Педагогический проект "Моя малая Родина"
проект (подготовительная группа) на тему

Головко Ирина Александровна

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_malaya_rodina1.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Педагогический проект

«Моя малая Родина»

Воспитатель Головко И.А.

Содержание  проекта

1. Введение

2. Актуальность

  • Поставленные цели и задачи проекта.
  • Методы и приемы, используемые в проекте.
  • Принципы

3. Алгоритмы разработки проекта

  • Образовательные области
  • Этапы реализации проекта
  • Ожидаемые результаты
  • Выводы

4. Приложения.

  • Приложение №1.
  • Мониторинг на начало проекта
  • Приложение №2.
  • Перспективный план реализации  проекта.
  • Приложение №3.
  • Мониторинг на конец проекта.
  • Приложение №4.
  • Презентация для детей «Достопримечательности станицы Старощербиновской»
  • Приложение № 5
  • Эссе  с фотоприложением воспитанницы Т.Мамченко «Улица моего детства»
  • Приложение № 6.
  • Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань  моя  родная»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Жизнь,  традиции  и обычаи кубанских казаков»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Историческое  прошлое Кубани, история заселения, жизнь,  быт казаков»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Национальная одежда  кубанского  казака  и казачки»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Моя семья-  моя родословная»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Различные виды исторических промыслов  и ремесел на Кубани»
  • Непосредственная образовательная деятельность  «Знакомство с трудом хлебороба»
  • Игра  -  викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»
  • Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»
  • Развлечение «Кубанские посиделки»
  • Приложение № 7.
  • Казачьи костюмы, символы и знаки.
  • Приложение №8.
  • Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы,  поговорки,  песни»
  • Приложение №9.
  • Тематическое занятие «Ознакомление с символикой:  гербом, гимном, флагом Кубани»
  • Приложение № 10
  • Картотека подвижных народных игр.

Приложение №11

  • История станицы Старощербиновской
  • Приложение №12.
  • Подбор материала «Люби и знай свою станицу»
  • Приложение № 13
  • Символика станицы Старощербиновской
  • Приложение  №  14
  • Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
  • Приложение  № 15
  • Сказки для детей о казаках
  • Приложение № 16
  • Сказы деда  Афанасия
  • Приложение №  17
  • Пословицы и поговорки о казаках
  •  Приложение  №  18
  • Стихотворения о селе, казаках и  Кубани
  •  Приложение  № 19
  • Кубанские  обычаи и традиции
  • Приложение №  20
  • Кубанская кухня
  • Приложение  № 21
  • Работа  с родителями
  • Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего»
  • Анкеты для  родителей
  • Приложение № 22
  • Фотоприложение

5. Список используемой литературы

Введение

           Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

 Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

        Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Актуальность

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств и чтобы слова «Я люблю свою Родину», свою станицу не превращались в пустой звук, важно, чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже в детстве.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Детей мы  должны научить не только брать, но и отдавать, заботиться о своих близких, быть внимательными друг к другу, сострадать

Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого есть воспоминания, они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Моя задача сделать так, чтобы подобных «теплых» воспоминаний у ребенка было больше.

        На основе  мониторинга  и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной  станице, районе,  крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Целью моего проекта является - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, своей станице.

Перед собой я выстраиваю следующие задачи:

1. Воспитывать любовь к родной станице, дому, семье,

2. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, станице.

4. Воспитание уважения к истории станицы  и наследию прошлого.

5.   Знакомство с историей станицы.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родной станицей я  использовала следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создала  краеведческий мини-музей, подобрала  материал о станице ст. Старощербиновской,  включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родной станицы.

Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родной станице

Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о станице с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, музеем станицы и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями ст. Старощербиновской.

Участники проекта:

- дети

- педагоги

- родители

Срок реализации  проект долгосрочный май 2012 март 2013

Реализую свой проект через все образовательные области:

«Здоровье»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

«Социализация»

Формирование интереса к «малой Родине», через игровую деятельность.

«Познание»

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Педагог  через проективную деятельность, экскурсии, знакомить с культурными явлениями.

«Коммуникация»

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи –диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:

«Чтение художественной литературы»

Формирование целостной картины миры , в том числе первичных ценностных представлений.

Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе

( Беседы, чтение стихотворений).

Художественное творчество

Развитие продуктивной деятельности детей ( рисование , лепка, аппликация, художественный труд.

Этапы реализации проекта:

1-й Этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

1.Организация предметно-развивающей среды для осуществления  нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2.Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе  (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы, сказки.

3.Рассматривание  и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»

4.  Оформление тематической выставки книг  о родной станице, крае.

5.  Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине

6. Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию ( «Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)

7. Подбор фотографий, иллюстраций  на тему: «Моя малая  Родина: край, станица»

8. Подбор материала «История станицы Старощербиновской»

9. Мониторинг на начало и конец проекта  по образовательным областям «Социализация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

2-й Этап – ОСНОВНОЙ

1.Тематическое занятие «Ознакомление с символикой: герб,  гимн, флаг Кубани»
2.Беседа «Кубанский народный фольклор - пословицы, поговорки, песни»
3. Непосредственная образовательная деятельность «Мой край – Кубань  моя  родная»

4.Непосредственная образовательная деятельность  «Историческое  прошлое Кубани, история заселения, жизнь,  быт казаков»

5.Непосредственная образовательная деятельность  «Национальная одежда  кубанского  казака  и казачки»

6.Непосредственная образовательная деятельность  «Моя семья-  моя родословная»

7.Непосредственная образовательная деятельность  «Различные виды исторических промыслов  и ремесел на Кубани»

8.Непосредственная образовательная деятельность  «Знакомство с трудом хлебороба»

9.Игра  -  викторина «Путешествие по станице Старощербиновской»

Развлечение «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»

10. Составление авторской сказки  о казаках  воспитанниками группы:

Ш. Даша,  А. Руслан.

3-й этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  1. Оформление фотовыставки  «Моя Старощербиновская»
  2. Экскурсии   к мемориалу боевой славы, в часовню, в музей
  3. Изготовление макета «Кубанское подворье»
  4. Оформление  кубанского уголка «Старощербиновская Мини – Атамань»

5.    Тематический вечер  «Жизнь,  традиции  и обычаи кубанских казаков»

6.    Изготовление с детьми подарков, сувениров для родных.

7.    Консультация для родителей  «Без прошлого нет будущего

 8.    Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с малой Родиной: «Что было и что будет», «Назови по имени», «Собери целое», «Путешествие по улицам родной станицы»

9.      Рассказ с фотоприложением  воспитанницы М. Тани  «Улица моего детства»

10.    Презентация для детей  «Достопримечательности станицы Старощербиновской»

11.Развлечение  «Кубанские  посиделки»

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Развивающая среда

2. Методический инструментарий.

Ожидаемые результаты:

1Обеспечение формирования  патриотизма, гражданственности в процессе взаимодействия дошкольников с социоприродным пространством, именуемым малой Родиной.

2.Достижение оптимального уровня сформированности  у дошкольников осознания себя как частицы малой родины.

3.Повышение воспитанности и нравственности дошкольников

4.Повышение уровня знаний дошкольников об истории станицы, края

5.Привлечение дошкольников  и их родителей к мероприятиям краеведческой и патриотической направленности.

6.Внедрение новых форм методической и воспитательной направленности.

Выводы:

Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, я сформировала  у  детей такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, живущим рядом.

Систематическая и планомерная работа,  в течение года, по воспитанию у детей патриотических чувств,  способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашей станице, её  достопримечательностях, обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей.

В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.

Ведущая педагогическая идея проекта  сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы.

Свою работу я  нацелила на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира своей малой родины. В работе подчёркнула  значимость организационно-диагностического этапа, наметила основные направления своей работы. В проекте  акцент сделала  на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана,  как богатейшего материала,  не только для введения ребёнка в мир окружающей   красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и   эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и   источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение,  коммуникативность, эмоционально-положительное и бережное  отношение к окружающему миру

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

СЕНТЯБРЬ

1. Чтение художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные», стихи о селе  (М. Мелиховой), пословицы, поговорки, рассказы.

2.Рассматривание  и чтение энциклопедии «Край родной – навек любимый»

3.  Оформление тематической выставки книг  о родной станице, крае.

4.  Анкетирование родителей по патриотическому воспитанию и любви к малой родине

5. Картотека подвижных игр по нравственно-патриотическому воспитанию ( «Передай кубанку», «Зарница», «Казаки», «Подсолнухи», «Платок», «Горелки», «Кумушки»)

6. Презентация для детей  «Достопримечательности станицы Старощербиновской»

7. Подбор фотографий, иллюстраций  на тему: «Моя малая  Родина: край, станица»

НОЯБРЬ

1. Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам.

2. Закрепить знания детей о домашних адресах, умение детей ориентироваться в плане своей квартиры.

3.Побуждать ребёнка к желанию рассказать о своём доме, как он помогает дома, проявляет почтение, внимание к близким людям.

4. НОД  «Дом, в котором я живу».

5. Рисование «Моя комната».

6. Дидактические игры «Покажи, не называя», «Волшебная палочка», «Грязи нет! И пыли - нет!».

7. Познавательное чтение «Кто построил этот дом?» С. Баруздин.

8. Фотовыставка «Тепло родного дома».

9. Прогулка с ребёнком по своей улице с целью внимательного рассмотрения зданий.

ДЕКАБРЬ

1. Закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье.

2. Учить детей понимать проявление тёплых отношений в семье, понимание и исполнение желаний членов семьи.

3. Формирование представлений о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.

4. Прививать желание активно участвовать в выполнении домашних обязанностей, оказывать помощь старшим, заботиться о младших.        

5. Занятие  «Состав семьи - семь я».

6. Чтение стихотворения  «Кто кому кто?» Я.Акима.

7. Игры: «Кто как трудится в вашей семье».

8. Предложить рассказать детям об истории своего рода, нарисовать родословное древо с фотографиями членов семьи.

9. Помощь в оформлении фотовыставки «Наша дружная семья».

10. Консультация «Как организовать Новогодний праздник дома».        

ЯНВАРЬ

1. Дать детям представление об умении и необходимости общаться друг с  другом, несмотря на разницу желаний и возможностей.

2. Учить детей поиску конструктивных решений конфликта.

3. Формирование личного отношения ребёнка к соблюдению моральных норм.

4. Беседа «Ссоры и споры».

5. Слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».

        

6. Оформление выставки «Мой друг».

7. Выставка литературы «Библиотечка семейного чтения» по разделу «Общение с детьми».

ФЕВРАЛЬ

1. На эмоционально чувственной основе дать детям первые представления о военных, связав их с Днем Защитника Отечества.

2. Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающих нашу Родину.        

Беседа «Папин праздник».

3. Утренник для детей и родителей «День защитников Отечества».

4. Изготовление подарков для пап и дедушек «Своими руками»

5.Рассматривание картины «Вечный огонь у Кремлёвской стены».

6. Двигательная разминка «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!».

7. Аппликация с рисованием «Защитники Отечества»

        

8. Конкурс среди воспитанников «Парад военной техники на Красной площади».

9. Фотогазета семьи  Шамало «Мой супер – папа».

10. Выставка семейных реликвий, фотографий, альбомов на военную тематику.

МАРТ

1. Формировать в сознании детей  образ мамы как самого дорогого человека.

2. Показать, что улыбка, ласковое обращение – признак доброго расположения друг к другу.

3. Занятие «Хорошо рядом с ней, с милой мамочкой моей!».

4. Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей".

5. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Материнские глаза», «Самые ласковые руки».

6. Игра «Будь внимателен», «Я с бабушкой своей дружу».

7. Рисование портрета «Моя мама».

8. Утренник для мам и бабушек «Моя мама самая – самая».

9. Разучивание стихотворений о маме.

10. Изготовление подарков для мам, бабушек.        

11. Выставка детских рисунков «Моя мамочка».        

АПРЕЛЬ

1. Воспитывать  у детей  любовь и привязанность к своей семье, дому.

2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

3. Продолжать формировать представления о важности каждого члена семьи, о роли семьи в жизни человека.        

4. Музыкально – спортивный праздник  совместно с родителями «Проводы Зимы».

5. Беседа «Что разрушает семью?» (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень).

6. Чтение Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди - одна семья».

7. Сюжетно – ролевая игра «Наша дружная семья».

8. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

6. Консультация «Как правильно общаться с детьми».

7.Час познания семейных традиций за круглым столом «Русский чай».

8. Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».        

МАЙ

1. Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Воспитывать уважительное отношение и сострадание к пожилым людям.

2.        Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей)  «Этот День Победы».

3. Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

4. Слушание и пение фронтовых песен.

5. Подвижные игры «Топкое болото», «Меткий снайпер».

6. Обследование детей на определение итоговых знаний. Беседы с детьми, дидактические игры.        

7. Экскурсия  к мемориалу  Вечный Огонь с детьми. Рассказать  о празднике День Победы, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день.

4. Консультация для родителей «Без прошлого нет будущего».        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

Педагогический проект в старшей группе "Моя малая Родина"

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь  к близким людям, детскому саду, родному селу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Одним из источник...

Педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Кочкуровский сад «Улыбка» Пузиной Анны Павловны по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

Целью опыта является совершенствование нравственно-эстетического воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине....

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...

Презентация педагогического опыта на тему: «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста через познание своей малой Родины»

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима.Патриотизм – это важнейшее нравственное качество любого человека. В тоже время в обществе наблюдается "дефи...