Музыкальное интегрированное занятие ко Дню толерантности "Карельская горница"
план-конспект занятия (старшая группа)

Доронина Татьяна Николаевна

Интегрированное музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Обобщение знаний детей о своеобразии жизни карельского народа. С элементами музейной педагогики, музыки, художественной литературы на карельском языке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Разработала: музыкальный руководитель МОУ «Средняя школа №7» г. Петрозаводск   Доронина Татьяна Николаевна

Конспект открытого занятия «Карельская горница»

Цель: Обобщение знаний детей о своеобразии жизни карельского народа

Задачи:

  1. Познакомить детей со своеобразием карельского языка, произношением отдельных слов.
  2. Прививать интерес к культуре своего народа
  3. Сравнивать быт прошлого и настоящего карельского народа.

Предварительная работа: посещение музея «Карельская горница» ЗАО «Соломенского лесозавода», чтение карельских сказок на русском и национальном языке с учащейся 11 класса Финно-угорской средней школы. Рассматривание национальных костюмов, предметов быта, предметов прикладного искусства, слушание национальной музыки в исполнении инструмента «Кантеле». Показ презентации «Быт карельского народа».

Оборудование: Помещение музыкального зала, стилизованное под карельскую горницу, карельские костюмы для детей и взрослых, проекция на стене «Красного угла» карельской горницы, проектор, синтезатор, аккордеон, звуковая аудио аппаратура.

Ход занятия.

(Занятие начинается в группе.)

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю отправиться в путешествие на машине времени в прошлое и увидеть своими глазами как жили наши предки. Вы хотите отправиться со мной в наше прошлое?

(Ответы детей)

Муз. рук.: Тогда нам необходимо переодеться, чтобы не отличаться от людей прошлого времени. Хотите примерить одежду, которую носили наши предки?

(Ответы детей, дети переодеваются в национальные костюмы)

Муз.рук.: Посмотрите, какая не обычная одежда на вас. Раньше, давным – давно, когда ваши прабабушки и прадедушки  были маленькими, как вы сейчас, носили такую одежду каждый день. А почему именно такую одежду носили наши предки?

(ответы детей)

Муз. Рук.: Верно, мы живем в республике Карелия. А на каком языке мы разговариваем?

Муз. Рук.: А на каких языках еще разговаривают в нашей республике?

А скажите, ребята, раньше давным-давно люди в Карелии жили также как мы сейчас, в таких же домах, у них был водопровод, электричество? Где раньше селились люди?

(ответы детей)

Муз. Рук.: правильно, люди селились по берегам рек и озер. А вы знаете, почему?

Дети: Они брали воду для питья, ловили рыбу, готовили пищу.

Муз. Рук: А из чего люди строили жилье?

Дети: Из дерева.

Муз. Рук: А вы знаете, как раньше назывался карельский дом? Комнаты в доме?

Ответы детей.

Муз. Рук.: Раньше деревянный дом называли избой, а комнату в доме называли горницей. А хотите посмотреть как жили люди в горнице? Тогда в путь!

(звучит национальная музыка, дети «отправляются» в путешествие из группы в музыкальный зал)

Перед входом в горницу (музыкальный зал): «Ребята, здесь живет хозяйка горницы, а зовут ее Насто. Не забудьте  поздороваться с Насто на русском и карельском языке  «ТЕРВЕ». Давайте все вместе повторим: «ТЕРВЕ».

(Дети входят в  карельскую горницу, здороваются, Насто приглашает детей пройти в горницу)

Муз.рук.: Ребята, посмотрите на предметы, которые вас окружают, что вы видите? А из чего сделаны эти предметы? Вот это коромысло, на нем переносили воду в деревянных ведрах, в глиняных горшках варили еду, …(краткий обзор предметов находящихся в горнице). А это музыкальный национальный инструмент Кантеле. Хотите послушать как звучит кантеле?

(Насто играет на кантеле национальный  карельский наигрышь).

Муз. рук.: Вам понравилось как звучит кантеле? Посмотрите внимательно, из чего сделано кантеле? Хотите потрогать струны и поиграть? Кантеле бывает разных размеров, с разным количеством струн. А еще, ребятки, посмотрите, какие музыкальные инструменты есть в горнице? (деревянные свистульки, ложки, трещотки) Хотите поиграть?

(Оркестр деревянных инструментов  в исполнении детей, под сопровождение кантеле).

Муз.рук.: Вам понравилось? А еще ребята очень любили рассказывать и слушать сказки. Сказки детям рассказывали взрослые. Хотите послушать? Тогда, давайте сядем на лавки и послушаем сказку на карельском языке.

Насто рассказывает сказку на карельском языке «Медведь, волк и лиса», сопровождая ее показом кукольного театра.

Муз. Рук.: Ребята, вы поняли, о чем сказка? Как по-карельски сказать волк, лиса, медведь? (дети называют животных из сказки, а Насто исправляет детей, если произносят неправильно). А еще дети в карельских деревнях очень любили играть, ведь у них не было таких игрушек, как у вас, не было интернета, телевидения. Давайте и мы с вами поиграем.

Карельская игра «Пукки» (козел).

Мальчик приглашает девочку: подставляет к голове «рожки», кланяется девочке и произносит громко: «ПУ!». Девочка отвечает мальчику таким же поклоном. Мальчик с девочкой выходят на середину и кружатся, взявшись «под локотки». Затем мальчик идет приглашать на танец другую девочку, а девочка приглашает другого мальчика и так далее, пока не будут приглашены все дети и взрослые. По окончании игры все прыгают притопывая одной ногой, а по окончании музыки ищут себе пару и громко произносят «ПУ!», кому пары не хватило, тот становится следующим водящим и игра начинается заново.

После игры Насто приглашает всех присутствующих пить чай с калитками. После чаепития Насто прощается с детьми на карельском языке и приглашает детей еще раз прийти в гости в горницу. Дети прощаются с Насто и уходят в группу.

Муз. Рук.: Вот и закончилось наше путешествие на машине времени. Ребята, вам понравилась горница? Что вам запомнилось больше всего? Вы хотели бы побывать в горнице еще раз?

(ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального интегрированного занятия "Зима. Какая она?"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы призвано показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии в раскрытии образа русской зимы....

Музыкально-интегрированное занятие

Музыкально-интегрированное занятие " В музыкальном королевстве" в подготовительной группе (конспект)...

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Осень»

Закрепить знания об осени как о времени года. Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение....

Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет.

«Мама – это прекрасно! »Конспект музыкального интегрированного занятия (НОД) ко Дню Матери для детей 5-6лет....

музыкальное интегрированное занятие "Что может наш голос"

Развитие певческих умений и навыков :  эмоциональное восприятие, звукообразование, дикция, артикуляция, дыхание, расширение диапазона, чистота интонации на музыкальных занятиях  в стар...

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»

Конспект музыкального интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «У моря музыка своя»...

Музыкальное интегрированное занятие Кругосветный урок

Музыкально-ритмическое занятие по развитию музыкальности старших дошкольников через песенную, танцевальную импровизацию, а также  творческое музицирование....