Главные вкладки

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
    статья на тему

    Каримова Айгул Комильевна

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx35.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО

    КОМПОНЕНТА

    Каримова А. К.

    PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN USING NATIONAL-REGIONAL COMPONENT

    Karimova A.K.

    В современное время остро стоит вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющего мира. В связи с этим воз-

    никает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчине, чувства гордости за свою Родину.

    В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта и местных условий.

    Один из целевых ориентиров в Законе Российской Федерации «Об об-

    разовании» направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов:

    • Конституция Российской Федерации. 

    • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010 г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития си- 


    стемы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в совре-

    менных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.

    - Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах Рос-

    сии» (с изменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.

    - Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнения-

    ми) от 19 мая 1995г. - Федеральный закон Российской Федерации «О внесе-

    нии изменений в Закон Российской Федерации "Об увековечении памяти по-

    гибших при защите Отечества от 5 апреля 2013 г.

    • Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 

    • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федера- 

    ции, разработка которой обусловлена необходимостью выполнения Государ-

    ственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Фе-

    дерации на 2011–2015 годы» За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в

    социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах об-

    щественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания под-

    растающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспита-

    ния и развития личности гражданина и патриота России и способного отста-

    ивать её интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания де-

    тей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обре-

    тает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

    Патриотизм. Чувство Родины Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям  к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, а также с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе


    В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство - каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

    Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение национально-регионального компонента в патриоти-

    ческое воспитание дошкольника определяется современными условиями:

    углубляющимся социально-культурным кризисом, противоречием между возросшим национальным самосознанием и сложившейся практикой воспитания исключительно на общечеловеческих ценностях. Поиск решения этих проблем составляет важную задачу современной педагогики. Цель ис-

    следования создание условий реализации педагогических задач патриотиче-

    ского        воспитания  дошкольников  при  внедрении  национально-

    регионального компонента.

    С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование за-

    креплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в

    действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

    Основной        целью   образовательной   области   «Социально-

    коммуникативное развитие» является   позитивная социализация детей до-

    школьного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, тради-

    циям семьи, общества и государства.

    Одним из основных направлений реализации образовательной области

    «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспита-

    ние детей дошкольного возраста.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, лю-

    бознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой актив-

    ности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объек-


    тах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве,

    числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-

    турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

    о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, много-

    образии стран и народов мира. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155

    г. Москва).

    Исходя из этого, патриотическое воспитание дошкольников включает

    • себя следующие компоненты: 

    • воспитание у ребенка отношения к себе как полноправной личности; 

    • уважения своей семьи как носителя семейной традиции и родного

    языка; 

    • формирование духовно-нравственных отношений; 

    • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, 

    семье, детскому саду, города) ;

    • формирование любви к культурному наследию своего народа; 

    • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

    В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского пат-

    риотическое воспитание было центральной идеей. Большой вклад в научное обоснование данной проблемы внесли Б.Т. Лихачев, Н.В. Виноградова, Е. И

    Радина и др. Основателем национальной системы образования считается К. Д.

    Ушинский. Он установил, что у всех великих народов мира есть своя нацио-

    нальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему в целом и сообщающий ей специфический харак-

    тер.Современные исследователи,  такие как Т. Т.  Зубова,  Е.  П.  Арнаутова,

    А. С. Козлова, С. Е. Шукшина, О. А. Артамонова, М. В. Крулехт и др., так же уделяют большое внимание патриотизму. Особенно исследованиям в об-


    ласти содержания дошкольного образования и воспитания, направленные на изучение механизмов социализации, формирования социальной компетен-

    ции ребенка, осознания им самого себя как представителя человеческой ци-

    вилизации,  а также восприятия детьми предметов окружающего их мира,

    формирование у них представлений о трудовой деятельности взрослых и т.д.

    Следует отметить, что в педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания, несмотря на это выделяются четыре основные концепции, такие как: социальное воспитание, ориентированность на коллективное воспитание, личностное и личностно-ориентированное са-

    моорганизуемое воспитание.

    Как отмечают исследователи: «Проблема обучения детей на родном языке является в настоящее время одной из актуальнейших во всем мире»

    (С.С. Салаватова, 2008 г., 2011 г. [4; 5]), поэтому необходимо, чтобы родной язык использовался и детском саду. В рамках своей опытно-эксперименталь-

    ной работы мы проводим игры с использованием родного языка; « переведи на родной язык», «что означают слова и др. использование краеведческого материала в образовательной деятельности «Познание» (математика), напри-

    мер можно использовать задачи и дидактические игры с связанные с истори-

    ей, природой и символикой родного края.

    Появление различной концепций предопределено осознанием, прежде всего, необходимости в обществе развития духовной культуры личности. В

    данной ситуации обратимся к новым подходам воспитания у детей патриоти-

    ческих чувств, именно это условия осуществления патриотического воспита-

    ния у дошкольников, в контексте реализации национально-регионального компонента.

    1. Ориентированность педагогического процесса на полное разви- 

    тие личности. При становлении личности важно обращать внимание на ценности и культуру его народа, на его традиции и обычаи. Для решения этого вопроса огромное значение имеет народно-педагогическое направле-

    ние образования, то есть этнопедагогика.   Идеи этнопедагогики  способ-


    ствуют становлению духовно богатой и общественно развитой личности,

    стремящийся жить интересами своего народа, уважительным и справедли-

    вым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире. 2. Патриотическое воспитание должно охватывать все деятельности

    ребенка,  должно носить комплексный характер. Формирование патриотиче-

    ского воспитания реализуется при активной, разнообразной деятельности дошкольников, так как быть патриотом - значит не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для того, что бы пра-

    вильно построить детскую деятельность, чтобы она согласовалась с задача-

    ми регионализации образования и патриотического воспитания, педагогу необходимо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей (образовательная деятельность, труд, ху-

    дожественно-эстетическое, игра), а также иметь сочетать их в едином педа-

    гогическом процессе.

    3. Внедрение национально-регионального компонента в работу с дошкольниками должно осуществляться по принципу от личностно значи-

    мых к общецивилизованным культурно-историческим явлениям, т. е. посте-

    пенного перехода от более близкого ребенку, менее близкому.

    4. Деятельность, предлагаемая детям должна вызывать интерес и быть эмоционально-насыщенным. Акцентирование на эмоционально-

    чувствительную сферу ребенка требует создания условий для возникнове-

    ния эмоциональных реакций и развития эмоций, которое концентрируют его внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, что достигается путем сопереживания и прогнозирования развития ситуации.

    1. Использование коллективной деятельности необходимо для раз- 

    вития патриотических чувств у детей-дошкольников. При формировании

    гражданско-патриотических чувств базовым моментом

    1. является накопление необходимых норм поведения, взаимоотно- 

    шений в социуме, в коллективе.


    Нравственные качества не возникают естественным путем. Становле-

    ние их происходит в результате эмоционального накопления и осознания определенных личностных явлений и зависит от средств и методов воспита-

    ния, от условий в котором живет ребенок.

    Поведенное нами исследование доказывает эффективность работы по формированию патриотического воспитания с использованием национально-

    регионального компонента в дошкольных учреждениях.

    Использованная литература:

    1.  Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

    культурных традициях своего народа: метод. пособие / Л. В.Кокуева. –  М.:

    АРКТИ, 2005. – 144  с.

    2.  Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г.  795 “ О госу-

    дарственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы” [ Электронный ресурс]. – Режим доступа http: //www.garant.ru/ (15.01.2015).

    3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

    (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.  1155 г. Москва "Об утвер-

    ждении федерального государственного образовательного стандарта до-

    школьного образования".

    4.  Салаватова, С. С. Математика в свете реализации национально-

    регионального компонента содержания школьного образования / С.С. Сала-

    ватова // Наука и школа. – 2007. –  №3. –  С.17-20.

    5. Салаватова, С. С. Этнокультурная составляющая обучения школьной математике: языковой аспект / С.С. Салаватова // Журнал «Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №5.

    6. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 4 – С.59- 64.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»

    Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

    Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...