.
Ход занятия
Дети в почтовом ящике находят письмо с картой, картинки с изображением героев сказок А.С. Пушкина.
В. (читает)
Ребята, к нам пришло письмо с просьбой о помощи.
В какой-то стране нарушаются права ее жителей.
Интересно, что же это за страна? Как нам узнать?
(Дети предлагают ответы)
В. Может быть, поискать на карте мира?
(Дети рассматривают карту мира, ищут страну, изображенную в форме дуба,
называют знакомые страны.)
В. Ребята, вы нашли много разных стран на карте, но к сожалению этой страны найти
не удалось. Очень жаль! Может быть, нам помогут эти картинки?
(Дети рассматривают картинки, узнают героев сказок А.С. Пушкина)
В. Давайте вспомним, из каких сказок они? Как их зовут? А кто написал эти сказки?
(Показ книги сказок А.С. Пушкина)
Кто помнит, в какой стране живут все эти герои?
Д. Это Лукоморье!
В. А я, кажется, знаю, почему мы не нашли эту страну на карте мира – страна
Лукоморье находится не на нашей планете, а на «Планете сказок».
Давайте расселим этих героев на карте.
(воспитатель начинает читать пролог к поэме «Руслан и Людмила» , а дети продолжают известные им строки и раскладывают картинки)
«У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том…»
В. Вот мы и узнали жителей страны Лукоморье. Но в письме сказано, что в этой стране
нарушаются права жителей!
Мы с вами беседовали о правах человека. Кто вспомнит, каких? (Дети называют)
Давайте подумаем, чьи и какие права нарушаются в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
Д. (предположительные ответы детей):
Старика – право на защиту от унижения жесткого обращения,
- право на свободу слова.
Золотой рыбки – право на защиту чести и достоинства.
В. Кто нарушал эти права? (старуха)
В. А в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
Ответы детей: - право на жизнь,
- право знать своих родителей,
- право на семейные связи,
- право на защиту от жесткого обращения,
- право на любовь.
В. Чьи права были нарушены? (молодой царевны, королевича Елисея)
В. О каких правах идет речь в «Сказке о царе Салтане»?
Ответы детей:
Гвидона – право считаться ребенком,
- право на жилище,
Лебеди – право на защиту от жесткого обращения.
В. Кто помог царевне Лебеди? (князь Гвидон)
Почему царевна Лебедь помогала князю Гвидону?
В «Сказке о золотом петушке» какие права людей представлены?
Ответы детей: - право на получение информации.
В. Кто помог Дадону соблюсти это право? (мудрец)
Молодцы, ребята, вы все верно рассказали! Ведь все люди имеют равные права
независимо от происхождения и места, где они живут. Эти права записаны в
Конвенции о правах ребенка. А жители страны Лукоморье, наверно, не знают об
этом. Как же им сообщить об этих правах?
(Дети предлагают)
Конечно же, можно им эти права нарисовать!
Я предлагаю нарисовать жителей Лукоморья по кругу, как - будто бы в
хороводе. И тогда их обидчики поймут, что нарушать права других нельзя.
Становитесь в хоровод!
Физминутка.
На свете живут разноцветные дети,
Живут на разных - разных планетах.
Но планете сказок на все времена
У всех ее жителей только одна!
Давайте, ребята, назло непогодам
Обнимем планету сказок своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее некому не дадим!
В. Кого из жителей Лукоморья вы хотели бы нарисовать?
(Дети по желанию рисуют одного из героев, располагают рисунки вокруг карты Лукоморья; звучит музыка Н. Римского – Корсакова)
В конце занятия дети обсуждают свои рисунки, подчеркива, из каких сказок тот или иной герой, ситуация. На их основе вместе с воспитателем сочиняют письмо жителям страны Лукоморье, кладут в большой красочный конверт и отправляют «сказочной почтой».
Предварительный просмотр:
Правовое воспитание современного дошкольника
на основе сказок А.С. Пушкина
Е.Н. Баранникова
Создание собственного инновационного поля педагогического коллектива МБДОУ №317 проходит в духе творчества, самобытности, активности. В «банке идей» появились новые, отражающие меняющиеся требования современного общества к образовательному процессу ДОУ, в частности, усиление внимания к правовому воспитанию. В контексте общей проблемы МБДОУ в 2009 году выделен аспект ознакомления детей с их правами в процессе познания сказок А.С.Пушкина. Была создана система работы по этому направлению. Педагоги обратились к таким основополагающим документам, как «Декларация прав ребёнка» (1959г.), «Конвенция о правах ребёнка» (1989г.), которые признают его полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества.
Целью работы в этом направлении является формирование у современного дошкольника представлений о правах ребенка. Для ее осуществления были поставлены задачи:
- развивать понимание детьми сущности и значения того или иного права человека;
- воспитывать культуру, уважение и терпимость к людям, независимо от происхождения, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
- побуждать к осмыслению взаимосвязи смысла содержания сказки и окружающей действительности;
- развивать художественно–творческие способности, фантазию, эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте отмечается возникающий интерес детей к своим правам, поэтому важно грамотно и доступно познакомить детей с правами уже в этом возрасте. В этом помогают сказки А.С. Пушкина. С самого детства мы знаем слова: «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок!». И, действительно, выявить этот не всегда сформулированный «намек», прояснить его суть - вот главная задача сказки. Она может в увлекательной форме показать ребенку окружающую жизнь, рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Через сказку ребенку легче понять законы мира, познакомиться со своими правами.
В начале работы проводятся подготовительные занятия с детьми 5-6 лет по знакомству их с содержанием некоторых положений Конвенции ООН о правах ребёнка и Декларации прав ребёнка. Учитывая сложность этих документов, стараемся в занимательной форме рассказать о них, о том, что и взрослые, и дети имеют свои права и обязанности. Анализ сказок А.С.Пушкина показал, что в них в доступной и занимательной форме раскрываются различные права и достоинства человека. Например, можно отметить, что разговор о праве человека на жизнь, на семейные ценности, на жилище, на имя ведется в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о царе Салтане»; о праве на свободу слова, о праве на защиту от унижения и жестокого обращения в «Сказке о рыбаке и рыбке»; о праве на тайну переписку в «Сказке о царе Салтане»; о праве на получение информации в «Сказке о золотом петушке».
Сказки А.С.Пушкина вызывают несомненный интерес у детей. В них нет прямых наставлений детям, но в их содержании заложен урок, который они воспринимают при чтении сказок. В них представлены эпизоды, в которых описывается, как нарушаются права человека, и обязательно находятся герои, восстанавливающие их, т.е. прослеживается борьба добра и зла, нарушение прав человека и восстановление справедливости. В отношениях людей существуют две основные нравственные линии – добро и зло. Соблюдение прав – добро, нарушение - зло. Эти нравственные линии целесообразно формировать с помощью сказок А.С.Пушкина. В них природа разговаривает: солнце, ветер, месяц, море, золотая рыбка, золотой петушок, лебедь. Все эти говорящие образы добры, гуманны, благородны. А остров Буян – это такой уголок, где творят добро, там как-то очень хорошо, там соблюдаются все права человека.
Очень важным является закрепление полученных знаний, отражение своих впечатлений в рисунках, в рассказах, что помогает лучше и быстрее понять такое сложное понятие, как права ребенка, установлению взаимосвязи событий сказки и реального мира, воспитанию чувства справедливости. Не случайно говориться «когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Большую помощь оказывает технология ТРИЗ, которая помогает разобраться в противоречиях жизни, выбрать нужное решение. В рисунках дети с удовольствием изображают героев сказок, которые восстанавливают справедливость, переживая еще раз определенные события из сказки.
Сложность проблемы знакомства детей с их правами требует особой «изобретательности» педагогов, чтобы доступно и образно осуществить этот процесс. Поэтому введена такая форма работы, как создание системы информационного обеспечения педагогического процесса, предусматривающая: ознакомление педагогов с правами ребёнка на основе Конвенции и Декларации; включение в эту работу родителей; разработка технологии анализа сказок А.С.Пушкина с выделением в ней моментов, эпизодов, демонстрирующих то или иное право человека или его обязанности; подбор различными специалистами сопровождающего материала (инструктор по физкультуре – содержание физминуток, пластических этюдов, музыкальный руководитель – подбор музыкальных произведений по мотивам сказок А.С.Пушкина, педагог-психолог – тренинги с использованием образов этих сказок). Нет сомнения в том, что знания, полученные детьми, и, закрепленные в различных видах деятельности, с годами будут совершенствоваться и помогут воспитанию культурного, эмоционально отзывчивого человека с развитыми художественно – творческими способностями.
Предварительный просмотр:
Мониторинг результатов освоения детьми сказок А.С. Пушкина.
Е.Н. Баранникова
Мониторинг осуществляется в форме специально разработанных заданий на основе содержания знакомых детям сказок А.С. Пушкина. В процессе мониторинга выявляются уровни развития художественных способностей детей, интеллектуальные и личностные достижения того или иного ребенка. Они оцениваются по трем уровням: высокому, среднему, низкому.
В заданиях предусмотрены цель, инструкция к его проведению, качественная характеристика уровней. Достижения оцениваются по высказываниям детей, их рисункам, движениям, общему эмоциональному настроению. Задания могут проводить не только педагог-психолог, но и воспитатели, музыкальный руководитель, педагог по физической культуре.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» в образовательном процессе обеспечивает интегративный подход к заданиям для мониторинга.
Художественно - творческая деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога важно осуществлять анализ развития этой деятельности ребенка как показателя его творческого и культурного развития, а также определять уровень её освоения конкретным ребенком в тот или иной возрастной период.
На основе диагностических заданий, представленных в книге
Е.В. Котовой С.В.Кузнецовой, Т.А.Романовой «Развитие творческих способностей дошкольников». (М.: ТЦ Сфера, 2010.,) для определения уровней развития художественных способностей детей и их творческих проявлений, педагогами нашего ДОУ разработаны тестовые задания по сказкам А.С.Пушкина, основанные на ассоциативных методах: «Нарисуй слово», «Нарисуй цветовую палитру музыкального произведения», «Передай в движении настроение героев сказки», «Волшебные превращения». Используется также диагностическая методика выявления воображения у детей старшего дошкольного возраста «Где чьё место» по Е.Е.Кравцовой. Наша интерпретация этих методик заключается в том, что некоторые предметы, изображенные на картинке, встречаются в сказках А.С.Пушкина (дуб, избушка, море-океан и др.), задания построены на содержании этих сказок.
Задание 1. «Нарисуй слово»
Цель: выявить уровень развития способности детей к ассоциациям, творческого воображения, мышления, процессов символизации, способности к перекодированию слов.
Дети сидят за столом. Проводится вводная беседа по сказкам А.С.Пушкина. Дети дают определение понятиям, что такое имя, счастье, добро, зло и т.д. Далее дети передают в рисунке свои представления о добре, зле и т.д.
Уровень развития творчества оценивается по следующим показателям:
-эмоциональная выразительность; - образная адаптивная гибкость; - оригинальность; - сюжетная линия.
Оценка результатов:
Низкий уровень — стереотипное изображение в виде схемы, нет названия работы.
Средний уровень — изображение с деталями, но мало отражает символ данного понятия; стереотипное название или повторение заданной темы.
Высокий уровень — изображение имеет яркие эмоциональные характеристики, художественный образ выразителен, название оригинальное.
Задание 2. «Нарисуй цветовую палитру музыкального произведения»
Цель: определить уровень развития способности к восприятию музыкальных образов, умения детей в построении цветовых образов путем преобразования эмоционально-смыслового опыта.
Педагог предлагает детям прослушать классические отрывки из музыкальных произведений по сказкам А.С.Пушкина и попробовать представить, о чем они рассказывают или что напоминают, какого цвета, просит определить настроение. Педагог подробно записывает ответы детей, отмечает яркие проявления их эмоций. Детям предлагается цветовыми пятнами изобразить настроение героев сказки, передать общее ее настроение.
Оценка результатов:
Низкий уровень — активность проявляет только в связи с интересной темой или заданием. Ребенок малоэмоционален, не проявляет интереса и, зачастую, равнодушно относится к музыкально-творческой деятельности. Не проявляет самостоятельности. Рисунки невыразительные, цветовая палитра очень ограничена.
Средний уровень — ребенок выполняет творчески задание, с интересом. Умеет подчинить эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной цели. Рисунки более выразительные, но не демонстрируют самостоятельности в выборе решений.
Высокий уровень — ребенок проявляет творческую активность, самостоятельность, инициативу. Быстро осмысливает задание, точно выразительно выполняет его без помощи педагога. Высокая продуктивность деятельности по выполнению творческих заданий. Выразительно передает в рисунке настроение музыкально-игрового образа.
Задание 3. «Передай в движении настроение героев сказки»
Цель: выявить уровни развития творчества сочинительского и исполнительского в воплощении заданного образа с помощью выразительных движений.
Педагог просит детей придумать свою сказку про героев сказок А.С.Пушкина, используя пиктограмму, а потом поиграть в нее. Дети придумывают сказки, дополняют разными подробностями, деталями, чтобы лучше представить, что происходит. Затем дети рассказывают эту сказку с помощью движений, стараясь двигаться выразительно, чтобы без слов было понятно, кого они изображают, что делает каждый герой, какие у него настроение, характер. Педагог подсказывает, что перед началом исполнения партнеры могут договориться, как разыгрывать сказку, кто какую роль исполняет, с какого места начинает и т.п. Затем дети исполняют образно-пластический этюд. Для выполнения задания детям даются две попытки. Перед повтором дети могут поменяться ролями и дополнительно обсудить, уточнить способы совместного воплощения образного содержания. Примечание. Во время исполнения этюда педагог, подсказывая ключевые фразы, делает между ними паузы, достаточные для того, чтобы дети могли, не торопясь, передать в движении заданный смысл, наполнив его деталями и подробностями. В паузе перед повтором педагог не делает замечаний, а лишь дает общую рекомендацию: попытаться передать образ по-своему, не повторяя того, что делали дети в первой попытке; стараться быть в образе от начала до конца этюда, выразительно передавая в пластике особенности его характера, переживаний, действий.
Оценка результатов: 1-й показатель — сочинительское творчество.
Низкий уровень— затрудняется в сочинении сказки, составляет отдельные предложения о каких-то эпизодах, причём, передаёт их неточно.
Средний уровень— сочиняет сказку с помощью взрослого, называет лишь какого-то героя из сказки А.С. Пушкина, его качества, но предложения строятся с трудом, мало отражает сказочный сюжет, воображение носит воссоздающий характер. Высокий уровень— сочиняет сказку самостоятельно, эмоционально раскрывает сюжет, характеристика героя собственной сказки отражает соответствующий образ сказки А.С.Пушкина, проявляет фантазию.
2-й показатель — исполнительское творчество.
Низкий уровень — отказывается выполнять задание или выполняет движения невыразительно, вне образа, без какой-либо перестройки привычной пластики.
Средний уровень — показывает (более или менее продолжительно) движение всем телом, но исполнение не яркое, несколько поверхностное (внутренне чуть отстраненное); попытки улучшить свое исполнение приносят заметный результат.
Высокий уровень — достаточно продолжительно (иногда от начала до конца исполнения) удерживает образ, двигаясь всем телом, ярко, в своеобразной манере, с очевидным внутренним «проживанием» образа; стремится к более выразительному исполнению, в результате чего смысл передается более точно.
Задание 4. «Волшебные превращения»
Цель: выявить уровень проявления богатства воображения.
Педагог проводит с детьми беседу о сказках А.С.Пушкина, они характеризуют героев. Далее детям предполагается дорисовать две одинаковые фигуры, превратив одну в доброго героя, а другую — в злого героя сказки.
Оценка результатов:
Низкий уровень — ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован. Затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа. Не отражает образы сказки.
Средний уровень — дошкольник проявляет интерес, желание включиться в творческую деятельность. Творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений. Не отличается оригинальностью исполнения, хотя можно понять из какой сказки образ.
Высокий уровень — Высокая степень развития фантазии. Ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали. Проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных образов. Сразу можно определить из какой сказки образ и его характер.
Результаты диагностики показали, что дети проявляют интерес к поэзии в целом и творчеству А. С. Пушкина, в частности; отражают представления о русском фольклоре, обычаях, сказочных образах, сюжетах; проявляют эмоциональное отношение к произведениям художественной культуры; испытывают желание декламировать стихи, инсценировать и рассказывать сказки; знают все пять сказок А. С. Пушкина, их названия, героев, проявляют избирательный интерес к определенным образам; активно участвуют в различных видах художественно-творческой деятельности, проявляют воображение, творчество, адекватно оценивают результаты собственной деятельности.
Предварительный просмотр:
Занятия педагога - психолога Е.Н. Баранниковой с детьми.
ПОЗНАНИЕ СЕБЯ И МИРА
Приветствие. « Здравствуйте, ладошки!»
Линии с характером.
Ведущий инструктирует участников: "У линий тоже есть своё настроение, свой характер. Попробуем потренироваться в их изображении. Для каждого характера мы будем подбирать подходящий цвет фломастера.
Первая линия – спокойная – преспокойная. Закройте глаза и почувствуйте это состояние, как оно отзывается в вашем теле, о чем вы думаете, когда вы спокойны, и вы увидите цвет этой линии, и рука сама повторит ее. А теперь ответьте на вопрос: Я спокойный, когда …
Вторая линия – радостная, веселая. Вспомните ситуацию, когда вам было весело, когда вы смеялись. Ответьте на вопрос: Я веселая, когда…
Третья линия – хитрая. Как она будет двигаться на вашем рисунке? Какой цвет подобрать? Цвет хитрости – очень сложно! Посмотрите, как выглядят на вашем рисунке спокойная и радостная линии? Это поможет вам найти другой способ рисования. А как Вы ответите на вопрос: Я хитрая, когда…
Четвертая линия – зубастая. На что похожа зубастая линия? После рисунка, ответьте на вопрос: я зубастый, когда…
Пятая линия – волнистая. На что похож характер этой линии? Какой у нее цвет? Когда Я бываю волнистой, Я …
Шестая линия – больная. Ощущение больной линии у каждого свое, это всегда очень индивидуально. Я болею, когда …".
Упражнение развивает понимание своего собственного видения и отношения к происходящему. В конце упражнения можно посмотреть работы друг друга, обсудить, точно ли выражено настроение линий? Можно предложить участникам придумать новые линии ( плакучая, прыгучая, вертлявая и т.д.).
При обмене впечатлениями ведущий может задать вопросы:
- Какие линии было легче рисовать, почему?
- Какие линии было труднее рисовать, почему?
- Что можно изменять в рисунке линии ( степень нажатия, направление, прерывание, излом …).
- На каких героев сказок А.С.Пушкина похожи эти линии?
Ответы на вопросы «Кто Я ?»( в образах героев сказок А.С.Пушкина)
Закончи предложения (рисуют в тетради, изображают образы под музыку):
-Я словно лебедь, потому что...
- Я превращаюсь в комара, когда...
- Я могу быть ветерком, если...
- Я словно белка, когда…
- Я – море... и т. д.
ВНИМАНИЕ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.
Приветствие. Этюд «Ветер по морю гуляет»
Разминка. Надо назвать те слова, которые встречаются в сказках А.С.Пушкина на букву... (один из играющих называет букву, другой произвольно даёт команду "стоп"). Слова называются детьми по кругу и выигрывает тот, кто последним назвал слово.
Упражнение «Цвет моего настроения в начале занятия». Необходимо приготовить много маленьких листочков бумаги.
Все дети стоят в круге, один из участников выходит в центр и показывает цвет своего настроения, позой, мимикой, жестами. Остальные участники отдают показывающему листочки какого-либо цвета. После упражнения ребята могут поделиться результатами: были ли совпадения, сколько и т.д.
Пожатия.
Участники стоят в круге, взявшись за руки. Ведущий несколько раз пожимает кисть руки соседа слева и запускает таким образом определенное количество пожатий по кругу и ждет их возврата с другой стороны. Как правило, число запущенных пожатий не соответствует числу полученных. Ведущий обращает на это внимание участников. Может различаться количество посылаемых пожатий, ритм, продолжительность.
Испорченный телефон.
Ведущий дает инструкции: "У каждого из нас есть право на получение информации. Сейчас вам будет нужно поговорить с другом из другого города по телефону, передать ему какую-то новость. Вы на телефонной станции. Выберите себе партнера для разговора". Ведущий разводит пары по разные стороны комнаты. " Что - то случилось на станции и во всех телефонах стало плохо слышно. Попробуйте закончить разговор". Группа имитирует посторонний шум.
Вопросы:
- Что мешало разговаривать?
- Что помогало разговаривать с партнером?
- Кто может нарушить наше право на информацию?
- А в сказке А.С.Пушкина кто нарушал это право?
Разговор линий.
Вы помните, как выглядела злая линия? Какая она? На кого из героев «Сказки о царе Салтане» она похожа? Как у нее дела? С кем из линий она дружит? Какая из линий может помочь ей стать доброй? На какого героя она тогда будет похожа? Кто мешает и т.д.
Цвет настроения в конце занятия.
Рисунок на тему "Мир вокруг меня".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ"
Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ" с презентацией. Поделилась опытом работы с коллегами на конференции дошколь...
«Развитие творческого потенциала педагогов в обогащении содержания воспитательно –образовательного процесса ДОУ»
Раскрывается система работы с детьми, направленная на познание культурных ценностей, представленных в творчестве поэта А.С.Пушкина....
Психологический тренинг с педагогами ДОУ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ ДОУ»
Психологический тренинг с педагогами ДОУ"Развитие творческих способностей".Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Зада...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Что такое креативное развитие ребенка ?Зачатки различных творческих способностей заложены практически у всех детей. Однако, не получив нужного развития, они так и остаются в зародышевом состоянии. В з...
Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО»
тема: «Обновление содержания воспитательно-образовательного процесса в ДОО с учетом ФГОС ДО» Цель: обмен опытом, ознакомление с деятельностью дошкольных...
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.Ключевые сл...
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме «Психологический климат в коллективе как фактор развития творческого потенциала педагогов дошкольного образовательного учреждения»
В современных условиях возрастает значение личностных качеств, поскольку главный потенциал общества – это возможности самого человека. В этих условиях возрастает потребность общества в творческо...