Главные вкладки

    опыт работы : «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ КУБАНИ»
    опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

    Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Как национальная государственная идея, он формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osadchaya_d.v_1.docx159.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Опыт работы на тему:

    «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ КУБАНИИ»

    Работу выполнила   ______________________________________Д.В. Осадчая

       

           

    2016 год

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    1. Теоретические основы исследования проблемы формирования

    патриотизма у детей дошкольного возраста через ознакомление

    с историей Кубани………………………………………………………………...8    

    1.1 Основные понятия и термины патриотического воспитания дошкольников ……………………………………………………………………8

    1.2 Исследование теории вопроса формирования патриотизма у старших дошкольников ……………………………………………………………………10

    1.3 Методика ознакомления с историей Кубани………………………………19

    1.3.1Ознакомление дошкольников с природой Кубани………………………19

    1.3.2 Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

    Кубани ………………………………………………….……………..…………22

    1.3.3 Ознакомление дошкольников с родной станицей…................................23

    1.3.4 Ознакомление с историческим прошлым и настоящим Кубани………26

    1.4. Особенности взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

     ДОУ при формировании патриотизма………………………………………..28

    2. Экспериментальное исследование чувства патриотизма у детей

    старшего дошкольного возраста ……………….………………………………32  

     2.1 Выявление уровня  сформированности основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………................….32

    2.2 Содержание, формы  и методы работы по формированию 

    у старших дошкольников основ  патриотизма……………………..…………45

    Заключение

    Список использованных источников

    ВВЕДЕНИЕ

    Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Как национальная государственная идея, он формируется на всем протяжении истории Отечества, и в то же время, опираясь на прошлое, как развивающая идея, всегда устремлен в будущее. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Исследованию проблемы формирования чувства патриотизма у дошкольников были посвящены работы современных ученых — С. Адаменко, Н. В. Алешиной, З. Т. Гасанова, Л. В. Кокуевой, В. А. Неволиной, А. Ю. Тихоновой и др. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.

    У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе — что составляет содержание патриотического воспитания, какие средства являются эффективными в воспитании патриотизма у дошкольников и др.

    Цель нашего исследования заключается в поиске педагогических условий формирования патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой Кубани.

    Потребность человека знать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности должна удовлетворяться в течение всей жизни с самого раннего детства.  Предания на Кубани, к сожалению, не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев.

    Актуальность вопроса отражается в таких задачах общества, как  восстановление утраченных ценностей, восстановление связи времен и на этой основе создание системы патриотического воспитания. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

    Исходя из вышеизложенного, определяется актуальность темы, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края.

    Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит  ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания  любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.

    Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

    Объект исследования – чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

    Предметом исследования является условия формирования патриотизма у старших дошкольников.

    Цель – изучение специальных форм и методов формирования патриотизма у старших дошкольников средствами ознакомления с историей Кубани.

    Задачи:

    1. Уточнить содержание основных понятий, связанных с патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста.
    2. Изучить теоретические аспекты формирования патриотизма у детей

    дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного края.

    1. Рассмотреть формы и методы патриотического воспитания

    дошкольников.

    1. Разработать педагогическую систему работы по формированию

    патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с историей Кубани.

    Гипотеза: уровень патриотизма старших дошкольников станет выше, при соблюдении следующих условий:

    -  использования разнообразных методов и приемов в работе с детьми;

    - создания условий для патриотического воспитания дошкольников;

    - тесного сотрудничества с родителями;

    Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных педагогов, а также современные программы патриотического воспитания, используемые в работе ДОУ.

    Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т. Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С. Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т. Е. Комарова, Т. А. Ротанова, В. И. Логинова, Т. Н. Бабаева, Н. А Ноткина, О. Л. Князева, М. Д. Маханева, Е. В. Пчелинцева, Л. Е. Никонова, Е. И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.

    Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Педагог в этом процессе сам выступает как носитель культурных ценностей, являясь ключевой фигурой в передаче этих ценностей от одного поколения к другому.

    Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материла.

    Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.  Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей её населяющих, является важнейшим условием воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л. Беляевой, И.Ч. Красовской, К.В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей

    (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) – гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

            Исследуя проблему воспитания начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство - чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно-практический. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка С.А.Козлова считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине она считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее.

            Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения дошкольников: «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Наследие». Современная концепция патриотического воспитания в контексте всестороннего развития личности отражена в программе «Я - Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, и отсутствует единая система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно предположить, что это обусловлено многогранностью понятий нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

            На протяжении многих веков российские педагоги и педагоги всего мира исследуют разнообразные приемы, формы, методы патриотического воспитания. В своих работах они указывают, что патриотическое воспитание необходимо каждому гражданину своей страны. Умелое использование различных источников на тему патриотического воспитания ведет к успеху.

                   1. Теоретическое исследование проблемы формирования патриотизма у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей Кубани

    1. Основные понятия и термины патриотического воспитания    

    дошкольников

    В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Идея воспитания патриотизма, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм? » в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «… преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

    Воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном самоопределении; создание условий для самореализации личности.

    Воспитание в образовательном смысле - это специально организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

    Воспитание - это всегда организованная деятельность ребенка, вовлекающая его в активное взаимодействие с современной ему культурой, тем самым жизнь ребенка наполняется культурным содержанием.

    Воспитание - это система профессиональной деятельности педагога (педагогов), содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контексте современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

    Патриотическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, которая выражается в воспитании у детей любви к Родине.

    Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами

    Мораль - исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

    Родина – Отечество, родная страна.

    Малая Родина – любимый уголок земли, где ты родился и живешь.

    Толерантность – означает терпимость к иному образу жизни людей, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

    Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества.

    Традиции — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

    Обычай - унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

    Поступок - это личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.

    Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, сословие, род, город...)

    Патриот - человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам и какого – ни будь дела, глубоко привязанный к чему – ни будь.

         Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и

    Фольклор - это устное поэтическое творчество широких народных масс писал в Ю. М. Соколов Н. И. Кравцов дал следующее итоговое определение народного творчества: «Фольклор – особый синтетический вид искусства, соединяющий в себе искусство слова, музыки и исполнения, проявляющийся по-разному в разных жанрах»

    1.2 Исследование теории вопроса формирования патриотизма у старших дошкольников

    Долгие годы педагогический процесс больше было направлен на социум (интересы общества, государства), превалирование общественного интереса над личным.

    Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы коллективизма, патриотизма, интернационализма. В наше время ведущие исследователи проблем воспитания основами нравственного считают: формирование эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитание у детей любви к Родине, гуманных чувств и отношений к людям, природе, окружающему миру, восприятие нравственно-волевых качеств, формирование основ культуры общения с близкими людьми, значимыми взрослыми, сверстниками, к самому себе, воспитание культуры поведения [6].

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [13].

    Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

    Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

    - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице;

    - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

    - воспитание уважения к труду;

    - развитие интереса к русским традициям и промыслам;

    - формирование элементарных знаний о правах человека;

    - расширение представлений о городах России;

    - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

    - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

    - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

    Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота [7].

    У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине [13].

    Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

    Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу.

    Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

    Патриотическое воспитание многогранно, осуществляется оно с помощью определённых форм и методов. Выбор определённых форм и методов воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития. Форма воспитания становится эффективной в сочетании с адекватными методами.

    Выделяется две группы методов патриотического воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых и др.); формирование у дошкольников патриотических представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картинок, иллюстраций).

    Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому уровень развития воспитанников и зрелости коллектива - важные условия эффективного использования методов воспитания. Методы и приёмы патриотического воспитания тесно связаны между собой и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приёмы. Прежде чем определить метод патриотического воспитания старших дошкольников, необходимо помнить, что успех в воспитании свободной личности зависит от исходной методологической позиции, с которой мы смотрим на ребенка.

    Так как патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, то для него хороши все указанные методы, но эффективный результат они дают лишь при определённых условиях:

     - любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребёнка;

     - метод должен быть реальным;

     -для использования метода должны быть заранее подготовлены условия;

     -метод не должен применяться однотипно.

    Преобладающими методами в патриотическом воспитании старших дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребёнка способам действия. Методы применяются, не изолировано, а в комплексе, во взаимосвязи. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов и форм организации воспитательного процесса. У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к родине, Отчизне. Необходимо воспитывать у ребёнка любовь к родному дому. Следующий этап - воспитание любви и привязанности к своему городу. Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании городских мероприятий, чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья и почувствовать себя частичкой нашего города, «большой семьи». Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны, и побуждать ребёнка к практической деятельности. Так при ознакомлении со странами мира дети видели на карте свою страну, слышали её название. После этого, воспитатель возвращает их к этой информации, но акцент делается на изучение родной страны. Название страны закрепляется в играх («Кто больше стран назовёт? »), в упражнениях («Как написать адрес на конверте? », «Из разных названий стран определи свою страну»).

    Рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, слушание художественных произведений, рассказов взрослых, а также экскурсии, рисование, игры-путешествия - всё это помогает решать поставленную задачу.

    Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать работу в уголке кубанского быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах.

    Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

     Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

     Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

    Рассказ и беседа становятся действенным фактором патриотического формирования личности ребенка. Если педагог начинает разговор с ребенком, то он должен быть уверен в том, что предстоящий рассказ важен и актуален для ребенка, вызовет доверие, готовность к сопереживанию, положительную ответную реакцию. Беседа как метод патриотического воспитания широко используется для расширения круга представлений и понятий ребенка в области общественной жизни, науки и техники, этики, эстетики. Беседа как метод патриотического воспитания имеет ряд особенностей. Часто одинаковые по нравственному содержанию поступки людей представляются ребенку различными, так как совершены, были в непохожих ситуациях. И наоборот, поступки, противоположные по их нравственному значению, в сходной ситуации ребенку кажутся одинаковыми. Ребенок может поступать неправильно по причине того, что сам себе не отдает отчета в своих намерениях или не знает, как их правильно оценить. Назначение беседы – в доступной форме разъяснить ребенку отличие патриотического поведения от непатриотичного, осмыслить свой жизненный опыт с точки зрения нравственности

    Заслуживает внимания и такая форма воспитания как КВН. Эта форма позволит успешно провести, например, итоговое занятие, на котором можно увидеть результат продолжительной воспитательной работы. Кроме того, данная форма проведения занятий по патриотическому воспитанию позволит вовлекать в воспитательный процесс не только воспитанников, но и их родителей.

    Теплоту и задушевность обеспечивают в работе занятия, проводимые в форме «круга общения». Такая форма позволяет дойти до каждого ребенка, услышать его, построить разговор с детьми в душевной доверительной атмосфере.

             Игра – также любимая и увлекательная форма проведения занятия для детей. Она зажигает, увлекает и доставляет много положительных эмоций. Форма викторины позволяет в короткое время закрепить большой объем информации, проверить эффективность проведенных ранее занятий.

    Знакомство с родным городом или станицей  и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному краю, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы. На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре.

    1.3 Методика ознакомления с историей родного края

    1.3.1 Ознакомление дошкольников с природой родного края

    Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания любви к родному краю через природу. Оно достигается лишь при постоянном общении с окружающей природой. Чтобы ощущать себя частью целого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях с этим целым. Детей нужно учить видеть. Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор. Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно, в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

    Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

    Редко встречаются станицы, города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть города и селения, расположенные на берегах морей.

    В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает, наблюдает и красоте которых радуется.

    Нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

    Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование патриотических чувств, она неисчерпаемый источник эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию патриотических, эстетических чувств и вкусов.

    Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

    Эстетические чувства тесно связаны с нравственными, патриотическими. Любовь к Родине - это сложное моральное чувство.

    Наиболее эффективно для формирования патриотизма детей средствами ознакомления с природой родного края:

    - непосредственное восприятие природы,

    - организованное наблюдение за природой во время прогулок и экскурсий.

    В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об охране окружающей среды, патриотическое воспитание средствами природы должно занять подобающее место в системе формирования патриотизма

     Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его увлеченности.

    В работе по патриотическому воспитанию средствами природы с детьми дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого возраста. У детей этого возраста наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за голубями.

    Таким образом, организовывая деятельность ребенка, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определенной цели.

    Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.        

    Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия.

    Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

    Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы Краснодарского края.

             В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

    Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому. Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого, сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

    Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности, побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

    Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному существу.

    Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека.

    Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга и т.п.

    Мы отвечаем за живое в нашем родном крае перед природой, перед обществом, перед собственной совестью.

    1.3.2 Ознакомление детей с искусством Кубани

            Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства целесообразно отвести в группе специальное место. Для этого подойдет хорошо освещенное и относительно спокойное место.

             Менять экспонаты следует не чаще одного раза в неделю. По мере того как у детей будет возникать интерес к экспонатам, вы можете вместо предварительного рассказа использовать сюрпризность появления новых предметов.

             При подборе материала для демонстрации старайтесь чередовать виды искусства. Например, после народной игрушки можно показать детям книги кубанских писателей, потом вновь выставить игрушку, а затем - репродукцию произведения живописи.

             Для того чтобы дети не утратили интереса к произведениям искусства, чаще помещайте на полочку такие образцы народного и декоративно-прикладного искусства, с которыми они могли бы самостоятельно действовать.

            При демонстрации, работ художников-иллюстраторов и произведений живописи лучше всего использовать отдельные репродукции из специальных альбомов или наклеивать имеющиеся у вас работы на паспарту.

    Как книги, так и отдельные иллюстрации должны быть цветными и большого формата. Дети могут их рассматривать сидя за столом, который находится рядом с полочкой.

    При совместном рассматривании экспонатов вы всегда вначале интересуетесь точкой зрения ребенка, а затем одобряете ее и высказываете свою.

             В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство - это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем как будто бы уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а почувствовать».

            Отдельные репродукции картин и работы художников-иллюстраторов вы можете сохранять в группе более длительное время. Для этого вместе с детьми подберите соответствующее место.

            Особое внимание следует уделить народным промыслам Кубани. Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании образования.  [18.4]

    1.3.3 Ознакомление дошкольников с родным поселком

            Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А.Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

             Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, поселке, станице и т.п., усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

             Любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Поселок Мирской Кавказского района Краснодарского края имеет богатую историю.  За последние годы поселок  преобразился: стали чистыми и нарядными улицы, стали благоустраиваться детские площадки, появилось много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы воспитанники увидели красоту родного поселка, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

    Воспитание любви к своей Родине – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам педагог не может пробудить чувство любви к Родине.

             Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью общества. Чтобы участвовать в общественной, политической и экономической жизни своей страны, человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим устанавливать контакт с людьми, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других. Все эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте и являются составляющими гражданского воспитания. Дошкольное детство – яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага. Но есть еще и историческая память поколений. И необходимо  передать ее частички детям, наполнив их сердца негаснущим светом народной культуры, знанием традиций и истории своего родного поселка, его настоящей жизни.

             Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

    Основная идея знакомства детей со своим поселком заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного поселка, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

             Перед тем как приступить к планированию работы необходимо провести анкетирование родителей и беседы с детьми по выявлению уровня знаний о своем поселке.

             Диагностическая карта для детей дошкольного возраста включает в себя следующий объем знаний и представлений:

    - символика поселка и Кавказского района, Кубани в целом;

    - история возникновения поселка Мирского;

    - название улиц поселка;

    - важные объекты поселка;

    - памятники;

    - знаменитые люди, прославившие поселок;

    -  достопримечательности.

            Результаты анкетирования позволят наметить направления работы, объем и содержание деятельности педагогов по патриотическому воспитанию.

    1.3.4 Ознакомление с историческим прошлым и настоящим Кубани

    Знакомя детей старшего дошкольного возраста с прошлым нашего края необходимо сообщить знания об истории заселения Кубани, жилище казаков, рассказать о внутреннем убранстве кубанского жилища, познакомить детей с  историей возникновения кубанского костюма.

     Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.  Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий.

    Также даются сведения и понятия об основных символах Краснодарского края – флаг, герб, гимн.  Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Основная идея знакомства детей с родным краем заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре Кубани, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

    Задачи:

    - развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;

    - формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому         Краснодарского края, Кавказского района, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение и гордость за родину;

    - активизировать  познавательную сферу ребенка, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

    К концу старшей  и началу подготовительной группы дети должны владеть следующим и знаниями и представлениями:

    - знать название поселка, района, края; города Краснодара как главного города Краснодарского края, крупных городов Краснодарского края, символику родного поселка,  края;

    - знать достопримечательности поселка Мирского;

    - знать историю возникновения: поселка Мирского, города  Краснодара;

    - знать объекты  живой природы лесов, степей,  водоемов  и гор Краснодарского края;

    -  иметь представления о климатических условиях края, устанавливать связи между живой природой и климатическими условиями края;

    - иметь представление о Красной книге как документе, в который занесены редкие виды растительного и животного мира. Знать некоторых представителей Красной книги, обитающих в Кавказском районе и крае.

    - знать  и называть составляющие кубанской народной одежды, отличать ее от одежды людей других национальностей;

    - иметь представление о жилище кубанских казаков в историческом прошлом;

    - иметь представления о кубанских народных ремеслах;

    - знать произведения кубанских поэтов, композиторов.

    1.4 Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ

       при формировании патриотизма

    Знакомство дошкольников с родным краем является не простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство больших городов, историю их возникновения, достопримечательности. Работа должна вестись  последовательно, от более близкого, знакомого (семья,  детский сад, улица, поселок), к более сложному - район, край, страна [13].

    Основой формирования у детей социального опыта, воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников. В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

    В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой [8]. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Дети старшей или подготовительной групп дома вместе с родителями рисуют схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представляют ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду, приуроченных, например, ко дню семьи.

    По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники и т.д.

    Знакомство с улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном поселке, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой расположен поселок, но и,  вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины.

    При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, район или поселок. Отбор соответствующего материала позволит формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [13].

    Объем предлагаемой детям информации в каждом возрасте неодинаков. Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

    Целевые экскурсии в магазин, школу, библиотеку, на почту, стадион помогают детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений микрорайона, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях поселка [10].

    При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях поселка, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории поселка, уважение к знаменитым землякам [6].

    Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д.

    С большим интересом дети совместно с родителями могут составлять схема поселка, на которой каждый ребенок, при помощи взрослых, рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице [8].

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это поселок в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

     Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город (поселок, станица и т.п.), где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по поселку, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Особенно ценным является участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, это придает знаниям о родном поселке актуальность и непосредственность [10].

    Кроме этого, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания возможно проведение семейных викторин и конкурсов на знание истории родного поселка, его достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей. Далее, идет расширение границ: дети осваивают аналогичную информацию о Кубани в целом.

    В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники [13].

    Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом края, государства.

                  2. Экспериментальное исследование чувства патриотизма у детей

                 старшего дошкольного возраста

            2.1 Выявление уровня  сформированности основ патриотизма у детей

                 старшего дошкольного возраста

    Практическая часть нашего исследования проходила на базе МБДОУ д/с № 31 «Аленушка» поселка Мирского Кавказского района и состояла из констатирующего и формирующего эксперимента с использованием методов наблюдения, опроса, беседы и др.

    Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень

    сформированности основ патриотизма  у  старших дошкольников.

    Констатирующий эксперимент  проводился в двух группах – экспериментальной и контрольной (по десять человек в каждой).

    В исследовании участвовали воспитанники старшей группы.

    Обработка данных проводилась  по выделенным нами критериям и показателям.

    1. Знаниевый критерий  – представления о быте, основных занятиях людей и укладе жизни на Кубани:

    - устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера;

    - знания о ремеслах, предметах утвари, одежды, особенностях труда, традициях.

    2.Эмоционально-оценочный  критерий; 

    - осознание нравственной ценности добра, долга, ответственности;

    - понимание важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, к своим обязанностям.

    Методика 1. Беседа на тему «Уклад жизни  человека на  Кубани».
    Цель - выявить уровень  представлений детей об укладе жизни  на Кубани.
    Критерии диагностического обследования детей на сформированность представлений детей об укладе жизни на Кубани.

    Высокий уровень – 3 балла: Устойчивый интерес к знаниям исторического и этнографического характера; сформированность представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни на Кубани (ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи).

    Средний уровень – 2 балла: Знает названия некоторых предметов быта, но слабо представляет себе уклад жизни на Кубани, может ответить с помощью воспитателя.

    Низкий уровень – 1 балл: Не проявляет интереса к знаниям исторического и этнографического характера, не сформированы представления о быте основных занятиях людей и укладе жизни на Кубани.

    Детям было предложено выполнить три задания:

    1. Назвать пословицу  о труде. 
    2. Рассказать, что находилось  в жилище.
    3. Рассказать, чем занимались  (какими ремеслами)  люди 

    на Кубани.

    В экспериментальной  группе были получены следующие результаты:
    высокий уровень сформированности представлений детей об укладе жизни  на Кубани выявлен у Олега Ж. и Олеси Г. Пятеро детей показали средний уровень сформированности представлений детей об укладе жизни на Кубани. Дети знают названия некоторых предметов быта, но слабо представляют себе уклад жизни на Кубани, могут  ответить с помощью воспитателя. Трое детей имеют низкий уровень сформированности представлений детей об укладе жизни на Кубани.

            Они не проявляют интереса к знаниям исторического и этнографического характера, не сформированы представления о быте основных занятиях людей и укладе жизни на Кубани.

    Таблица 1- Результаты оценки уровня сформированности  представлений детей об укладе жизни на Кубани в экспериментальной группе:

    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Наташа М.

    222

    средний

    2

    Рита К.

    223

    средний

    3

    Даша Д.

    112

    низкий

    4

    Настя В.

    111

    низкий

    5

    Олеся Г.

    332

    высокий

    6

    Максим З.

    232

    средний

    7

    Олег Ж.

    122

    средний

    8

    Тимур Н.

    122

    средний

    9

    Алеша П.

    333

    высокий

    10

    Данила Р.

    111

    низкий

    В процентном соотношении  полученные данные могут быть представлены следующим образом:

    Рис.1. Уровень сформированности представлений у детей 

    экспериментальной  группы  об укладе жизни на Кубани

    20% - высокий уровень сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани,

    50% - средний уровень сформированности представлений  об укладе жизни на Кубани,

    30% -  низкий уровень сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани.

    В контрольной группе были получены следующие результаты.
    Таблица 2 - Результаты оценки уровня сформированности  представлений  детей об укладе жизни на Кубани в  контрольной группе:


    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Маша Р.

    332

    высокий

    2

    Лена З.

    223

    средний

    3

    Оля П.

    332

    высокий

    4

    Женя Н.

    122

    средний

    5

    Катя Б.

    332

    высокий

    6

    Антон Ш.

    232

    средний

    7

    Максим О.

    122

    средний

    8

    Артем Ш.

    122

    средний

    9

    Юра Л.

    123

    средний

    10

    Саша Т.

    111

    низкий

    В контрольной группе высокий уровень выявлен у  Маши Р., Оли П., Кати Б. девочки могут назвать некоторые ремесла, предметы утвари, одежды, особенности труда, блюда национальной кухни. У большинства детей средний уровень. Дети слабо представляют себе уклад жизни на Кубани, хотя отрывочные сведения у них имеются. Не имеет никаких представлений об укладе жизни на Кубани Саша Т. 

    В процентном соотношении  полученные данные могут быть представлены следующим образом:



    Рис. 2. Уровень сформированности представлений у детей контрольной  группы  об укладе жизни на Кубани

    30% - высокий уровень сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани

    60% - средний уровень сформированности представлений  об укладе жизни на Кубани

    10% -  низкий уровень сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани

    Сравнительные результаты оценки уровня сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани у детей экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 3.

            На рисунке видно, что  в экспериментальной группе уровень  сформированности представлений об укладе жизни на Кубани несколько ниже, чем в контрольной группе.

     

    Рис 3. Сравнительные результаты оценки уровня сформированности представлений   об укладе жизни на Кубани у детей экспериментальной и контрольной групп. 

    Высокий  и средний уровни на 10% выше в контрольной группе, а вот низкий уровень в экспериментальной группе на 20% превышает низкий уровень в контрольной группе.

    Методика 2. Беседа «Что такое  Родина?»

    Цель - выявить сформированность патриотических представлений у  дошкольников. Критерии оценки уровня сформированности патриотических представлений у дошкольников.

    Высокий уровень – 3 балла: Ребёнок может полно и аргументированно ответить на вопрос. Знает некоторые сведения об истории города и страны.
    Средний уровень – 2 балла: Ребёнок может ответить на вопрос с помощью вопросов воспитателя. Испытывает затруднения при аргументации ответов. Нуждается в дополнительном пояснении педагога.

    Низкий уровень – 1 балл: Ребёнок не может ответить на вопрос даже с помощью вопросов воспитателя. Эмоциональный отклик на обсуждаемую тему выражен слабо. Ребёнок пассивен при обсуждении.
    Мы попросили детей  ответить на вопросы.

    1. Что такое родина? 
    2. Как называется страна, в которой ты живешь, город,  в котором 

    ты живешь?

    1. Кто и от чего  защищает нашу родину?

    В экспериментальной группе были получены следующие результаты.

    Таблица 3 - Результаты уровня сформированности патриотических представлений у  дошкольников  в экспериментальной  группе:


    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Наташа М.

    233

    высокий

    2

    Рита К.

    223

    средний

    3

    Даша Д.

    121

    низкий

    4

    Настя В.

    222

    средний

    5

    Олеся Г.

    323

    высокий

    6

    Максим З.

    223

    средний

    7

    Олег Ж.

    222

    средний

    8

    Тимур Н.

    232

    средний

    9

    Алеша П.

    333

    высокий

    10

    Данила Р.

    122

    низкий

    Результаты опроса показали, что высокий уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников выявлен у троих дошкольников, средний уровень сформированности показали пять дошкольников, низкий уровень обнаружен у Данилы Р. и Даши Д. 
            В процентном соотношении  полученные данные могут быть представлены следующим образом:


    Рис. 4. Уровень сформированности патриотических представлений у  дошкольников экспериментальной группы

    30% - высокий уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников.

    50% - средний уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников 

    20% -  низкий уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников 

    В контрольной группе были получены следующие результаты.
    Таблица 4 - Результаты уровня сформированности патриотических представлений у дошкольников  в контрольной группе:

    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Маша Р.

    233

    высокий

    2

    Лена З.

    223

    средний

    3

    Оля П.

    122

    средний

    4

    Женя Н.

    222

    средний

    5

    Катя Б.

    233

    высокий

    6

    Антон Ш.

    223

    средний

    7

    Максим О.

    223

    средний

    8

    Артем Ш.

    233

    высокий

    9

    Юра Л.

    333

    высокий

    10

    Саша Т.

    121

    низкий

    В контрольной группе высокий уровень сформированности патриотических представлений выявлен  у четырех  детей, средний уровень  сформированности патриотических представлений  выявлен у пяти дошкольников, низкий уровень показал Саша Т.

    В процентном соотношении  полученные данные могут быть представлены следующим образом:


    Рис. 5. Уровень сформированности патриотических представлений 

    у дошкольников контрольной группы

    40% - высокий уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников.

    50% - средний уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников 

    10% -  низкий уровень сформированности патриотических представлений у дошкольников 

    Сравнительные результаты уровня сформированности патриотических представлений у  детей экспериментальной и контрольной групп представлены на рисунке 6. 

            На графике видно, что  в контрольной группе уровень  сформированности патриотических представлений  на 10% выше чем в экспериментальной  группе, а в целом преобладает  средний уровень сформированности патриотических представлений.


    Рис. 6. Сравнительные результаты уровня сформированности патриотических представлений у  детей экспериментальной и контрольной групп 

    Методика 3, 4. Педагогическая ситуация «Незаконченные рассказы»
    Цель – выявить  уровень осознания и мотивировки детьми нравственных норм, необходимых для формирования основ патриотизма у старших дошкольников.
    Исследование проводится индивидуально,  в два этапа. 

    1 этап.  Инструкция: «Я  буду рассказывать тебе истории,  а ты их закончи»

    1. Дети строили город.  Оля не хотела играть. Она стояла  рядом и смотрела, как играют  другие. К детям подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила... Что ответила Оля? Почему?

    2.  Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут к ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала; «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила ... Что ответила Катя? Почему?

    3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша — зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба,     -  можно   мне дорисовать   картинку  твоим карандашом?» Саша ей ответил... Что ответил Саша? Почему?

    В каждом случае нужно добиваться от ребенка мотивировки ответа.

    Методика 4. (2 этап). Мы создали ситуации, в которых дети должны поделиться игрушками. В комнату, где проходит исследование, приглашают сначала одного ребенка, показывают ему новую яркую игрушку и предлагают поиграть с ней. В момент, когда ребенок наиболее увлечен игрой, приглашают второго. В протоколе фиксируют поведение, речь и эмоциональные реакции детей.

    Обработка данных. Анализируют, насколько осознаны детьми нравственные нормы. Соответственно распределяют испытуемых по 4 уровням осознания нравственных норм.

    За каждый ответ по ситуациям  ставится определенное количество баллов соответствующих уровню осознания ребенком нравственных норм. За обсуждение стихотворения ставится одна общая оценка.

    4 балла - очень высокий  уровень. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

            3 балла – высокий уровень. Ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

            2 балла - средний уровень. Ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

                1 балл – низкий  уровень.  Ребенок не может оценить поступки детей.

    Соответственно сумма  баллов по всем заданиям также  показывает уровень осознания ребенком нравственных норм.

    14-16 баллов -  очень высокий  уровень осознания ребенком нравственных норм.

    11 – 13 баллов -  высокий  уровень осознания ребенком нравственных норм.

    7- 10 баллов -  средний  уровень осознания ребенком нравственных норм.

    4- 6 баллов -  низкий  уровень осознания ребенком нравственных норм.
    При проведении констатирующего  эксперимента

    в экспериментальной  группе были получены следующие результаты.

    Таблица 5 - Показатели констатирующего  эксперимента экспериментальной группы

    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Наташа М.

          231  2   8

    средний

    2

    Рита К.

    232  3  10

    средний

    3

    Даша Д.

    323 3  11

    высокий

    4

    Настя В.

    122 1   6

    низкий

    5

    Олеся Г.

    211 1  5

    низкий

    6

    Максим З.

    221 2  7

    средний

    7

    Олег Ж.

    234 4 13

    высокий

    8

    Тимур Н.

    122 1  6

    низкий

    9

    Алеша П.

    343 2 12

    высокий

    10

    Данила Р.

    321 2  8

    средний

    Анализируя таблицу, можно сделать  вывод, что в экспериментальной  группы у трех детей низкий уровень  осознания нравственных норм.

    Средний  уровень показали четверо детей, они оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильно или неправильно, хорошо или плохо), но оценку не мотивируют и нравственную норму не формулируют. У Даши Д., Олега Ж. и Алеши П.    высокий уровень осознания  нравственных норм. Эти дети называют нравственную норму, правильно оценивают поведение детей, но не мотивируют свою оценку. Очень высокий уровень осознания ребенком нравственных норм в экспериментальной группе отсутствует.

    В процентном соотношении  полученные данные обобщены на рисунке 7.

    Рис. 7. Уровень осознания нравственных норм в экспериментальной группе.

    30% - дети с высоким  уровнем осознания нравственных норм.

    40% - дети со средним уровнем осознания нравственных норм.

    30% - дети с низким уровнем осознания нравственных норм.

    При проведении констатирующего  эксперимента в контрольной группе были получены следующие результаты.

    В контрольной группе низкий уровень осознания нравственных норм выявлен у троих детей, средний уровень продемонстрировали пять испытуемых, У Лены З. высокий уровень осознания нравственных норм, Оля П. показала очень высокий уровень осознания нравственных норм. Она называл нравственную норму, правильно оценил поведение детей и мотивировал свою оценку.

    Таблица 6 - Показатели констатирующего  эксперимента контрольной группы

    № п/п

    Список детей

    Баллы

    Уровень  сформированности  представлений

    1

    Маша Р.

    233 2  9

    средний

    2

    Лена З.

    433 3 13

    высокий

    3

    Оля П.

    434 4 15

    очень высокий

    4

    Женя Н.

    233 2 10

    средний

    5

    Катя Б.

    111 2  6

    низкий

    6

    Антон Ш.

    112 1  5

    низкий

    7

    Максим О.

    211 2  6

    низкий

    8

    Артем Ш.

    322 2  8

    средний

    9

    Юра Л.

    233 2 10

    средний

    10

    Саша Т.

    222 2  7

    средний

            В процентном соотношении  полученные данные обобщены на рисунке 8.
     

    Рис.8. Уровень осознания нравственных норм в контрольной группе.

    10% - дети с очень высоким  уровнем осознания нравственных норм.

    10% - дети с высоким  уровнем осознания нравственных норм.

    60% - дети со средним уровнем осознания нравственных норм.

    20% - дети с низким уровнем осознания нравственных норм.

    Сравнивая полученные экспериментальные  данные по изучению уровня осознания детьми нравственных норм  в экспериментальной и контрольной группе, можно сделать вывод, что в обеих группах уровень осознания детьми нравственных норм приблизительно одинаковый. Однако в контрольной группе результаты исследования несколько выше. Вывод можно подтвердить сравнительным графиком результатов констатирующего эксперимента.

    Рис. 9. Сравнительные  результаты исследования осознания детьми нравственных норм в экспериментальной и контрольной группе

    На графике видно, что  в экспериментальной группе низкий уровень на 10% выше, чем в контрольной группе, средний на 20% ниже, чем в контрольной, а высокий уровень осознания детьми нравственных норм отсутствует совсем. 

    Подводя итоги констатирующего  эксперимента можно сделать вывод, что в экспериментальной группе уровень сформированности основ патриотизма немного ниже (10%), чем в контрольной группе.

    В целом   в обеих группах преобладает средний уровень сформированности основ патриотизма. Поэтому необходима педагогическая работа по повышению уровня сформированности основ патриотизма у старших дошкольников.

    2.2 Содержание, формы  и методы работы по формированию 

    у старших дошкольников основ  патриотизма

             Целью формирующего эксперимента являлось приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественным духовно-нравственным традициям посредством ознакомления с историей Кубани через предметы русской старины.

            Задачи эксперимента.
    Обучающие: 
             – знакомство детей с основами патриотизма;

    –формирование у детей  представлений о целесообразном (и культуросообразном) устройстве предметной среды и возможности  совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды;
    Развивающие: 

    – содействие общему развитию ребенка;

    – помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании  коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и  взаимной помощи;

    – содействие развитию речи детей: обогащению словаря, развитию навыков  речевого общения в деятельности;

    – помощь в становлении  творческой личности ребенка, как созидателя и преобразователя.

    Работа на формирующем  эксперименте осуществлялась в два  этапа:

    I этап – когнитивно-эмоциональный (ознакомление с укладом жизни русского народа, традициями, развитие интереса к историческому прошлому).

    II этап – эмоциональнально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности; занятия продуктивной деятельностью)

    Нами был составлен  цикл занятий, направленных на формирование у детей старшего дошкольного  возраста основ патриотизма на материале  ознакомления с историческим прошлым  страны и предметами русской старины.

    Рассмотрим проведение занятий на каждом этапе.

    I этап – когнитивно – эмоциональный.

    Для проведения первого  занятия мы заранее раздали детям  стихотворение Евгения Санина «Русь» для заучивания. Цель - воспитывать в детях чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням. В начале занятия мы предложили детям догадаться самим, о чем мы будем говорить, послушав стихи. Далее мы прочитали стихотворение Виктора Афанасьева «Здесь начинается рай». Дети предположили, что мы будем говорить о нашем родном крае, о нашей Родине, так как название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Далее мы предложили детям произнести его хором: – Россия. Русь. Настя и Данила, подготовившие стихотворение для заучивания, прочитали его перед группой. У России, у русской земли есть много своего, особенного, того, что люди называют «русским». Мы попросили детей подумать и ответить, про что можно сказать «русский», «русская»?

    Настя ответила, что русским  может быть человек, а Олег добавил, что земля бывает русской. По аналогии со сказкой, Тимур вспомнил про русский дух.

    Обобщая ответы детей, мы прочитали им стихотворение Евгения  Санина, а затем включили аудиозапись песни на стихи русского поэта Феодосия Савинова «Родина». Подводя итоги прослушанных стихотворений, мы предложили детям ответить, что такое Родина. Алеша ответил, что Родина – это страна, в которой мы родились и живем, Олеся сказала, что наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки, а Рита добавила, что это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю.

    Далее мы обратили внимание детей на приготовленные к беседе фотографии и репродукции русских пейзажей и попросили вспомнить места нашего края, в которых детям приходилось гулять. Мы заострили внимание детей на то, что на русских пейзажах мы видим поля, холмы, леса, тихие спокойные реки, высокие небеса, русская природа исполнена спокойствия и тишины. На вопрос,  какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки, Олеся ответила, что ей становится радостно и тепло, а Максим, считает, что осенью ему  печально смотреть на русскую природу, а зимой очень спокойно. Мы предложили детям посмотреть на русскую речку: мягко и плавно течет она. Каким же добрым чертам характера может научить нас русская речка? 

    Нежности, мягкости, гибкости. Она будто подсказывает, что нельзя быть жестокими, грубыми, злыми, резкими. А еще – обидчивыми, помнящими зло, не умеющими прощать. Пусть наши души будут, как речная вода, которая только на малое время возмутится от брошенного в нее камня, а потом снова становится мирной и спокойной.

    Использовался призыв: «Давайте будем учиться не обижать друг друга, любить и прощать!»

     Про реки русские немало стихов и песен сложено.

    Прослушивание песен о Кубани и беседа о чувствах, вызванных этими песнями.

            II этап – эмоциональнально - действенный. Дети рисовали реку Кубань на общем плакате, общаясь друг с другом и делясь своими впечатлениями от опыта пребывания в красивых местах нашего края.

            Завершение работы: показ картины и рассказ родителям о своих знаниях, чувствах и патриотических намерениях.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

    Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

    Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать  стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития, как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы (педагоги, родители) – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны.

    Благодаря обращению к истории, особенностям культуры и быта Кубани, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 – 92
    2. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер", 2000
    3. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель − дети., М., 1985
    4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991
    5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
    6. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980
    7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край, М., 1990
    8. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
    9. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
    10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.
    11. Максимова И. В., Дорошенко О. В. Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2013. — С. 40-43.
    12. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
    13. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.»: Харвест; Минск; 1998
    14. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г. Майкоп, 2004
    15. Щербина Ю.Г., Тишкова А.Н. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани в дидактических играх дошкольников. – Краснодар, 2007. – 94 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ . Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

    "Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

    Формирование патриотизма у старших дошкольников в условиях реализации ФГТ.

    Статья отражает работу вочпитателя по формированию патриотических чувств в соответствии с ФГТ....

    Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр

    Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

    Опыт работы «Социально - коммуникативное развитие старших дошкольников средствами режиссерской игры».

      Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №10 г.Сим Ашинского района Челябинской области.     Опыт рабо...

    Выступление из опыта работы "Интерактивные и мультимедийные экскурсии как средство ознакомления с историей своей малой родины"

    «Все начинается с детства» - эта фраза как нельзя лучше ассоциируется с данной темой. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства, когда малыш начинает позн...

    Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

    Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...

    Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

    Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...