ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
материал на тему

Смирнова Наталья Павловна

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у  детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы.  Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Наталья Павловна, муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Светлячок» г. Новокубанска  муниципального образования Новокубанский район,

Социальный педагог, Воспитатель

Статья посвящена вопросам воспитания патриотических чувств у  детей дошкольного возраста. Формированию любви к родному городу, краю. Систематизации знаний по истории и культуре родного края. Развитию познавательно-исследовательской базы.  Поставлены цели и задачи патриотического воспитания, перечислены средства для выполнения задач и определены ожидаемые результаты работы. Предлагается к рассмотрению один из проектов по ознакомлению с родным краем.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проект,

Патриотическое воспитание – одна из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова стр.496, 2003г.) Государство пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный, что фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал происходит в дошкольном возрасте. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее», - подчеркнул Путин.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя любовь к близки людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.

Академик Д.С.Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.

Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь.

" В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, -   писал Ушинский -  т. к. воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности воспитателя в деле воспитания. Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."

Реализация государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации, начиная с 2001 года, позволила создать систему патриотического воспитания и обеспечить её устойчивое функционирование. Итогом реализации государственных программ стала тенденция углубления в массовом сознании населения понимания российского патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (далее - Программа), является логическим продолжением, в развивающихся социально-экономических и политических условиях второго десятилетия XXI века, ранее принятых государственных программ патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель моей работы формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание решает ряд задач:

- нравственного воспитания;

- умственного воспитания;

- трудового воспитания;

- эстетического воспитания;

- физического воспитания.

Были поставлены следующие задачи:

1.  Воспитание  у  дошкольников  интерес  к  родному  городу,  его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

2. Развивать  способность  чувствовать  красоту  природы,  архитектуры  своей малой родины и эмоционально откликаться на нее. Расширять  представления  детей  о  том,  что  делает  малую  родину,  родной город красивыми, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

3. Содействовать становлению желания принимать участие в традициях города и горожан, социальных акциях. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях малой родины, культурных мероприятиях и социальных акциях.

4. Развивать чувство гордости, бережное отношение к родному городу. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному городу (селу).

5. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).

6. Познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых горожан.

      Для выполнения поставленных задач были запланированы ООД, беседы, ознакомление с художественной литературой, игры, работа с родителями.

В своей работе использую средства патриотического воспитания:

- само окружение, в котором живут дети;

- знакомство с символикой государства;

- праздники, которые отмечаются в стране и крае;

- важные события страны и края;

- знакомство с историей своей «Малой родиной»;

- произведения художественной литературы;

- произведения изобразительного искусства;

- музыкальные произведения;

- использование медиатеки (презентации).

Ожидаемый результат:

  У  ребенка  преобладает  эмоционально-положительное  отношение  к  малой родине.

 Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу.

 Он хорошо ориентируется в ближайшем к детскому саду и дому окружении, правилах поведения в городе.

  Хорошо  ориентируется  не  только  в  ближайшем  к  детскому  саду  и  дому окружении, но и на центральных улицах родного города.

 Знает и стремится выполнять правила поведения в городе.

 Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его интересует, почему город устроен именно так, обращает внимание на эстетическую среду города.

  Проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям.

 Ребенок с удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

  С  удовольствием  включается  в  проектную  деятельность,  детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.

 Проявляет  начала  социальной  активности:  участвует  в  социально  значимых событиях,  переживает  эмоции,  связанные  с  событиями  военных  лет  и  подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

 Проявляет инициативу  в социально значимых делах:  участвует  в социально значимых  событиях,  переживает  эмоции,  связанные  с  событиями  военных  лет  и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

 Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Новизна заключается в разработке работы по воспитанию патриотических чувств детей к родному краю в ДОУ.

Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.

Предлагаю к рассмотрению один из проектов:

Продолжительность проекта: долгосрочный
Тип проекта: исследовательски-творческий.
Участники проекта: дети дошкольной группы; родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: систематизация знаний детей о родном городе, крае

Задачи проекта: 

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

 • Формировать знания о быте, традициях казачества, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

  • Обогатить знания дошкольников о городе Новокубанске, его истории, достопримечательностях, богатствах города.

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

 • Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

 • Развивать творческие способности детей.

 • Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

 • Прививать навыки здорового образа жизни.

 • Воспитывать уважение к труду новокубанцев, создающих красивый город.

 • Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Формы реализации проекта:

  1. Игровая деятельность

• дидактические игры: Собери флаг Кубани, России, Новокубанского района, «Мир растений»,  «Мир животных», «Мой город»;

• кубанские игры: «КРАДУ КАВУНЫ (арбузы)», ««ХЛИБЧИК»», «КУБАНКА»;

• с/р «Семья».

2. Познавательное развитие.

• экскурсии в музей;

 • Рассматривание иллюстраций «О чем расскажут фотографии»;

3. Конструирование

• изготовление построек «Мой дом», «Наш город».

4. Художественно – творческая деятельность

• Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Мой город».

 • Аппликация «Флаг моей Родины».

5. Развитие речи

• беседы с детьми «Наш родной край», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

 • чтение и заучивание потешек;

 • чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине;

6. Формы и методы работы с родителями.

  • Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край».
  • Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы.
  • Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

Дошкольники будут знать:

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

 • Символику города и края.

 • Писателей и поэтов города и края, их творчество.

 • Обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Оценка результатов:

  1. Для оценки эффективности данного  проекта провести наблюдение за поведением и общением детей.
  2. Провести анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
  3. Провести анкетирование  родителей по оценке эффективности проекта

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание

Сроки

Этап № 1

Подготовительный:

-диагностирование детей

  • Изучение методической литературы;
  • Подбор специальной литературы;
  • Разработка методического материала к проекту. 

Сентябрь 2012 г. 

Этап № 2

Практический;

  • Познавательный,
  • игровой,
  • творческий. 

Октябрь 2012 г.

Этап № 3

Завершающий:

Контрольно-оценочный. 

Май 2013 г.

План проведения деятельности

Сентябрь

1.Опрос детей по темам: «Мой любимый

город», «Мой край».

Октябрь

1.Знакомство с историей  города, края.

2. Знакомство с  казачьими играми

Ноябрь

1. Одежда казака.

Декабрь

1.Выставка «Кубанская сказка»

2.Атрибуты казака.

Январь

1. Верный друг казака – конь.

2.Чтение народных сказок.

Февраль

1. «Ремесла и промыслы на Кубани»

2. Чтение  произведений «Праздники, традиции, обычаи, обряды».

Март

1.Составление рассказа

2.Заучивание стихотворений

3.Изготовление книжки-малышки «Семейные традиции»

Апрель

1.Создание газеты

2. Экскурсия  в музей.

Май

1.Награждение победителей конкурса рисунков «Кубанская сказка».

2.Итоговой мероприятие проведение встреч с представителями казачества.

Методическое обеспечение:

1.Программа О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998 г.

2. Разделы программы «Детство»

3. «Дошкольнику - об истории и культуре России»: Данилина, Г. Н.

4. «Дошкольное воспитание» № 4 2009 год В. Маркова. «Шлем тебе, Кубань родная, до сырой земли поклон».

5. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год  Микрюкова Ю. «Какая она – моя Кубань?»

6. «Дошкольное воспитание» № 11 2011  год  Прасолова З. «Приобщаем к традиционной культуре Кубани».

 7. «Дошкольное воспитание» № 11 2011 год   Коненко Т., Шелуха О. «Чтим традиции и обычаи»

Проанализировав результаты работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников, можно с уверенностью сказать, что дети знают и интересуются городом и краем. Наблюдается положительная динамика в воспитании бережного отношения к красоте окружающего мира, заложены ростки любви к родному городу и краю. У дошкольника формируется исследовательская база.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувствительный период жизни. Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Сила воздействия целенаправленной и систематической работы состоит в том, чтобы показывать детям  любовь к Родине, мужество и самопожертвование погибших и живых народов, раскрывать их моральные, духовные и человеческие качества. Стать людьми ответственными, чувствующими причастие к родному краю, городу.

Если ребенок бережно относится к своему городу, краю то можно с уверенностью сказать, что он станет патриотом свое страны.

Список литературы

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  2. Бушнева И.М., Якунина И.М., Мартынова Е.А., Шапошникова С.В. и др. Педагогические советы – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В. и др. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.  – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010
  4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014
  5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.(Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
  6. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать…(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2003.
  7. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А. и др. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  8. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Статья посвящена вопросу воспитания любви к родному городу средствами музейной педагогики....

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного проекта в проектной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Актуальность проекта, цель, задачи, ход работы над проектом, возможности развития детей, методы проектной деятельности по ознакомлению с родным краем, ожидаемые результаты....

Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья

Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Доклад по патриотическому воспитанию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников»

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...