НОД " Мой родной край"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Петрушенко Елена Николаевна

Конспект познавательного занятия на тему " Мой родной край". На занятии днти расширят свои знания о Хабаровском крае посредством технологии диалогового игрового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_moy_kray.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 88

Конспект познавательного занятия

для детей подготовительной к школе группы

на тему: « Мой родной край».

                                                               Подготовили: воспитатели

                                                                             Е.Н. Петрушенко,  О.Б. Филатова

г. Комсомольск – на –Амуре

2013 год

Цель: расширение знаний детей о Хабаровском крае посредством технологии диалогового, игрового обучения.

Программные задачи:

 -  расширять и закреплять  знания детей о символике Хабаровского края, её  значении через дидактические игры «Сложи герб», «Выложи флаг»;

- познакомить детей с понятиями «большая» и «малая» Родина, с  «чудесами»       (природные достопримечательности) Хабаровского края посредством мультимедийной  презентации;

   - развивать у детей познавательную активность, коммуникативные навыки, рассудительно-доказательную сторону речи, инициировать желание детей  добывать знания самостоятельно;

- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, уважительное   отношение к символике Хабаровского края, любовь к родному краю.

Ход занятия:

Дети сидят  полукругом  перед экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие, сейчас мы посмотрим фотографии и вы сразу догадаетесь о чём мы будем сегодня говорить. (дети смотрят мультимедийную презентацию фотографий города Комсомольска –на- Амуре, города Хабаровска,  Хабаровского края, столицы России города Москвы  под фонограмму песни «Амурский вальс» (музыка

С. Туликова, слова М. Пляцковского)

Воспитатель: Ребята, куда мы сегодня отправимся? (в г.Комсомольск –на- Амуре, в город Хабаровск, в Москву)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что связывает  между собой эти три города?

Воспитатель: для того, чтобы это выяснить, я предлагаю отправиться в путешествие, хотите со мной?

Воспитатель: Ребята, прежде чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться к нему, что мы возьмём с собой?(дети перечисляют вещи, которые могут пригодиться им в путешествии, среди них есть карта)

Воспитатель: где можно взять карту? (ответы детей: купить в магазине, посмотреть в интернете, есть в группе и т.д.)

Воспитатель: отправляемся за картой, первая остановка «Книжный магазин».

Дети подходят к карте России, которая весит на стене. Остановка  «Россия»

Воспитатель: Кто нам может показать границы нашей Родины  России?

Дети показывают, воспитатель читает стихотворение:

Как велика моя земля!

Как широки просторы:

Озёра, реки и поля,

Леса и степь и горы!

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна –

В другом снега и вьюга.

Воспитатель: чем  для каждого из вас является Россия? (это наша Родина)

Воспитатель: верно, Россия – это наша большая Родина,  мы с вами россияне, как называется столица России? Найдите её на карте и покажите.(дети с помощью воспитателя находят  город Москву и показывают).

Воспитатель:  Ребята, если Россия – это наша большая Родина, что же для каждого из вас город Комсомольск-на-Амуре ? (это место, где мы  родились, это наша Родина, мы здесь живём). Вы ответили верно, я хочу добавить, что место, где родился человек – город, село, деревню – называют малой родиной. Город Комсомольск-на-Амуре – это ваша малая родина. Предлагаю туда вернуться.

- Ребята, а вы знаете, на территории какого края  находится наш город? (ответы детей: наш город находиться на территории Хабаровского края)

-Верно, наша малая родина город  Комсомольск-на Амуре находится на территории  Хабаровского края.  Предлагаю найти и показать его на карте.(дети находят и показывают). Остановка «Хабаровский край»

Край мой любимый – с туманными далями,

С шумной тайгою, с тропами дальними –

Сколько бы дивных земель ни видали мы,

 Нет  тебя лучше, красивей и ласковей…

- ребята, на каком расстоянии находится наш Хабаровский края от столицы нашей Родины города Москвы, проследите это расстояние на карте.( очень далеко)

Воспитатель: поэтому ещё наш край называют Дальний востоком.

 Воспитатель: ребята, кто из вас может объяснить, почему наш край называется Хабаровским?

(так как главный город Хабаровск)

Воспитатель: верно, главный город Хабаровского края – Хабаровск. Кто  из вас знает какую знаменательную дату будет праздновать Хабаровский край? (ответы детей, если никто не скажет правильно, то воспитатель говорит сам):

 В этом году, осенью Хабаровскому краю   исполняется 75 лет, это юбилей.

У каждой страны, края есть свои отличительные знаки – государственные символы. Есть они и у Хабаровского края.

- Ребята, какие символы нашего края вы знаете? (герб, флаг)

Воспитатель:  где мы можем поподробнее узнать и рассмотреть символы Хабаровского края? Предлагаю отправиться в краеведческий музей. Это будет наша следующая остановка.

Дети подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки с изображением герба и предлагает детям их собрать. (на картинках герба изображены разные животные, обитающие на территории Хабаровского края)

Дидактическая  игра «Собери герб»

Воспитатель:  Посмотрите, сколько гербов у нас получилось, какой же из них настоящий? (дети высказывают свои предположения).

Давайте посмотрим  фотографию герба  Хабаровского края и попытаемся объяснить, что обозначают символы, нарисованные на нём.

- Какое животное изображено на гербе Хабаровского края?

- Почему именно медведя изобразили на гербе Хабаровского края? (потому что медведь сильный, может защитить)

- Как вы думаете, почему у медведя высунут язык и красные глаза? По законам геральдики, это наука о символах  "красный  глаз и высунутый язык" символизируют о том, что медведь "вооружен".

- Что держит в лапах медведь? (щит)

- На щите есть цыфры, которые обозначают год рождения города Хабаровска.

Рассказ воспитателя о  гербе Хабаровского края, чтобы дополнить ответы детей: в центре щита, на почетном месте, изображена мощная естественная фигура устойчиво сидящего на задних лапах   черного цвета белогрудого медведя, который передними лапами бережно прижимает к груди  исторический герб Хабаровска.

Медведь – наш страж и защитник, с незапамятных времен являющийся символом, олицетворяющим Россию. С древности медведь пользовался  уважением за силу и сноровку, всегда был одним из главных и любимых персонажей русских народных сказок. Медведь – символ предусмотрительности, страж и хранитель.  

Воспитатель: итак, ребята, что вы нового вы узнали о гербе Хабаровского края?

Воспитатель:  а сейчас, предлагаю рассмотреть  флаг Хабаровского края.

Дети подходят к флагу Хабаровского края.

- какие цвета вы видите на флаге?

- Что обозначает каждый цвет?

- Как располагаются цвета на флаге?

Рассказ воспитателя о флаге Хабаровского края , чтобы  дополнить  ответы детей:

 Голубой цвет – символ красоты, мягкости, величия,  символизирует и обширные водные ресурсы Хабаровского края. Зеленый цвет  – символ надежды, радости, изобилия, на флаге символизирует  флору нашего края, "бескрайнее море тайги". Белый цвет  –  он отражает безоблачное, мирное небо, доброту  жителей Хабаровского края.

 Воспитатель приглашает детей  присесть на ковёр, чтобы  поиграть.

На ковре разложены части флага разных цветов. Детям  предлагается выбрать нужные по цвету части  и собрать флаг Хабаровского края. (под музыку)

Дидактическая игра «Выложи флаг».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хочу у вас спросить, как нужно относиться к государственной символике вашей Родины? (нельзя бросать, махать, мять, подрисовывать и т.д.) Верно, ребята, к символам нашей большой и малой Родины нужно относиться уважительно. Ну что, отправляемся дальше?

Под  музыку  В. Шаинского «Багульник» дети  подходят к столу, на котором разложены 7 больших конвертов.

- Сколько здесь конвертов?

- Кто знает, почему их 7?

- Что может быть в этих конвертах?

- Давайте посмотрим, что же в них. Мне кажется, что это непростые конверты и в них прячутся какие-то чудеса.

Дети распечатывают конверты и находят 3 «чуда» (три фотографии: амурский тигр, лотос Комарова, озеро Амут).

Воспитатель: ребята,  мы живём в  необыкновенном  крае. В нём есть 7 чудесных  природных достопримечательностей , которых больше нет ни в одном уголке мира. Может быть кто-нибудь из вас знает, как они называются? (лотос, тигр, озеро Амут)

Воспитатель кратко рассказывает о каждой достопримечательности, дети делятся своим опытом.

- Сколько «чудес»  Хабаровского края мы увидели? (3)

- Сколько всего «чудес» в Хабаровском крае? (7) Сколько ещё нужно найти? (4)

- Ребята, к сожалению, я не успела найти эти четыре «чуда» и хочу обратиться к вам за помощью. Вы могли бы дома с родителями найти ещё 4 «чуда» Хабаровского края и на следующем занятии рассказать о них нам. Поможете мне? Хорошо, договорились.

Продолжим наше путешествие, следующая остановка  «Хорошо и плохо».

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, всегда ли человек – друг природе?  Как  вы понимаете пословицу «Тот свой край не любит, кто природу губит» (Рассуждения детей)

Дидактическая игра «Хорошо и плохо»

Дети по очереди выбирают лист бумаги, на котором изображены картинки «Костёр», «Речка», «Растение», «Грибы». Воспитатель  предлагает детям найти  хорошее и плохое.

Воспитатель: как же, ребята, нужно относиться к природе? (беречь, охранять и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что для себя вы узнали нового о Хабаровском крае, какими впечатлениями вы бы хотели поделиться с другими людьми?

Воспитатель: вот сколько оказывается вы узнали о Хабаровском крае, как же нам донести  ваши яркие впечатления  до других людей, например до малышей нашего детского сада?

Дети предлагают нарисовать рисунки, слепить поделки, выполнить аппликацию , в которых они отразят свои знания и впечатления о Хабаровском крае.

Воспитатель: Осенью,  2013 года в юбилей Хабаровского края мы возьмём ваши работы,  пойдём в гости к малышам детского сада и порадуем их рассказами о нашем родном и любимом крае.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....