Проект педагогической технологии развития представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа
проект (подготовительная группа) на тему

Шиловска Ольга Сергеевна

Система методик ознакомления дошкольников с садово-парковым ансамблем Петергофа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Шиловская Ольга Сергеевна, воспитатель 1 кв. категории

ГБДОУ детского сада №53 Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект педагогической технологии развития представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа.

Цель проекта состоит в разработке системы методик ознакомления дошкольников с садово-парковым ансамблем Петергофа.

Задача проекта:

  1. Разработать педагогическую технологию, направленную на развитие представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа;

Проект педагогической технологии базируется на следующих теоретических положениях:

Принципы проектирования содержания и педагогической технологии развития интереса детей к культурно-историческому наследию Санкт-Петербурга. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Борчанинова К.В.

Принцип культуросообразности. Данным принципом определяются особенности отбора содержания работы по ознакомлению детей 6-7 лет с садово-парковым ансамблем Петергофа. Культура является основой наполняющей содержанием любой изучаемый объект, что позволяет изучить и рассмотреть его во всех ракурсах. Главным объектом культурного наследия города, является его неповторимая архитектура, к которой нужно развивать интерес ребенка.

Принцип природосообразности. Принцип учитывает значение природной красоты для восприятия городского убранства ребенком. Важность декоративных элементов, наличие различных эстетических элементов: цветов, растений, птиц на орнаментах городских строений. Необходимо знакомить детей с архитектурным и скульптурным убранством города, так как у детей активизируется наглядно-образное и ассоциативное мышление, а также творческое воображение.

Принцип «сквозного содержания» детских представлений. Принцип базируется на выделении единых содержательных линий, прослеживающихся при ознакомлении детей с различными памятниками культурно-исторического наследия города, что способствует формированию целостного облика города, пониманию его главных ценностно-смысловых элементов.

Принцип событийности. Основан на стремлении детей дошкольного возраста включать образы городской среды в сюжетный контекст, «обыгрывать» их в своем воображении, что способствуют формированию эмоционально насыщенного образно-ассоциативного ряда. Связанного с достопримечательностями города.

Принцип диалогичности педагогического процесса. Процесс приобщения детей к культурному наследию города рассматривается, как включение ребенка в диалог с культурным наследием города, способствующий постижению его ценностей, смыслов и традиций. Принцип предполагает погружение в культуру города, приобщение к культурным ценностям горожан, которые отражены в памятниках культурного наследия.

Принцип поддержки и стимулирования эмоционально-чувственного и эмоционально-познавательного отношения детей к городу. Принцип основывается на регулярном поддержании разнообразных познавательных эмоций ребенка, сопровождающих процесс познания-сопереживание, желание, удивление, радость успеха, гордость от разрешения умственной задачи.

Принцип развивающей интриги. Принцип основывается на побуждение умственной активности детей, в рамках которой получаемое ребенком знание о культурном наследии города носит черты незавершенности, «таинственности», желанием познавать дальше.

Принцип раскрытия творческого потенциала детей. Появление интереса детей возможно только в процессе самостоятельной деятельности, включающей творческие компоненты. Необходимо «приближение» города к ребенку с помощью создания развивающей среды, так как преимущественно работа проводится в условиях детского сада.

Принцип направленности педагогической диагностики на выявление интереса детей. Принцип основывается на изучении результативности педагогической работы по приобщению детей к культуре Санкт-Петербурга и  связана с изучением эмоционального отношения к городу.

Педагогическая технология развития представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа состоит из трех основных этапов, которые заключаются в следующем:

1    этап  Проблемно-целевой. Получение первичных представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа, постановка проблемы и определение путей ее решения.

2 этап Практико-содержательный. Отбор содержания педагогической технологии. Выбор того с чем знакомить детей и какие методы при этом использовать.

3 этап Диагностический. Оценка возможных результатов проведенной работы.

I этап. Проблемно-целевой.

Задачи первого этапа педагогической технологии:

  1. Помочь детям осознать, что можно узнать о  садово-парковом ансамбле новое и интересное;
  2. Поспособствовать пониманию детей, какими способами можно получить информацию.

Для решения задач педагогической технологии используется метод создания копилки вопросов, по аналогии с методикой «Вопрошайка» Шумаковой Н.Б. Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение архитектурных памятников садово-паркового ансамбля Петергофа и поиграть в «Вопрошайку»-задать вопросы о том, что бы он хотел узнать про данный объект. Каждый вопрос записывается педагогом на отдельную карточку и отправляется в коробочку-«банк вопросов». После, детям предлагается выбрать один или несколько вопросов, чтобы получить на них ответы. Педагог ищет ответы самостоятельно, а детям дает совет, спросить у родителей, попросить родителей найти ответ в интернете или в книгах и энциклопедиях. На следующий день педагог и дети делятся своими открытиями друг с другом.

Такая форма работы позволит детям увидеть и понять способы получения информации об интересующем их объекте архитектуры садово-паркового ансамбля Петергофа, а также поспособствует зарождению интереса детей к садово-парковому ансамблю Петергофа.

II этап. Практико-содержательный.

Цель: разработку и отбор содержания ознакомления детей с садово-парковым ансамблем Петергофа.

Организация развивающей среды

Создания ситуаций развития мотивации познавательной деятельности

Организация познавательной деятельности

Закрепление образовательного материала

Создание уголка «Юный Петербурговед».

Цель: развитие интереса детей к садово-парковому ансамблю Петергофа и поддержание сложившихся представлений об этом парке в ходе дальнейшей работы.

Для создания среды, интересной и привлекательной для детей данной группы, в «уголоке» организуется выставка современной художественной съемки: «Парк Петергофа глазами фотографа»(Используются фото и видео материалы современных фотографов, снявших  окрестности парка Петергофа, а также набор печатных открыток с видами парка Петергофа).

Для акцентирования внимания детей на расположении парка Петергофа и систематизации знаний детей о географической привязанности данного объекта изучения, в «уголок» выставляются:

  • Флаг и герб Российской федерации;
  • Герб Петергофа.
  • Изображения Царя Петра 1;
  • Макет парка Петергофа;

Для стимулирования поисково-творческой деятельности детей вносятся:

  • Картинки с изображением персонажей архитектурных сооружений;
  • Фотообои «Фонтаны Петергофа»(по наличию в магазине).
  • Разрезные пазлы «Скульптуры».
  • Наборы различных видов бумаги для творчества.
  • Различные виды художественных принадлежностей для рисования и лепки.
  • Маленький фонтан «Лягушки»;
  • Чаша Пифагора;
  • 3-4 маленькие лупы;
  •  Атрибуты «петергофских» персонажей: мечи, ваза, платки с изображением львов, лягушек, корона царя;
  •  «Копилка вопросов», создающаяся в ходе проекта;
  • Набор для сюжетно-ролевой игры «В парке фонтанов».

Для формирования устойчивого эмоционально-положительного отношения детей к садово-парковому ансамблю Петергофа, рекомендуется привнести в среду «уголка» следующее музыкальное сопровождение:

  • Звуки пения птиц;
  • Брызги воды;
  • Торжественная музыка;
  • Шорох листьев деревьев;
  •  Песня Л.В.Жебеневой «Мой Петергоф».

С целью создания у детей целостного образа садово-паркового ансамбля Петергофа, рекомендуется использовать электронные презентации, подготовленные в программе Microsoft Office 2010 “Power Point”.

Примеры видео-презентаций: «Петергоф-столица фонтанов», «Праздник фонтанов», «Путешествие к большому каскаду», «Парки и аллеи», «Загадки парка Петергофа».

  1. Рассматривание изображений архитектурных сооружений садово-паркового ансамбля Петергофа.

Цель: познакомить детей с содержанием деятельности, поспособствовать развитию мотивации познавательной деятельности, создать ситуацию эмоционального настроя детей для дальнейшей деятельности.

Примерные возможные вопросы к детям:

  • Кто или что изображено на открытке?
  • Что происходит на открытке?
  • Какие предметы в руках? Для чего они?
  1. Эмоциональное погружение в содержание, за счет использования музыкального сопровождения.

Пример: Дети полукругом сидят на ковре. Звучит мелодия «Открытие фонтанов». Воспитатель рассказывает: Каждый год, эта мелодия сопровождает праздник, праздник фонтанов в парке Петергофа. Хотите ли вы оказаться там, побегать под струйками воды, бросить в воду монетку, чтобы загадать жетание?»

  1. Ситуации творчества.

Цель: создании мотивации познавательной деятельности.

Примеры словестного и образного творчества детей: «Придумай историю, почему драконы охраняют грот»; «Где прячутся лягушки»; «Если бы ты стал скульптурой, то какой? Покажи себя»; «Придумай рассказ про путешествие Фиксиков».

1.Дидактические сказки/истории: «Задумка Петра 1»; «Где взять воду?»; «Царские шутки»; «Драконова гора»; «Двуглавый орел»; «Кто здесь крякает?».

Цель: познакомить детей с событиями, происходившими или связанными с садово-парковым ансамблем Петергофа, объяснить детям смысловое значение символики.

2.Использование пластических этюдов, направленных на усвоение визуальных образов.

Цель: усвоение детьми образовательного содержания на основе ведущего вида деятельности –игре. Поспособствовать усвоению ребенком визуальных образов, развитие произвольного внимания детей и их творческого воображения.

  1. Игры-путешествия.

Цель: усвоение детьми образовательного содержания на основе ведущего вида деятельности –игре. Поспособствовать усвоению ребенком визуальных образов, развитие произвольного внимания детей и их творческого воображения, связанного с преодолением трудностей, поиском информации.

  1. Детское экспериментирование. Примерные темы: «Как работает фонтан?», «Что видит орел, на шпиле Большого Дворца?»; «Куда смотрят львиные головы у подножия Самсона?»

1.Художественное творчество.

Цель: поспособствовать перенесению ребенком образовательного содержания во внутренний план, сделать его личностным знанием

 Темы для продуктивной творческой деятельности: «Модульное оригами фонтан»; «Крупяные драконы», «Парк Петергофа ночью(рисование белой и золотой краской на синем матовом картоне)».

2.Формулирование итогового вывода.

Цель: закрепление образовательного содержания, направленного на развитие представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа.

При подведении итогов совместной деятельности воспитателем формулируется краткий и обобщенный итог. Вывод имеет «открытый» конец, в соответствии с принципом «развивающей интриги» и показывает способы использования полученных знаний в дальнейшем.

III этап. Диагностический.

Цель: оценка результатов деятельности, направленной на расширение представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа.

Для реализации диагностического этапа мы предлагаем проведение диагностических ситуаций, направленных на изучение особенностей отношения и представлений детей о садово-парковом ансамбле Петергофа.(Модификация по Солнцевой О.В., Борчаниновой К.В. «Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста»).

  1. Диагностическая ситуация №1 «Лесенка интересов».

Цель: выявление избирательной направленности интереса детей к архитектуре садово-паркового ансамбля Петергоф.

Стимульный материал: одинаковые по размеру открытки с изображением главной аллеи Летнего сада( с видом на фонтан «Пирамида», с изображением вида аллеи фонтанов в Петергофе со стороны Большого дворца, с изображением фонтана у памятника «60-летию победы».

Задание: Если бы я сказала, что завтра мы можем отправиться в путешествие на автобусе:

-В парк Петергоф к фонтанам;

-В парк нашего района;

-В Летний сад.

Куда бы ты отправился?

  1. Диагностическая ситуация №2 «Посмотри и расскажи».

Цель: изучение представлений детей о символах  садово-паркового ансамбля Петергофа.

Стимульный материал: открытки с изображением фонтанов: Самсон, Нептун, Шахматная (драконова) гора, крупный план драконов, фонтан Большой каскад.

Задание для детей: Фиксики очень любознательные, они прилетели к нам в город и успели что-то сфотографировать, но они не знают, что это. Посмотри на картинки. Как бы ты мог объяснить Фиксикам что это такое?

  1. Диагностическая ситуация №3 «Встречаем гостей».

Цель: изучение предметной направленности интереса детей к символам Санкт-Петербурга.

Стимульный материал: открытки с изображением фонтанов, парковых аллей, скульптур, дворцов садово-паркового ансамбля Петергоф: Большой дворец и Большой каскад, скульптура «Персей», фонтан «Ева», Большой дворец(церковный корпус), Нижний парк, фонтан «Львиный каскад», фонтан «Тритон».

Задание: Представь, что к нам в детский сад приезжают дети из другой страны и тебе нужно показать им наш город. Посмотри на картинки и выбери из них те, на которых нарисованы места, куда ты поведешь их в первую очередь. Объясни, почему ты выбрал эти картинки. Есть ли на картинках места, куда ты не повел бы гостей? Объясни, почему.

Фиксация результатов осуществляется в ходе наблюдения за детьми в процессе диагностики.

Наблюдение за основными проявлениями интереса детей старшего дошкольного возраста к садово-парковому ансамблю Петергоф в самостоятельной детской деятельности и во время непосредственно образовательной деятельности.

Осуществляется в ходе наблюдения за детьми в процессе диагностических ситуаций: №1 «Лесенка интересов», №2 «Посмотри и расскажи», №3 «Встречаем гостей» и самостоятельного обращения ребенка к среде группы.

Параметры наблюдения:

  • употребление детьми эпитетов, метафор, связанных с садово-парковым ансамблем Петергофа, оценочных и сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных морфем (суффиксов, приставок), особенности мимики и жестов детей в диагностических и образовательных ситуациях;
  • появление у детей интеллектуальных эмоций и их разнообразие – удивление, радость познания нового (узнавания знакомых объектов), увлеченность процессом познания, удовлетворение от процесса познания, ожидание (предвкушение) узнавания нового, гордость за свои успехи;
  • проявление индивидуальных предпочтений в выборе архитектурных сооружений для творческой деятельности, ситуаций общения со взрослым и сверстниками, в выборе вида деятельности для творческого отражения представлений, связанных с городом;
  • проявление осознанности - готовность объяснять свои предпочтения, предположения, оценочные высказывания, эмоциональные состояния;
  • наличие у ребенка волевых усилий в познавательной деятельности: преодоление трудностей или стремление их обойти, включенность детей, заинтересованность, преобладание произвольного внимания, неотвлекаемость, сосредоточенность).
  • степень активности ребенка в процессе ознакомления с архитектурой Санкт-Петербурга и диагностики: эмоциональный отклик на предложенное содержание и задания, стремление выполнять предложенные задания, участвовать в разных мероприятиях, участвовать в жизни города, желание поделиться своими впечатлениями, желание задавать вопросы, добавление и уточнение ответов сверстников на занятиях и в образовательных ситуациях,
  • характер познавательной деятельности детей: репродуктивный, поисковый, творческий;
  • желание и готовность детей к разнообразным видам творческой деятельности, содержанием которой выступает предпочитаемые архитектурные объекты, оригинальность и продуктивность в них.

Обобщение полученных результатов:

Полученные результаты обобщаются в соответствии с задачами педагогической диагностики. (Выявление положительного отношения к садово-парковому ансамблю Петергоф».)

О положительном отношении детей к архитектуре садово-паркового ансамбля Петергоф и процессу ознакомления с ней свидетельствует:

  • предпочтение Петергофа другому месту посещения, его положительная оценка и характеристика (дорогой, любимый, родной, красивый), готовность совершать положительные поступки по отношению к парку и горожанам, желание участвовать в жизни Петергофа (посещать достопримечательности, музеи и др.), мотивированное желание детей узнавать новое и интересное о Петергофе.
  • открытость, оживленность мимики, жестов в диагностических и образовательных ситуациях,
  • разнообразие цветовой гаммы в рисунках о парке, в преобладании светлых и теплых тонов в рисунке, наличие автопортрета и эстетических элементов в рисунке,
  • положительный эмоциональный отклик на предложенные задания (в основе динамика эмоционального состояния), стремление выполнять предложенные задания.

Избирательная направленность выражается:

  • В предпочитаемых ребенком архитектурных достопримечательностях и их разнообразии, к которым ребенок обращается в ситуациях выбора, в творческой деятельности, ситуациях общения.
  • В предпочитаемых видах деятельности, в которых ребенок стремится творчески переосмыслить эмоционально привлекательные образы.
  • В особенностях направленности ребенка на процесс ознакомления с архитектурой садово-паркового ансамбля Петергоф: его внешнюю занимательную строну или познавательную, содержательное общение.
  • В особенностях направленности ребенка на результат процесса ознакомления с архитектурой парка Петергоф: на обогащение новыми впечатлениями или новыми знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ

Проект  по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...

Проект педагогической технологии развития интереса к русской традиционной культуре детей 5-7 лет на материале народного календаря

  Русский народный календарь представлен разными аспектами  и каждый из них является богатейшим источником познания культурных традиций народа. Благодаря народному календарю дети могу...

Представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие представлений об истории цивилизации и культуре древней мордвы у старших дошкольников в процессе использования метода проектов»

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют к людям высокие требования. Люди хотят знать о мире, истории цивилизации все больше, понимать языки, ориентироваться в исто...

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста

Проект педагогической технологии развития технических умений в рисовании детей старшего дошкольного возраста...