РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» «ЧИПАЙНЕ»
рабочая программа на тему

Павлова Татьяна Андреевна

Данная программа предназначена для детей 6–7 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и стремления к общению на эрзянском языке. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к поликультурной ситуации в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shablon_rabochey_programmy_dop.obr_.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом                                                                                        Заведующая МДОУ

совете № 1 от  «31» августа2016г.                                                               «Детский сад №79»

                                                                                                               _________Л.Н. Цыплова.

                                                                                                             Приказ №      от 31.08.2016

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №79 комбинированного вида»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

«ЧИПАЙНЕ»

(обучение мордовскому - эрзя языку)

  для детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет)

(2 года обучения)

Руководитель:

воспитатель первой квалификационной категории

Павлова Т.А.

Саранск 2016-2017


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Учебно-тематический план

11

4.

Содержание изучаемого курса

11

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

17

6.

Список литературы

18

7

Приложения

21

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа социально - коммуникативного развития «Чипайне» (обучение мордовскому – эрзя языку)

Руководитель программы

Павлова Татьяна Андреевна, воспитатель I кв. категории

Организация-исполнитель

МДОУ «Детский сад №79»

Адрес организации

исполнителя

Г. Саранск, ул. Пушкина, д.6

Цель программы

Формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке;

Направленность программы

Социально-коммуникативное развитие

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

 Модифицированная программа

 Дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы, осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет педагогический коллектив  

Ожидаемые конечные результаты программы

Расширить кругозор детей и уважительное отношение к историям и традициям своего края;

Добиваться употребления в речи детей отдельных слов и выражений на эрзянском языке, понимать речь на эрзянском языке, правильно выполнять задания;

Формировать у ребенка начало национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей через интеграцию всех видов деятельности

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы.

Направленность дополнительной образовательной программы «Чипайне» – социально-коммуникативная. Данная программа предназначена для детей 6–7 лет и направлена на пробуждение у ребенка интереса и             стремления к общению на эрзянском языке. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному, появлению у него первичной адаптации к поликультурной ситуации в современном мире.

2. Новизна программы.

Изучив теоретический и методический материал  по обучению детей мордовскому языку в детском саду, был сделан вывод о необходимости обучения детей эрзянскому языку.

В настоящее время большое внимание уделяется регионализации образования, в том числе и в Республике Мордовия, что способствует формированию любви к родному краю, уважение к народу, населяющие Республику, воспитанию культуры общения на мордовском языке.

Новизна программы состоит в создании системы работы по обучению детей эрзянскому языку и пробуждении у ребенка стремления, интереса к общению на эрзянском языке.

3. Актуальность программы.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» обоснована возможность учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей в содержании образования на всех уровнях, начиная с дошкольного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования при характеристике части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, отмечено, что данная часть может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Значение языка в жизни современного общества чрезвычайно велико. В настоящее время обучение мордовскому языку детей дошкольного возраста стало предметом заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей. Актуальность данной программы в том, что у родителей возросла потребность в изучении мордовских (эрзя, мокша) языков.

Практика показывает, что общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя), а также представители  других национальностей.

Поликультурное сознание закладывается у ребенка с самых ранних лет. Конечный успех поликультурного воспитания зависят от того, насколько достаточно занимались им в детском саду, школе.

В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в различных речевых ситуациях. К тому моменту у них будет сформировано главное – интерес к дальнейшему изучению эрзянского языка, накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения эрзянскому языку в начальной школе.

4. Отличительные особенности программы.

Программа «Обучение детей старшего дошкольного возраста эрзянскому языку» разработана с учетом программы и методической рекомендации «Обучение дошкольников мордовским (мокша, эрзя) языкам в дошкольных образовательных учреждениях РМ (автор А.И. Исайкина).

5. Педагогическая целесообразность программы.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что обучение мордовскому языку дошкольников рассматривается                                        как один из предварительных важных этапов, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать мордовскую речь на слух, и участвовать в несложной беседе.

Педагогическая значимость освоения мордовского языка  дошкольниками обусловлена и тем, что овладение речью, в том числе мордовской, теснейшим образом связано с интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности.

 Данный возраст рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками. Психологи отмечают прочность запоминания языкового материала в этом возрасте, высокую степень развития фонематического слуха. Даже при наличии перерыва в обучении языку изучение его в детстве нельзя считать пустой тратой времени. Имеются данные, что речь, усвоенная в этом возрасте, восстанавливается с исключительной быстротой.

6. Цель программы.

Целью программы является формирование любви к родному краю, воспитание культуры общения на эрзянском языке.

7. Задачи программы.

1. Образовательные (обучающие):

Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке, создать настрой для дальнейшего его изучения;

Научить дошкольников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.

2. Развивающие:

Расширять знания детей при ознакомлении с национальной культурой и традициями мордовского народа;

Добиваться правильного произношения всех слов, распознавать правила произношения во всех текстах;

Активизировать грамматические навыки в играх и игровых ситуациях;

3. Воспитательные:

Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре, в духе взаимопонимания и миролюбия.

8. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 7 лет.

9. Сроки реализации.

Срок реализации – 1 год.

10. Формы и режим занятий.

Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные;

По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятия, викторины, экскурсии; по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные (интегрированные) формы занятий.

Образовательная деятельность по дополнительной образовательной программе «Чипайне» состоит из организационной, теоретической и практической частей. Организационная часть обеспечивает наличие необходимого материала для обучения детей языку (дидактические игры, сюжетные и предметные картинки, предметы быта и старины). Теоретическая часть несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.

Режим занятий: образовательная деятельность кружка «Чипайне» проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Расширить кругозор детей и уважительное отношение к истории и традициям своего народа;

Добиваться употребления в речи детей отдельных слов и выражений на эрзянском языке, понимать речь на эрзянском языке, правильно выполнять задания;

Формировать у ребенка начало национального самосознания, уважительного и доброго отношения к людям других национальностей через интеграцию всех видов деятельности.

12. Форма подведения итогов.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, викторины, выставки, конкурсы, праздники и развлечения. 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

кол-во занятий

мин.

1

Диагностика

1

30

10

20

2

В детском саду

1

30

10

20

3

Наша группа

1

30

10

20

4

Игрушки

1

30

15

15

5

Части тела

1

30

10

20

6

Личная гигиена

1

30

20

10

7

Звери и птицы

1

30

20

10

8

Овощи и фрукты

1

30

10

20

9

Сервировка стола

1

30

15

15

10

Счет 1-10

1

30

20

10

11

Город

2

60

30

30

12

Транспорт

1

30

15

15

13

Дни недели

2

60

30

30

14

Времена года

2

60

20

40

15

В лесу

2

60

20

40

16

На речке

2

60

30

30

17

Профессии

2

60

20

40

18

Одежда

2

60

30

30

19

Диагностика

1

30

15

15

20

Школа

2

60

30

30

21

Итоговое занятие

1

30

10

20

22

Повторение пройденного

3

90

45

45


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений,

2. «Физическое развитие». Использование на занятиях подвижных игр, динамических пауз.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Музыкальная деятельность. Слушание  и исполнение музыкальных произведений на эрзянском языке, разучивание  песен, исполнение ритмических движений. Выполнение работ по мотивам мордовского декоративно-прикладного творчества.

4. «Речевое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора загадок, потешек, закличек, примет, пословиц, заучивание стихотворений, чтение рассказов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Чипайне»

Тема

Модуль

Содержание

Методы и приемы обучения

Материалы и оборудование

Литература

Октябрь

Диагностика

«В детском саду»

Повторить слова, изученные в средней и старшей группе. Разучить с детьми новые слова. Продолжить учить обозначать словом невидимые предметы.

Рассказ – беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения

Кукла в национальном костюме игрушки

А.И. Исайкина «Обучение детей мордовским языкам в ДО РМ»

«Наша группа»

Закрепить ранее изученные слова. Воспитывать у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке в игре и игровых ситуациях.

Рассказ, беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения, загадки, практическая деятельность

Игрушки, мяч, фланелеграф, коробка с сюрпризом.

«Игрушки»

Способствовать усвоению новых слов. Воспитывать любовь к эрзянскому языку.

Рассказ, беседа, дидактические упражнения, игровые упражнения, загадки

Игрушки: кукла, заяц, волк, ежик. медвежонок

Ноябрь  

«Части тела»

Закрепить знакомые слова. Воспитывать осознанное, бережное отношение к своему организму.

Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки

Мячи разного цвета, кукла в национальном костюме

«Личная гигиена»

Закрепить с детьми новые слова и речевые образцы на тему «Личная гигиена». Учить детей правильно ухаживать за своим телом. Развивать сенсорные способности.

Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки

Кукла, мыло, зубная щетка, полотенце

«Звери и птицы»

Повторить с детьми слова изученные ранее. Побудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском языке.

Рассказ-беседа. наблюдения, дидактические упражнения, подвижные игры, загадки

Игрушки: волк,  белка, заяц, медвежонок.

Флажки, мячи, кукла

«Овощи и фрукты»

Повторить названия овощей и фруктов. Учить детей вести диалог на эрзянском языке, закрепить слова к теме «Цвета»

Наблюдение, рисование, рассматривание иллюстраций

Муляжи фруктов и овощей

Декабрь

«Сервировка стола»

Закрепить ранее изученные слова на тему «Пища и посуда», «Столовая». Учить детей вести диалог

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Игрушечная чайная и столовая посуда, куклы

«Счет 1-10»

Повторить счет 1-5, изученный в средней и старшей группах. Обратить внимание на произношение окончаний.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Флажки, мячи, кукла

«Город»

Познакомить детей с новыми словами. Воспитывать любовь к родному городу.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Иллюстрации с изображением города, кукла в национальном костюме

Январь

«Город»

Закрепить ранее изученные слова. Учить названия улиц родного города.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Иллюстрации с изображением города, книга «Мой Саранск»

«Дни недели»

Познакомить детей с новыми словами. Учить понимать содержание вопроса и отвечать на него. Прививать интерес к изучению языка.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Игрушки: кукла, машина, медвежонок, лиса, кубики разного цвета

«Дни недели»

Закрепить с детьми названия дней недели на эрзянском языке. Формировать у детей правильное произношение всех звуков, как в отдельности, так и в составе слова

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки.

Календарь, кубики семи цветов

Февраль

«Времена года»

Повторить с детьми ранее изученные слова на темы: «Зима», «Весна», «Осень». Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово

Картинки с изображением времен года, мячи, мольберт

«Времена года»

Познакомить детей с новыми словами по данной теме. Закрепить знания признаков времен года. Воспитывать любовь к природе родного края.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово

Картинки с изображением времен года, кукла в национальном костюме

«В лесу»

Закрепить с детьми изученные в средней и старшей группах слова на тему «Деревья». Воспитывать осознанное, бережное отношение к природе родного края

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций

Картинки с изображением деревьев, зверей, птиц

«В лесу»

Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Обогащать словарь. Повторить ранее изученные слова на тему «Дикие животные»

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность

Магнитная доска, картинки с изображением солнца, дождя, травы, птиц, цветов

Март

«На речке»

Развивать разговорную речь детей на эрзянском языке. Формировать у детей правильное произношение. Активизировать грамматические навыки в игровых ситуациях.

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность

Картина с изображением реки, аквариум с рыбками

«На речке»

Продолжать знакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Прививать интерес к изучению языка

Беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность

Цветик-семицветик, картины с изображением времен года

«Профессии»

Повторить детей с детьми слова, относящиеся к темам «Пища и посуда», «Одежда и обувь», «Город», «Транспорт», «В столовой». Развивать умение употреблять эти слова в своей речи.

Сюрпризный момент, загадки, игровые упражнения, художественное слово, обсуждение ситуаций, продуктивная деятельность

Групповые уголки: «Парикмахерская», «Больница», «Почта»

«Профессии»

Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке. Обобщить и систематизировать знания детей о профессиях. Развивать память, мышление, внимание.

Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры

Картинки с изображением профессий

Апрель

«Одежда»

Закрепить ранее изученные слова; создать эмоциональный настрой у детей в изучении эрзянского языка. Способствовать  повышению речевой активности детей.

Экскурсия, беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово

Игрушки: кукла, телефон, кукольная одежда, картинки из серии «Одежда», «Обувь»

«Одежда»

Повторить слова, изученные в средней группе на тему «Части тела». Познакомить с новыми речевыми образцами, ввести их в разговорную речь детей

Дискуссия, ситуация, игры, художественное слово

Кукла в мордовском наряде,

деревянные ложки

«Школа»

Закрепить ранее изученные слова на тему : «Детский сад», «Моя семья», «Мой день», Формировать навыки общения с учетом программ. Воспитывать уважение к мордовскому народу

Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры

Картинки с изображением класса, уголок «Школа»

Май

Диагностика

«Школа»

Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке на данную тему. Развивать связную речь. Умение говорить правильно, логическое мышление

Беседа, загадки, игровые упражнения, художественное слово, дидактические игры

Куклы в школьной одежде, магнитная доска, картинки с изображением школьных принадлежностей


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

Брыжинский, В.С.  Мордовские народные игры/В.С. Брыжинский.-Саранск: мордов.кн.изд-во,2009.-272с.

Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края/О.В.Бурляева//Детский сад:теория и практика.-2011.-№9.-С.82-89.

Голенков, Н.Б. Уроки мокшанского,эрзянского:учеб.пособие/Н.Б. Голенков.-Саранск: Изд.дом» Писатель»,2006.-80с.

Голенков, Н.Б. Учимся думать и говорить по- мокшански, по- эрзянски: учеб.пособие/Н.Б.Голенков.-Саранск:Изд.дом «Книга», 2007.-80с.

Детям о Мордовии: методическое пособие для педагогов ДОУ/О.В. Бурляева, Е.Н.Киркина;мордов.гос.пед.ин-т.-Саранск, 2013.-148с.

Исайкина, А.И. Обучение мордовским(мокшанскому,эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия: программа и методические рекомендации/А.И. Исайкина; Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО.-Саранск,2007.-64с.

Щемерова Н.Н. Мониторинг речевого развития дошкольников: учебно-методическое пособие для дисциплин «Технология развития речи двуязычных дошкольников», «Диагностика речевого развития дошкольников»/ Н.Н. Щемерова; Мордов.гос. пед. инт-т.-Саранск,2014.-131с.

Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Авт.-сост. Е.Н. Киркина.-Саранск: Мордов. КН.изд-во,2013.

Список литературы для детей

День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки/ сост.:М.М.Мудрова, И.П. Пачколина, Н.М.Мирская.-Саранск: Мордов.кн.изд-во, 1990.-288.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД: "Как вести себя в театре, кино, школе, детском саду". Направление: социально-коммуникативное развитие

Тема. Как вести себя в театре, кино, школе, детском саду.Цель. Продолжить формировать у детей мотивационную сферу правильного социального поведения в общественных местах.Задачи.  1. Обобщить и за...

Перспективное планирование во 2 младшей группе по направлению Социально-коммуникативное развитие.

Перспективное планирование во 2 младшей группе по направлению  Социально-коммуникативное развитие....

Характеристика направлений «социально – коммуникативного развития»

Презентация Характеристика направлений "социально-коммуникативного развития": "социализация, развитие общения, нравственное воспитание"....

КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие

Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Конспект совместной образовательной деятельности по направлениям «Социально – коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» Тема: «Путешествие на остров Доброты» Средняя групп

Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел. Задачи:Образовательные:Уточнять и расширять представления детей о доброте ...

Открытое образовательное мероприятие на основе ФГОС ДО в разновозрастной группе комбинированной направленности по направлению Социально – коммуникативное развитие Тема: «Путешествие по волшебным полянкам»

Направлено на умение работать в коллективе, парами, индивидуально, выполнять задания опираясь на знания о диких животных. Умение задавать вопросы; обращаться за помощью, составлять описательные расска...