Проект "Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Новикова Елена Владимировна

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  март-апрель

Участники проекта: дети  старшей  группы, воспитатели

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hleb.docx136.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хлеб – всему голова»

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта:  март-апрель

Участники проекта: дети  старшей  группы, воспитатели

Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

 

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

  • расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
  • показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

• социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

 «Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

Познание

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр презентации  «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мельник, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Экскурсия на кухню детского сада , на пекарню(по возможности ). Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя).

- Замешивание теста (солёного для лепки)

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск  стенгазеты (фото реализации проекта «Хлеб - наше богатство» )

3. Театрализация русской народной сказки «Колобок». 

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему:

«Как хлеб приходит к нам в дом».

Интеграция образовательных областей: «Познание»,  «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».

 Образовательные технологии:  здоровьесберегающая  (пальчиковая гимнастика), ИКТ (презентация), игровая, исследовательской деятельности, мнемотехника.

 Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы

Обучающие задачи:

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Расширять и обогащать знания детей о значении хлеба в жизни человека и об изготовлении этого продукта.

Продолжать обогащать представления детей о профессиях (пекарь).

Пополнять словарный запас детей: пекарь, трактор,  комбайн, мельница, колос, пшеница, рожь, аппетитный.

Развивающие задачи: Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

Продолжать развивать мелкую моторику, восприятие величины, цвета, формы.

Развивать любознательность детей, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать у детей бережное, уважительное отношение к хлебу и к труду  людей, выращивающих его.

Воспитывать у детей уважение к труду.

Материалы и оборудование: презентация «От колоска к караваю»,  каравай, колосья пшеницы, мука,   яйца,  кисточки для смазывания теста, ёмкость с землей, мисочки, зерна, лейки, грабли, тесто, доски разделочные, влажные салфетки.

 Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций по теме «Злаки», «Хлеб»; чтение и заучивание пословиц про хлеб; чтение художественной литературы: р.н.с. «Колобок», «Колосок», стихотворений И. Токмаковой «Что такое хлеб?», Я. Дягутите «Рожь», С.Погореловский «Хлебушек душистый»; беседа «Берегите хлеб»; заучивание стихотворений по теме.

 Ход мероприятия:

В-ль:  Ребята, сегодня к нам придет гость, а с чем он придёт, вы сейчас отгадаете:

 Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб) –ответы детей.

 Входит пекарь  (в руках у него –каравай):

-Здравствуйте, ребята! Отгадайте и мою загадку:

 Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском. (хлеб)-ответы детей

 -Молодцы! Посмотрите, какой красивый и ароматный я испекла для вас хлеб, он называется каравай (потому что, круглый, красивый, похожий на солнце). Ребята, а как называют человека, который печет хлеб?

-Пекарь  (ответы детей)

-Я - пекарь. Я пеку хлеб.  И я хочу рассказать вам, из чего пекут хлеб. Но сначала мы с вами поиграем в игру «А какой он, хлеб?» Встанем в круг. Вот вам моя скалочка. Передавайте её друг другу и называйте при этом, каким бывает хлеб. Начну я: душистый. Дети: румяный, свежий, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, ржаной, пшеничный, черный, вкусный, полезный…

-  Молодцы! А теперь  присаживайтесь за столы, каравай мы поставим вот сюда, и он вместе с нами тоже будет слушать.

Пекарь:  Ребята что у вас лежит на тарелочках?

Дети: Зерна пшеницы.

Пекарь: Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?

Скажите, какой они формы, величины и цвета?

Дети: Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.

Пекарь: Вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки? В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся, зерна нужно посадить в землю.

Пекарь: Вот дети у нас маленькое поле. Я сделаю грабельками бороздки, а вы разложите свои зернышки в эти бороздки. Молодцы. А сейчас я прикрою зернышки землей. 

Как вы думаете, что поможет  нашим зернам прорасти?

Дети: Солнце – свет, дождь – вода.

Пекарь: Правильно, возьмите лейку и обильно полейте наш посев.

Ребята, посмотрите, какие росточки появятся из зерен, а из росточков вырастут колосья. Посмотрите, как много колосьев выросло на большом поле из ростков (обращает внимание детей на экран). Какое красивое золотое поле.

А это поле  останется у вас в группе. Вы будете за ним   ухаживать, наблюдать.  И не забывайте поливать.

 Пекарь: Ребята я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим.

Колос состоит из стебелька ..., колоска в котором живут зерна... и усиков.

Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят».

А сейчас, ребятки, мы с вами превратимся в колоски и  «пошевелимся» под ветром.

Физминутка:

Вырос в поле колосок.   (дети сидят на корточках)

Он ни низок, ни высок.   (постепенно поднимаются)

Налетел ветерок,              (поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.          

Мы  в поле придем,             (ходьба на месте)

Колоски соберем,             (наклоны)

Муки натолчем,                (кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем.             (сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,        

Караваем угощаем.          (вытягивают руки вперед ладонями вверх)

 Пекарь: Ребята, сейчас я вам покажу,  какие  машины   помогают людям выращивать пшеницу.

Пекарь: Посмотрите на экран, как называется эта машина (трактор), эта (комбайн)?

Пекарь: При помощи трактора люди  пашут поле и сеют зерна в землю.

А это комбайн, он убирает колосья с поля, а зерна высыпает в машины.    Они отвозят зерна на мельницу, где   их перемалывают в муку.

Мы с вами уже много узнали:  не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились в поле. Не зря говорят: Не велик кусок пирога, а стоит много труда. Что это значит? (ответы детей)

  Пекарь: А сейчас я предлагаю поиграть в  игру «Замесим тесто» (пальчиковая гимнастика):

Мешу, мешу тесто,     (сжать руки в кулаки  и «месить» тесто )

Мну и катаю,                 («раскатывать»)

В печи запекаю.           («перекладывать тесто» из руки в руку)

А потом за столом

Нарезаю ножом.          («резать» ребром ладони)

Пекарь: Дети, посмотрите сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают на экране). А теперь мы с вами отправимся в  «пекарню» и испечём ароматные булочки.

А давайте, мы с вами  сейчас превратимся в пекарей. (Одевают фартуки и колпаки, протирают руки влажными салфетками).

Пекарь: Дети, что лежит перед вами? Ребята, перед вами в мисках тесто, а на дощечке горстка муки. Разровняйте муку по дощечке. Какая мука на ощупь?

Теперь возьмите кусочек теста, (какое оно? - мягкое нежное легко лепится), чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить элементы для создания картины. (Дети по примеру воспитателя лепят листики и цветочки для картины  из солёного теста «Хлебное дерево»).

Очень бережно надо относиться к хлебу не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него свой  труд.

Пекарь: Дети, вам понравилось лепить из теста и создавать прекрасную совместную работу?.

К сожалению, наше путешествие подошло к концу и мне пора  уходить. Вы все были такие молодцы.

Вот он, хлебушко душистый. Вот он, теплый,  золотистый. В нем здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!

  И вы, ребятки, берегите хлебушек, который каждый день приходит к вам на стол. До свидания ребята!

ХЛЕБНОЕ ДЕРЕВО

 

n184 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

План мероприятий по реализации проекта "Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом"

План  мероприятий по реализации проекта "Зерноградский хлеб с теплом в каждый дом"...

Конспект ООД по читательским умениям. Тема: Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:-познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему привод...

Конспект НОД в группе раннего возраста «Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем!»

Цель: формирование представления о целостной картине мира, создание условия для развития речевой активности...

Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»

Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и ...

Чтение сказки К. Паустовского "Теплый хлеб". Конспект занятия в подготовительной группе.

Развивающая задача: Развивать речь, мышление , память детей.Обучающая задача: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравс...

Конспект НОД в группе раннего возраста «Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем!»

Цель: формирование представления о целостной картине мира, создание условия для развития речевой активности...