Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
статья по теме
Опыт работы с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Природа родного края как важнейший элемент сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде.
Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей, которые хотят, чтобы их ребёнок рос не только счастливым и здоровым, но и гармонично развитым. Продвинутые родители знают, что нужно поощрять природную любознательность ребенка. И вот к услугам чада – яркие игрушки, развивающие пособия, гаджеты с доступом в интернет, кружки и спортивные секции, а главное – расписание, чтобы всюду успеть и получить на выходе гармонично развитую личность. Однако эти условия для познания мира искусственны, тогда как из виду упускается естественная площадка для развития: природа.
Природа Тувы является могущественным источником, из которого дети черпают многие знания и впечатления. Тува – это край, где снежные вершины гор тянутся к синему небу и белым облакам. Где степь поет ветрами, а леса бескрайним морем раскинулись по земле. Где реки стремительны и могучи. Где человек живет в гармонии с природой. Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Альпийские луга радуют буйством цветов и красок. Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высочайшие горы, загадочные озера, обширные охотничьи угодья — все это стоит внимания любознательных дошкольников.
Поэтому я рекомендую родителям: совмещать отдых на природе с воспитанием у детей сенсорной культуры. В процессе всей жизнедеятельности детей происходит накопление ими сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, активизация положительных знаний, связанных с восприятием явлений окружающего, пробуждение интересов, формирование потребностей. Следовательно, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию природного мира. Сенсорная культура прекрасно осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. На природе дети способны наблюдать и учиться отличать оттенки цветовой гаммы, запахов и звуков, они в полной мере воспринимает красоту окружающего мира и наслаждается ею. Неорганизованная и неоднородная природная среда на каждом шагу дарит сюрпризы, вдохновляет ребенка на поиски и открытия. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Находясь на природе, дети могут трогать и обследовать на ощупь кору деревьев, а прогуливаясь босыми ногами по поверхности, ощущают прикосновение песка, травы, гравия. Все, что можно дать детям в руки, предлагается им для обследования, в которое включается как можно больше органов чувств. Дети берут в руки разные по форме и размеру камни, веточки, шишки, листочки и т.д. гладят и осматривают их, жмут, нюхают, пробуют, слушают, как они скрипят или шуршат, т.е. обследуют их всеми сенсорными способами. Каждое ощущение взрослый может обозначать словом, а потом попросить детей повторить за ним. На полянке или на берегу озера, реки, можно проводить сеансы релаксации с получением солнечных, воздушных ванн и процедур, где дети ощущают тепло солнечных лучей или прохладу ветерка, брызги воды.
Таким образом, у детей накапливается опыт сенсорного развития: развития воображения, восприятия. А именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание и его другие формы - запоминание, мышление. Природу, как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков, можно широко использовать в целях сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям.
Используемая литература:
1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2004. – 203с.
2. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240с.
3. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста /Н.В. Дубровская// Дошкольная педагогика. – 2003. – №6 (15) – С. 21
4. Кирпичникова, Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику [Текст]/Н. Кирпичникова// Дошкольное воспитание. – 2009. - №2 – С. 76.
5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада / Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые развивающие занятие в кружке "Волшебный мир" по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста".
Выступление на общесадовском родительском собрании....

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Материал для педагогических чтений...
«Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» консультация для родителей
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте. Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патрио...

"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
«Методические подходы к коррекционно - педагогической работе по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста детей ЗПР».
В дошкольном возрасте складываются все системы и функции организма ребенка – это наиболее благоприятный период для успешного их развития и воспитания. Период дошкольного детства является периодо...

Семинар-практикум для родителей ДОУ «Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей»
Повышение компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края. ...

Консультация для воспитателей «Привитие любви к родному краю через культурно - историческое наследие у детей дошкольного возраста»
В последние годы многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории...
