Главные вкладки

    У ПАТРИОТИЗМА НЕТ ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    статья (младшая группа) на тему

    Нина Владимировна Замощанская

    В статье обобщается опыт работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию патриотических ценностей в процессе подготовки к календарно-тематическим праздникам России.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zamoshchanskaya-patrioticheskoe_vospitanie.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Замощанская Нина Владимировна,

    воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники», nina.z83@mail.ru 620072, г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, 3а.

    У ПАТРИОТИЗМА НЕТ ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    АННОТАЦИЯ: В статье обобщается опыт работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию патриотических ценностей в процессе подготовки к календарно-тематическим праздникам России.

    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: детский сад, дошкольное обучение, патриотизм, родители, семья, ценности.

    Zamoschanskaya Nina  Vladimirovna,

    tutor MADOU CRR kindergarten № 103 «Springs », nina.z83@mail.ru 620072 , Yekaterinburg, ul . Novgorodtsev 3a .

    THERE IS NO AGE OF PATRIOTISM : THE EXPERIENCE OF WORKING WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

    ABSTRACT: This article summarizes the experience in preschool educational institution for the formation of patriotic values ​​in preparation for calendar- themed holidays Russia

    KEYWORDS: kindergarten, pre-school education , patriotism , parents, family, values, pre-school education

    Патриотизм – это и гордость за свой народ, и любовь к Родине, стремление сохранить и приумножить ее богатства, ощущение неразрывной связи с окружающим миром. Патриотическое воспитание помогает нам «встроить»  детей в систему ценностей, сформировать устойчивое чувство ответственности не только за себя, но и за все, что его окружает.

    В наше быстро развивающееся и вечно торопящееся время родителям совершенно некогда уделить внимание воспитанию патриотических чувств у своих чад. Утром они торопятся быстрее убежать на работу, по дороге в детский сад, школу они решают по телефону свои рабочие вопросы, вечером, прибежав с работы, они так устали, что совершенно нет времени на своих деток. Вот и получается, что наше нынешнее поколение совершенно не ценит ни природу, ни быт, ни взрослых, ни пожилых людей.

    Я, как воспитатель детского сада, давно заметила, что дети не ценят чужой труд, со старшим поколением разговаривают в очень нелицеприятном тоне, плохо знают географию и символику родной страны. В этой связи было решено активизировать в рамках образовательных программ МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники» активизировать деятельность по патриотическому воспитанию детей.

    Поскольку в воспитательный процесс включены многие агенты и, прежде всего, члены семьи, необходимо было определить степень их участия в формировании чувства сопричастн6ости к своей Родине. С этой целью было организовано входное анкетирование. Результат оказался неутешительным. Опрошены были родители 25 семей, из них  только в 12 семьях с детьми ведутся беседы  об истории и символике нашего государства, о необходимости не только любить, но и беречь природу родного края, формируется уважительное отношение к старшему поколению.

    Статистика продемонстрировала насущную необходимость разработки и внедрения комплексного перспективного планирования работы, как с детьми, так и с родителями во патриотическому воспитанию.

    Образовательная деятельность МАДОУ ЦРР детский сад № 103 «Родники» основывается на примерной основной образовательной программе дошкольного образования  «Успех» под редакцией С.Н. Гамова, Е.Н Герасимова, В.А. Дергунская и др.[1]. В данной программе организационной основой комплексно-тематического планирования является примерный календарь традиционных и государственных праздников Российской Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, сформировать чувство сопричастности  ребёнка дошкольного возраста с жизнью своей семьи и общества в целом, с другой, – развивать личностные качества, в т.ч. любовь к Отечеству, участвуя в подготовке и проведению праздничных мероприятий.

    Например, праздник «Всемирный день красоты». Подготовка к итоговому мероприятию начинается  с изучения детьми истории русского национального костюма. Дети сначала знакомятся с компонентами традиционной русской одежды, затем закрепляют полученные знания деятельностно: с помощью аппликации они воспроизводят знакомые  элементы костюма, обсуждают их предназначение, историю появления и трансформации, затем дети сравнивают русский народный костюм с традиционной одеждой других народов.

    Следующий этап в подготовке к празднику предполагает погружение в фольклорные традиции русского народа. Дети разучивают колыбельные песни («Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…», «Уж как сон ходил по лавке», «Ходит сон у окон…» и др.); потешки («Водичка, водичка», «Наши уточки с утра», «Тень-тень-потетень» и др.); играют в русские-народные подвижные игры («Малечена-калечина», «Стадо», «Обыкновенные жмурки» и многие другие игры),

    Все это в комплексе способствует неформальному деятельностному соприкосновению детей с этнокультурными традициями русского народа, восприятию его ценностей и нравственных экспонент.

    В ходе постоянной работы по духовно-нравственному воспитанию большую помощь оказывает созданные  в группе центры: «Художественное слова», «Театрализованная деятельность», «Конструирование», «Исследователь»,  в которых дети имеют возможность посмотреть на предлагаемый к изучению материал, стать участниками-исследователями, актерами, создателями сказок и иллюстраций, музыкантами.

    В группе существует центр «Патриотического воспитания», в котором дети знакомятся с государственными символами: флагом и гербом РФ, а также родного города Екатеринбурга. Центр пополняется макетами достопримечательностей родного края, созданными детьми и родителями, иллюстрациями и фотографиями Екатеринбурга.

    Такая обширная работа проходит по каждой позиции праздничного календаря. В Центрах планируется содержание и форма подачи детям информации, к которой были бы наиболее восприимчивы маленькие сердца дошкольников. На каждый возрастной период информация строится согласно возрастным особенностям детей, также учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка группы.

    Воспитательная деятельность объединяет всех агентов, над совершенствованием маленькой личности работают не только воспитатели, сотрудники дошкольного образовательного учреждения тесно сотрудничают с родителями., В рамках планируемых мероприятий для детей с ними проводятся индивидуальные и групповые консультации,  вечера встреч, совместные (воспитатель, родители, дети) посещения природно-оздоровительных комплексов, музеев и театральных площадок нашего города.

    После проделанной работы было проведено повторное анкетирование родителей, которое позволило с уверенностью констатировать эффективность проделанной работы. Больше половины семей включились в воспитание патриотизма в своем ребенке не только в рамках дошкольного учреждения, но начали разрабатывать свои планы по прививанию в детях любви к Родине.

    Работа по формированию духовно-нравственных начал, в которых бы сочетались, любовь к родному краю, принятие традиций своего народа и толерантное отношение к этнокультурным особенностям других, начала гражданской ответственности – это долгий, кропотливый труд. Он требует не только разработки комплексных программ, но и объединения всех участников учебно-воспитательного процесса – государства, семьи, общественных организаций. Трудности гражданско-патриотической работы состоят в том, что она нуждается в приложении усилий десятков взрослых, а результаты станут очевидны, спустя годы.  Именно поэтому прогнозирование наиболее эффективных способов воздействия на маленького гражданина РФ возможно лишь на основе обмена накопленного опыта специалистами дошкольных  учреждений.

    Литература

    1. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. – М. : Просвещение, 2010. – 256 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕНСОРНОМ ОБОРУДОВАНИИ (из опыта работы по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы)

    Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, включающая множество различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, на вестибул...

    « Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

    В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

    Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

    ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

    Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

    Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....