Сообщение: «Ознакомление с историей Республики Мордовия как средство патриотического воспитания»
статья на тему

Демкина Татьяна Николаевна

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

Сообщение:

«Ознакомление с историей Республики Мордовия как средство патриотического воспитания»

Подготовила: воспитатель

 высшей категории

Демкина Татьяна Николаевна

Инсар 2016

             В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.

           Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. В свою очередь, именно дошкольный возраст является сензитивным периодом становления личности и имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, в том, числе и чувства патриотизма.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Задачи эти должны решаться в совместной работе детского сада и семьи. Ведь любовь к родному краю, знание культуры родного края начинается с любви к семье.

В детском саду эти задачи решаются в повседневной жизни: на занятиях, при проведении экскурсий, праздников, чтении художественной литературы и т. д. Однако семья – основное связующее звено между ним и более широкой общественной средой, окружающим миром. В семье в общении с родителями, с братьями, сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Так, начиная с раннего возраста, закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.

Сила семейного влияния на ребёнка заключается также и в его непрерывности, постоянстве. Семья воспитывает ребёнка не только тогда, когда родители сознательно осуществляют свою воспитательную деятельность. На ребёнка оказывает воздействие и особенности быта, уклада жизни семьи, её традиции, характер взаимоотношений её членов, их нравственные качества, потребности и интересы. Поэтому привлечение педагогами к совместной работе в развитии и воспитании детей семьи бесспорно важно.

Педагогам важно обращать внимание родителей на то, сколь положительно сказывается на всестороннем развитии ребёнка активное приобщение его к окружающей жизни. Важно объяснить родителям и другим членам семьи, с какими явлениями общественной жизни нужно знакомить детей, как это делать, чтобы способствовать образованию у ребёнка элементарных понятий, формированию нравственных представлений и чувств. При решении этих задач особенно ясно выступает необходимость тесной связи между умственным и нравственным, эстетическим воспитанием ребёнка.

Знакомя детей с родным краем, нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

– люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, на фермах, на полях и т. д. Результаты труда людей этого края необходимы не только тем, кто живёт в данной местности;

– в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют знаменитых людей, ветеранов и т. д.;

– здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;

– в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

– здесь, как  и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять природу;

– каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.

         Ребенку нужно донести, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Познакомить его с районом, в котором он живет, с улицей по которому он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

           Мы живем в Мордовии. Это Республика со своим историческим прошлым, богатой и прекрасной природой – обширными полями, реками.

Основное  богатство  Республики - люди. В Мордовии проживают люди разных национальностей. Более всех здесь проживает мордвы, татар, русских. Поэтому важно с детства воспитывать в детях чувство толерантного отношения друг к другу. Безусловно, чувство толерантности формируется под влиянием родителей и педагогов.

                       Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к мордовской  национальной культуре предусматривает реализацию  программы «Мы в Мордовии живем» О.В.Бурляевой

           О важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатства страны.

       Столица Республики Мордовия город Саранск, его памятники, музеи, архитектура всегда имели большое значение в духовном,  нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих Республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, людям, проживающим на ее территории, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных  человеческих чувств — любовь к Родине. 

Использованная литература:

Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание» – М.: ЦГЛ, 2004.

Бурляева, О. В. Детям о Мордовии: методическое пособие / О. Б. Бурляева, Е. Н. Киркина, - Саранск,- 2013,- 148с.

Ефимова, Л. С. Народные традиции как основа деятельности дошкольного образовательного учреждения / Л.С. Ефимова // Педагогический родник, - 2013, - №2, - С.25 - 27

Региональный модуль программы «Мы в Мордовии живем»  - О.В. Бурляева.

ФГОС дошкольного образования, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...

Сообщение к педагогическому совету по теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»

Сообщение к педагогическому советупо теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»...

Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников

Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...

Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...

Опыт работы воспитателя «Ознакомление с историей Российского флота как средство патриотического воспитания»

В данном материале представлен опыт работы воспитателя МБДОУ д/с №21 Артёмовского городского округа Никифоровой Кристины Викторовны по ознакомлению дошкольников с историей Российского флота как средст...

Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"

Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"...