Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государсвенному).
рабочая программа по теме

Гилязова Елизавета Андреевна

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Однако в непосредственной образовательной деятельности обучение родному языку, развитие разговорной речи становится главной задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_komi_yazyku.docx31.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста коми языку (государсвенному).

Содержание рабочей программы:

1. Пояснительная записка.

2. Цель и задачи.

3. Возрастные особенности детей средней, старшей и подготовительной групп.

4. Организация образовательной деятельности по коми языку.

5. Программный материал. Задачи.

6. Формы обучения и планируемые результаты.

7. Учебно-тематический план.

8. Методическое обеспечение.

  1. Пояснительная записка.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Однако в непосредственной образовательной деятельности обучение родному языку, развитие разговорной речи становится главной задачей.

Исходя из основной цели раннего обучения коми языку, в раздел «Обучение коми языку (государственному)» программы «Парма» включены задачи, направленные на развитие ребенка как субьекта детской деятельности, на практическое овладение коми языком: на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, передавать и принимать информацию, выбирать в каждой определенной ситуации подходящую речевую конструкцию).

Обучение детей коми языку (государственному) является составной частью образовательной деятельности в детском саду, обеспечивая формирование коммуникативных навыков детей, способствуя развитию их познавательных способностей, культурному росту. Основной целью раннего – с 4 лет обучения коми языку, как второму является формирование сознательного, бережного отношения к языку и литературе как национально – культурным ценностям, становления национального самосознания, последовательного и глубокого приобщения к общественной культуре и в то же время открытость для восприятия культуры других народов.

Рабочая программа по коми языку разработана в соответствии с действующими Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы и с общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №8 общеразвивающего вида» Г.Усинска

Данная программа определяет содержание и организацию обучения русскоязычных детей коми языку в ДОУ.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.12 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Закона Республики Коми «Об образовании» от 06.10.2006. ст.19
  • Закона Республики Коми от 28.05.1992года «О государственных языках Республики Коми».
  • СанПиН 2.4.1. 3049-13.
  • ФГОС ДО. Утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.13 год № 1155.

Организация образовательной деятельности по коми языку.

 Овладение коми языком идет через организацию занятий 2 раза в неделю, начиная со старшей группы. Длительность 1 занятия в старших группах – до 22 минут, в подготовительной – до 30 минут (согласно СанПин 2.4.1.2660 -10)

В средних группах образовательная деятельность проводится в ходе режимных моментов. Для закрепления пройденного материала используются различные игры, сказки, продуктивная и проектная деятельность, утренняя гимнастика на коми языке, речевые и игровые ситуации.

  1. Цель изучения предмета:

 Овладение навыками культуры поведения и общения в социо – культурной, учебной, игровой сферах на элементарном уровне (с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании детей дошкольного возраста).

 Развитие познавательной культуры детей, их языковых, интеллектуальных способностей.

Практическое владение коми языком как вторым в учебных ситуациях и типичных ситуациях повседневного общения.

Задачи обучения коми языку:

 Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных ее видах: аудирование и говорение на коми языке в семейно – бытовой и игровой сферах.

 Практическое овладение звуковой стороной коми языка – формирование произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков о дз, дж, тш. и т.д.).

Практическое овладение определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише), необходимых для общения на коми языке.

Постижение через коми литературу и устное народное творчество системы духовных ценностей народа: о нормах поведения, характере общения между людьми, отношения человека и природы и т.д.

Создание основы для формирования будущей личности, как умелого хранителя пользователя и создателя социо – культурных ценностей и традиций Коми края.

  1. Возрастные особенности детей

Средняя группа

Усиливается речевая активность детей. Речь приобретает правильное фонетическое звучание, интонационную выразительность, становится грамматически более правильной, что позволяет легко общаться между собой и с взрослыми. У ребенка 5-го года жизни складывается стойкая потребность в общении с взрослым. Игры приобретают совместный характер. Ребенок переживает радость от игр, от общения с товарищами. Усложнение деятельности, обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов и качеств личности ребенка. Любознательность становится устойчивым качеством ребенка этого возраста. К, сожалению, у детей этого возраста отмечается противоречивое поведение. Это проявляется в неуверенности в себе и вто же время в стремлении к самостоятельности.

Старшая группа

Это возраст фактического складывания психологических механизмов личности, характеризующийся освоением новых знаний, появлением новых качеств, интересов и потребностей. У детей появляется огромная потребность в общении с людьми в различных ее формах. На первый план выступает личностный тип общения, в основе которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям, его эмоциональному состоянию. Дети этого возраста приветливы, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. На поведение 6-летнего ребенка оказывает влияние мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослым, мотивы самолюбия, самоутверждения. Активно развивается самооценка, на которую оказывает влияние оценка взрослых.

Подготовительная группа

Расширяется круг взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Ребенком усвоены нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности. Отношения между детьми определяются совместной деятельностью. Большое место в совместной деятельности продолжает занимать личное общение (стремление услышать и понять обращения, способность замечать настроение, понять огорченного сверстника, взрослого). Навыки общения со сверстником позволяют адекватно действовать в любой коллективной деятельности (слушать товарища, помогать ему при затруднениях, согласовывать действия, соотносить свои действия с действиями партнера, совместно планировать, предвидеть свой результат и результат партнера). Эти навыки помогут ребенку в учебной деятельности.

  1. Программный материал. Задачи.

Средняя группа

Формирование словаря: Ввести в словарь:

Существительные:

1.Обозначение частей тела, лица: Ки, кок, туша,голя, син, ныр, вом, юрси, пинь, кыв, чунь.

2.название домашних животных: Мӧс, вӧв, кӧза, пон, порсь, ош, кӧин, руч, кӧч, ур, шыр. 3.Природа: шондi, кымӧр, зэр, турун, дзоридз, ӧшкамӧшка.

4.Игрушки: мач, акань,дурпоп.

5.Семья: бать, мам, пӧль, пӧч, чой, вок.

6.Продукты питания и посуда: Нянь, рок, шыд, сов. Тасьтi, пань, стӧкан, пурт, кӧструль, рач.

7.Одежда, обувь: дӧрӧм, платтьӧ, сарапан, гач, чышьян, тяпи, сапӧг, тупли.

8.Слова приветствия, знакомства: нывка, зонка, видзаолан, аскиӧдз, аттьӧ. Местоимения: ме, тэ, тайӧ.

Числительные от 1 до 5.

Прилагательные: ыджыд, ичӧт, мича, бур, лек.

Глаголы: мунӧ, котӧртӧ, мыссьӧ, чечалӧ, сулалӧ, видзӧдӧ, кывзӧ, сейӧ, юӧ, ворсӧ, пуксьӧ, вӧчӧ зарядка, узьӧ, пасьтасьӧ, пӧртчысьӧ,вайӧ.

Формирование грамматического строя речи:

 Учить составлять короткие фразы и короткие высказывания в сочетании:

Прилагательные с существительным (ичӧт ур).

Личное местоимение с существительным (менам акань).

Местоимения с глаголами (ме ворса).

 Существительные с глаголами (ош сулалӧ).

 Учить преобразовывать существительные ед. числа с помощью суффикса «яс»

Формирование звуковой культуры речи:

Учить воспринимать и произносить звук «ӧ» и аффрикаты дз, дж, тш.

 Развитие связной речи:

Учить понимать, простые обращения в обьеме приобретенного словаря, адресованные ко всей группе или лично кому – либо.

Учить отвечать на вопросы: Кодiтайӧ? Мыйтайӧ? Мыйвӧчӧ?

 Учить пользоваться вежливыми оборотами речи; внимательно выслушивать воспитателя и партнера по общению.

 Воспитывать интерес к произведениям фольклора, детской литературы.

Побуждать желание слушать произведения разных жанров.

Воспитывать умение следить за развитием действия в произведении, сочувствовать героям.

Формы и методы работы

Ситуации общения, игровые и проблемные ситуации.

Экскурсии, прогулки.

Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, народные, театрализованные, игры – имитации.

Проектная деятельность, изобразительная деятельность.

 Чтение и заучивание стихотворений; чтение, драматизация сказок, потешек.

 Беседы, составление рассказов.

Утренняя гимнастика на коми языке.

 Народные праздники, развлечения.

Тематические дни: День Родного языка, Дни коми кухни.

Планируемый результат

Умеют здороваться и прощаться, называют свое имя, имя членов семьи, дают имя кукле, животному.

Рассказывают о своих движениях, действиях; и действиях сверстников, животных.

 Умеют обозначать отсутствие или наличие чего – либо (эм – абу).

 Умеют характеризовать предметы (ручичӧт).

Ведут диалог «знакомство»

Программный материал. Задачи.

Старшая группа

Формирование словаря:

Продолжать расширять словарь за счет введения новых слов:

 Существительные (по темам)

1.Семья: ныв, пи.

2.Животный мир: йӧра, чипан, петук, катша, пышкай.

3.Одежда, обувь: пась, кепысь, чышьян, пими, гынсапӧг.

 4.Игрушки, игры: чача, чом, дадь, лызь.

 5.Человек: челядь, морт, нывбаба

6.Растительный мир: овощи (картупель, серкни, кушман, анькытш); деревья (кыдз, коз, пелысь, пӧжӧм); ягоды (оз, чӧд, пув, сэтӧр).

7.Посуда. Продукты питания: яй, чери, йӧв. ва; дозмук, рач.

 8.Природа, погода: лым, лымчир, тӧв, йи, йичунь,шор, ю.

 9.Слова приветствия, знакомства: бур асыв (лун, рыт, вой), адзысьлытӧдз.

Числительные до

10 Местоимения:ме, тэ, тайӧ, сiйӧ.

Прилагательные: кӧдзыд, шоныд, пӧсь, чӧскыд, мудер, скӧр, полысь, гӧгрӧс, кузьмӧс, юмов, шома, курыд.

Прилагательные, обозначающие цвет: еджыд, сьӧд, гӧрд, лӧз, кольквиж, турунвиж.

 Глаголы: сьылӧ, йӧктӧ, серпасалӧ, локтӧ, ислалӧ. босьтӧ, пуктӧ, радейтӧ, отсалӧ, чеччӧ, висьталӧ, быдмӧ.

Формирование грамматического строя речи:

Учить образовывать существительные, обозначающие детенышей животных.

 Учить составлять короткие предложения, объединяя: Прилагательное с существительным (гӧрддӧрӧм).

Указательную частицу с числительными и существительными. Личное местоимение первого лица и сущ–ые в родительном падеже с прилагательными и существительными (ме бур нывка).

 Учить использовать в высказываниях послелоги: улын, вылын.

 Учить правильно изменять окончания сущ – ых (в творительном падеже – ме ворса аканьӧн).

Формирование звуковой культуры речи:

 Научить четко произносить звук «ӧ», аффрикаты дз, дж, тш.

Развивать фонематический слух, отличать и произносить коми и русские слова.

Развитие связной речи: Уместно использовать вежливые обороты речи.

Диалог: учить детей подбирать слова для создания высказывания, понятного для окружающих; грамматически правильно их строить.

Развивать умение слушать партнера и устанавливать контакты в беседе (обращаться с вопросом, давать ответ) с воспитателем и детьми.

Монолог:

Учить составлять предложения на основе наглядной опоры и базовой лексики (о себе, о предмете).

Воспитывать потребность в постоянном обращении к книгам, слушанью литературных произведений любых жанров.

 Продолжать развивать восприятие литературных произведений; уметь оценивать поступки и характер героя.

Побуждать к запоминанию и воспроизведению знакомых стихотворений, прибауток, загадок.

Формы и методы работы.

Непосредственно образовательная деятельность.

Проектная и изобразительная деятельность.

 Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, народные, театрализованные, игры – имитации, маршрутные, компьютерные игры.

Ситуации общения, игровые и проблемные ситуации.

Просмотр мультфильмов, телепередач.

 Экскурсии, прогулки.

Чтение и заучивание стихотворений.

 Чтение, драматизация сказок, потешек.

 Беседы, составление рассказов, загадок.

Встречи с интересными людьми.

 Утренняя гимнастика на коми языке.

Народные праздники, развлечения.

Тематические дни: День Родного языка, Дни коми кухни.

Планируемый результат

Отвечают на вопросы о себе, своей семье.

 Умеют выразить предмет действия(ме ворса мачӧн).

 Обозначают местонахождение предметов в пространстве (улын – вылын).

Умеют выразить свои предпочтения, пожелания. Задают вопросы взрослым и сверстникам.

Ведут диалог взрослого с ребенком из 5 – 6 реплик и ребенка с ребенком из 2 – 3 реплик.

Программный материал. Задачи

Подготовительная группа.

Формирование словаря:

 Обогащать словарь за счёт существительных по темам:

Занятия в детском саду: кабала, небӧг, шыран.

На улице, в лесу: ывла, вӧр, кор.

Природа, погода: енэж, поводдя, му, ар, тӧв, тулыс, гожӧм.

Праздники: чужан лун, выль во, козин. Человек: ёрт, морт.

Животный мир: жонь, сюзь.

Растительный мир: ягоды –ӧмидз, турипув, вотӧс; тшак – уртшак, еджыд гоб, гӧрдгоб.

Продукты, посуда: вый, кольк, совдоз, сакардоз, няньдоз, дозмук.

Обобщающие слова: град вывпуктас, вотӧс, паськӧм.

Прилагательные: выль, важ, кузь, дженьыд, руд, гажа.

Наречия: одйӧ, ньожйӧ.

Послеслоги: (направление) дорӧ, сайӧ.

Глаголы: пыра, пета, вунда, лыддя, уджала, кӧсъя, кужа, петкӧдла, радейта, ола.

Формирование грамматического строя речи: 

Учить правильно изменять окончание существительных в родительном, творительном, предложном падежах.

Учить строить предложения с глаголами утвердительного и отрицательного спряжения.

 Учить строить свои высказывания с новыми наречиями, сочетая их с существительными и глаголами настоящего времени.

Воспитание звуковой культуры речи:

Закреплять умение различать звуки ш и тш, дз и д, з, дж и д, ж.

Учить видеть разницу в произношении слов, пришедших из русского языка ( замену ф и х на к и г).

Развитие связной речи:

Продолжать учить вести диалог в различных видах игр с учётом своих речевых умений.

Учить вести диалог без опоры на наглядность ( разговор по телефону).

 Учить составлять короткие рассказы по опорным словам о себе, о своей семье, друге, предметах ближайшего окружения.

Продолжать воспитывать талантливого читателя.

Углублять интерес и любовь к литературе, как виду искусства, к книге.

 Совершенствовать у детей умение воспринимать и глубоко воспринимать и глубоко проникать в идейное содержание литературного текста.

Поощрять желание запомнить понравившиеся стихотворные произведения.

Формы и методы работы.

Непосредственно образовательная деятельность.

 Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, народные, театрализованные игры – имитации, маршрутные, интеллектуальные, компьютерные игры.

 Ситуации общения, игровые и проблемные ситуации.

Чтение и заучивание стихотворений; чтение, драматизация сказок, потешек.

Встречи с интересными людьми. Беседы, составление рассказов, загадок.

Просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций, телепередач.

Утренняя гимнастика на коми языке.

 Народные праздники, развлечения.

Тематические дни: День Родного языка, Дни коми кухни.

Планируемый результат

Правильно произносят звуки коми языка.

 Владеют лексическим минимумом, предусмотренным программой.

Приветствуют и отвечают на приветствие, могут представиться и представить кого – либо.

 Могут поздравить с праздником, выразить желание – нежелание что – либо сделать, выразить просьбу, ответить на вопросы о себе или о ком – то.

Ответить на вопросы о названии, качестве, местоположении предметов.

 Умеют составлять простой рассказ (по наглядной опоре, без нее), пересказ, участвовать в общем рассказывании.

Методическое обеспечение.

 1.Программа «Парма» под редакцией Белых С.С., ШтекляйнС.Н., ПотолицынойН.Б.(2010г).

 2. «Программно – методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» Авторы: Остапова З.В., Москвина Т.А.(2012г)

3. «Пути оптимизации обучения лексике второго языка как основному компоненту речи в детском саду» Осипова А.И., Потолицына Н.Б. (2001г)

 4.«Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми народа».И.А.Пасынкова (1998г)

 5. «Обучение детей дошкольного возраста коми языку». Н.Б. Потолицына. (2004г)

6. «Развитие речевого общения на коми языке» Потолицына Н.Б., Зайцева Н.Ф., Гилязова Е.А.(2009г)

7. «Развитие речевого общения на коми языке» (образовательные ситуации для подготовительной группы) Потолицына Н.Б., Гилязова Е.А..(2017г)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности. Однако в непосредственной образовательной деятельности обучение родному языку, развитие разговорной речи становится главной задачей.

Исходя из основной цели раннего обучения коми языку, в раздел «Обучение коми языку (государственному)» программы «Парма» включены задачи, направленные на развитие ребенка как субьекта детской деятельности, на практическое овладение коми языком: на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, передавать и принимать информацию, выбирать в каждой определенной ситуации подходящую речевую конструкцию).

Система работы является продолжением содержания методического пособия «Развитие речевого общения на коми языке» (средняя и старшая группа). В подготовительной группе овладение русскоязычными детьми коми языком идет через организацию 25-30 минутных образовательных ситуаций с подгруппой детей 2 раза в неделю с закреплением языкового и речевого материала в повседневной жизни (при приёме пищи, одевании, на прогулке и т.д.), во время разных видов деятельности (игры, труда, рисования, лепки, пения и т.д.). Речевые ситуации, создаваемые в учебных целях на основе настольно-печатных, сюжетно-ролевых, театрализованных и других видов игр, сказочных сюжетов, элементов неожиданности, разнообразных видов наглядности и практической деятельности, способствуют формированию эмоциональной и мотивационной готовности детей к элементарной  речевой деятельности на коми языке.

Овладению речевым поведением на коми языке будут способствовать коммуникативно-деятельностный принцип, ведущий
в современной методике, и исходящие от него (А. А. Леонтьев), подчинённые ему следующие принципы:

  • комплексное обучение единицам всех аспектов языка и видам речевой деятельности (аудирование и говорение);
  • функциональность в презентации и семантизации языкового материала;
  • опора на высказывание и текст как основных единиц обучения;
  • учет системного характера и особенностей двух контактирующих языков, в частности родного языка, в целях нейтрализации отрицательной интерференции;
  • учёт дидактических принципов: коллективности, активности, проблемности и развивающего обучения;
  • опора на психологический принцип мотивации (внешней и внутренней) в обучении детей коми языку;
  • учет возрастных и интеллектуальных возможностей детей и организация обучения и воспитания с помощью игр, игровых ситуаций, сказки и практической деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой, певческой);
  • создание благоприятного эмоционального окружения, непринужденной атмосферы, доброжелательности для поддержки в ребенке чувства уважения к самому себе. Обучение детей имеет свои особенности.

Объем и содержание обучения русскоязычных детей коми языку
в детском саду определяются с учетом этапа обучения; дидактических принципов обучения, интеллектуальных и речевых возможностей дошкольников, а также возрастных их интересов и потребностей. Создаваемые учебно-коммуникативные ситуации с помощью сюжетно–ролевых и дидактических игр, сказок и их инсценирования обеспечивают становление механизмов аудирования, говорения на репродуктивном и элементарном продуктивном уровнях в обьёме словаря-минимума.

Таким образом, обучение детей коми языку должно стать составной частью общего процесса воспитания и обучения детей в детском саду.

В представленной системе работы предлагается один из подходов развития речевых способностей на основе структуры речевой деятельности: мотивации, целеполагания, наличия опыта, знаний, элементарного словарного запаса детей на коми языке для речевого общения на темы, интересные для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вариативных форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста татарскому языку.

На современном этапе дошкольного образования происходят  очень серьёзные изменения. Коснулось это и организации обучения двум государственным языкам. Так на смену традиционным методам обуче...

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку «Весёлый паровозик» «Happy Train»

Программа расчитана на 3 года. Начиная со средней группы. Построена по принцыпу усложнения материала....

Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Веселый паровозик"

Программа расчитана на 3 года обучения. Частота проведения НОД  максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цел...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

Авторская программа по обучению детей дошкольного возраста английскому языку

Авторская программа по обучению детей дошкольного возраста английскому языку "Happy english" (старшая , подготовительная группы)...

"Обучение русскоязычных детей дошкольного возраста коми языку как неродному на основе музейной педагогики" (обобщение педагогического опыта)

Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства...

Программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку

Данная учебная программа ориентирована на личность ребенка: расширяет лингвистический кругозор детей. Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему п...