Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Казакова Оксана Анатольевна

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы» в подготовительной группе с использованием цифрового микроскопа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента

на тему: «Путешествие в Уральские горы»

(для детей 6-7 лет)

Форма НОД: конструирование

Форма организации   подгрупповая

Средства

  • наглядные:  карта России, шкатулка с камнями, платки на каждого ребёнка  
  • мультимедийные: виртуальная экскурсия по  Уральским горам, презентация о камнях

LEGO конструктор «Построй свою историю»

Интеграция образовательных областей: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, чтение.

Планируемые результаты: с интересом слушают легенды , отвечают на вопросы педагога о последовательности событий в легенде, рассматривают различные камни через микроскоп ; выполняет построение из LEGO конструктор «Построй свою историю» Уральские горы,.

Цель: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об Уральских горах,  познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Обучающие задачи:

  • Учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение
  • Формировать представление у детей как появляются горы;
  • Уточнить знания детей об использовании камней
  • Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Развивающие задачи:

  • Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию у дошкольников.
  • Развивать воображение и творческую активность, самостоятельную мыслительную деятельность.
  • Развивать мелкую моторику рук
  • Развивать связную речь  
  • Развивать познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы;

            Воспитательные задачи: 

  • Способствовать умению  сотрудничать друг с другом, взаимодействовать для решения общей цели.
  • Воспитывать эстетические чувства: учить видеть красоту гор
  • Воспитывать любовь к малой родине.
  • Воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Педагог:

- Отгадайте загадку:

Моря есть-плавать нельзя,

Дороги есть-ехать нельзя,

Земля есть-пахать нельзя.

Что это? (Карта)

Дети походят к карте России, положенной на столе.

Педагог:

-Почему карта раскрашена разными цветами? (Ответы детей: синий цвет-вода, коричневый – горы, зелёный- лес, жёлтый- пустыня)

-Покажите мне на карте, где мы живём? (Ответы  детей: В России, на Урале)

-Как вы видите,  богата природа Урала. Есть на Урале и реки и озёра, и поля и луга, и леса и горы.

- А, вы  знаете,  как появляются горы? (Выдвижение гипотез. )

- Чтобы представить себе как появляются  горы, давайте  проведём опыт с платком.

Опыт с платком «Как появляются горы»

Материалы: платки на каждого ребёнка

Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно  находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.

Попробуйте взять обычный платок,  он будет выполнять  роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.

Вывод: В результате активного  движения земной коры  образуются долины, горы, возвышенности и  впадины.

Иногда горы возникают в результате извержения вулканов.

Эксперимент  «Извержение вулкана»

Материалы:  Для проведения опыта нам понадобится пищевая сода (2 чайные ложки), лимонная кислота (2 столовых ложки), немного красной краски, бутылочка из-под «Имунелле», конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см), немного воды (50 мл), пластилин, поддоны, пластмассовые ложки, мерные стаканчики.

Подготовка: изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, одеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином) на поддон установить макет вулкана.

Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.

Вывод: Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан.
В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы.

- А вы были когда - нибудь в горах? А хотите?

Виртуальная экскурсия по Уральским горам.

«С севера на юг протянулись Уральские горы, это очень древние горы. С ними связано много легенд и преданий, которые дошли до наших времён.  Вот одна из них: «Легенда об Уральских горах»

         В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменными людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви. Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке.

Однажды, приехал в эту страну чужеземец с именем Мань-Пупы-Ньер. Остановился он в замке братьев великанов и увидел там красавицу сестру братьев Аэлиту. Влюбился чужеземец в красавицу и решили они бежать из страны каменных людей. Утром братья бросились в погоню, и догнали их на вершине одной из гор, Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.

         С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань-Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев».

        - Вам понравилась легенда? А теперь попробуйте с помощью Лего набора «Построй свою историю», построить свою легенду об Уральских горах. Подумайте, какие будете использовать кирпичики на верхушке горы, где всегда лежит снег.

        Конструирование по замыслу: «Легенда об Уральских горах»

- Обсуждение постройки. Какие детали использовали?  

- Давайте соединим наши постройки и наложим их на карту Урала. –

-Посмотрите,  какие длинные получились Уральские горы.

- Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что  Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в Уральских горах  – уральском поясе богатств не сосчитать.

- А ещё драгоценности хранили в шкатулках. (Детям показывают шкатулку, наполненную лего кирпичиками  и различными камнями).

«Шкатулка ощущений»

Дети по одному подходят к шкатулке и достают из неё по одному  камню.

- Это камень – гранит. (Рассматривание под микроскопом). Гранит-это горная порода. Если внимательно посмотреть, то сможем увидеть, что он весь словно состоит из каменных зёрен. Они разные по цвету. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

-У гранита есть давний соперник – это мрамор. (Рассматривание под микроскопом). Мрамор - тоже горная порода. Мрамор, как и гранит, неоднороден: он состоит из примесей, которые придают ему разную окраску Мрамор - главный отделочный материал, им украшены многие станции.  

- Вот кварц «Волосатик». Посмотрите на свет, видите волосы внутри?

( Рассматривание кварца под микроскопом). По легенде, богиня любви Венера, купаясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волосами. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выглядели так красиво, что богиня решила не забирать их, и превратила лёд в прозрачный камень.

- Этот камень горный хрусталь. (Рассматривание под микроскопом). Он прозрачный, как слеза. По легенде безутешным было горе Аэлиты и её слёзы, превратились в  хрусталь, который  разлетелся по всему Уралу.

- Этот камень малахит. Единственный в мире узорчатый зелёный минерал. Малахит считается «русским камнем». Из него делают украшения, шкатулки, вазы и др.
- Вот
яшма. (Рассматривание под микроскопом). Она разного цвета: красная, синяя, зеленая, фиолетовая, белая и даже черная. Бывает одноцветной, но чаще пятнистой или с разноцветными полосками.
Из яшмы делают ювелирные украшения, скульптуры, посуду, и вазы.

- Жизнь человека на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

- Если голос звонкий, говорили как? (Серебряный голос.)

- Если глаза голубые? ( Бирюзовые глаза).

-Ну, а если характер хороший? (Золотой характер.)

-А что ещё у человека может быть золотым?

- Что значит – сердце золотое?

- Что значит – руки золотые?

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- Что вы узнали об Уральских горах?

- Как вы думаете, нужен ли камень человеку?

- Вы сегодня много узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с использованием регионального компонента во второй младшей группе "Пчёлка" по теме: "Моя семья".

Формировать представление о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: м...

Конспект занятия с использованием регионального компонента как вариативной части образовательной программы на тему: "В гостях у тетушки Аксиньи" (лексическая тема "Посуда")

Цель: создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к быту донских казаков....

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента на тему: «Путешествие по Югре» в средней группе.

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента в средней группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"

Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект интегрированного занятия с использованием регионального компонента на тему: "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект интегрированного занятия с использованием регионального компонента на тему: "Все профессии важны, все професии нужны".Цель: Обобщать и активизировать знания детей о труде, о професс...

Конспект музыкально- физкультурного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему «Путешествие в лес»

Конспект музыкально- физкультурного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий на тему «Путешествие в лес» ЦЕЛЬ: формирование у воспитанников потребности в двигательной ...

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»

Интегрированное занятие с детьми разновозрастной группы (среднего и старшего дошкольного возраста) с использованием регионального компонента на тему: «Русская изба»...