Рабочая программа "Наследники традиций"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ольга Юрьевна Герасимова

Рабочая программа музыкального руководителя по приобщению дошкольников к народной игровой и традиционной культуре в процессе практического освоения региональных образцов песенного и игрвого фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_nasledniki_traditsiy.docx52.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «НАСЛЕДНИКИ ТРАДИЦИЙ»

Составитель: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории: Герасимова Ольга Юрьевна

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 248» общеразвивающего вида г. Барнаул

Пояснительная записка.

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения . Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре.

МБДОУ № 248 более 10 лет использует в своем образовательном пространстве народно-культурологический компонент, состоящий из  фольклорно- развивающей  среды, из  сочетания в  учебно-досуговой деятельности традиционного дидактического материала и этнопедагогического потенциала, заложенного в лучших образцах общероссийской народной культуры.

Отсюда возникла потребность в целенаправленной работе в этом направлении, результатом которой является создание творческого объединения «Сударушка» в которое входят детские фольклорные коллективы, кружок «Рукотворцы», родительский консультативный клуб.

Для того, чтобы  скоординировать деятельность всех подразделений  была разработана  комплексная программа  «Наследники традиций».

Данная рабочая программа составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС);
  • базисная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • программа «Приобщение детей к истокам русской  культуры» авторы:  О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
  • программа «Камертон» автор: Э.П. Костина;
  • программа «Оберег» автор: Е.Г. Боронина;
  • программа «Горенка» автор: М.В. Хазова;
  • «Музыка-хранительница эмоций» Автор: А.В. Шувалова

В данной программе акцент переносится на новые формы работы с детьми, которые позволяют  обеспечивать единство воспитательных, развивающих  и обучающих  задач процесса образования детей дошкольного возраста, сочетать  принципы научной обоснованности  и практической применимости, строить обучение с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Отличительные особенности программы

Существующие  учебные программы отводят фольклору незначительное  место. В результате, яркий художественный и воспитательный потенциал народной отечественной культуры остаётся невостребованным. Освоение ребёнком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Поэтому народное творчество должно стать основой начального воспитания детей, ступенью, подводящей к познанию мировой художественной культуры.

Программа имеет тематическое построение, одна тема логически переходит в другую и затрагивает жизненно важные аспекты ребёнка от предметного видения мира через постепенное усложнение миропонимания к проблемам Родины.

Особенность программы  в её интегративности, позволяющей объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса в процесса «проживания» фольклора, его «прорастание» в жизнь ребёнка. Кроме того, фольклорные занятия естественно переплетаются  с развитием речи, ознакомлением с окружающим миром, физкультурой, изобразительной деятельностью и т.п.

Целью программы является  приобщение дошкольников к  народной игровой и традиционной культуре в процессе практического освоения региональных образцов песенного и игрового фольклора.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  • Создать  условия для целостного восприятия народной культуры, через близкие образы средствами народной педагогики;
  • Способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка ;
  • Способствовать развитию музыкальных способностей дошкольников: музыкальный слух, его ладовысотные и метроритмические  компоненты;

Принципы построения и реализации программы:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для  развития детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на  любознательность ребенка.
  3. Принцип наглядности, природосообразности,  практичности: предполагает использование наглядных средств развития, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.
  4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении  представлений детьми, протекающую через все виды деятельности.
  5. Принцип интеграции образовательного содержания  разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.
  6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

7.Принцип природосообразности- проживание народного календаря и проведение фольклорных праздников в соответствии с традиционными календарными сроками.

Формы организации деятельности:

  • проживание народного календаря в процессе организации  и проведения народно-календарных праздников;
  • фронтальная и индивидуальная работа с детьми;
  • совместное творческая продуктивная деятельность (рукотворчество):
  • изготовление праздничных атрибутов;
  • традиционных обрядовых и бытовых кукол;
  • обрядовой выпечки.


Работа по обеспечению педагогического процесса.

  • Планирование;
  • Подбор и систематизация нотного материала;
  • Создание медиатеки;
  • Изготовление и подбор пособий, атрибутов и костюмов;
  • Разработка сценариев праздников и развлечений.

Повышение педагогического мастерства.

  • Участие в семинарах ДОУ;
  • Работа в творческой группе;
  • Участие в городских и районных конкурсах, научно- практических конференциях;
  • Курсы повышения квалификации

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате освоения  программы  " Наследники традиций» у детей:

  • обогащаются представления детей о календарно-праздничных традициях русскоязычного населения  Алтайского края;
  •  расширяется объём знаний о  сезонных изменениях в природе на основе знакомства  с земледельческим календарём;
  • вырабатываются практические  навыки и опыт рукотворчества;
  • появляется навык игрового общения как между детьми, так и со взрослыми;
  • оптимизируется речевая активность ребёнка;
  • формируется общая культура, обеспечивающая социальную успешность дошкольника

Основные этапы и сроки реализации.

Этап

Содержание

Срок

1.

Организационный

(подготовка и организация по направлению).

Создание материальной и методической базы

3 квартал

(июль-сентябрь)

2.

Основной.

(включение воспитанников и педагогов в работу по  проблеме развития    духовно-нравственных качеств   у детей  в процессе освоения народной культуры)

Проведение запланированных мероприятий с детьми, педагогами, родителями

Учебный год

3.

Заключительный.

(мониторинг результатов реализации программы)

Тестирование,

 устное анкетирование,

визуальные наблюдения.

Сравнение, сопоставления результатов.

Сравнительный анализ деятельности.

Май - июнь

 

Участники программы: педагоги, родители старших дошкольников, дети старшего дошкольного возраста.

Срок реализации – Программа рассчитана на один год. Занятия проводятся  2 раза в неделю протяжённостью 30минут. Всего за учебный год – 68 часов.

Материальная база, обеспечивающая реализацию данной программы:

  • помещение для организации занятий;
  • мультимедийный комплекс, аудиоаппаратура;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, баян, аккордеон, балалайка;
  • комплект шумовых народных инструментов: рубель, трещотка, свирель, деревянные ложки, окарина, шаркунки, свистульки и т.д.

Учебно- методическая база:

Программы:

  • базисная  общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • программа «Приобщение детей к истокам русской  культуры» авторы:  О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой;
  • программа «Камертон» автор: Э.П. Костина;
  • программа «Оберег» автор: Е.Г. Боронина;
  • программа «Горенка» автор: М.В. Хазова;
  • «Музыка-хранительница эмоций» Автор: А.В. Шувалова

Учебно-методические пособия:

  • «Календарно-праздничная обрядность русского народа»  в 2 частях/сост: Н.Т. Чердынцева, О.В. Дерябина, Барнаул, 2009г
  • «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»/авт: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева/ Санкт-Петербург, 2012 г
  • «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» Г.М. Науменко, М. 2001 г;
  •  «Воспитание ребёнка в русских традициях» Л. Соколова, М, 2003 г.;
  • «Энциклопедия детского фольклора», / Москва, 2008;
  • «Педагогический репертуар для детского фольклорного ансамбля»/сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева,2012г;
  • «Серия интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению  с бытом и традициями Руси»/сост: Е.Р. Железнова/Санкт-Петербург, 2011г

             Музыкально-игровой материал:

  • « Наш весёлый хоровод» сост: .И. Мерзлякова, Т.П. Мерзляков, выпуск 1
  •  «Поёт и играет «Медуница» О.С. Щербакова, О.В. Голомидова
  • «Народная игра- забава, радость, красота» /сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева/Барнаул, 2009г;
  • «Учебно-творческий репертуар народно-певческого коллектива»/ сост: О.В. Дерябина, Н.Т. Чердынцева/Барнаул, 2013г;

Педагогическое портфолио:

(материалы по организации и проведению календарных праздников)

  • «Кузьминки»
  • «Покров»
  • «Святки»
  • «Масленица»
  • «Пасха»
  • «Сороки»
  • «Троица»              


Календарно- тематический план

Месяц

Тема

Знакомство с устным  народным творчеством

Знакомство с русской народной песней

Использование фольклора в развитии двигательной активности детей

Знакомство с русским народным искусством

Знакомство с народными календарно-обрядовыми праздниками.

Сентябрь

1.Сентябрь-Новолетие

2. Золотые серпы

3. Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет

1.Беседа о лете.

2.Народные приметы, пословицы, поговорки, загадки о летних явлениях природы.

3.Сказка «Житный дед» (см * 4 стр 305)

4. Сказка «Золотые серпы» (см *4 стр 307)

- Рассказ о  русской  народной  песни

Презентация «Народная песня в жизни русского народа»

Жнивные песни

«Чьё это поле задремало

стоя?»

(см*4 стр.294

 1.«Пахари и жнецы» (см 8 стр78)

2. «Никонориха»

(см *8 стр 87)

3. «Вейся, капустка, моя»

4.Закрепить хороводный шаг.

5. Хоровод «Во саду ли, в огороде»

1.Знакомство с  мини-музеями  в группах

2.Знакомство с предметами быта русского народа, (см * 3 задание 1-3)

3Презентация

«Кукла- закрутка»

4.Рукотворчество: «Крупеничка»

Беседа «Осенины на Руси».

Совместно с родителями проживание праздника: «Капустник. Воздвижение».

Октябрь

1.Октябрь- листопадник»

2. «Покровская ярмарка»

3. «Конец осенним  хороводам- начало зимних посиделок»

Народные приметы

(см*2 стр 145)

Потешки к празднику «Покров».

Загадки об избе, о предметах быта (см * 1 стр 25).

Презентация «Русская изба»

1.История лирической песни

 слушание:

«То не ветер ветку клонит»  

Исполнительство:

«Прялица»

«Жил у нашей бабушке чёрный баран» (см *8 стр. 85)

«Ярмарка »

Игры:

«Плетень»

 «Нынче праздничек»

«У Маланьи у старушки»

Закрепить упражнение «Ковырялочка»

Знакомство с предметами быта русского народа.

 Изба (см * 3 задание 4-7)

Рассказ о прялке. Знакомство с Городецкой росписью

(см*1 стр 108)

Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Ярмарка на Покров» (совместно с родителями)

Ноябрь

1. «Синичкин день»

2. «Кузьминки»

3. «Ноябрь- ворота зимы»

  1.  «
  2. «
  3. «

1. Народные приметы

2.Рассказ о празднике, обычаях с ним связанных, с праздником Кузьминки (см* 1стр 155)

3. Заучивание считалок про птиц.

4. Заключительная беседа об осени (см* 2 стр. 92)

Рассказ о характерных признаках частушки

(см * 1 стр 44)

Исполнительство:

«Частушки «На Кузьму- Демьяна»

«Во-кузнице»

«Милый ты на Кузюшка»

Хоровод

«Выпал беленький снежок»

Игры:

 «Кузнецы»

 «Подушечка»

(см* 1стр 367-368)

«Летал воробей

Знакомство с предметами быта русского народа, (см * 3 задание 8- 10)

Рукотворчество с родителями: «Кузьма и Демьян»

«Кормушки для птиц»

Культурно-досуговая деятельность:

«Кузьминки- по осени поминки»

«Синичкин день»

Декабрь

1. «Декабрь – год кончает, зиму начинает»

2. «Наум, наведи нас на ум» (14 декабря)

Народные приметы

( см*2 стр 144)

Стихи о зиме

заклички «Дожидай, зима»

(см *4 стр 24)

Разучивание колядок, рождественских песен:

«Новый год пришёл»

(см * 4 стр 52)

«Коляда, коляда»

(см * 4 стр 44)

Элементы русских народных плясок: проходка, мелкая дробь.

Танец «Кадриль»

 Игры «Метелица»

 «Баба Яга»

( см * 1 стр 314)

«Кузовок»

Гжельская роспись.

 Цикл бесед «Гжель прекрасная» (см* 2 стр 96, 162)

Выставка предметов Гжели

Рукотворчество:

«Узоры Гжели»

Культурно- досуговая деятельность:
« Екатерина санница»

«Новый год»

Январь

1. «Январь- зимы государь»

2. «Рождество. Святки»

3. «Емельян- покрути буран» ( 21 января)

Чтение сказки «Два мороза»

 (см* 4 стр 52)

Сказка «Золотой перстенёк»( см * 4 стр 83)

 Беседа о зимних сказках.

 Зимние загадки

Зимний кален- дарно- праздничный цикл «Святки» «Крещение» (см * 10 стр 9- 12)

Колядки: «Авсень- коляда»

«Ходила калида накануне Рождества»

Подблюдное гадание «Ой, ползёт жучок»

(см * 11 стр 9)

Элементы русских народных плясок: шаг с припаданием

Игра:

« Два мороза»

(см *1 стр 317)

«Дрема»

«Заморожу»

Цикл занятий: «История мужской и женской одежды»

( см * 2 стр 119)

Презентация «Русский народный костюм»

Работа в рабочей тетради

(см * 3 задание 12-14)

Презентация «Святки» -Святочные маски -Ряженые - Гадание»

Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Святки»

Февраль

1. «Февраль рог зиме  сшибает

2. «Сретенье»

3. «Масленица»

Народные приметы

(см* 2 стр 143)

Заклички

(см* 4 стр 87)

История праздникаМасленица (см* 2 стр 156)

Сказки:

«Солнце и блины» «Соломенная масленица»

( см * 4 сто ЮЗ- 109)

Масленичные песни

«Едет Масленица годовая» (см * 11 стр 10)

«Блины»

(см *8)

«Ты прощай, прощай, наша Масленица»

Элементы русских плясок: гармошечка.

Игры:

«Золотые ворота»,

«Бояре»

.

Цикл занятий «История головных уборов»

(см * 2 стр 128)

Работа в рабочей тетради

(см * 3 задание

15)

Рукотворчество «Масленица» (работа с соломой)

Культурно- досуговая деятельность: фольклорный праздник «Масленица»

Презентация «Масленица широкая»

Март

1 «Март и снегом сеет, и солнцем греет»

2. «Весёлые посиделки»

3. «Грач на горе- весна на дворе»

4. «Сороки»

Закличка «Жаво- ронушки, переле- тушки»

(см* 4стр 117)

Приметы весны

Загадки о весне

Рассказ о празднике «Сретенье»

Весенний цикл «Сороки, вороны»

(см * 11 стр 14)

«Жаворонушки»

(см * 11 стр 15)

Элементы русских плясок: полуприсядка с каблучка.

Игры:

 «Горелки», «Бочка»

«Ручеёк»

Рукотворчество:

1.«Мартинички» (из ниток)

2.Выпечка из пресного теста птичек- жаворонков

Культурно- досуговая деятельность: «Весёлые посиделки»

Апрель

1 «Встреча весны. Благовещенье»

2. «Пасха»

3. «Апрель водою славен, почками красен»

Народные приметы

(см* 2 стр 143)

Подражание голосам птиц: Приговорки

(см *4 стр.144-146)

История

праздника

«Пасха»

(см * 2 . 150)

«Купим мы, бабушка»

«Чу-вель, вель, вель»

( см* 11 стр 15)

«Летели две птички»

Элементы русских плясок: притопы, прихлопы.

Танец «Сударушка».

Игры: «Сова», «Селезень и утка». «Ерёма»

Рукотворчество:

Роспись пасхальных яиц

Презентация «Пасхальные яйца»

Презентация «Закликание. Печёные жаворонки»

 (см* 10 стр.29)


Культурно- досуговая деятельность:

«Пасхальный кулич»

Май

1.«Май- хоровод начинай»

2. «К нам приехала сама Золотая Хохлома»

3. «Красна птица пеньем, а человек уменьем»

4. «Круглый год»

Народные приме¬

ты

(см* 2 стр 144)

Сказка «Кукушкины

 слёзки»

(см* 4 стр 253)

Стихи о весне

История хороводной песни

«Во поле берёзонька стояла»

(см * 11 стр 19)

«Ой, вставала я ранёшенько»

(см* 11 стр 18)

Игры:

«Бабушка Маланья»

«В хороводе были

мы»

Рукотворчество:

роспись посуды Хохломской росписью.

Культурно- досуговая деятельность:

«Круглый год» - итоговое развлечение с родителями по народному календарю

Список использованных источников:

1. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, С-Петербург, 1999г

2. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, С-Петербург, 1998г

3. «Как жили люди на Руси» Рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-Петербург, 1998г.

  4. «Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках» Г.М. Науменко, М. 2001 г

5. «Воспитание ребёнка в русских традициях» Л. Соколова, М, 2003 г.

6.«Песенные узоры» выпуск 1

7. «Песенные узоры» выпуск 3

8. « Наш весёлый хоровод» с.И. Мерзлякова, Т.П. Мерзляков, музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников выпуск 1

9. «Поёт и играет «Медуница» О.С. Щербакова, О.В. Голомидова

10. Календарно-праздничная обрядность русского народа, учебно-методическое пособие, часть 1

11. Календарно-праздничная обрядность русского народа, учебно-методическое пособие, часть 2

  12.«Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа»/авт: Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева/ Санкт-Петербург, 2012 г

 13. Интернет- ресурсы………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА К ТРАДИЦИЯМ В ДЕТСКОМ САДУ. «ГОСТЕПРИИМСТВО В ДЕТСКОМ САДУ»

ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:   Приобщать детей к национальной духовно-нравственной культуре. Продолжать знакомить с традициями русского гостеприимства и обычаями народов других национальностей. Обогащать ...

Рабочая программа творческого кружока "Посиделки в светёлке" тема: "Развитие прикладного творчества дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек - тряпичная кукла"

Цель: Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.Задачи:Обучающая: изучить народные ...

Проект рабочей программы " Формирование основ нравственного воспитания детей ( 2 младшая, средняя группа) через ознакомление с особенностями и традициями своей семьи"

Цель: Создать условия для развития интереса к особенностям . истории и традициям своей семьи, для формирования нравственных основ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА культурной практики по формированию познавательного интереса у детей 5-7 лет к культуре и традициям татарского народа «ЙОЛДЫЗЧЫК»

В рабочей программе представлено содержание работы татарского кружка.Цель программы - приобщение детей дошкольного возраста, к культуре татарского народа, его истокам, языку, познание быта и традиции ...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДОШКОЛЬНИКОВ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Программа направлена на:-  формирование традиционных семейных ценностей и традиций, утрата которых становится всё более заметной в современном обществе посредством проектной деятельности; - ...