Консультация для педагогов «Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».
консультация на тему

Беребенева Светлана Михайловна

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

Консультация для педагогов

«Познание ребенком окружающего мира родного села, Алтайского края посредством игровой деятельности».

Подготовила воспитатель:  

Беребенева С.М.

2017г.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К. Д. Ушинский отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Именно он вел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирование патриотических чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной деятельности. Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного села, связаны с изучением механизмов социализации, формирование социальной компетенции ребенка, осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятие детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным селом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временный период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Планируя работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на краеведческом материале, необходимо учитывать следующее:

Ознакомление дошкольников с родным селом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определенных доминирующих целей образовательной программы.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому - культурно-историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни села, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности. Повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребенка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» и является необходимым условием развития его субъективности.

Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного села, т. е. выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству села, охране природы и т. д.) .

Привлечение детей к участию в сельских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья.

Организация работы с родителями, направленная на то, что их знания и любовь к родному селу должны передаваться детям.

Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным селом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.

Изучив литературу по данному направлению, можно поставить перед собой следующие задачи, благодаря решению которых дети  в полной мере усвоят данный им материал:

1. Формировать любовь к родному краю и интерес к прошлому и настоящему села.

2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

3. Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в селе, сопричастности к этому.

4. Развивать бережное отношение к селу (его достопримечательностям, культуре, природе) .

5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

В ходе совместной деятельности с детьми, используя разнообразные формы организации образовательного процесса, нужно формировать у дошкольников представления об истории заселения людьми Сибирского края, об истории возникновения села Алтайское, о его людях, их сибирском характере, таким образом, формируя интерес к «малой Родине».

Особое место в работе с дошкольниками отводится развивающим и обучающим играм, в ходе которых дети с лёгкостью усваивают материал разного уровня сложности, таким как «Прошлое предметов», «Что перепутал художник», «Собери целое из частей», «История цивилизации», «Родной свой край люби и знай», «Назови Сибирские города», «Узнай по описанию (достопримечательные места родного села и края) » и т. п.

В ходе реализации тематических недель можно проводить с детьми сюжетные игры (н-р, «Путешествие по реке времени в прошлое Сибирского края, села Алтайское», «Путешествие по карте» и др., Вместе с детьми можно составить загадки о достопримечательных местах улиц села. Нужно подключать к совместному обучению и ознакомлению детей с краем, где они родились, и родителей воспитанников. Родителям можно предложить посетить отдаленные улицы села, рассказать детям о его достопримечательностях, о жизни и профессиональной деятельности людей в селе и т. п. В помощь родителям можно разработать консультации для разных возрастных групп, проводить интеллектуальные игры, КВН «А у нас во дворе», «Село мое Алтайское… » и др., конкурсы макетов «Достопримечательности родного села».