Конспект интегрированной НОД на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Цель:

Ø  Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского народа.

Задачи:

Ø  Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о значении березы в жизни якутского народа и связанные с ней традиции, познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения, активизировать словарь. Закрепить представления о том, что каждый элемент якутского орнамента имеет свое название и несет определенный смысл.

Ø  Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь.Умение детей рисовать в технике печатания поролоном с трафаретом. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя элементы сердцеобразного «Сурэх ойуута» орнамента.

Ø  Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству якутского народа.

Ø  Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №17 «Кунчээн»

Конспект

Интегрированной НОД

на тему «Чудо береста» для детей подготовительной группы

        «Чудо береста»

                                                                                                Выполнила воспитатель: Захарова

                                                                                                Елизавета Петровна

        

        

                                                                 Г. Якутск

                                                                    2016 г.

        

                                                                   КОНСПЕКТ

Интегрированной НОД в подготовительной группе

«Чудо береста»

Цель:

  • Познакомить дошкольников с полезными свойствами березы берестой, создать условия для ознакомления детей с особенностями кухонной утвари якутского народа.

Задачи:

  • Образовательные: продолжать знакомить детей с полезными свойствами березы, дать представление о значении березы в жизни якутского народа и связанные с ней традиции, познакомить с берестяными изделиями, их назначением и способами украшения, активизировать словарь. Закрепить представления о том, что каждый элемент якутского орнамента имеет свое название и несет определенный смысл.
  • Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь.Умение детей рисовать в технике печатания поролоном с трафаретом. Упражнять детей в украшении бумажных силуэтов в виде туеска, используя элементы сердцеобразного «Сурэх ойуута» орнамента.
  • Воспитательные: воспитывать уважительного отношения к культуре и творчеству якутского народа.
  • Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и технические средства: мультимедийный проектор, слайдовая презентация на тему «Береза», «Ысыах», аудиозапись звуки хомуса, песня Железновы «Автобус», выставка якутской берестяной посуды, материалы дидактической игре «Найди лист березы», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, силуэтные заготовки в форме туесков, изображения якутских орнаментов ввиде слайдовой презентации, трафареты с сердцеобразным «Сурэх ойуута» орнаментом, поролон, гуашь коричневого цвета, подарки для детей обереги изготовленные из бересты.

Возраст детей: 6-7 лет, подготовительная группа.

Методические приемы: словесные приемы (художественное слово, беседа, проблемные познавательные наводящие вопросы, положительно стимулирующее оценивание). Наглядные приемы показ выставки берестяных изделий, слайдовой презентации.

Мотивация: общение с детьми

Ход занятия:

(Под звуки хомуса дети и воспитатель заходят в зал)

1.Организационный момент: Дети и взрослые становятся в полукруг.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

Приветствие: дети читают стихотворное приветствие с сопровождениями движений.

2.Вводная часть: (Показ слайда на тему «Береза»)

Заранее подготовленный ребенок читает стихотворение С.А. Есенина «Береза»).

(На предыдущем занятии у детей были сформированы знания о березе)

Воспитатель и дети: Ребята, в прошлый раз мы с вами познакомились с березой и ее видами. Расскажите, кто знает, что-нибудь о березе.

(Березу можно встретить в лесу и в поле, она украшает парки, цветет береза у нас в Якутии в мае, весной семена березы называют «Сережками» и т.д.

- Какие виды берез у нас растут в Якутии? (Береза повислая, береза белая, кустарниковая, каменистая).

-Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки, листья).

-Как вы думаете, все ли о березе мы узнали с вами? (Ответы детей).

                                        (Показ слайда на тему «Ысыах»)

-Сегодня я вам поведаю новый и очень важный секрет березы. У якутского народа береза считалась священным деревом, посвящали ему песни и стихи, водили вокруг него хороводы «Осуохай». Береза символ оживления природы. Березки «Чэчир» ставились на празднуемой «Ысыах» (Национальный праздник встречи лето) поляне, завязывали на веточки березы цветные ленточки «Салама» и загадывали желание. Действительно жизнь и судьба якутского народа связана с красавицей березой.

-Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).

(Показ материала-бересты)

-Береста-это и есть березовая кора-один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. Якуты из бересты изготавливали разнообразную посуду, жилище-берестяные юрты «Ураса». Кроме этого современные мастера делают разные украшения.

-Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами отправимся в экскурцию в музей. Чтоб побольше узнать о берестяных изделиях якутского народа. Хотите в музей? (Ответы детей). -На чем туда отправимся? (Ответы детей). -Я предлагаю отправиться на автобусе.

(Музыкально-подвижная игра под песню Железновы «Автобус»)

(Один из углов музыкального зала оформлена в виде музея с выставкой берестяных изделий. В музее встречает детей экскурсовод Туйаара в национальном костюме)

Воспитатель: Вот мы с вами приехали в музей. Сейчас Туйаара вам покажет и расскажет берестяные изделия якутского народа. (Туйаара начинает знакомить с бытом якутов).

Туйаара: -А теперь познакомимся с предметами якутского быта, относящимися к посуде. Традиционная якутская кухонная посуда в старину изготавливалась из природных материалов-дерева, бересты, кожи. Много было у якутов кухонной утвари-посуды из бересты, так как в берестяной посуде молочные, рыбные продукты сохраняются дольше.

(Показ берестяных изделий)

-«Туяс» (Тууйас) -туесок, небольшой берестяной сосуд с деревянным дном и деревянной съемной крышкой, сшиты шнурами из конского волоса, использовался для сбора ягод, грибов. Также в туесках раньше охотники и путники хранили продукты.

-«Ыагайа» (Ыа5айа)-большое берестяное ведро служило для сбора молока при доении коров и кобылы.

-«Мэсэмэн» (Мэьэмээн)-суживающийся книзу берестяной сосуд. Предназначался для измерения продуктов (Мера масла, мера муки и т.д.).

-Матаарчах-берестяной сосуд для молочных продуктов или в виде шкатулки, в которой рукодельницы хранили все необходимое для декоративно-прикладного творчества.

-Сейчас современные мастера из бересты изготавливают разные посуды и украшения.

Береста-это очень гибкий и прочный материал и долго не гниёт.

Воспитатель: сейчас мы с вами проверим действительно ли прочная кора березы. Для этого мы проведем маленький опыт.

(Проводится опыт «У кого прочнее»)

-У вас на тарелочках лежат коры разных деревьев. Мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.

(Проводится игра «Найди лист березы»)

(Листья разных деревьев рассыпаны, дети под музыку собирают листья березы в туесочек, а листья других деревьев в корзину).

Воспитатель: ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? (Ответы детей)

-Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой. Значит, что мы можем мы можем сказать о коре березы? (Прочная).

-Береза-ценный природный материал. Берестяные вещи удобны, практичны, прочны.

-Сейчас садитесь пожалуйста за столы. Перед вами лежат заготовки туесочка. Сегодня мы будем рисовать орнамент на туесочке необычным способом-с помощью поролона. Этот способ называется печать поролоном с трафаретом. (Показ образца орнамента).

-Дети, какие вы орнаменты знаете? (Ответы детей). (Дети ранее были ознакомлены с якутским орнаментом).

-Ребята, посмотрите орнамент, который мы сейчас будем рисовать. -Как называется этот орнамент? (Сердцеобразный орнамент-«Сурэх ойуу»). (Воспитатель показывает на доске способ создания изображения).

-Чтобы работы получились красивыми, что нужно сделать? (Ответы детей).

-Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

(Проводится пальчиковая гимнастика «Ветер по лесу летал, листья у берез считал…»)

(Продуктивная деятельность деятельность под звуки хомуса)

Рефлексия:

Воспитатель: Молодцы, все очень хорошо позанимались. Предлагаю вам выбрать из трех карточек одну и ответить карточкой на вопрос: «Понравилось вам занятие?» красная-понравилось; жёлтая-не очень; синяя-не понравилось. (Дети выбирают, воспитатель уточняет почему) (Ответы детей).

 (Туйаара благодарит детей за посещение музея, хорошее занятие и дарит им подарки-обереги из бересты).

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова «Повертелись, покружились очутились в детский сад!»

-Очень красивые туесочки получились. Мы украсим ими наш якутский уголок.

                                                            Литература

Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»-М.: Мозаика-Синтез, 2014.

Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников-М.: Вако, 2006.

Данилов В.Н. Русско-якутский тематический словарь-Якутск, 1988.

Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов-Якутск, 1976.

Неустроев Б.Ф. Изделия из бересты-Якутск, 1996.

Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты-Якутск, 1994.

Слепцов П.А. Традиционная семья и обрядность у якутов (ХIХ начало ХХ в.)-Якутск, 1989.

Слепцов П.А. Якутско-русский словарь-М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы. Тема: «Русская березка».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы.Тема: «Русская березка». Подготовила воспитатель Васильева Т. В. Цель: Использова...

Конспект образовательной деятельности по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы

Конспект образовательной деятельности  по экспериментированию «Чудо-лимон» для детей подготовительной группы Развивать познавательные способности детей через экспериментиро...

Конспект интегрированной НОД на тему: «Люблю берёзку русскую» в подготовительной группе.

laquo;Люблю берёзку русскую»Цель.  Формирование  экологической культуры дошкольников. Задачи. Активизировать знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей.Развивать...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы Тема"Защитники Земли русской".

Тема "Защитники Земли русской". Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»

Конспект интегрированного занятия по познавательно исследовательской деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Домашние животные»Автор: Сунгатуллина А.Р.Цели: - уточнит...