«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ ПО УСВОЕНИЮ СЛОВАРНОГО МИНИМУМА В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УМК»
консультация ( группа) по теме

Обучающий характер  должен  проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_vospit_umk_v_rezh_moment.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  работы воспитателей с детьми по усвоению словарного минимума в режимных моментах

Обучение детей татарскому языку в нашем детском саду проводится со средней группы. На обучающие занятия детей среднего возраста отводится три занятия в неделю по 15 минут каждое, для детей старшей группы – не более 25 минут, 30 минут – в подготовительной к школе группе.

В средней группе словарный минимум  составляет 62 слова

В старшей группе -60, в подготовительной группе -45слов

Одним из основных средств создания иноязычной среды выступает иноязычная речевая деятельность взрослых в дошкольном учреждении.

Для того чтобы воздействие речи педагога было обучающим, необходимо учитывать ряд условий:

  1. Речь воспитателя должна быть доступна детям в языковом отношении.
  2. Если ребенок не понимает, о чем говорит воспитатель, рекомендуется использовать повторы, перифраз или другие приемы

Обучающий характер  должен  проявляться не только в специальных учебных речевых ситуациях на занятиях, но и в процессе различных видов детской деятельности и в режимных моментах.

К режимным моментам относятся:
1.    Прием детей.
2.    Утренняя гимнастика.
3.    Подготовка к завтраку, завтрак.
4.    Подготовка к занятиям.
5.    Подготовка к  1 прогулке, прогулка.
6.    Подготовка к обеду, обед.
7.    Организация сна детей.
8.    Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9.    Подготовка к полднику, полдник.
10.  Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11.  Подготовка к ужину, ужин.

Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика

Во всех возрастных  группах встретить  детей и родителей можно со словами: Исәнмесез, Исәнме, Саша? Хәерле иртә, Хәлләр ничек?  Кил монда, утыр.  Син кем? Кем юк? Әйе,юк.

Йөгер,  сикер, бас, утыр

Можно принести игрушку (зайчика) и он будет здороваться по татарски.

Подготовка к завтраку, завтрак

          Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей.  Кул пычрак, чиста, мә су бит, кул ю.

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, столовой и чайной ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице. В это время можно повторить слова мә, бир ипи, ботка тәмле, аша, чәй эч, чәй баллы, тәмле, тәлинкә чиста(пычрак), кашык зур(кечкенә) нәрсә кирәк? Чәй кирәк. –Нинди чәй кирәк? –баллы чәй кирәк. В подготовительной группе дети отвечают на вопрос нишлисең?  Утырам, ашыйм, эчәм. –нәрсә ашыйсың? –мин аш ашыйм.

Тарелка-тәлинкә, нинди тәлинкә? Ак, кызыл, сары, зәңгәр,яшел тәлинкә

При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то, как накрыты столы к завтраку, дает позитивную оценку детям-дежурным. Өстәл матур, чиста. Урындык Зур(кечкенә) В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Аш (бәрәңге, кәбестә, кишер, суган), ботка,аш ниди – аш тәмле, ботка тәмле.Нәрсә кирәк? Кашык кирәк, нинди кашык? Зур, кечкенә?  Чынаяк  чиста(пычрак) ак.

         В процессе еды воспитатель контролирует осанку детей, мотивирует, чтобы дети съели всю предложенную пищу.  Матур утыр, урындык чиста матур, сары, яшел. Аш тәмле аша, ботка тәмле, чәй тәмле, алма кызыл(сары, яшел). Воспитатель объясняет детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно есть ( класть  пищу  в  рот  небольшими  кусочками  и  хорошо  ее  пережевывать), после окончания приема пищи вымыть руки, полоскать рот и др. Кул, бит ю, кул бит чиста.

 Игры и детские виды деятельности

В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных видов деятельности.

Занятия

Во время занятий воспитатель может применить татарские слова как: утыр,  бас, уйна,  бие, җырла, сикер, бар, йөгер, шу, китап, дәфтәр, рәсем яса. Когда ребенок делает то что ему говорят можно спросить у другого ребенка –что он делает? –Например:

-Оля, Саша нишли?

-Саша утыра?(бии, җырлый, сикерә, йөгерә)

-Саша, син нишлисең? –мин утырам(биим, җырлыйм, сикерәм, йөгерәм)

Подготовка к прогулке, прогулка

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам,  В это время можно повторить названия игрушек: эт, песи,  куян, аю, курчак, машина,  туп; величины: зур – кечкенә;  чиста-пычрак;  цвета: кызыл, зәңгәр, сары, яшел; счет – бер, ике, эч, дүрт, биш алты, җиде, сигез, тугыз, ун  

Игры

Когда дети играют в свободные игры, можно предложить игры: «Семья», «Магазин», «Командир»:

       “Командир”  уены

к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Цель:  расширять, обогащать, активизировать словарный запас детей.

Ход игры:

- Аша! Эч! Утыр!  Бас! Сикер!  Уйна!  Йөгер! Ю! Йокла! Ки! Сал! Чана шу! Җырла! Бие! Китап укы! Рәсем яса!

Речевой образец:

- Саша, утыр! (Саша утыра).

- Саша нишли?

- Саша утыра.

- Саша, син нишлисең?

- Мин утырам.

Дидактик  уен

“Нишли? –Что делает?”

к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Цель: развивать творческое воображение, сообразительность, диалогическую речь.

Ход игры:

Оля: Коля, куян нишли?

Коля: Куян йоклый. Аня, песи нишли?

Аня: Песи сөт эчә. Петя, аю нишли?

Петя: Аю чана шуа.

Тәрбияче: Әни нишли?

Бала: Әни кул юа (йоклый).

Тәрбияче: Куян нишли?

Оля: Куян сикерә. Тычкан нишли?

Саша: Тычкан сыр ашый.

(Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа, йоклый, кия,  сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый).

       “Син нишлисең? –Что ты делаешь?”

к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми.

Цель: учить детей отвечать на вопросы Нишли? (Что делает?)  Нишлисең?  (Что делаешь?), называть действие на татарском языке, развивать творческое воображение, сообразительность.

Ход игры:

Коля: Оля, син нишлисең?

Оля: Сөт (чәй) эчәм. Коля, син нишлисең?

Коля: Алма (ипи) ашыйм.

Саша, син нишлисең?

Саша: Утырам.

( Ашыйм, эчәм, утырам, басып торам, сикерәм, уйныйм, йөгерәм, юам, киям, салам, йоклыйм, чана шуам, җырлыйм, биим, китап укыйм, рәсем ясыйм

“Телефоннан сөйләшәбез” –“Разговариваем по телефону”.

к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Цель: развивать  разговорную речь на татарском языке.

Ход игры:

Саша: Алло.

Оля: Алло. Син кем?

Саша: Мин Саша.

Оля: Исәнме, Саша.

Саша: Хәерле көн, Оля. Хәлләр ничек?

Оля: Әйбәт. Рәхмәт. Саша, хәлләр ничек?

Саша: Әйбәт. Рәхмәт. Оля,

Син нишлисең?

Оля: Мин алма ашыйм.

Саша: Нинди алма?

Оля: Тәмле алма. Ә син нишлисең?

Саша:Мин уйныйм.

Оля:Нәрсә белән?

Саша: Туп белән.

Оля: Туп нинди?

Саша: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Оля, әни нишли?

Оля: Әни йоклый. Сау бул, Саша.

Саша: Сау бул, Оля.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды  (күлмәк, чалбар) и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания,  можно повторить слова: ки, сал 

Организация прогулки. 

  Прогулка  состоит  из  следующих  частей:

¬ наблюдение, (чиста, пычрак; зур, кечкенә, төсләр)

¬ подвижные игры, (йөгер, сикер,шу)

¬ труд на участке, (Матур,  чиста, пычрак)

¬ самостоятельная игровая деятельность  детей, син нишлисең? (мин уйным, сикерәм, йөгерәм) кил монда.

¬ индивидуальная работа с  детьми  по развитию физических качеств,

¬ самостоятельная двигательная активность.

       В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалось занятие, требующее больших умственных усилий, усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинают  с наблюдений, спокойных игр. В это время можно повторить слова: бас, утыр, йөгер, сикер, шу. Ответы на вопрос нишлисең? –мин сикерәм, мин чана шуам, йөгерәм, утырам.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки (туп, аю, куян, курчак, машина) и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.

Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги (чиста, пычрак) и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек (кыз малай)  вперед. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

Подготовка к сну, дневной сон

При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, (күлмәк сал, чалбар сал) аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и поговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях (карават), а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. (йокла) Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

 Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия

После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, (күлмәк, чалбар ки, күлмәк матур чиста,  кызыл, яшел, зәңгәр, свры) а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

 Игры, прогулка, уход детей домой

Организуется аналогично пунктам  «Подготовка к прогулке», «Игры» и «Прием детей».

На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам.

ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом - проблема. Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя.

Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы.  (Сау булыгыз, сау бул)Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                      учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленушка»

города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Воспитатель по обучению  татарскому языку Садыкова М.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательной деятельности в режимных моментах с использованием русского фольклора» (первая младшая группа)

Данный конспект занятия рекомендую использовать педагогам ДОУ с детьми 2-3 лет. Образовательная область "Здоровье", "Коммуникация".  В этом возрасте дети любят поиграть с водой, и чтобы детям был...

Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»

Цель:  систематизация знаний у педагогов по организации  театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста....

Статья "Организация режимных моментов с использованием форм фольклора в первой половине дня в первой младшей группе"

Аннотация: В представленной статье прописана организация режимных моментов с использованием форм русского фольклора. Статья будет полезна воспитателям групп раннего возраста и родителям.Введение:...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением зрения во время режимных моментов (организация питания)

Одним из важнейших направлений педагогической деятельности с детьми с нарушением зрения является коррекционно-развивающая работа, основные направления которой:- развитие зрительного восприятия;- ориен...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В данном материале раскрыты принципы организации коррекционной работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ....

Рекомендации по организации работы воспитателей с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ

Для организации работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ необходимо знать основные положения коррекционной работы, учитывать особенности каждого ребёнка. Научить детей адекватно оценивать свои силы, разви...