Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы Тема: «Путешествие по Краснодарскому краю»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мелешина Инна Владимировна

Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы

Тема:  «Путешествие по Краснодарскому краю»

 

Программные задачи:

Развивать познавательный интерес о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края (реки - притоки реки Кубань, озёра,  искусственные водоёмы);  память, быстроту реакции,  сообразительность,  находчивость,  логическое мышление.  Углублять знания о природе и экологии края. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.

Материал: экологическая карта Краснодарского края, компас, презентация памятников природы Краснодарского края, ярко оформленные остановки.

 

Ход НОД:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир знаний по разным частям света (на север, восток, юг, запад).

– Ребята, а если вы потерялись, например, в лесу, что будете кричать? – Ау!

– А как еще можно звать на помощь? – Кричать имя.

– А чтобы не потеряться, мы должны правильно ориентироваться. А поможет нам компас.

Первая остановка у нас находится на востоке.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Первая остановка «Животный и растительный мир».

- Дети, кто знает, какие животные обитают в Краснодарском крае? Раскажите. (Дети рассказывают).

- На равнине обитают лисица, ласка, хорек, заяц-русак, грызуны. В горных лесах - бурый медведь, волк, шакал, енотовидная собака, барсук, рысь, лесной кот, куница, кабан, благородный олень, косуля. черный дятел, клест - еловик, снегирь. коршун, совы. сычи, куропатки. На берегах рек - норка и выдра, ондатра. В лиманах живут водоплавающие птицы, пеликаны. Чайки, чибисы. кулики, гуси, цапли. Высоко в горах - западнокавказский тур, серна, снежная полевка, кавказские тетерева.

- А вы знаете, что загрязненность почвы и воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьев. Зато увеличилось количество ворон, голубей.

- Кто расскажет о растительном мире?

-В горах - широколиственные леса (дубовые, буковые, в районе Сочи - смешанные колхидские) и хвойные (пихта, ель). Высоко в горах - альпийские луга, степи.

– Следующая остановка на севере.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти заданное направление).

Вторая остановка «Водный мир».

-Это экологическая карта краснодарского края. Если посмотреть на неё и сфотографировать с самолёта, то она будет полосатая, как тигр. А почему? Как вы думаете?(ответы детей).

-Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на Кубанской земле.

Работа с картой.

-Самой важной рекой является Кубань. Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток – это начало реки. Она мчится по ущельям – это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода в реке мутная, пресная и без неё не обойтись. Она нужна людям в хозяйстве, без неё не смогут работать электростанции. Кубань полезная река. По ней ходят суда. Они перевозят людей и грузы. А можно просто отдохнуть, порыбачить на берегу. Впадает река в Азовское море – это устье реки.

- Дети, кто расскажет о малых реках Краснодарского края, которые являются притоком Кубани(ответы детей).

-Это такие реки как Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс (показ на карте). Это горные реки, а ещё все они питаются атмосферными осадками и грунтовыми водами.

-Кто из вас ребята расскажет что это за воды? (ответы детей).

-Тают ледники и небольшим прозрачным ручейком начинается река.

-На юго-западе наш край омывается водами Чёрного моря. На северо-западе Азовского моря и Керченского пролива. Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, т. к. часто штормит. В нём много рыбы и других морских животных. Вода в нём солёная. Азовское море меньше, чем Чёрное. Это самое маленькое и мелкое море. Вода в нём сильно прогревается и поэтому там быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.

-Дети! Послушайте загадку.

Начинается на «о»

Оно в горах встречается

Нигде не повторяется

И кончается на «о»

Значит это (озеро)

-Озеро – это большое природное углубление (замкнутый водоём с водой)

-И у нас на Кубани есть много озёр. Большинство из них находятся в горах.

-Самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края находится недалеко от Новороссийска на гористом полуострове Абрао. Оно так и называется - Абрао.

-Есть озёра степные горько-солёные - Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Они богаты лечебной солью. Озеро Ханское около г. Ейска известно своими лечебными грязями.

-У нас в Краснодаре тоже есть озёра. Какие? (ответы детей)

-Это Карасунские озёра - старинные озёра. Раньше это была река Карасун, но построив на ней дамбы образовались озёра – прекрасное место для отдыха и рыбной ловли. Но надо сказать, что состояние всех водоёмов края вызывает тревогу в связи сих загрязнением.

-Дети, а кто из вас знает об исскуственном водоеме? (ответы детей)

- Это Краснодарское водохранилище. Оно обеспечивает водой рисовые поля, в нём разводят ценные породы рыб, а ещё это хорошая зона отдыха.

- Много мы сегодня говорили о воде, которая играет важную роль в жизни людей, животных, растений. Это часть нашей природы, которую надо любить и охранять. Есть такая пословица о природе«Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!»

Физкультминутка«Найди части света».

(Дети становятся по стрелке компаса лицом на «Север». Вытягивают руки в стороны: правая рука будет показывать на «Восток», а левая рука на «Запад». За спиной у детей остается«Юг». Воспитатель дает команду – «Юг», дети поворачиваются на «юг» и т. д.)

-Следующее направление на запад.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Третья остановка «Памятники природы».

– Дети, а кто знает, чем славится наш Краснодарский край?

– Какие природные памятники вам знакомы? Расскажите о них.

(Воспитатель показывает презентацию, а дети рассказывают).

– Слайд «Скала Парус» – памятник природы, находящийся в 17 км от курорта Геленджик, вблизи села Прасковеевка, получил свое название благодаря уникальности очертаний скального массива, расположенного по берегу Черного моря. Это вертикально стоящий пласт песчаника, по всем очертаниям напоминающий парус.

– Слайд «Биосферный заповедник». Мостовской район находится на юго-востоке Краснодарского края. Большая часть территории района входит в Кавказский биосферный заповедник. По природно-климатическим условиям территория района ничуть не уступает швейцарским Альпам. Климат в заповеднике умеренно континентальный, в году 8 теплых месяцев. Зима короткая, часто случаются оттепели. В июле средняя t° воздуха +25° С, в декабре –5° С

– Слайд «Ейская коса» – намывная песчаная коса в Азовском море. Разразившимся в 1914 году сильным ураганом часть косы была смыта, ее окончание оказалось отрезанным и превратилось в остров, в последствии названная Зеленым островом.

– Слайд «Дольмены» (в переводе – «каменный дом») – гигантские гробницы, рассеянные в горах Западного Кавказа, сложенные из каменных плит весом до 30 тонн. Дольмен – это усыпальница для знатных членов рода, место совершения культовых обрядов, смысл которых был утерян, или вообще сначала там просто жили, как в землянках, а хоронить стали уже потом. Так появились «города для мертвых» – дольменные некрополи. Народы Кавказа называют их «дома карликов»«пещеры»«древние могильные дома»,«вместилища костей», а русские – «богатырскими хатами».

- Следующее направление на юг.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Четвертая остановка «Итог».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_kubanovedeniyu.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы

Тема:  «Путешествие по Краснодарскому краю»

Программные задачи:

Развивать познавательный интерес о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края (реки - притоки реки Кубань, озёра,  искусственные водоёмы);  память, быстроту реакции,  сообразительность,  находчивость,  логическое мышление.  Углублять знания о природе и экологии края. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.

Материал: экологическая карта Краснодарского края, компас, презентация памятников природы Краснодарского края, ярко оформленные остановки.

Ход НОД:

– Дети, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир знаний по разным частям света (на север, восток, юг, запад).

– Ребята, а если вы потерялись, например, в лесу, что будете кричать? – Ау!

– А как еще можно звать на помощь? – Кричать имя.

– А чтобы не потеряться, мы должны правильно ориентироваться. А поможет нам компас.

Первая остановка у нас находится на востоке.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Первая остановка «Животный и растительный мир».

- Дети, кто знает, какие животные обитают в Краснодарском крае? Раскажите. (Дети рассказывают).

- На равнине обитают лисица, ласка, хорек, заяц-русак, грызуны. В горных лесах - бурый медведь, волк, шакал, енотовидная собака, барсук, рысь, лесной кот, куница, кабан, благородный олень, косуля. черный дятел, клест - еловик, снегирь. коршун, совы. сычи, куропатки. На берегах рек - норка и выдра, ондатра. В лиманах живут водоплавающие птицы, пеликаны. Чайки, чибисы. кулики, гуси, цапли. Высоко в горах - западнокавказский тур, серна, снежная полевка, кавказские тетерева.

- А вы знаете, что загрязненность почвы и воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьев. Зато увеличилось количество ворон, голубей.

- Кто расскажет о растительном мире?

-В горах - широколиственные леса (дубовые, буковые, в районе Сочи - смешанные колхидские) и хвойные (пихта, ель). Высоко в горах - альпийские луга, степи.

– Следующая остановка на севере.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти заданное направление).

Вторая остановка «Водный мир».

-Это экологическая карта краснодарского края. Если посмотреть на неё и сфотографировать с самолёта, то она будет полосатая, как тигр. А почему? Как вы думаете?(ответы детей).

-Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на Кубанской земле.

Работа с картой.

-Самой важной рекой является Кубань. Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток – это начало реки. Она мчится по ущельям – это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода в реке мутная, пресная и без неё не обойтись. Она нужна людям в хозяйстве, без неё не смогут работать электростанции. Кубань полезная река. По ней ходят суда. Они перевозят людей и грузы. А можно просто отдохнуть, порыбачить на берегу. Впадает река в Азовское море – это устье реки.

- Дети, кто расскажет о малых реках Краснодарского края, которые являются притоком Кубани? (ответы детей).

-Это такие реки как Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс (показ на карте). Это горные реки, а ещё все они питаются атмосферными осадками и грунтовыми водами.

-Кто из вас ребята расскажет что это за воды? (ответы детей).

-Тают ледники и небольшим прозрачным ручейком начинается река.

-На юго-западе наш край омывается водами Чёрного моря. На северо-западе Азовского моря и Керченского пролива. Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, т. к. часто штормит. В нём много рыбы и других морских животных. Вода в нём солёная. Азовское море меньше, чем Чёрное. Это самое маленькое и мелкое море. Вода в нём сильно прогревается и поэтому там быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.

-Дети! Послушайте загадку.

Начинается на «о»

Оно в горах встречается

Нигде не повторяется

И кончается на «о»

Значит это (озеро)

-Озеро – это большое природное углубление (замкнутый водоём с водой)

-И у нас на Кубани есть много озёр. Большинство из них находятся в горах.

-Самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края находится недалеко от Новороссийска на гористом полуострове Абрао. Оно так и называется - Абрао.

-Есть озёра степные горько-солёные - Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Они богаты лечебной солью. Озеро Ханское около г. Ейска известно своими лечебными грязями.

-У нас в Краснодаре тоже есть озёра. Какие? (ответы детей)

-Это Карасунские озёра - старинные озёра. Раньше это была река Карасун, но построив на ней дамбы образовались озёра – прекрасное место для отдыха и рыбной ловли. Но надо сказать, что состояние всех водоёмов края вызывает тревогу в связи сих загрязнением.

-Дети, а кто из вас знает об исскуственном водоеме? (ответы детей)

- Это Краснодарское водохранилище. Оно обеспечивает водой рисовые поля, в нём разводят ценные породы рыб, а ещё это хорошая зона отдыха.

- Много мы сегодня говорили о воде, которая играет важную роль в жизни людей, животных, растений. Это часть нашей природы, которую надо любить и охранять. Есть такая пословица о природе: «Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!»

Физкультминутка: «Найди части света».

(Дети становятся по стрелке компаса лицом на «Север». Вытягивают руки в стороны: правая рука будет показывать на «Восток», а левая рука на «Запад». За спиной у детей остается«Юг». Воспитатель дает команду – «Юг», дети поворачиваются на «юг» и т. д.)

-Следующее направление на запад.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Третья остановка «Памятники природы».

– Дети, а кто знает, чем славится наш Краснодарский край?

– Какие природные памятники вам знакомы? Расскажите о них.

(Воспитатель показывает презентацию, а дети рассказывают).

– Слайд «Скала Парус» – памятник природы, находящийся в 17 км от курорта Геленджик, вблизи села Прасковеевка, получил свое название благодаря уникальности очертаний скального массива, расположенного по берегу Черного моря. Это вертикально стоящий пласт песчаника, по всем очертаниям напоминающий парус.

– Слайд «Биосферный заповедник». Мостовской район находится на юго-востоке Краснодарского края. Большая часть территории района входит в Кавказский биосферный заповедник. По природно-климатическим условиям территория района ничуть не уступает швейцарским Альпам. Климат в заповеднике умеренно континентальный, в году 8 теплых месяцев. Зима короткая, часто случаются оттепели. В июле средняя t° воздуха +25° С, в декабре –5° С

– Слайд «Ейская коса» – намывная песчаная коса в Азовском море. Разразившимся в 1914 году сильным ураганом часть косы была смыта, ее окончание оказалось отрезанным и превратилось в остров, в последствии названная Зеленым островом.

– Слайд «Дольмены» (в переводе – «каменный дом») – гигантские гробницы, рассеянные в горах Западного Кавказа, сложенные из каменных плит весом до 30 тонн. Дольмен – это усыпальница для знатных членов рода, место совершения культовых обрядов, смысл которых был утерян, или вообще сначала там просто жили, как в землянках, а хоронить стали уже потом. Так появились «города для мертвых» – дольменные некрополи. Народы Кавказа называют их «дома карликов», «пещеры», «древние могильные дома»,«вместилища костей», а русские – «богатырскими хатами».

- Следующее направление на юг.

(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).

Четвертая остановка «Итог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. с детьми старшей группы. Тема: "Путешествие в страну Добронравию"

Образовательные области: "Социализация", "Коммуникация". Формировать у детей  желание выполнять нормы и правила этического  поведения....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшей группы. Тема: «Путешествие в страну мальчиков и девочек».

Задачи:Воспитательная:-Закрепить и упорядочить понятия детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек. Формировать образ «Я&r...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: ««Путешествие в страну красок»

Цель: формирование у детей познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, создание условий для формирования представлений о весне....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы Тема: «Путешествие со сказочными героями»

Конспект  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми старшей группы...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие по родному, удивительному краю - Забайкалью ».Задачи: Познакомить детей с природой Забайкальского края. Дать поня...

Занятие в старшей группе Тема: Путешествие на север Красноярского края.

Цель: Расширение представлений детей о природе, климатических условиях, растительном и животном мире, северных районов Красноярского края, народе эвенков их жизни и некоторых традициях....