Патриотическое воспитание дошкольников
статья на тему

Бережная Лариса Николаевна

Организация работы с дошкольниками по ознакомлению с родным городом как первая ступень патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с любви к родным, своему дому, детскому саду, городу. Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия:

создание благоприятных социальных условий;

организация развивающей образовательной среды;

обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала  c опорой на опыт и чувства детей;

повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания;

тесный контакт c семьей, опора на ее традиции и опыт.

Для достижения определенных результатов в работе с детьми мы используем различные формы и методы работы. Причем такие, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Основной формой работы с детьми, является совместная игровая деятельность. Мы  широко использует дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид деятельности – игровую – формировать у детей соответствующие интегративные качества.  Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (в прошлое родного края). В таких играх ребенок приобретает и совершенствует  знания об окружающем: об историческом прошлом родного края, о его современной настоящей жизни, т.е. у детей проявляется познавательная активность, а на основании комбинирования полученных знаний при построении сюжетов, в стремлении детей подражать любимым героям формируется творческая активность.

Свой путь по городу мы с  ребятами совершаем  по карте путешествий, которая вывешивается на видном месте. На карте будут обозначены названия остановок: «Центральная детская библиотека», «Город и его символы» и другие.  Каждый месяц путешествие совершается лишь в рамках одной «остановки». Итогом реализации каждого направления является создание вместе с детьми, какого – либо продукта (выставка тематических творческих работ, проекта, макета, панорамы, альбома и т.д.) Оформление коллажей «Улицы нашего города», «Мой папа - нефтяник», «Жизнь коренных народов ханты и манси» и т.д.  позволяют активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о жизни, быте, традициях людей нашего края. Интеграция образовательных областей  в процессе работы над одной темой позволяет системно и комплексно  проводить работу по патриотическому воспитанию.

Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. С этой целью в группе организована мини- лаборатория «Хочу все знать», разработаны схемы для безопасного проведения опытов в лаборатории (нельзя нюхать,  трогать незнакомые вещества и т.д.),  для уточнения и закрепления свойств изучаемого объекта (нефть - черная, жидкая, с резким запахом, не смешивается с водой).

Отдельное место в образовательном процессе отводится компьютерным дидактическим играм, пособиям. Для реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию нами созданы  обучающие компьютерные игры в самой простой программе  Microsoft Power Point.

Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса.

Очень часто родители берут своих детей в магазин, в кино, в гости, не ставя цели познакомить ребенка с городом, формировать интерес к нему. Об этом свидетельствуют ответы детей: "Мы проезжали там, когда ехали на машине в гости"; "Я не знаю, что это, там папина работа недалеко"; "Я видел это, когда мы в кино ходили". Эта "попутность" получения знаний оказывает двойное отрицательное действие: затормаживает развитие интереса к явлениям общественной жизни и формирует неточные сведения об окружающем. Поэтому необходимо разрабатывать новые подходы, искать новые формы привлечения родителей к активному совместному  участию в процесс  патриотического воспитания детей. Интересным может быть семейное «мини-исследование». Причем  при выборе и определении темы исследования разумно ограничить ее территориальные и временные рамки. Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети) или   конкретного здания, истории  памятника и т.д.  По итогам проведенного исследования  организуется  выпуск газеты  «Рассказы о Нижневартовске», которая   в рубриках информационно-познавательного характера, сопровождающихся фотографиями или  рисунками детей, отражает наиболее яркие моменты проделанной  работы.

Когда родители уже достаточно накопили материала о родном городе, они могут попробовать свои силы в творческой работе – изготовлении макетов достопримечательностей  города. Эффективность данной формы работы выражается не только  в продуктах совместной деятельности родителей и детей, но и в возможности внесения своих оригинальных идей, которые они с гордостью могут представить на  выставке макетов.  

Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает   воздействие на личность ребенка на много лет вперед. Воспитание гражданских чувств, гордости за свою родину, понимание неповторимости и  богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении  личности ребенка, ее всестороннем развитии.

    Главное - зародить в ребенке великое чувство любви к семье, родному дому, городу, в котором родился и живешь, и, наконец, к стране, что дает право называться Гражданином России.

   Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, своего города,  его  символике, природе, если ему известны имена тех, кто прославил наш город, нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям,  то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...