Сообщение из опыта работы с детьми дошкольного возраста « Игра как основной вид деятельности у детей»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гарбузова Ирина Михайловна

Сообщение и наличие различных игр в данном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сообщение из опыта работы с детьми дошкольного возраста

                  « Игра как основной вид деятельности у детей»

 И хотелось бы начать с того что все дети любят играть, да и взрослые не прочь поиграть на домашних праздниках. Только вот взрослый может обойтись без игры, а ребёнок никак. Даже если с ним совсем никто не играет он сам с собой будет играть потому что его природа такая, и если вникнуть в его жизнь то мы увидим одну сплошную игру. А позволяет ему играть его бурная фантазия, он может представить что угодно. Детям с особенностями в развитии тоже необходимо играть, но в силу их особенностей некоторые сами не могут этого сделать, и в этом на помощь приходит кто? …. Конечно же мы, взрослые. Чтоб наши детки небыли обделёнными мы просто обязаны им помочь в этом, тем более это очень приятный процесс не только для детей но и для взрослых окунуться в мир детства, радости, позитива.

Сформировать эмоционально положительный фон и приятный контакт это задача не только педагогов в дошкольном учреждении, но и родителей.

Игры включают в себя прикосновения, мы поём и трогаем его руки, массируем животик или спинку. Всё это способствует развитию контакта.

Когда ребёнок замкнутый или боится чего-либо, посредством круговой игры ему проще общаться.

В игре возраст ограничить сложно у меня дочь и сын уже взрослые и когда я с ними играла им нравилось, здесь зависит от интересов ребёнка.

Игра это более структурированный процесс, а не просто баловство.

В игре понятные правила и действия повторяются. Когда ребёнок включаясь в процесс может повторить простые действия он испытывает удовольствие его потому, что другая его деятельность может быть не так успешна. Когда у него получается он  может почувствовать себя на равных.

Игра это способ альтернативной коммуникации, использование каких-нибудь жестов: например похлопывание по коленкам. Ребёнок делает тоже, что его друзья и таким образом с ними общается.

Что важно подчеркнуть в играх - это ритм. Он очень хорошо удерживает внимание. Ритм ребёнка, во время игры, подстраивается под ритм стихотворной формы и через неё он может получить не директивное ( не прямое) воздействие.

Во время данных игр часто используется связь текста и действия тем самым идёт прямая инструкция, основополагающая  работа с детьми ОВЗ. Если с детьми  с особенностями развития говорить образно, то для них это пустой звук.

В игре ребёнку проще войти в общий процесс потому, что это простые и всё время повторяющиеся движения и ребёнок начинает чувствовать себя в безопасности.

Игра это удобная вещь для начала занятия или паузы между занятиями.

И сейчас я хочу вас познакомить с типологией игр т.е. какие игры бывают.

                                                               ТИПОЛОГИЯ

  • Сенсорные – на разные ощущения. Это может быть что угодно: Мыльные пузыри, с фонариком, с платочками. Это визуально-слуховые игрушки к ним относятся колокольчики, ложки и разные музыкальные инструменты.

Игры на получение сенсорных впечатлений.

  • Ритмические – Здесь много фольклорного характера. Это потешки, стишки с ритмом которые сопровождаются какими то действиями.
  • На освоение пространства – Прятки например или броуновское движение где надо ходить в разные стороны но не сталкиваться.
  • На подражание – Когда кто-то один что-то показывает все остальные повторяют.
  • На взаимодействие – В ходе игры устанавливается контакт с человеком.
  • С ожиданием и напряжением – Это игра «Черепаха», « Прятки»
  • Предметные – Это где манипуляции с предметами. Например: «Лего» и т.д.
  • На самовосприятие – В игре показываются части тела.
  • Сюжетно – ролевые: Где дети могут выполнять роль героя во взаимодействии с другим ребёнком.
  • На развитие мелкой маторики.

 Развивая работу пальцев мы развиваем мозговую деятельность, развиваем речь. Уделяя большое внимание сенсорному развитию ребёнка это всестороннее развитие всех его органов чувств: Слух, зрение, тактильно – кинестетическое ощущение. Это позволяет ребёнку познакомиться с предметами, узнать их вес, форму, цвет и также понять их положение в пространстве. Это позволяет ему знакомиться с окружающим миром и расширять свои представления о нём.

                                              ИГРА « ГУСЕНИЧКА»

- На развитие пальцевого захвата, упражнение на развитие мелкой моторики.

На развитие ориентации в пространстве, закрепление лево право.

                                         ИГРА « ЧЕРЕПАХА»

Шла большая черепаха         ( Шлёпают по ножкам)

И кусала всех от страха    ( Повторяются движения)

( Ведущий говорит имя и тот выбирает за что она кусала, и все эту часть тела прячут руками. Тот кого выбрали идёт по кругу и говорит «Кусь и т.д. и щиплет за руки)

Кусь, кусь, кусь ничего я не боюсь.

                        ИГРА: «ШАЛТАЙ БАЛТАЙ» ( Сидят в кругу держась за руки)

Шалтай, балтай

Сидел на стене             ( Качаются вправо – влево)

Шалтай – балтай

Свалился во сне   (Падают вперёд если на стульях и назад если сидят на подушках)

И вся королевская конница

И вся королевская рать       ( Опять качаются влево – вправо)

Не может шалтая

Не может балтая

Собрать                      (Поднимают сомкнутые руки и резко опускают вниз)

( После стучат ручками и ножками по полу)

- Какая это игра? Ритмическая – ритм стиха присутствует.

Сенсорная – качаясь это действие на работу вестибулярного аппарата. С детьми с нарушениями это проблемная точка и как правило нужно развивать этот баланс. Тут у нас есть подстраховка это руки взрослого.

                                    ИГРА: « ДАРИКИ КОМАРИКИ»

Дарики, дарики

Ай – да комарики!  ( Бьют по ножкам)

Вились, вились, вились, вились! ( соединяют все пальцы на одной руке и все

                                                    пальцы на другой руке и качая поднимают вверх)

И ( пауза) в нос впились! ( Щиплим нос)

- Здесь есть два варианта. Вы можете вначале на себе показывать а по том на ребёнке. В ушки впились – вы можете помассировать уши, на них много рецепторов.

Здесь кроме ритма что вы видите?

Сенсорная, самовосприятие и на локализацию частей тела. Это тоже очень важный этап для детей с особенностями в развитии. Хорошо знать собственный образ тела.

         

Чем больше нарушений, тем больше игр должно быть со структурой т.е. стишки, потешки, жесты, атрибуты т.е на что детям можно опереться.

               

                                         ИГРА: « У АВДОТЬИ»

У Авдотьи у старушки   ( Шлёпают по ногам)

Жили в маленькой избушке      ( Крышу над головой)

5 сыновей и 5 дочерей  ( Раскрывают пальцы каждой из рук)

Все без бровей (Закрывают то место)

Они не пили, не ели

На ( ….Петю) всё глядели

И делали как Петя

( Тот кого выбрали показывает, а другие повторяют)

- Это игра на подражание.

                   ИГРА: « ГУСИ» ( Все сидят в плотном кругу один посередине «Волк»)

Гуси вы гуси

Красные лапки  ( Бьют по ножкам по очереди)

Где вы бывали

Что вы видали  ( Двумя руками вместе по ножкам)

Мы видали волка   (Соединив 4 пальца а большой отдельно и открывают и

 Он унёс гусёнка                                           соединяют как будто говорят гуси)

Щипайте вы волка

Спасайте гусёнка.    (Обязательно спросить « Волка» как легко щипать или сильно)

- Игра на ожидание и напряжение, на взаимодействие.

Хочу предложить вашему вниманию замечательную игру с платками. Под плавную музыку что мы можем делать? Совершенно верно плавные движения, а под весёлую музыку мы можем прыгать. А ещё на плавную музыку мы можем одеть платочки на себя, а на весёлую подкидывать платочки вверх.

                                    ИГРА : « ПРОЗРАЧНЫЙ ПЛАТОЧЕК»

         

И на последок я бы хотела предложить вашему вниманию игру «Парашют»

Всем детям она безумно нравится. В роли парашюта можно использовать любое яркое одеяло, покрывало.

                                                ИГРА: «ПАРАШЮТ»

                     

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У ПАТРИОТИЗМА НЕТ ВОЗРАСТА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обобщается опыт работы в дошкольном образовательном учреждении по формированию патриотических ценностей в процессе подготовки к календарно-тематическим праздникам России....

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности

формирование творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитие положительной эмоциональной отзывчивости на музыку...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми дошкольного возраста. Игры по методу фокальных объектов.

Инструкция для педагогов и родителей "Что такое МФО?"  Игры  предназначены для взаимодействия педагогов и родителей с детьми с целью развития детского креативного нестандартного ги...

Компетенции собственного педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в рамках темы самообразования

Компетенции собственного педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в рамках темы самообразования...