Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Чалова Елена Викторовна

Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир  человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает разработку этой проблемы, связанной с возможностями фольклора в развитии детей раннего возраста, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_folklor_otchet.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.

Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир  человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Наше исследование продолжает разработку этой проблемы, связанной с возможностями фольклора в развитии детей раннего возраста, формировании первоначальных навыков художественно-речевой деятельности, воспитание любви к народному национальному искусству.

Знакомство детей с произведениями искусства, с сокровищницей русской культуры, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством общения – речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения – диалогическую.

Самых маленьких детей в первую очередь мы знакомим с произведениями устного народного творчества. Знакомство малыша с устным народным творчеством мы начинаем с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть: «Водичка-водичка», накормить «Травка-муравка».

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, мы  приучаем  ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Знакомя малышей с потешками “Курочка-рябушечка”, “Наши уточки”, “Кисонька – мурысенька”, “Дай молочка, Бурёнушка”, со стихотворением “Кто как кричит” А. Барто, привлекаем их к подражанию крику птиц, животных.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик – мальчик”.

Наряду с пестушками и потешками детям мы читаем стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т.е. сюжет. В прибаутке “Петушок – петушок” – всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он “голосисто”. Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Прибаутка про курочку – рябушечку вся построена на чередовании вопросов и ответов. В этой прибаутке ярко выражается характерный для фольклора, особенно адресованного детям, приём повтора, благодаря которому повествование растягивается, и внимание малыша можно удержать расположением действий по образцу цепного соединения – одно звено вытекает из другого.

В результате у детей значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговариваем  не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

     В своей работе наряду с песенками, созданными специально для маленьких, в круг детского чтения мы добавили отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны — «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размер (от четких, точных рифм — «Наша Маша...», «Ладушки...», «Огуречик...» — до белого стиха — «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической — «Потягушки, потягунушки...» — до юмористической — «Ты умница, разумница...»), что способствует усилению эмоционального контакта, проникновению ребенка в национальный быт русского народа.

В конце второго года малышу рассказываем  первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу. Лучшему пониманию сказок  помогает инсценирование их с помощью игрушек, кукольного театра. Особенно удачно дети воспринимают театр народных игрушек-самоделок, это и театр ложек, тряпичных и соломенных кукол, матрешки, а также глиняные игрушки. Игрушка – самоделка не просто улучшает эмоциональное восприятие сказки, но и развивает игровое творчество ребенка. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”, произведения 3. Александровой “Топотушки”, Е. Ильиной “Топ-топ”. Стихотворения “На санках”, О. Высотской и “Больная кукла” В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

В своей работе мы используем и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»). Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события, характеры. Появляются у дошкольников и свои собственные, часто придуманные коллективно варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана. Насколько глубоким окажется проникновение воспитателя в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст моральную направленность и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно ты сам был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.

К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.

Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок в младшем возрасте, в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа (3-4 года)

Задачи:Развивающие: 1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление. 3.Продолжат...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием методов мнемотехники. Тема: Составление рассказа «Зима». 2 младшая группа

Задачи:Развивающие:1.Знакомить детей с характерными особенностями зимы с помощью условных обозначений на мнемотаблице.2.Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.3.Продол...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Использование детского фольклора в различных видах деятельности в развитии речи детьми младшего дошкольного возраста.

Фольклор – оптимальное информационное поле, легко вводящее ребенка в мир  человеческих отношений, культуры, познания окружающего. Он включает целую систему поэтических и музыкально-поэтичес...

Семинар - практикум "Использование игр и упражнений по технологии ТРИЗ для развития речи детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Для развития, обогащения и активизации речи детей младшего дошкольного возраста были разработаны  и апробированы дидактические игры и упражнения  по технологии ТРИЗ. Использование дидактичес...

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...