Альбом "Наша малая Родина"
занимательные факты (подготовительная группа)

Марина Александровна Белкинаа

в альбоме собраны краткие сведения о нашем крае

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorodets.docx0 байтов
Файл chkalovsk.docx0 байтов
Файл balahna.docx0 байтов
Файл pureh.docx0 байтов
Файл zavolzhe.docx0 байтов
Файл Паспорт проекта "Приезжайте к нам в город"17.21 КБ
Файл ekskursiya_aleksandr_nevskiy.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Название проекта

«Приезжайте к нам в город»

Тип

 проекта

Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный, групповой, открытый.

Автор

проекта

Белкина Марина Александровна– воспитатель высшей квалификационной категории

Место реализации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25»,

группа № 2 оздоровительной направленности «Звёздочки»

Проблема проекта

Дать детям знания об истории родного города, его традициях, знаменитых земляках.

Гипотеза проекта

В своём проекте мы предполагаем, что  разработанная нами  система работы  взаимодействия с детьми и их родителями  по ознакомлению с историей родного края, позволит значительно повысить  осведомлённость в этой области, а также будет способствовать эффективному воспитанию  настоящих патриотов своей Родины.

Цели

 проекта

Разработать  и внедрить в деятельность ДОУ систему  по ознакомлению детей и родителей с родным городом; создание туристического маршрута по городу Заволжье.

Задачи проекта

  • Разработка плановых мероприятий.
  • Поощрять стремление детей к реализации своих впечатлений в художественно-творческой и практико-экспериментальной деятельности.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  • Познакомить с культурой и традициями родного края.
  • Установить тесную взаимосвязь родителей, воспитателей, специалистов детского сада, работников «Музея истории г. Заволжье», специалистов школы №3 г. Заволжья, тренеров хоккейной школы и Дома спорта г. Заволжье  в воспитании патриотов своей малой родины.
  • Дать знания детям о родном городе: история, достопримечательности, люди, природа.
  • Познакомить с именами тех, кто основал город, кто его прославляет.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне Нижегородской области.
  • Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного города.
  • Продолжать формировать  у детей умение отстаивать свою точку зрения, приучать их к самостоятельности суждений.

Участники проекта

воспитатели, специалисты детского сада, дети старше-подготовительной группы №2 «Звёздочка», родители, работники «Музея истории г. Заволжье», библиотекарь школы №3 г. Заволжья, тренера хоккейной школы и Дома спорта г. Заволжье.

Сроки реализации проекта

1 год

Ожидаемые результаты

Детей подвести  к пониманию, что их город - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Семьи дошкольников более активно будут принимать участие в  конкурсной деятельности  на разных уровнях (ДОУ,города, района и т.д)



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Экскурсия в мини-музей

«Защитник земли Русской».

«Не в силе Бог, а в правде»

А.Невский

Программное содержание:

Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, князьях-воителях и полководцах – защитниках Отечества; познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: формировать представления детей о родной стране, как стране православной культурной традиции; расширять представление детей об историческом прошлом нашей Родины; закреплять знания детей о доспехах и оружии древних русских воинов; на примере Александра Невского показать детям пример защиты и служения Отечеству, любви к Родине; формировать нравственные понятия: долг, служение Отечеству; приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию, желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны; развивать память, мышление, воображение.

Материалы:

Репродукция В. Васнецова «Три богатыря»; портреты царей, князей-воителей, полководцев; военные атрибуты: кольчуга, шлемы, бармица, щит, меч, лук, стрелы, булава; CD-диски: “Защитники Отечества”, “Россия – Родина моя”; Кантата С. Прокофьева “Александр Невский”; мультимедийная презентация: «Защитники Отечества» , икона и портреты Александра Невского, фотография ордена Святого Александра Невского. Иллюстрации г.Городца и Нижнего Новгорода.

Заготовки – шаблоны богатырских щитов, цветные карандаши.

Словарная работа:

Отечество – земля, на которой родились и живут люди.

Доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем, латы, бармица).

Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава-палица.

Дружина, дружинник, боевой орден, несметная рать, княжеские полки, засада.

Использованная литература:

  • Пособия комплекта «Добрый мир» Л.Л. Шевченко: методические рекомендации, хрестоматия книги 2 и 3, музыкальное сопровождение.
  • Жития святых, М., 2009
  • Православие. /словарь школьника/, М, Росмэн,2004
  • Православие /полная энциклопедия/, С-П, Весь, 2007.
  • «Святые защитники земли русской», М, Известия, 2009, с.с.153-158
  • http://www.nounb.sci-nnov.ru/library/rus/panorama/2009_2/panorama_2_09_18.php «ПАНОРАМА БИБЛИОТЕЧНОЙ ЖИЗНИ ОБЛАСТИ»  Редакционно-издательский отдел. Выпуск 2 (54) 2009 г.

Ход экскурсии.

Звучит музыка. Приглашение детей в музей.

Экскурсовод: - Мы находимся с вами в Музее «Я помню, я горжусь». Прежде чем приступить к осмотру экспозиции, необходимо вспомнить...

Предполагаемые ответы детей: -Правила поведения в музее.

Экскурсовод:- Какие же правила вы знаете?

Предполагаемые ответы детей:: -В музеях нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям, находящимся в этом зале.

-В музее надо внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного.

-Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

Экскурсовод:- Всё, что вы сказали, правильно. Теперь можно начинать знакомство с нашей экспозицией .Всё, что вы здесь видите-это  история воинской доблести и славы с древних времён до настоящего времени.

Дети с экскурсоводом подходят к репродукции картины В. Васнецова “Три богатыря”.

Экскурсовод:- В былинах воспето много богатырей земли родной и их подвиги, но наиболее любимы и почитаемы - Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич. Посмотрите на эту картину. Вы узнали её?

Предполагаемые ответы детей:: -“Богатыри”, художник В.М. Васнецов.

Экскурсовод: - Какие мысли возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину?

Предполагаемые ответы детей:: -Они стоят в дозоре, охраняют границы земли Русской….

Экскурсовод: - Верой и правдой служат они своей Отчизне. Посмотрите, какое у них оружие, могучие кони. Видите, как богатыри всматриваются вдаль, оглядывают зорким глазом большие и малые пригорки – не притаился ли где враг... И шла по Руси великой слава о русских богатырях! И помнил их имена народ, и слагал, и пел песни-былины о том, как берегут и защищают богатыри родную землю.

Дети подходят к следующему экспонату.

Экскурсовод: - А это что перед вами?

Предполагаемые ответы детей:: - Это древнее оружие, доспехи наших предков.

Экскурсовод: - Кто сможет правильно назвать эти доспехи, оружие?

Предполагаемые ответы детей:: -Доспехи – одежда воинов: кольчуга, щит, шлем, латы, бармица. Оружие богатырей: копьё, меч, лук со стрелами, булава.

Экскурсовод: - А сейчас мы с вами перенесёмся более чем на тысячу лет назад и вспомним наших героев. В истории России есть чем дорожить и гордиться. Кто из вас знает, как раньше называли нашу Россию, и людей, которые в ней жили?

Предполагаемые ответы детей:: -Русь, русичи.

Экскурсовод:- В стародавние времена со всех сторон окружена была Русь многочисленными врагами. Все они хотели захватить нашу землю, богатые города и красивейшие православные храмы.

Как вихрь налетали на русские земли хазары, половцы, монголо-татары. Грабили, сжигали, разоряли города, деревни, православные церкви, убивали людей, а многих молодых и здоровых забирали в полон-плен, где потом продавали в рабство. Поэтому нашему народу постоянно приходилось защищаться от врагов. Во главе дружин стояли мудрые, умные полководцы. Посмотрите на эти портреты, это всё князья-воители, полководцы. Перед вами – великий князь Александр Невский. Дети, а за что князю Александру народ дал прозвание Невский? (Почему его народ стал называть Невским?)

Предполагаемые ответы детей:: - За победу на реке Неве. За победу над шведами на Неве.

Экскурсовод: - Александр Невский так и вошёл в историю под этим прозванием. Шведов было много, а у Александра всего тысяча воинов, пятьсот пеших и пятьсот всадников.

Александр Невский внезапно налетел на шведов, когда они отдыхали на берегу Невы. А ещё он послал своего воина Мишу, который топориком прорубил у кораблей днище (дно). Шведы бросились при отступлении на корабли, и все вместе с кораблями пошли ко дну. Так Александр разгромил врага и сказал такие слова: “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет”.

Дети, а кто из вас может нам сказать, какое ещё известное сражение выиграл Александр Невский со своим войском?

Предполагаемые ответы детей:: -  Битва на Чудском озере. Через два года после битвы на Неве Александр со своим войском разбил крестоносцев-германцев. Вся армия крестоносцев ушла под лёд. Эта битва получила название «Ледовое побоище».

Экскурсовод: - Кто нам расскажет, какую хитрость применил Александр Невский при этом сражении?

Предполагаемые ответы детей: - У крестоносцев было тяжёлое вооружение, и лёд не выдержал.

 Он заманил крестоносцев к Чёрному камню, где лёд был тонким и жидким, как кашица, так как здесь били ключи.

Экскурсовод: - За эту победу народ прозвал Александра Невского “Солнышко Отчизны”, мы с вами можем считать Александра Невского своим земляком. 

                      Именно в Городце в 1263 г. завершился земной путь князя Александра Невского.

Вот как это произошло:

«Неоднократно бывал князь Александр в Золотой Орде на ставке у хана, чтобы любыми правдами и неправдами испросить у него милости для Русской земли. И Орда благоволила Александру Ярославичу (показ иллюстрации)

          Однако татарский хан посылает на Русь своих чиновников для переписи народа и сбора дани. Во многих русских городах ханские численники  ставили своих  людей и переписывали жителей для обложения их поголовной данью. Чуждое иноземное управление вводилось внутри Руси, грозя разрушить  русское государство.

            В русских землях росло недовольство притеснениями. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой — расплата стала неминуемой.

            Во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю собрали народное вече(иллюстрация), на котором решено было ненавистных откупщиков истребить.

            Бунт людской вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда Александр в который уже раз «избавы ради христианския» приехал к хану. Он поспешил в Орду, чтобы принести себя в жертву за свой народ, если не утолит гнева ханского. Но кроме этой была еще и другая причина спешить в Орду: хан требовал от русских князей, чтобы они со своими дружинами помогали татарам в войнах с другими христианскими народами. Необходимо было отклонить это требование.

                Каких неимоверных усилий потребовалось, чтобы умилостивить хана, и как много трудов стоило Александру это двойное ходатайство — об этом можно судить уже по одному тому, что благоверному князю пришлось прожить тогда в Орде всю зиму и лето. Однако Бог благословил полным успехом подвиг своего угодника, чтобы еще раз утешить землю Русскую, которая вскоре должна была лишиться своего неутомимого заступника. Хан не только простил русским избиение жестоких бесерменов, но, по просьбе Александра, освободил также русских князей от обязанности идти на войну вместе с неверными и проливать кровь христианскую за язычников.

             С великою радостью возвращался князь из Орды, весть об успехе его представительства предупреждала медленное шествие князя, медленное потому, что здоровье его было расстроено долгим томлением в Орде. Больной и усталый, остановился он на несколько дней в Нижнем Новгороде и, отдохнув, через силу продолжал путь далее, но в Городце его застиг предсмертный недуг, и князь окончательно слег в одной из келий Федоровского мужского монастыря.

              В Федоровском монастыре Городца, почувствовав приближающуюся кончину, князь принял схиму (высшую монашескую степень) и духовное имя отца Алексия. Получив схиму, смиренный князь-инок созвал к болезненному одру своему князей, бояр и простых людей, находившихся при нем, и, благословляя окружавших ложе последним благословением, прощал всех во всем и просил прощения самому себе. 14 ноября 1263 года Александра Невского не стало.

              Горькое было зрелище общего плача и рыдания о поборнике всей Русской земли, предстателе бояр, питателе убогих, отце вдов и сирот и заступнике церкви, которую защищал он от врагов, утверждая веру Христову. Александр Невский, отходя в вечность, и сам прослезился от нескончаемого вопля сподвижников и велел прекратить рыдание, чтобы не нарушать перед смертью своего покоя. 14 ноября 1263 г., в день памяти святого апостола Филиппа, князь Александр передал свою чистую душу в руки Божии.

               Весть о кончине святого Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блаженный митрополит Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!». Слезы и рыдания народа прервали речь первосвятителя, все поняли горький смысл слов его и в один голос воскликнули: «Погибаем, погибаем!».

                    Хочется верить, что исполнится завет святого благоверного великого князя Александра Невского, оставленного им русским людям и на все времена: «Всем русичам жить в одно сердце!». 

Эти слова навсегда запечатлены на Поклонном камне в Городце (иллюстрация).

Город, град-самородок,

Души счастьем зажег.

Он выходит, как отрок,

На крутой бережок.

Малый Китеж, Радилов,

А теперь Городец

Славен доброю силой,

Чистотою сердец,

Светом былей и красок,

Свежим взлетом ветров

И созвездием красок

Молодых мастеров.

Все столетия грозно

Сквозь невзгоды и мглу

Прошумел он, как сосны,

На высоком валу.

Для Отечества был он

То боец, то купец —

Малый Китеж, Радилов,

Волги сын Городец!

О.С. Широких

Показ иллюстраций.

Экскурсовод: -  Я обращаю ваше внимание на следующие иллюстрации. Это собор Александра Невского, который находится в Нижнем Новгороде. Земляки свято чтут память святого благоверного князя, защитника русской земли. В Городце стоит на берегу Волги памятник князю - монаху, который издалека виден всем, кто приезжает со стороны реки. Ребята, а как вы понимаете такие высказывания: благоверный, защитник русской земли?

(Ответы детей)

Да, вы правы – в первую очередь князь заботился о русских людях, об их вере и не кичился своим званием.

Сотни лет прошли с той были,

Многие ушли - как дым...

А вот князя не забыли -

Он великим стал святым!

                 Вот так, русские люди защищали своё Отечество, свою родину! Их помнит Россия, их помнит русский народ. Люди приходят к памятникам и возлагают цветы.

Звучит аудиозапись:  А. Пахмутовой «Богатырская наша сила»

Экскурсовод: - Какие чувства вызывает у вас эта песня? Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской.

(Ответы детей)

Экскурсовод: -  Да, именно за силу, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине и любит народ своих богатырей.

Физкультминутка

- Давайте побудем на время богатырями:

Дружно встали - раз, два, три.

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце - руки в боки.

Наклонившись влево, вправо,

Получается на славу!

Экскурсовод приглашает детей в художественную мастерскую

Экскурсовод: -  В нашем музее есть творческая мастерская, давайте и туда заглянем (детей встречает педагог дополнительного образования)

Педагог доп. обр: - Здравствуйте дети. Я рада видеть вас в нашей мастерской. Сегодня вы побывали на экскурсии в нашем мини-музее. Какие экспонаты вам больше всего понравились в нашем мини-музее?

Ответы детей.

Педагог доп. обр:  - А вы запомнили из рассказа экскурсовода, чем были вооружены богатыри на Руси?

Ответы детей.

Педагог доп. обр: -  В нашей творческой мастерской есть заготовки (педагог показывает заготовку щита). Кто догадался, что это? А чего не хватает на этих щитах?

- Вы верно сказали, на щитах у богатырей были изображены различные гербы. (показ образцов)

- А не хотели бы сами придумать и нарисовать на щите герб, для коллекции в наш мини - музей?

- Если вы желаете, то можете сами выбрать форму щита из заготовок, которые имеются в нашей мастерской.

Дети выбирают заготовку щита.

Педагог доп. обр. осуществляет руководство художественной деятельности детей. По окончанию работы предлагает поместить щиты на борт макета ладьи и отдает экскурсоводу.

Экскурсовод.: - Большое вам спасибо, вашу коллекцию щитов мы поместим в наш музей, и вы сможете рассказать вашим родителям и своим друзьям об экспонатах нашего мини-музея. До новых встреч в нашем музее. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где ро­дился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».

Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...

Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский

Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...

«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»

Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»

Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...