ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
статья на тему

Каримова Айгул Комильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА

Каримова А. К.

PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

Karimova A.K.

В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим воз-

никает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об об-

разовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

  • Конституция Российской Федерации. 

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития си- 


стемы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в совре-

менных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

- Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах Рос-

сии» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

- Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнения-

ми) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесе-

нии изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти по-

гибших при защите Отечества от 5 апреля 2013 г.

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 

  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федера- 

ции, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государ-

ственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе-

дерации на 2011–2015 годы» За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в

социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах об-

щественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания под-

растающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспита-

ния и развития личности гражданина и патриота России и способного отста-

ивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания де-

тей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обре-

тает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Патриотизм. Чувство Родины Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям  к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе


В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриоти-

ческое воспитание дошкольника определяется современными условиями:

углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях. Поиск решения этих проблем составляет важную задачу современной педагогики. Цель ис-

следования создание условий реализации педагогических задач патриотиче-

ского        воспитания  дошкольников  при  внедрении  национально-

регионального компонента.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование за-

креплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в

действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной        целью   образовательной   области   «Социально-

коммуникативное развитие» является   позитивная социализация детей до-

школьного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тради-

циям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспита-

ние детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, лю-

бознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой актив-

ности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объек-


тах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-

турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, много-

образии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155

г. Москва).

Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает

  • себя следующие компоненты: 

  • воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности; 

  • уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного

языка; 

  • формирование духовно-нравственных отношений; 

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, 

семье, детскому саду, города) ;

  • формирование любви к культурному наследию своего народа; 

  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского пат-

риотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И

Радина и др. Основателем национальной системы образования считается К. Д.

Ушинский. Он установил, что у всех великих народов мира есть своя нацио-

нальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический харак-

тер.Современные исследователи,  такие как Т. Т.  Зубова,  Е.  П.  Арнаутова,

А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в об-


ласти содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетен-

ции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой ци-

вилизации,  а также восприятия детьми предметов окружающего их мира,

формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

Следует отметить, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, несмотря на это выделяются четыре основные концепции, такие как: социальное воспитание, ориентированность на коллективное воспитание, личностное и личностно-ориентированное са-

моорганизуемое воспитание.

Как отмечают исследователи: «Проблема обучения детей на родном языке является в настоящее время одной из актуальнейших во всем мире»

(С.С. Салаватова, 2008 г., 2011 г. [4; 5]), поэтому необходимо, чтобы родной язык использовался и детском саду. В рамках своей опытно-эксперименталь-

ной работы мы проводим игры с использованием родного языка; « переведи на родной язык», «что означают слова и др. использование краеведческого материала в образовательной деятельности «Познание» (математика), напри-

мер можно использовать задачи и дидактические игры с связанные с истори-

ей, природой и символикой родного края.

Появление различной концепций предопределено осознанием, прежде всего, необходимости в обществе развития духовной культуры личности. В

данной ситуации обратимся к новым подходам воспитания у детей патриоти-

ческих чувств, именно это условия осуществления патриотического воспита-

ния у дошкольников, в контексте реализации национально-регионального компонента.

  1. Ориентированность педагогического процесса на полное разви- 

тие личности. При становлении личности важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, на его традиции и обычаи. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направле-

ние образования, то есть этнопедагогика.   Идеи этнопедагогики  способ-


ствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности,

стремящийся жить интересами своего народа, уважительным и справедли-

вым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире. 2. Патриотическое воспитание должно охватывать все деятельности

ребенка,  должно носить комплексный характер. Формирование патриотиче-

ского воспитания реализуется при активной, разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для того, что бы пра-

вильно построить детскую деятельность, чтобы она согласовалась с задача-

ми регионализации образования и патриотического воспитания, педагогу необходимо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (образовательная деятельность, труд, ху-

дожественно-эстетическое, игра), а также иметь сочетать их в едином педа-

гогическом процессе.

3. Внедрение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу от личностно значи-

мых к общецивилизованным культурно-историческим явлениям, т. е. посте-

пенного перехода от более близкого ребенку, менее близкому.

4. Деятельность, предлагаемая детям должна вызывать интерес и быть эмоционально-насыщенным. Акцентирование на эмоционально-

чувствительную сферу ребенка требует создания условий для возникнове-

ния эмоциональных реакций и развития эмоций, которое концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.

  1. Использование коллективной деятельности необходимо для раз- 

вития патриотических чувств у детей-дошкольников. При формировании

гражданско-патриотических чувств базовым моментом

  1. является накопление необходимых норм поведения, взаимоотно- 

шений в социуме, в коллективе.


Нравственные качества не возникают естественным путем. Становле-

ние их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспита-

ния, от условий в котором живет ребенок.

Поведенное нами исследование доказывает эффективность работы по формированию патриотического воспитания с использованием национально-

регионального компонента в дошкольных учреждениях.

Использованная литература:

1.  Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В.Кокуева. –  М.:

АРКТИ, 2005. – 144  с.

2.  Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г.  795 “ О госу-

дарственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [ Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).

3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.  1155 г. Москва "Об утвер-

ждении федерального государственного образовательного стандарта до-

школьного образования".

4.  Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-

регионального компонента содержания школьного образования / С.С. Сала-

ватова // Наука и школа. – 2007. –  №3. –  С.17-20.

5. Салаватова, С. С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект / С.С. Салаватова // Журнал «Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №5.

6. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4 – С.59- 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...