«Творчество писателей Кубани во всестороннем развитии дошкольников»
статья на тему

Костыркина Юлия Ивановна

Статья «Творчество писателей Кубани во всестороннем развитии дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 СТАТЬЯ

«Творчеством писателей Кубани во всестороннем развитии дошкольников»

Автор:  воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения №17 «Родничок» п.Восход  муниципального образования Новокубанский район  Костыркина Юлия Ивановна                                                Рубрика: из опыта работы.

       В процессе ознакомления с  творчеством писателей Кубани  дошкольники   не  только познают  окружающий их мир , но  силой художественного образа получают  огромное воздействие на понимание социальных норм и правил, основ патриотизма  и гражданственности.

       С раннего детства книга входит в жизнь ребенка. Каждое прочитанное  малышу произведение не только его развлекает , но и воспитывает умственно, эстетически, нравственно.    Но     для чтения  подобрать правильную книгу  не так уж просто.     В.Г. Белинский утверждал, что «лучше ничего не читать детям, чем читать дурно выбранную книгу». Важно, чтоб читались не случайно попавшие в поле зрения тексты, а произведения доступные, интересные, вооружающие малыша новыми положительными впечатлениями. Литературное произведение должно нести познавательную,  нравственную  и эстетическую функции, т.е.  должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания и соответствовать  следующим критериям:

-идейная направленность детской книги (воспитание любви к Родине, природе, доброжелательное уважительное  отношение к  окружающим людям, уважение  к человеку, как личности…)

-высокое художественное мастерство, литературная ценность: единство содержания произведения и его формы, образцовый литературный язык;

-доступность произведения: соответствие возрастным и психологическим особенностям, интересам детей,  их жизненному опыту;

-сюжетная занимательность, простота и ясность  композиции;

-конкретные педагогические задачи.

    В хрестоматиях , рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, включены , в основном стихи и рассказы, ставшие классикой, выдержавшие испытание временем. Но вполне естественно, что чтение  для детей не может быть ограничено только данными произведениями.

           В  Основной образовательной программе ДОУ в  части, формируемой  участниками образовательного процесса,  уделено значительное место для  регионального компонента,  где мы должны знакомить дошкольников с культурой и традициями нашего региона, Краснодарского края, через все виды деятельности. А, как известно, дошкольное образование занимает особое место в приобщении  к народной и региональной культуре: оно, выступая первой ступенью в системе непрерывного образования и представляя собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе, должно обеспечить развитие личности ребенка в контексте народной региональной культуры. Решить данную задачу без опоры на произведения кубанских писателей и поэтов, практически  невозможно. Именно  здесь мы находим материал для чтения  детям  на самые различные темы:  малой родине, ее истории,  удивительном мире кубанской природы, труде людей .   Содержательные, отмеченные пониманием детской психологии и художественным проникновением во внутренний мир ребенка произведения, помогают  понять , что такое патриотизм,      что  «хорощо » и что  «плохо»», увидеть красоту и богатство окружающего мира, познавать что-то  новое, заставляют ребенка размышлять о самых разных  вещах.  А свое, родное,   всегда понятнее, воспринимается  легче, радует  душу.

           Рассмотрим работу  по ознакомлению с творчеством кубанских писателей детей  старшего дошкольного возраста (из опыта работы).   Ребенок   5-7 лет проявляет к окружающему миру  совсем особый интерес. Его начинают по-настоящему, всерьез занимать человеческие поступки, человеческие отношения. Он ждет не просто рассказа  об окружающей его жизни, он ждет объяснения  и доказательства правоты наших действий в большом и малом. И взрослые должны ответить на этот естественный интерес, не откладывая «на потом» раскрыть перед ребенком свои жизненные позиции. Художественная литература, в данном случае произведения кубанских авторов,  помогает сделать  это доступно и убедительно.

    Обеспечить единство умственного и эмоционально-нравственного воспитания дошкольников на основе  литературного творчества кубанских писателей возможно  только при системном , целенаправленном подходе к данной проблеме.     

    Для реализации темы необходимо было  подобрать    литературный материал.   Но найти в магазине  необходимые сборники  довольно сложно. Интернет нам предлагает отдельные стихи, которых совсем недостаточно. Для начала, исследовали имеющийся запас книг  в ДОУ. Их оказалось совсем немного. Обратились в библиотеку  СДК. Здесь найдено несколько экземпляров  , но выдаются они на короткий срок.  Тогда пришла мысль: обратиться за помощью к родителям, вернее бабушкам детей. Именно у бережливых бабушек можно было найти необходимый материал. Вследствие чего, была организована  выставка  «Книга моего детства». Из предложенных книг  выбрано более десятка сборников , разнообразных по жанру, выпусков от 1969 по 1992 год  таких  кубанских авторов, как  В.П.Неподоба,  Т.Д.Голуб,   К.А.Обойщиков,  В.П.Бардадым и др., которые составили основу  библиотечки «Кубанская читалочка».

             Появилась необходимость приобрести портреты авторов данных сборников. В этом нам помогли ресурсы интернета и местная типография. Далее необходимо было спланировать работу с детьми.  Для этого в блочно-тематический  план добавили графу «Региональный компонент», в которую внесли имеющийся материал для чтения и заучивания  в соответствии с темами блоков .  Материала в сборниках достаточно для использования во всех видах деятельности, особенно познавательном  и социально-коммуникативном развитии , для тематических  дней  и недель, викторин, работы с родителями .   Стихи и рассказы , размещенные в сборниках, пронизаны любовью к своей малой родине, ее истории,  труду людей, заставляют размышлять о самых разных вещах: о добре и зле, о честности и лжи,  погружают  в волшебный мир сказок, помогают увидеть красоту  окружающего мира.   В дальнейшем, в ходе    чтения произведений, определилась потребность  в организации сопутствующей  развивающей  среды: после чтения рассказов П.Иншакова  о собаках («Бездомная собака», «Трезор»,  «Джульба»)  оформили альбом «Собака  в нашем доме»,   в котором  дети познакомились с различными  породами собак; при чтении стихов о птицах  – иллюстративный подбор  птиц края.

 Творчество писателей Кубани представлено в разных жанрах: рассказы, сказки, стихи ,загадки, сказы. Ознакомление с ними  проводится  в  совместной  партнерской  деятельности  взрослого  и детей:        

  -   как  организованное  занятие  по  «Ознакомлению с художественной литературой»  в соответствии с поставленной целью,  задачами  :   знакомство с писателем (демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг), чтение и разбор произведения,  формирование выводов, внедрение в реальную  жизнь...).;                                                                                                                                       -   эмоциональная  вставка в  организованную образовательную деятельность по  ФЭМП, развитию речи,   изодеятельности  и др.;                                                                                

   -   в  режимных моментах,  в основном на прогулке,  при наблюдениях  за окружающим миром, игровой  и трудовой деятельности;                                                                                            

   -   в  ежедневном чтении во вторую половину дня в соответствии с тематическим планом;

-оформление тематических выставок книг одного автора;

-выставки детского рисунка по мотивам книг.

        Для реализации развивающего потенциала  художественных произведений использовалась совокупность художественных текстов, подобранных с учетом их  художественной формы и содержательно-смысловой наполненности, направленных на продвижение детей на шаг вперед в умственной и эмоциональной работе.  Кроме этого соблюдались следующие принципы:                                                                                                                                                                        - в содержании текстов должны  быть  отражены  предметы  или действия, яркие впечатления из опыта ребенка или те, которые можно воспроизвести  и конкретизировать;                                                                                                                                                            - при чтение  или  прослушивание произведения     широко применялась  наглядность, при возможности – инсценирование .

      Обращала  внимание на такие  очень   важные  вопросы как:

– подготовка педагога  к чтению   или  заучиванию  художественного  произведения;                                                                                                                                    

 – подача произведения детям;                                                                                                                                                               – сочетание  нескольких произведений  в решении одной задачи;                                                                       – структура занятия  или  режимного момента , включающего  ознакомление с литературным произведением;                                                                                                                                  

   – время и место чтения;                                                                                                                                                                        – техника художественного чтения или рассказывания.

     Одно из  главных  условий  чтения или рассказывания произведения - это эмоциональное отношение взрослого к  слушателю.  Здесь  брала на себя функцию образца. При рассказе от взрослого требуется выражение подлинных эмоций и чувств, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и фальшь.  Чтение вслух – дело не простое. И сложность здесь не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный  контакт между  писателем,  взрослым и маленьким слушателем.

  Во время чтения   выбирала позу (стоя  или сидя)  так, чтобы дети могли видеть мое лицо , наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.

      При  заучивания стихотворений  исходила из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию.

     На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы как:

  – психологические возрастные особенности усвоения и запоминания   материала;                                                                                                                                                                                                 - содержание и форма стихотворения;                                                                                                                                      - приемы, используемые на занятиях.

    Произведение прочитано.  После чтения  - обязательная  беседа  с детьми, чтобы выяснить их эмоциональное отношение к героям, поступкам, раскрыть их чувства. Планируя вопросы для беседы,  стремилась помочь ребенку разобраться в образе и  высказать  свое  отношение к нему. Впоследствии,  при  необходимости,  детские впечатления отображались  в художественно-творческой деятельности. 

    Основа творчества кубанских писателей  -  поэзия.    Стихи  Н.Неподоба, В.Нестеренко,  Л.Мирошниковой,  Т.Голуб и др.  - лучшие образцы детской поэзии,  с яркими  конкретными образами, написанные простым, понятным языком . Они легко, играючи, запоминались детьми. Для обеспечения  эффективного запоминания, сохранение и воспроизведение информации использовала мнемотаблицы —  схемы, в которую заложена определенная  информация.  Опираясь на мнемотаблицу,  наглядную подсказку,  дети быстро, без особых трудностей  запомнили тексты  стихов «Главный запах», «Снежная баба»  Т.Голуб, и притом этот прием заучивания  им  нравится, они делают это с удовольствием.

    Литературные произведения писателей  Кубани  широко использовала в проектной деятельности. Одним из таких проектов являлся проект «Птицы Кубани»,  в основу  которого  положены  произведения кубанских писателей  о птицах.  Реализация проекта  помогла  детям и родителям   познакомиться  с литературным творчеством о   пернатых края  (В.Бардадым, Т.Голуб, Л.Мирошниковой, П.Иншаков…),   их видом, повадками  в процессе наблюдений, с помощью  мультимедио …,   экологическими проблемами и их решением.

     Не осталась в стороне исследовательская деятельность. Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на  основе  поисковой  активности . В творчестве Л.Мирошниковой  «Вынужденная маскировка», «Про солнышко, про Аллочку и эскимо на палочке», «Первооткрыватель», В.Нестеренко «Градусник» мы  с детьми нашли материал для исследования, в процессе которого получили определенные знания.

    Пространственное моделирование на базе оригами – способ практического закрепления прочитанного произведения.

     Оригами – искусство складывания из бумаги.            Моделирование на материале оригами – творческий процесс и для педагога, и для дошкольников. Дети с удовольствием  складывали фигурки героев произведений В.Бардадым «Хитрая бабочка», «Умные цыплята»; Т.Голуб «Журавлиная пляска».

Использование литературы в различных образовательных областях.

Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

     Детские книги – необходимые советчики во всем многообразии и сложном процессе воспитания детей. При чтении  ряда  произведений  маленькие читатели видят себя как бы со  стороны. При этом литературные герои                  помогают малышам задуматься: «Какой я?», а взрослым выразить свои педагогические требования  в образной, художественной форме,     которая больше понятна и близка малышам, чем прямое  назидание и поучение.

Так в процессе беседы «Как вести себя в зоопарке» было прочтено  стихотворение Л.Мирошниковой «Редкий экземпляр»,  где  проанализировав   поступок героя, дети   сделали  для себя  определенные  выводы.     Литературный материал использовался в различных видах детской деятельности, особенно в решении   проблемных ситуаций, социальных задач:  в процессе игры действие в воображаемом плане  («Летчик» - В.Бардадым); формирование реальных отношений между играющими детьми ( «Велосипед» -Т.Голуб, «Испорченый телефон» - В.Бардадым, «Про мячик с пятнышком»  -Л.Мирошникова, «Бумажный змей» -В.Нестренко, «Скакалка» - В.Неподоба) ; умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих отношений ( «Хорошо», «Дом»  -Т.Голуб,  «Доброта» - В.Бардадым,  «По заслугам»,  «Невероятные превращения» - Л.Мирошникова); отношение к школе:  «Про букварь», « В школу», «Мы читаем»  - В.Бардадым.

        А такие простые по содержанию  и такие поучительные  сказки Веры Дмитриевой как «Сказка  про Катины ушки», «Сказка про волшебные кроссовки»,               « Про мальчика Леню»  просто завораживали детей.  Вместе с детьми  обсуждали героев, особенности их характеров.  Побуждала  их по собственной инициативе высказываться по поводу различных персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта. В ходе такого обсуждения отношение детей к событиям, к героям   не только выявляло, но и изменяло под воздействием других ребят и при косвенном руководстве педагога.                                                                                                                             Я и моя семья.                                                                                                                                                                                   Свои первые шаги, самые важные шаги в познании окружающего мира  дети совершают под руководством взрослых. Взрослым многому надо научить детей, и не только  всевозможным  навыкам, но в первую очередь - доброте, человечности, справедливости, трудолюбию. Наверное самое сильное и естественное чувство , которое живет в душе каждого ребенка ,- это чувство гордости за своих родителей, дедушек, бабушек, членов своей семьи. Но оно не всегда осознанно, не  всегда четко выражено. Взрослый должен  вовремя заметить это проявление детского чувства гордости и любви и поддержать его. Это является основой взаимопонимания. И обязательно, кроме повседневного  общения  со взрослыми людьми, ребенку нужны еще и книги, где чувства эти были бы выражены  в простых и ярких художественных  образах. Эти образы отражены в стихах «Мое имя», «Моя мама», «, «Мой дядя», «Посылка»  - В. Неподоба «Пограничник» - Т.Голуб, «Дедушкин подарок» - В. Бардадым.                                                                                             Трудовое  воспитание.                                                                                                            Трудовая деятельность дошкольников включала  все  виды труда , формируя  нравственные представления, суждения и  оценки с помощью бесед, чтения, рассказывания, иллюстративного материала ,   создания практического опыта трудовой деятельности. Отчетливые  представления о роли труда взрослых, ценностное отношение к    собственному труду и его  результатам предлагает  литературный  материал «Необычная расческа», «Плуг» - В.Нестеренко, «Для чего нужны руки» ,  «Дежурный» -  В.Бардадым,  «Я копаю» - Т.Голуб, «Муравей» -  В. Неподоба  и др.  помогли детям понять, что  труд – это необходимость, что трудятся на земле все:  и люди , и животные. Литературный час для детей и родителей «Нет лени на Кубани»,  построенный  на произведениях кубанских писателей , вызвал  у дошкольников положительные эмоции , а родителей  заставил задуматься  о   правильности воспитания своих чад.  А  совместная работа детей и родителей по ремонту старых книг из библиотечки «Кубанская читалочка» , изготовление кормушек  для птиц  дала возможность еще раз обратиться к творчеству наших земляков.  Литературный   материал способствовал  и  развитию творческих способностей  в    продуктивных видах, на основе желаний и предпочтений .                                                                                 Чувство Родины.                                                                                   Воспоминания детства… они сопровождают человека всю жизнь. И тем более он взрослеет, тем они сильнее и ярче. Освещенные и согретые любовью и нежностью, возникают  в его сознании  картины детства, становятся незримой духовной        связью  человека и земли, где он родился. Из этих детских впечатлений, из этих первых глубоких эмоций вырастает     святое чувство  любви к родной земле.      В    этом эмоциональном процессе познания   Родины неотъемлемой частью должна стать        литература.

Все творчество  кубанских писателей  -  описание  красоты кубанских просторов, богатства окружающего  мира.

         Стихи Т.Голуб «Главный запах» , В.Нестеренко «Родина», В.Неподоба «Шелковица» …. –  в обязательном  порядке включались  в  развлекательные мероприятия  с детьми.   В литературный репертуар   старших дошкольников включила  Кубанские сказы Василия Алексеевича Попова.  « Сказы деда Афанасия»,  «Верный путь», «Чабрец» и др. , которые повествуют   об истории Кубани, мужестве и храбрости казаков при защите своих земель от турков.  Для дошкольника  Кубанские сказы  средство эмоционального погружения  в новую область знания,  в историю Кубани:                                                                              

  Завыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань…В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.                                                                                                                                            После  боя  усталые  казаки сладко уснули на зеленой траве, у родной Кубани.                                     А утром, когда горячее солнце начало лить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от жаркого медвяного запаха. Тысячи кустиков невысокой травки с мягкими листиками и красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них, слали свой нежный аромат и                   ласковый шорох.                                                                                                                                                                                    С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.

Детям предложила вопросы по прочитанному тексту:                                                                    

  - Что случилось с казаком Иваном  Чегода?                                                                                                                             - Почему его боялись турки?                                                                                                                                                                   - Что напоминало  казаку на чужбине о своей Родине?                                                                                                            - Знаете ли вы такую травку – чабрец?

       После  прочтения  произведения  была проведена экскурсия на луг, в процессе которой дети познакомились  с описанной в сказе травкой, рассмотрели ее и представили себя настоящими храбрыми казаками.                                                                                                                  Обучение безопасному поведению в окружающей действительности проводились по следующим направлениям: усвоение дошкольниками  первоначальных знаний и правил безопасного поведения,       формирование бдительного восприятия окружающей среды, развитие способностей к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации.      В процессе         бесед с детьми ,  просмотра  видеоматериалов    достойное   место   заняли стихи Т.Голуб  «Волчьи  ягоды», «Мухоморы» , В.Бардадым «Велосипед», «Гриб Антошка» , которые придали  колорит  предлагаемым материалам.

Познавательное развитие.

Экологическое воспитание .

Задачи экологического образования: освоение экологических представлений, развитие  познавательных умений, накопление опыта гуманных отношений  к растениям и животным.

Эти задачи прекрасно решаются с помощью включения произведений  кубанских писателей в процесс организованных занятий,  ежедневных наблюдений , целевых прогулок .

    Изобилие материала , связанного с природой : стихи о временах года, природных явлениях, птицах, растениях ( цветы, деревья,  травы )  в  сборниках стихов Т.Голуб «Хлебное дерево», В.Неподоба «Солнышко проснулось», В.Нестеренко «Разноцветный помидор», В.Бардадым «Хозяюшка» и др.

      Не  объяснишь  детям более просто и понятно ,  чем  Т.Голуб в своем стихотворении   «Приметы»  о предстоящей погоде.

      Много нового и интересного  узнали  дети в  процессе  реализации проектов  «Птицы Кубани», «Первоцветы Кубани».

При чтении стихов «Какая вода в колодце?» - В.Неподоба,  «Радуга» - В.Бардадым,  «Кого что греет» - Л. Мирошникова, « Умный помощник» -Т.Голуб, дети находят  готовые ответы  на интересующие их вопросы.               С удовольствием знакомила  дошкольников и с прозой. Маленькие рассказы  кубанского писателя П. Иншакова  в сборнике «Кубанские соловушки» предназначены для детей школьного возраста, но имеют место в работе с детьми старших групп. Рассказы о животных в сочетании с описанием кубанской природы, «Бездомная дворняжка», «Ласточка и воробей», «Утиная мама» и др., читаемые  детям во вторую половину дня, вызывают у них   чувство жалости, сочувствие , желание заботиться о братьях меньших.

Речевое развитие»  – одна из основных образовательных  областей и реализовывалось  через знакомство ребенка с книгой, в частности с произведениями кубанских поэтов и писателей, включаемых во все виды образовательной деятельности. При этом   педагог сам должен   обладать грамотной,  образной речью,  знать   предлагаемого детям  произведение, уметь   дать речевой образец чтения стихотворения, логично и  понятно для ребенка  поставить вопросы .

    Чтение произведений кубанских поэтов и писателей были направленны  и на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия  литературного текста и общения по поводу  прочитанного. Слушая,  обсуждая , анализируя   рассказы  о животных «Кубанские соловушки» П.Иншакова  ,  поучительные сказки  В.В.Дмитриевой  или  стихотворение    Л. Мирошниковой «Кому быть воробьем?- дети находят   проблему  и решают ее с помощью вопросов:

- О чем жалуется герой?

- Ты также думаешь?

- Почему ты так считаешь?

- Что, по - твоему,  нужно сделать, чтобы этого не случилось?

    При этом требуется не просто ответить односложно, но «включить ум», подумать и ответить в соответствии с его пониманием и имеющимися знаниями.   В результате,  богаче становится  словарный запас ребенка, мысли выражаются правильными , распространенными предложениями.

Кроме этого решались задачи по  выразительности речи, звуковой культуре

(разучивание  скороговорки «Гром» -В.Бардадым:   произнесении звука   «Р»).

    Физическое развитие.

     Не осталось без внимания поэтов и физическое развитие детей.

Разученные детьми считалки  «Раз,два,три, четыре,пять…» В.Неподоба , «Прилетели на опушку…»-В.Бардадым    используются детьми при проведении подвижных игр.

    Художественно - эстетическое развитие.

     Прочитанные произведения обязательно закрепляются в игровой, художественно-творческой деятельности.  Стихотворение В. Нестеренко «Веснушки», прочитанное во время наблюдений на прогулке  , в последствии  проиллюстрировано детьми.  Тематическая выставка рисунков  «Чем пахнет лето» по произведению Т.Голуб  «Главнй запах» позволило дошкольникам проявить фантазию, совместив в рисунках  увиденное в природе и описанное автором.   Анализируя  детские рисунки,  пришла к выводу,  что  предлагаемый   литературный материал  является  источником  новых художественных впечатлений детей,   что  это находка для  развития  у дошкольников   мышления, воображения, способности художественного восприятия.

    Стихи кубанских поэтов включаются во все тематические праздники и развлечения: «Осень на Кубани», «Хлебный край», «Новый год у ворот», «Здравствуй, лето!» и др.

     Вследствие чего был  решен ряд    познавательных, социально-коммуникативных, речевых задач  развития  дошкольников . Особо следует отметить  воспитательных характер   предлагаемого детям материала в      видении   и познании красоты кубанской природы и отношения   к ней.         Дети обладает  знаниями о природном и социальном мире, в котором они живут, проявляют  заботу   об окружающей среде,  патриотические чувства; эмоционально отзываются  на его  красоту  ( художественное творчество, стихи, песни, танцы).  Стараются соблюдать  элементарные  общепринятые нормы, имеют первичные ценностные представления о том, что такое «хорошо»  и что такое «плохо», стремятся поступать хорощо.  А главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, с удовольствие  слушают, а затем обсуждают  и обмениваются своими впечатлениями, выразительно читают стихи.

Литература:

1.Тупичкина Е.А. Национально-региональный компонент в образовании дошкольников. Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов ХХУ111 международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. – Ч.1У.- 428 с. С. 203-209.

2.Л. В. Рыжова. Методика работы со сказкой .- Санкт — Петербург: Детство — Пресс, 2012.

3.Колобова О. А. Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей. — Чита:  Молодой ученый, 2015.

4.В.И.Панков. Ваши помощники книги. –М.: Просвещение,1978.

5.Л.Б. Береговая,  В.И. Логинов .  Ребенок и книга – М.:1992;

6.А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи.- М.: Линка-Пресс,2003.

7.О.Е. Громова. Ознакомление дошкольников с социальным миром. –М.: Творческий центр,2012

 8.Интернет-ресурсы.

 9.  Сборники произведений кубанских писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по тематическому контрою «Использование художественной литературы с целью всестороннего развития дошкольников»

Зачастую у старших воспитателей возникает  проблема с написанием справок по итгам контроля. Предлагаю свою поощь...

Народные игрушки как средство всестороннего развития дошкольников

Презентация составлена с целью раскрытия особого значения народной игрушки для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Информация оформлена на 15 слайдах, иллюстрируется фотографиями предме...

консультация для воспитателей на тему: "Подвижные игры, как средство физического и всестороннего развития дошкольников"

вт консультации раскрывается сущность подвижной игры, ее особенности, значение для развития дошкольников...

Влияние нетрадиционной изо-техники - пластилинографии на всесторонне развитие дошкольников

В последнее время часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Как же лучше развивать мелкую моторику? Эти вопросы и раскрывает моё...

Роль художественного творчества во всестороннем развитии дошкольника.

Аппликации как один из распространенных видов художественного творчества, включающее рисование, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественно...

Занятия способствующие развитию грамотной речи как ключ к всестороннему развитию дошкольника

Речь является важным инструментом в жизни каждого человека для общения друг с другом, передачи опыта, знаний, семейных ценностей. Речь - это великая сила и удивительно сильное средство, потому что обр...