Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре
проект ( группа) на тему

Текст выступления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре

Шокшланова Л.М.,

Воспитатель IЛЛ

МБДОУ «Яконурский детский сад»

МБДОУ «Яконурский детский сад» работает по программе «Росточек» к.п.н. Е.Н.Тобоевой, где две части программы предусматривают проживание ребенка в определённом социокультурном пространстве, в условиях диалога культур и народов, межнационального общения, осознания детьми своей принадлежности к определённой культуре, принятие её  ценностей как своих.

В связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта  творческой группой педагогов детского сада  была разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образовательного учреждения, где вариативная часть,  формируемая участниками образовательного процесса, является как  этнокультурная составляющая в  содержании программы.

 Дошкольное учреждение посещают  130 детей,  функционирует 5 групп, где воспитание и образование осуществляется на алтайском и русском языках.

Приоритетным направлением работы является нравственно-патриотическое воспитание; совместно с родителями созданы мини-музеи алтайского и русского быта и декоративно- прикладного искусства народов. Основные задачи работы музея: формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских, алтайских и казахских национальных традиций, знакомство с устным народным творчеством, предметами материальной культуры,воспитание в детях чувства патриотизма , любви к родине и родному краю.

На территории района компактно проживают русские,алтайцы, казахи и представители других национальностей. Проведение  фестивалей  детского  творчества, праздников  алтайского,  русского  и  казахского  народов  (Чага  байрам,  Масленица,  Наурыз),  недель  национальных  культур  народов  Усть-Канского  района  позволяет  нам  широко  пропагандировать  фольклорные  традиции,  художественные  и   нравственные  ценности  народов  разных   национальностей.

Вместе с тем мы стремимся формировать у своих подопечных интерес и уважение к людям разных национальностей и вероисповеданий.

Например, при составлении программы в содержание вариативной части образовательной  области « Социализация» внесли проект «Этнокультурные традиции в ДОУ».

Цель проекта: приобщение  дошкольников к традиционной культуре народов Алтая».

Задачи проекта:

-  Организация образовательного пространства ДОУ на основе традиций  русского  и алтайского народов;

-привлечение внимания родительской общественности;

- организация работы по постоянному и системному пополнению информационной  базы;

-повышение социального статуса ДОУ «Солоны»;

-обобщение опыта работы по этнокультурным традициям.

 Для каждой возрастной группы подобраны задачи, представления. отношения, виды деятельности и формы организации, которые определяют уровни освоения программы.

Реализация всех задач проходит через все образовательные области:

.социально – коммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

. познавательное развитие – воспитание национального самосознания дошкольника… (ребенок живет в России, на русской земле,говорит на родном языке и познает культуру своего народа).

.речевое развитие –обогащение словаря детей новыми словами, поговорками, пословицами, сказками образными выражениями.

.художественно-эстетическое развитие –знакомство детей с народными промыслами, картинами   художников, ознакомление с  народными праздниками, а также с народными песнями и танцами.

.физическое развитие – построено на народных играх разных видов.

Наш проект «Этнокультурные традиции в ДОУ» состоит из трех этапов:

Подготовительный (сентябрь-ноябрь, 2013г.);

Основной (декабрь 2013-декабрь 2014);

Заключительный (2015г.).

Занятияпроводятся 2 раза в неделю, во второйполовине дня, в процессе совместнойдеятельности, в средней и старшей группах. Беседы сопровождаютсяразвивающими играми, народными играми,  продуктивными  видами(лепка,  аппликация)  деятельности,  моделированием,  проектированием,  аппликацией.

Большую практическую помощь нам, оказывает научное издание  «Алтайский детский фольклор» кандидата филологических наук Чочкиной М.П.,где автор представила классификацию жанров детского фольклора. Полагаем, что одним из достижений педагогов нашего детского сада является разработка и внедрение в работу авторской программы на родном языке Яшевой Л.М. «Тӧрӧлтиллеэкологиялыкчӱмjандардыҥ, ооспоэзияныҥколбузы» (« Взаимосвясь родного языка, устного народного творчества и экологических обычаев и  традиций»).

  За  последние  два  года  многие  из  наших  воспитанников  стали  призерами  и  победителями  различных  районных,  детских  конкурсов.  Полученные  результаты  дают  нам  основание  утверждать,  что  внедрение  этнокультурного  компонента  в  воспитание  дошкольников  повышает  эффективность  воспитательно-образовательного  процесса  нашего  дошкольного  учреждения,  позволяет  воспитать  свободную,  творческую  личность,  осознающую  свои  корни,  национальные  истоки,  способную  ориентироваться  в  современном  мире,  жить  в  мире  и  согласии  со  всеми  народами;  а  также  повысит  знания  у  родителей  о  культурных  ценностях  и  традициях  своей  национальности.

 Свое  вступление  хочется  закончить  словами  С.  Михалкова: «Только  тот,  кто  любит,  ценит  и  уважает  накопленное  и сохраненное предшествующими  поколениями,  может  любить  Родину,  узнать  ее,  стать  подлинным  партриотом».

Литература:

1.Федеральный закон от 29декабря 2012г. № 273-ФЗ « Образовании в Российской Федерации».

2.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Санкт Петербург,1999г.

3. Кергилова Е.Н. Педагогические условия приобщения детей 5-6 лет к этнокультурным традициям алтайцев.

4.Росточек. Программа развития и воспитания детей дошкольного возраста /Е.Н. Тобоева- Горно-Алтайск, 2007г.

4.Чочкина М.П. Алтайский детский фольклор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальным культурам

Данное сообщение содержит опыт работы по организации проекта в старшей и подготовительных группах детского сада "О тебе и о твоем народе"....

Социализация дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования

В России в последние годы произошли значительные перемены в дошкольном образовании. С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, предъявляющий новые тре...

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО»

Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он  является благоприятным периодом для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в мир социальных отноше...

Развитие творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС посредством ТРИЗ-технологии

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и ...

«Позитивная социализация дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Проблема социального развития ребенка особенно актуальна, т.к. одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание услов...

Социализация дошкольников в условиях введения ФГОС ДО посредством приобщения к национальной культуре

Педагогический проект, направленный на организацию образовательного пространства ДОУ на основе традиций русского  и алтайского народов на примере МБДОУ "Яконурский етский сад"...