Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе на тему «Моя семья»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Дарьина Светлана Георгиевна

Конспект занятия

с использованием УМК по обучению детей татарскому языку

в средней группе на тему

«Моя семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_seminar.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2» Белочка»

г. Нурлат Республики Татарстан»

Конспект занятия

с использованием УМК по обучению детей татарскому языку

в средней группе на тему

«Моя семья»

Воспитатель:

Дарьина С.Г.

г. Нурлат

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку; воспитывать сочувствие, любовь ко всем членам семьи.

Образовательные: Ввести понятие «семья». Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории:

Продолжать формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата;

Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.

Развивающие: Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов;

Развивать мелкую моторику рук; пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении; вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать диалогическую речь: умение участвовать в беседе; развивать детское творчество.

Актуальность: Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Постановлением кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 г. № 1174 «Об утверждении Стратегии развития образования в Республики Татарстан на 2010-2015 г.г. «Киләчәк», в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработан учебно-методический комплект по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных Модернизация образовательных учреждениях Республики Татарстан. Новые подходы в обучении детей государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях республики  разработаны экспертами. Так татарский язык преподается – как средство общения, как инструмент жизни людей.  Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теоретизированность, то сейчас идет обращение к практике ориентированности, мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. Говоря о новой методике преподавания, мы симметрично говорим о русском языке для татароязычных семей и татарском языке для детей из русскоязычных семей.

Новизна:

Для обучения в детских садах был составлен учебно-методический комплект, куда вошли сборники художественных произведений для воспитателей и родителей, а также комплекты аудио- и видеоматериалов на татарском и русском языках. Cпециально для новой программы было разработано: 5 мультфильмов на татарском языке, 45 анимационных сюжетов, 8 познавательных передач, которые будут транслироваться на канале «ТНВ». На канале ТНВ создана телепередача на татарском языке «Әкият илендә» для детей дошкольного возраста в целях обучения детей разговорной речи. Новый проект предоставляет собой возможность совсем юным телезрителям вместе с родителями изучать татарский язык, начиная с самых его азов.

Предварительная работа: рассматривание альбома с фотографиями, иллюстраций, сюжетных картинок; чтение книг; изготовление атрибутов к играм; подбор слайдов.

Материал: костюмы, картины, кубик, набор продуктов, мяч, корзины, настольный театр.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Исәнмесез балалар!

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Ребята, вы принесли рисунки, фотографии вашей семьи. Вот о семье мы сегодня поговорим и поиграем в любимые игры. Посмотрите у меня на столе что-то  есть интересное для вас. (Дети присаживаются к столу). Это веселый кубик. Хотите поиграть в игру «Веселый кубик»?

Цель:

1. Способствовать активизации в речи детей слов на татарском языке по теме «Моя семья» (әти, әни, кыз, малай, бабай)

2. Учить ребенка составлять диалог «Бу кем?»

3. Развивать внимание, память и логическое мышление;

4. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции.

        Вам нужно по очереди подбросить кубик и назвать по-татарски рисунок. (Дети подбрасывают кубик и называют рисунок по-татарски: «Бабай», «Әби» и т.д.).  Ребята, а теперь покажем пальчиковую игру «Семья» («Гаилә»).

( Цель:

1. Развивать внимание, память и логическое мышление;

2. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции)

«Бу бармак  бабай.

Бу бармак әби.

Бу бармак әти.

Бу бармак әни.

Бу бармак мин

Бу безнең  гаилә».

 Молодцы!

А  теперь  послушайте стихотворение.

«Есть в доме любом семейный альбом

Как в зеркале мы отражаемся в нем

Пускай, не всегда мы красивы,

Зато эти фото правдивы» (Стихотворение «Семейный альбом» А.Грибалева)

 Я предлагаю вам поиграть в игру «Моя семья».

 Цель: 

• Развивать внимание, память и логическое мышление;

• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции при «оживлении» героев.

Сейчас на экране появится слайд – фото, кто узнает свою семью, тому будет задание – назвать членов семьи.

Ребенок 1: Моя  Семья – это мама, папа, брат и я.

Воспитатель: Скажи на татарском языке.

Ребенок: Минем гаилә - әни, эти,  абый һәм мин.

Ребенок 2: Моя семья - мама, папа, я и дедушка с бабушкой. Воспитатель: Скажи на татарском.

Ребенок: Минем гаилә - әни, әти, мин, әби һәм бабай. (Дети  по очереди рассказывают о своей семье).

Воспитатель: Правильно. Это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка. Это самые близкие люди. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?

Ребенок 1: Мою маму зовут Миляуша Расиховна. Она работает в больнице врачом. Папу зовут Рамиль Альбертович, он тоже врач.

Ребенок 2: Мою маму зовут Юлия Михайловна. Она учитель. Папа – Игорь Дмитриевич. Он работает строителем.

Воспитатель: У кого есть братья и сестры?

Ребенок 1: У меня есть брат. Его зовут Алмаз.

Ребенок 2: А у меня тоже есть братик. Он очень маленький.

Ребенок 3: У меня есть старшая сестра - Эвелина.

Воспитатель: Дружно ли вы живете?

Ребенок 1: Мы всегда дружим.

Ребенок 2: А мой братик постоянно плачет. У него болит животик.

Воспитатель: Маленьких братьев и сестер нужно жалеть, заботиться о них. Как можно заботиться о младших?

Ребенок 1: Можно с ними поиграть, пока мама готовит ужин.

Ребенок 2: А я мою бутылочку и соску.

Воспитатель: Старших братьев и сестер надо уважать и помогать им, потому что они заботились о вас, когда вы были маленькими.

Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение и скажите про кого оно.

Очень бабушку свою,

Маму мамину люблю,

У нее морщинок много

И на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

О ком эти строки? («Внучка» А. Плещеев)

Дети: Про бабушку. А бабушка и дедушка – это родители ваших мам и пап. А ваши мама и папа – это ваши родители.

Воспитатель: У кого в семье живут бабушки и дедушки, поднимите руки?

Воспитатель: Хорошо, когда бабушка живет с вами и заботится о вас. Скажите, как о вас заботятся ваши бабушки?

Ребенок 1: Меня бабуля приводит в садик и забирает из садика. А еще мы вместе гуляем и ходим в цирк.

Ребенок 2: Моя бабушка печет вкусные пироги, и мы все вместе пьем чай.

Ребенок 3: А когда я болею, бабуля мне дает молоко с медом, чтобы я поскорее выздоровела.

Ребенок 4: А моя бабушка вяжет мне теплые носки и варежки, чтобы я зимой не замерз и не заболел.

Воспитатель: Правильно, бабушка вкусно накормит и пожалеет, приласкает. Им как никому другому нужна ваша забота и внимание. Если бабушка и дедушка не живут с вами, что нужно сделать, чтобы они знали, что вы их любите и помните?

Ребенок 1: Надо позвонить!

Ребенок 2: Надо приехать к ним в гости!

Воспитатель: Как можно назвать их всех: маму, папу, сестер, братьев, бабушку и дедушку одним словом?

Дети говорят: Семья!

Воспитатель: Скажите на татарском.

Дети: Гаилә.

Воспитатель: А теперь мы немного поиграем  в игру  с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

Цель:

• Развивать внимание, память и логическое мышление;

• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции ;

• Сформировать представление о семье на примере людей, Их ообраза жизни,обязанностях.)

  Мы узнаем, кто как трудится в вашей семье. Я буду бросать мяч каждому по очереди, а вы должны будете поймать и договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат или я.

Например, ходит на работу - … Кто?

Ребенок договаривает: Мама и папа (Әни, әти)

Воспитатель: Учит уроки – …

Ребенок: Сестра, брат.

Воспитатель: Моет посуду – …

Ребенок: Мама и бабушка.

Воспитатель: Мастерит – …

Ребенок: Папа, старший брат, дедушка.

Воспитатель: Ходит в магазин за покупками - …

Ребенок: Бабушка, мама, папа.

Воспитатель: Убирает в доме – …

Ребенок: Мама, сестра, бабушка.

Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю поиграть  в игру «Давайте справедливо распределим обязанности».

Цель:

• Развивать внимание, память и логическое мышление;

• Воспитывать любовь и уважение к своей семье, вызывать радостные эмоции;

• Учить составлять предложения.

Я раздам вам по одному рисунку, а вы должны подобрать  соответствующие карточки, обозначающие обязанности  членов семьи.

Воспитатель: Алия, папа что делает?

Алия: Зарабатывает деньги, делает ремонт.

Воспитатель: Данил, мама что делает?

ДАНИЛ: Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, гладит.

Воспитатель: Данияр, сын что делает?

Данияр: Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит.

Воспитатель: Аня, дочь что делает?

Аня: Моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки.

Воспитатель: Алия, бабушка что делает?

Алия: Вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками.

Воспитатель: Диана, дедушка что делает?

Диана: Мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками.

Воспитатель: Хорошо! Ребятки, давайте присядем на стульчики (садятся на стульчики). А сейчас поиграем в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Я распределю роли, а вы должны вежливо по-татарски  поздороваться, попросить продукт и  попрощаться. (Дети по очереди подходят и просят вежливо нужный продукт.) Хорошо, ребята! А сейчас я приглашаю вас встать и поиграть в игру «Сядь, сядь Малика!».

Цель: 

совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.

Задачи: 

• воспитывать любовь к фольклору татарского народа;

• совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.

         Давайте отдохнем, встанем в круг, выберем водящего с помощью считалки и произносим слова:

 «Утыр, утыр, Малика, алмагач тебенә,

 Кем утырган каршыга, әйтеп бирче тиз генә»

Любой из вас подходит и вас водящий с закрытыми глазами с помощью прикосновений  узнает и называет вас по имени (Игра проводится 2-3 раза)

Семьи бывают не только у людей, но и у животных. Вспомните сказки «Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят». Все заботились друг о друге и жили дружно. Вспомните сказку про репку, когда дед посадил репку для семьи, но не смог сам выдернуть ее и решил позвать на помощь … а кого?

Дети: Семью и друзей.

Воспитатель: Правильно! Только благодаря семье и друзьям  они смогли справиться с трудностями.

 (Показ детьми кукольного театра «Репка»)

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?

Ребенок 1: Не обижать младших братьев и сестер.

Ребенок 2: Не ссориться, помогать друг другу, трудиться.

Ребенок 3: Дарить подарки, любить друг друга.

Ребенок 4: Получать хорошие оценки, вместе отдыхать.

Воспитатель: Вы очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я желаю, чтобы ваша семья была здоровой и счастливой. А теперь, давайте посмотрим ваши рисунки, которые вы нарисовали дома с родителями.

Звучит песня «Әни кирәк». Все дети с воспитателем идут смотреть выставку детских рисунков на тему «Моя семья».

ЛИТЕРАТУРА

  1. https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou68/umk/u
  2. Бурганова Р.А., Хисамова Ф.М. Малыши изучают татарский язык. Пособие для воспитателей детских садов. На татарском языке. – Казань: Магариф, 2005. – 207 с.
  3. Зарипова З.М. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие для воспитателей детских садов.  — Казань: Первая полиграфическая компания, 2013 – 240 с.
  4. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку «Татарча сөйләшәбез». Казань: Хəтер, 2011 – 56 с.
  5.  Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 1998. – 60 с.
  6. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: Школа, 2004. – 84 с.
  7. Харисова Ч. М. Методика обучения татарскому произношению. — Казань: Магариф, 2000. — 167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режимный момент по обучению детей татарскому языку. Средняя группа.

Данный материал можно использовать в группе воспитателям для закрепления пройденных на занятии татарского языка слов.Режимный момент занимает примерно 15 минут....

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе “Минем гайлә”.

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Моя семья» “Минем гайлә”.Воспитатель группы №8: Даутова Е.А.      Основная образоват...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Яшелчәләр кибете"

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе...

Конспект занятия «Моя семья» с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в средней группе № 7

Дети рассказывают о своих родителях: как зовут, где и кем работают, называют членов семьи по-татарски (бабай, әби, әти, әни, кыз, малай - зур, кечкенә); об уважительном отношении к старшим. Играют в и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Моя семья»

В данной статье представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию  в средней группе на тему  «Моя семья»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в средней группе на тему «Моя семья»

Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге; знание детьми имен всех членов своей семьи; воспитывать добрые чувства по отноше...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в первой младшей группе по теме «Моя семья»

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в первой младшей группе по теме «Моя семья»Цель: формирование нравственно – патриотического воспитания у детей младш...