"Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста коми языку как неродному на основе музейной педагогики" (обобщение педагогического опыта)
статья на тему

Евсеева Светлана Александровна

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_komi_razgovornoy_rechi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста

коми языку как неродному

на основе музейной педагогики»

                                                 Евсеева С.А.

                                                 воспитатель

                                                                        МДОУ «Детский сад №32

                                                                        комбинированного вида»

                                 «В то время как язык большого народа стремится расширять

                                   сферу своего влияния, язык малого народа ставит перед собой

                                   целью главным  образом самосохранение»

                                                                                             Ф.Данеш,  С.Чмейркова

Цель выступления - показать вам, как можно обучать детей коми языку, используя музейную педагогику.

Опыт работы называется «Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста коми языку как неродному на основе музейной педагогики».

           Язык является связующим звеном времён и поколений. Язык не только живёт и развивается, но и имеет своё прошлое, без которого не было бы настоящего. Проблема сохранения коми языка сейчас очень актуальна. Ведь именно язык сохраняет и народ, и государство.

             Большую часть населения в настоящее время составляют русские, а местная коми культура и язык – всё больше утрачивают своё значение.

          Прослеживается  динамичное сокращение населения коми народа. В городе Ухта очень редко можно услышать коми речь. Поэтому я всерьёз задумалась над  данной проблемой. Провела анкетирование родителей.  Результаты анкетирования показали:

  - Нет возможности близко общаться с коренным населением коми народа.

  - Несмотря на проживание  в Республике Коми основная часть населения не знает коми язык.

  - Родители и дети воспринимают коми язык не как родной, а как иностранный.

  - Есть желание,  чтобы ребёнок обучался коми разговорной речи, так как его изучают в школе с первого класса.

   Поэтому мною был изучен методический материал авторов:

  • Остаповой З.В. «Программа для детских садов по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком»
  • Потолицыной Н.Б. «Обучение детей дошкольного возраста коми языку».

  Составила план работы. Подобрала  необходимый  теоретический и дидактический материал. Следующим этапом стала разработка  рабочей  программы с учётом возрастных особенностей и возможностей детей подготовительной  группы. Опираясь на которую, организовала  кружок «Кайпияс» по обучению детей коми разговорной речи.        

         Для  освоения программы  были охвачены  дети подготовительной группы.  

Занятия проводились в различных формах. Использовались дидактические и  подвижные игры, игры – инсценировки, игры – драматизации, театрализация.

В практике своей деятельности я столкнулась с такой проблемой, что изучая коми язык, дети не знают самой культуры коми народа. Занятия иногда проводились в коми избе, дети не знали, как называется тот или иной предмет, который их заинтересовал.

Поэтому я поставила перед собой следующую цель: обучать детей коми языку на основе музейной педагогики.

Задачи:

1.Познакомить детей с коми избой, с предметами коми быта, с одеждой коми народа.

2. Обыгрывать в Коми избе те или иные темы.

3. Воспитывать ребёнка, как личность, уважающего добрые традиции , культуру народа коми.

4. Повышать общую культуру ребёнка, его познавательные возможности и способности.

Другим словом, стала использовать в обучении детей коми языку «Музейную педагогику».

         Понятие "музейная педагогика", появившееся вначале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности.

          Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

                Наш мини музей оформлен Коми  избой, в которой имеется каталог экспонатов; представлена старинная одежда, современная одежда для праздничных выступлений; вязаные изделия. Можно познакомиться с деревянной, глиняной и берестяной посудой. Имеется механическая прялка, ручная прялка и другая домашняя утварь. Некоторые экспонаты имеют культурную ценность.

Вначале открытия музея посетителям запрещалось трогать экспонаты. Сейчас не только разрешается, но и рекомендуется. Музей становится интерактивным. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, то обучение коми разговорной речи становится более эффективным.

         Самым главным для меня было заинтересовать детей. Посещали с детьми Коми избу, проводили там занятия. Вначале знакомились с Коми избой, какие предметы там находятся: стол (пызан), скамья (лабич), половики (джоджд=ра), печка (пач), самовар (сам=вар), прялка (печкан). Для того, чтобы дети запомнили эти названия предметов по-коми, сделала игру «Домино.  Коми изба». Рассматривали одежду коми народа, которая есть у нас в музее. В планах тоже сделать игру «Домино. Коми одежда».

    Когда с детьми проходили лексическую тему «Домашние животные», тоже обыгрывали это в Коми избе. Приходили в гости к бабушке Настук. Возле домика нас радостно встречала собака (пон), виляя хвостом. А на печке мурлыкала кошка (кань). Бабушка угощала нас молоком, которое дала корова (м=с). Практически любую тему можно обыграть в Коми избе.

Одно дело проводить занятия в специальном кабинете, которое отведено для этого. Там мы можем проходить тему, рассматривая иллюстрации, играя в дидактические игры и так далее. Но другое дело, когда это проходит в Коми избе. Там сразу окунаешься в саму атмосферу, где жил коми народ. Даже лексическую тему «Дикие животные» можно обыграть в Коми избе. Скажем, в гости пришли персонажи коми сказки «Теремок» («Чом»), или бабушка рассказывает внуку эту сказку, используя игрушки.

Составлены мультимедийные презентации: «Традиционная одежда Коми», «Посуда народа Коми», «Национальный орнамент», «Национальные музыкальные инструменты», при просмотре которых приобщаем детей не только к традициям, культуре, искусству родного края, но и развиваем способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать её красоту.

Ежегодно наши дети принимают участие  в фестивалях  г. Ухты  «Й=л=га» и «Югыд  лун», в конкурсах чтецов коми писателей.

При решении задач столкнулась с такими трудностями, как нехватка времени, методического материала. В нашем саду даётся на кружок по обучению коми языку всего одно занятие. Этого очень мало. В прошлом году я сама работала на старшей группе. Кружок проводила с детьми подготовительной группы. Видела их только раз в неделю во время занятия, а чтобы закрепить знания, нужно больше времени. Ведь можно и в свободной, игровой деятельности что-то закреплять. Я посоветовала бы брать на обучение коми языку как неродному не меньше двух занятий, желательно в той группе, где сами работаете. У меня есть с чем сравнить. В прошлом году  мы в группе делали мини-музей. С детьми учили коми считалки, песни, игры. Ребята были очень заинтересованы. Им очень нравилось, было столько эмоций. Каждый день что-то новое узнавали, закрепляли старое. Ещё и на родительском собрании выступили. Родители были удивлены.

Для себя я сделала следующие выводы:

1.У детей повысился интерес к коми языку и культуре.

2. Дети с желанием ходят на кружок.

3.Родители оказывают помощь в изготовлении дидактических игр.    Продолжают приносить экспонаты для музея.

В моей перспективе – обобщить опыт работы по кружковой деятельности и продолжать сотрудничество с МОУ НОШ №23  пгт.Ярега.

         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку «Весёлый паровозик» «Happy Train»

Программа расчитана на 3 года. Начиная со средней группы. Построена по принцыпу усложнения материала....

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Веселый паровозик"

Программа расчитана на 3 года обучения. Частота проведения НОД  максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цел...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

«Обучение детей старшего дошкольного возраста коми языку»

«Обучение детей  старшего дошкольного возраста  коми языку» ознакомительная презентация для родителей...

Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государсвенному).

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Однако в непосредственной образовательной деятельности обучение родному языку, развитие разговорной речи становится...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)...