«Большой России – малый уголок»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Уронина Валентина Александровна

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе в плане месячника мордовской национальной культуры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bolshoy_rossii_-_malyy_ugolok.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №80 комбинированного вида»

«Большой России – малый уголок»

(Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе в плане месячника мордовской национальной культуры)

                                                     

                                                        Разработала воспитатель высшей             квалификационной категории: Уронина В.А.

                             

                                                                                                                                                                                 

                                                             Саранск, 2016

Задачи:

Область «Познание»:

  • расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине, дать детям общее представление о Мордовской республике,
  • познакомить с мордовскими, татарскими и русскими обычаями и традициями, с народным творчеством,
  • воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского, татарского и русского народа;
  • закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, русских;
  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю;
  • формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  • формировать представления о народах, населяющих Мордовию;
  • познакомить с культурой и традициями мордовского, русского и татарского народа, вызвать интерес к мордовской, русской и татарской национальной кухне;
  • способствовать развитию любознательности, мышления.

Область «Коммуникация»:

  • Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения, понятно для слушателя отвечать на вопросы;
  • учить отгадывать загадки;
  • обогащать словарь детей существительными: россияне, мордва, русский, татарин; и прилагательными: русский, мордовский, татарский.

Область «Социализация»:

  • воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

          Область «Музыкальное развитие»:

     

  • знакомить детей с русским, мордовским, татарским фольклором.

Материал к занятию: Карта России, флаги и гербы России, Мордовии, Татарстана. Народный мордовский, русский, татарский костюм, иллюстрации одежды мордвы, русских, татар. Аудиозапись с  мордовскими, татарскими и русскими песнями,

                                                                        1

куклы (в национальных костюмах – татар, мордвы, русских). Национальные детские костюмы (татарские, мордовские, русские). Женские украшения, д/игра “Назови правильно”. Фрагменты национального быта, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы). Д/игра “Назови одежду”, “Чей головной убор”. Интерьер крестьянского дома (стол, лавки) фонограммы песен о России, Мордовии.

Работа с родителями: подготовка  родителями костюмов для детей к участию в занятии, привлечение родителей к сбору атрибутов: национальных костюмов, интерьера крестьянской избы и т. п.

Предварительная работа: чтение русских,  татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы), рассматривание вышивок, заучивание стихов о Мордовии, частушек, татарских и мордовских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей д/с. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России. Разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций  о Мордовии. Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.

Словарь: панго, паця, береста, лыко, пулай, панар, калфак, кокошник, сарафан

Формы организации совместной деятельности:

Сюрпризный момент, ситуативная беседа, отгадывание загадок, пение, дидактическая игра «Назови одежду», «Найди головной убор».

                                                       Проведение НОД:

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему Россию называют многонациональной страной? У всех народов свой язык, культура, национальная одежда, кухня. Ребята, несмотря на то, что в России живет много людей разных национальностей, всех объединяет одно – мы все очень любим свою Родину.

Но когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит родная, как мама и папа. Место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в городе Саранске, значит, это ваша малая родина. Как называется место, где мы с вами живем?

Воспитатель:  Ребята, в какой республике  мы с вами живем? (В Мордовии). Назовите столицу Мордовии? (Саранск).

Воспитатель: Дети, что мы с вами делали, чтобы больше узнать о Мордовии?

  • Правильно,  мы создали в группе наш мини-музей: «Всё о Мордовии», играли в сюжетно – ролевые игру «Экскурсия в музей», 

     читали стихи, легенды, сказки, рассматривали фото, картины

                                                   2

      художника Ф.В. Сычкова;

  •  знакомились со скульптурами С. Эрьзи, слушали мордовские,

      русские, татарские песни, рисовали.

Дети, а вы хотите побывать у кого-нибудь в гостях? Мы сегодня побываем в гостях у мордовского, русского и татарского  народа.

Россия – самая большая страна в мире, посмотрите на карту, какую огромную территорию занимает наша Родина.

Мордовия занимает вот такую небольшую территорию.

(Дети с воспитателем подходят к карте – воспитатель показывает на карте, где находится Мордовия, называя главный город Саранск. Показывает флаг и герб Мордовии. Воспитатель объясняет значение каждого герба. Дети подходят к столу, называют символы каждого народа (флаг и герб).

Воспитатель: Дети давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии?

(Дети подходят к выставке кукол в национальных костюмах, рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский. Скажите, а вам интересно было бы познакомиться с традициями и культурой этих народов? Ответы детей.)

Воспитатель: Мне тоже очень интересно, поэтому я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.

Чем занимается народ Мордовии? (Выращивает хлеб, занимается охотой, гончарным делом, делает изделия из бересты).

(Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме (можно использовать куклу в национальном костюме).

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья.

  • А как тебя зовут? (Алдуня)
  • Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)
  • А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

(Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм).

  • Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это –панго – праздничный головной убор замужней женщины. Паця – платок. Налобная    повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов –  для девушки.

                                                                      3

  • Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха.

                     ( Д/игра “Назови одежду»)

Воспитатель: Алдуня, мы пришли  в гости, чтобы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаете о своем народе.

Алдуня: С удовольствием расскажу. Я хочу пригласить вас в гости. Сегодня мы побываем с вами в мордовской семье.

(Рассказ  об истории и культуре мордовского народа)

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва- эрзя селились в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками. (Показывает фотографии людей в национальной одежде). Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».

Воспитатель: Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть.

(Дети играют в мордовскую игру « Два круга » под народную песню.

Ребята, кроме таких замечательных песен, игр, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок является Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию). Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду)

Воспитатель:

  • Ребята, очень красивые места в Мордовии, а мы все с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя… Россия.
  • Для каждого из вас дорог тот край, где вы родились. (Спросить 2-3-х детей, где родились). Для нашей гостьи это Мордовия, а для всех нас и для Алдуни – это большая Родина – Россия.

Родина моя, бескрайняя Россия,
И Сибирь, и Волга, и Урал,
Все места для нас святые,
Где бы ты в России не бывал.

                                                             4

Воспитатель: Какие пословицы вы знаете о Родине и России?

  1. Воздух Родины – он особенный – не надышишься им.
  2. Жить – Родине служить.
  3. Лучше нет родного края.
  4. На родной стороне и ворона родная.

Алдуня: А какие пословицы есть у мордовского народа о Родине? (Дети отвечают).

  1. Без ветвей не дерево – без детей не семья.
  2. В родном краю, как в раю.
  3. Краше Родины нет ничего.
  4. На родной стороне и камушек знаком.

Алдуня приглашает детей на выставку.

  • Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Это ткачество, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков (дети рассматривают).

Алдуня:

  • Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики.
  • У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?

  Ответы детей:

  • Справляем именины детей.
  • День рождения Земли.
  • Экологические тропы.
  • Проводы зимы, масленица, колядки.

Алдуня:

  • Мы тоже любим праздники. У нас есть праздник “Кереть-озке”. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам.
  • А на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.
  • На память о нашей встрече я дарю вам эту книгу – “Былины мордовского народа” и хочу угостить вас национальными лепешками «сюкоро».

               (Звучит мордовская песня)

Воспитатель: Как хорошо, что наши мамы знают и берегут традиции своего

             5

народа, правда, ребята? Ведь любовь к Родине каждый из нас впитывает с молоком матери. Первые слова, которые мы учимся писать, - «мама» и «Родина».

Ребенок:            Мама и Родина очень похожи,

                            Мама красивая, Родина тоже

                            Вы присмотритесь, у мамы

                            Цвета такого же, как небеса.

                            Мамины волосы, словно пшеница,

                            Та, что на наших полях колоситься.

                            Много у Родины общего с мамой,

                            Самой красивой, ласковой самой!

Воспитатель: Как много мы узнали. О чем? О ком?

Много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют.

                       Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, - 
Все напоминает нам о самом важном – 
Только здесь родимая земля!

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла еще гостья (заходит девочка в татарском костюме). “Исэнмсеэ балалар, безнек осигэрэхим интегех”. Перевод.

Воспитатель: Ребята, это приветствуют нас на татарском языке и приглашают нас в гости.

(Девочка приглашает на татарском языке с переводом:)

                  Пошмак су, почерек су
                 Син мине яхиш то
                 Битяэрем аллансын
                 Кулларым ачарсым.

Воспитатель: Посмотрите на одежду татарской девочки. Дети рассматривают ее одежду, называют ее.

  • А что  на голове носят татарские женщины? (Калфак) А мужчины? (Тюбетейки)
  • Дети, а чем отличается татарская вышивка от вышивки людей других национальностей?
  • А как пьют чай татары? (Из пиалы и наливают понемногу).
  • Какое национальное сладкое татарское блюдо вы знаете? (Чак-чак).
  • Назовите, как на татарском языке называют родителей (ответы детей).

                                                   6

Воспитатель: А я приготовила вам игру “Найди головной убор”.

Воспитатель: Как хорошо в гости ходить, я не против еще к кому-нибудь зайти. А вы, ребята? Ребята, у меня есть небольшой ларец. Он необычный.

                                       Волшебный ларец:
                                      Позвони в бубенец,
                                       И попали во дворец.
                                      Открывается палата,
                                      Посмотрите, чем она богата?
                                      Нет ли там чудовищ?
                                      Много ли сокровищ? (Да)

Сейчас мы это узнаем!

(Воспитатель открывает ларец, и дети рассматривают украшения мордовских, татарских и русских женщин)

  • Дети, что это? (Это украшения) Кто их носил? (Женщины)  Женщины какой национальности?
  • Это – пончо – праздничный головной убор мордовских женщин. А из чего он сделан?
  • А это что? (Нагрудное украшение) Из чего? (Из бисера)
  • А это что? (Пулай – пояс) Из чего сделан? Для чего монеты, колокольчики?
  • Кто носил кокошник? И т. д.

(Аналогично рассматриваются предметы татарской и русской одежды)

Воспитатель: Ой, музыка слышится. Да, я ее узнаю, это русская народная песня. Дети, посмотрите  на ребят, и найди среди них девочку и мальчика в русских национальных костюмах. Вижу, вижу, вот они. Выходите, ребята.

Девочка: Я гостей ждала, да блинов напекла. Проходите и рассаживайтесь на скамейки.

Ребенок:

Русь деревянная, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Воспитатель: А вы знаете, почему Русь деревянной называют?

Потому что дома рубили из дерева, посуда была деревянная (воспитатель все показывает).

                                                           7

Воспитатель: Я вам ребята сейчас загадаю загадки, а вы должны отгадки найти здесь, в избе.

В лесу кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется. (Топор)

Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш)

Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

Что за урод, нога и рот,
Ничего не вижу, ртом таскаю
Жижу, сама не глотаю, а выливаю. (Ложка)

Воспитатель: Молодцы! А еще на гуляньях русский народ всегда частушки поет. Вы знаете частушки? Дети выходят и поют:

Я пойду, разойдусь,
По зеленой, по траве,
Заиграли гармонисты,
Все волнуется во мне.

Эй, девчушки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире,
Не одна плясать пойду,
Нас идут четыре.

Мы в Мордовии родились,
И  мы в Лямбире живем,
Мы – девчоночки-мордовки,
И нигде не пропадем!

Воспитатель: Давайте  поиграем с вами в игру “Русский хоровод”.

Как для вас, мои друзья,                            Блинов моих поешьте.
Наварила, напекла,                                     Не красна изба углами -
Девяносто два блина,                                 Красна пирогами.
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не найду едоков.
Хозяйку потешьте – 
                                                         8

Воспитатель:

  • Ребята, мы побывали сегодня в разных местах. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: “Где дружат – там живут, и не тужат!”
  • А вы пословицы о дружбе знаете? (Ответы детей)
  • Ребятки наши гости  приглашают, нас на чаепитие за стол, за угощение.

Девочки подают угощение. Называют блюда на своем языке с переводом.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

  • Ситуативный разговор;
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением национальных костюмов. Организация выставки детской художественной литературы по теме «Мордовия» с последующим прочтением произведений;
  • Дидактические игры «Назови одежду», «Найди головной убор» и др.;
  • Подвижные игры «Раю-раю», «Хоровод», «Два круга».

Взаимодействие с родителями:

  • Предложить родителям прочитать с детьми в домашних условиях стихи о Мордовии, мордовские, русские, татарские сказки;
  • Организовать выставку совместных работ «Моя малая родина»

Литература:

  1. «Мы в Мордовии живём» - примерный региональный модуль программы дошкольного образования.
  2. «Детский сад от А до Я» -  журнал №4, 2010
  3. «Валдоня» - программа и методические рекомендации
  4. Альбом «Мордовский народный костюм» / сост. Г. П. Прокина, М. И. Сурина, морд. Книжн. изд., 1990.
  5. «Мордовия. Народное искусство» / сост. Ю. Ф. Юшкин
  6. «Федот Васильевич Сычков – художник радости» - Н. Осянина, изд. Фонд «Открытая Мордовия, 2010, Саранск.
  7. С. Д. Эрьзя. Альбом. Автор-составитель М. Н. Баранова. Изд. 2-е. Саранск, 1989;
  8. Скульптор Эрьзя. Биографические заметки и воспоминания. Саранск, 1995

                                                                  9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В большой России-малый уголок!"

Чаще всего любимым городом, поселком, селом,  краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство. Ведь именно с детством у большинства  людей...

Проект "Частица малая большой России Киквидзенский любимый край родной"

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников....

Конспект НОД по нравственно патриотическому воспитанию «Белгородчина- малый уголок великой России»

Тема: «Белгородчина- малый уголок великой России».Цель: Познакомить дошкольников  с историей традиционных промыслов Белгородчины....

«Моя малая Родина, как малая часть большой России».

Цель данного электронного образовательного маршрута – расширить представления детей о России и о своей малой Родине.Электронный образовательный маршрут включает разделы (шаги) с текстовым матери...

Краткосрочный патриотический проект в средней группе «России малый уголок»

Краткосрочный патриотический проект в средней группе "России малый уголок"...