"Мой край - Ставрополье"
проект (старшая группа) на тему

Голяк  Светлана  Васильевна

"Мой  край - Ставрополье" экологический  проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.ekologicheskiy_proekt.docx193.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное дошкольное  образовательное  учреждение детский  сад

общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  художественно – эстетического

направления  развития воспитанников № 13

с. Арзгир  Арзгирского  района  Ставропольского  края

                            Экологический проект работы

с детьми  старшего   дошкольного  возраста

по  теме: «Мой край -  Ставрополье»

                   C:\Users\Света\Downloads\485215_main.jpg     

                                   Воспитатель : Голяк С.В.

апрель, 2017год

                                         Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………….2
  2. Проект работы ………………………………                        2
  1. Краткая аннотация проекта…………………………  2
  2. Актуальность выбора темы…………………          2- 4
  3. Перспективный план…………………………………. 5-7
  1. Реализация программы……………………………………  8
  2. Итоги реализации……………………………………………8
  3. Литература………………...…………………………………9

        

1.Пояснительная записка

Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данный  проект решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.

 Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе.

Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.

2. Проект работы с родителями и детьми  старшей группы

                             по теме: «Мой край - Ставрополье»

 2.1. Краткая аннотация проекта

 Данный проект создан, воспитателем  высшей квалификационной категории

Голяк Светланой  Васильевной МКДОУ   д/c №13   с. Арзгир . Он может быть полезен для педагогов детских садов, так как актуален при решении такой проблемы, как  экологическое  воспитание  детей  старшего  дошкольного  возраста.

2.2.Актуальность выбора темы

   В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края.

Для чего нужно изучать природу родного края?

Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.

Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста.

Направленность проекта – приобщение детей к природе ставропольского края.

Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Ставропольского  края, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.

Наш девиз: 
«Природа и мы – одно целое!»

Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.

Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.

Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.

Мы- это дети и взрослые живущие на Ставрополье и любящие свою природу.

Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!

   Успех моей педагогической деятельности.

  • Готовность осуществлять экологическое образование детей.
  • Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
  • Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
  • Создавать экологическую развивающую среду в группе.
  • Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
  • Быть защитником , а не только потребителем природных богатств.

                           Мои заповеди.

  • Прими все, что есть в природе.
  • Ищи истину в природе вместе с ребенком.
  • Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
  • Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.

                      Содержание проекта:

Вид проекта: познавательно- исследовательский.

Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.

По количеству участников: коллективный.

Продолжительность: средне - срочный ( 1 месяц)

Проблема: 

 Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного  и  

краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека.

Цель: Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач. Активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

Задачи:   Обучающие

  • Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Ставропольского  края, ее экологией.
  • Познакомить детей с животными, птицами и растениями занесенных в Красную книгу Ставропольского края.
  • Познакомить детей с  ландшафтом Ставрополья.

Развивающие 

  • Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
  • Формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
  • Привлекать родителей к совместной деятельности (изготовление пособий, поделок, рисунков и т.д.).

Воспитательные

  • Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
  • Создать доверительные отношения в процессе совместной деятельности по привитию экологической культуры Родного края: воспитатели- родители-ребёнок.

Гипотеза  проекта.Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте

Принципы работы:Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона. Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного  бережного отношения к природным экосистемам региона.                

 Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края. 

2.3 Перспективный план работы

  Мероприятия  

Форма

проведения

Ответственные

С  детьми

"Наш край-природная кладовая"

НОД

Воспитатель

Голяк С.В.

«Знатоки родного края»

КВН

Воспитатель

Голяк С.В.

«Край родной мой,Ставропольский»

НОД

Воспитатель

Голяк С.В.

« Моя малая Родина»

НОД

Воспитатель

Голяк С.В.

« С  какого дерева  лист», «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна»,  «В  гостях  у  животных»

Дидактические игры

Воспитатель

Голяк С.В.

«Лекарственные растения»

беседа

Воспитатель

Голяк С.В.

«Природа Ставропольского края»

беседа

Воспитатель

Голяк С.В.

« Экологические проблемы»

беседа

Воспитатель

Голяк С.В.

«День птиц»

Экологическая акция

Воспитатель

Голяк С.В., дети.

Галерея стихов о природе Ставрополья

Худ.л- ра

Воспитатель

Голяк С.В.

« В гости к деревьям»

Экскурсия по экологической тропе.

Воспитатель

Голяк С.В.

По страницам  « Красной  книги  Ставрополья»

альбом

Воспитатель

Голяк С.В.

«Катя и  божья коровка», «Родник» , «Как скворец себе дом выбирал »

Экологические сказки

Воспитатель

Голяк С.В.

« Лес», «Птицы»

релаксация

Воспитатель

Голяк С.В.

звуки леса, моря, луга,поля

аудиозапись

Воспитатель

Голяк С.В.

«Наше Ставрополье»

Иллюстрации, открытки, фотографии

Воспитатель

Голяк С.В., дети.

С родителями

« Сохраним    природу Ставрополья»

Выставка  рисунков

Родители, дети

« Цвети, наш д/сад»

Трудовой десант

Родители, дети, Воспитатель

Голяк С.В.

« Научите  детей  радоваться  природе»

Консультация

Воспитатель

Голяк С.В.

«Природа Арзгира и её значение  в  воспитании детей»

Консультация

Воспитатель

Голяк С.В.

«Деревья –земли украшенья»

Презентация деревьев

Семья Лахно,  Прохоренко

«Полна чудес могучая природа»

викторина

Родители,дети, Воспитатель Голяк С.В.

3.Реализация проекта:    

3.1. I этап проекта.

Цель: Познакомить  детей с природой родного края .

  1. Блок « Природа Ставрополья» ( ландшафт)
  2. Блок  «Животные Ставрополья»
  3. Блок  «Растения Ставрополья» (деревья,  цветы)
  4. Блок  «Птицы  Ставрополья»
  5. Блок «Красная книга  Ставрополья»

1. Использование словесных методов:

Беседы о природе Ставропольского края ( По страницам  « Красной  книги  Ставрополья», «Природа ставропольского края», познакомила с сказками, рассказами, стихами о нашем крае).

Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «Цветочная поляна»,  «В  гостях  у  животных».

Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: « Катя и  божья коровка», «Родник» , «Как скворец себе дом выбирал »).

Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).

Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний

3.Практические методы.

Проведение акций: «День птиц», выставка рисунков: « Сохраним    природу Ставрополья», мотивация отношения к природе.

Закрепление и обобщение знаний (НОД "Наш край-природная кладовая", «Край родной мой, Ставропольский»,  «Моя  малая Родина» викторина «Полна  чудес могучая природа»).

Выставка поделок из природного материала « Этот удивительный мир»,  – развитие творческих способностей, закрепление знаний.

    4.Наглядные методы.

Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий, видео – донести детям всю красоту нашего края

     5.Создание зон экологической среды.

Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная  литература).

Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная

по составу земля, листья, ветки, шишки, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).                

3.2.II этап проекта

Цель: активное участие детей родителей  во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.

  6.Работа с родителями.

   Беседы,  родителей с детьми о природе родного края.

Участие в викторине «Полна чудес могучая природа».

 Выполнение домашних заданий (составление рассказов, , природные поделки, презентация деревьев).

 Консультации для родителей «Природа Арзгира и её значение  в  воспитании детей», « Научите  детей  радоваться  природе»

Трудовой десант « Цвети, наш д/сад»- формирование  экологической культуры.

4.Итоги  реализации проекта:

  1. Сформирован устойчивый интерес у родителей и детей к проблеме проекта .
  2. Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес к познанию своего  края.
  3. Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
  4. Проявляют чувства гордости и восхищения своей малой Родиной.
  5. Дети знакомы с разнообразием растительного и животного мира Ставропольского  края, его экологией.
  6. Накоплен информационный материал для родителей и  детей.

       Выводы

Я считаю, что одной из наиболее интересной и современной формой работы с детьми является проект. Детей окружают разные объекты природы и изучать их лучше в процессе проектной деятельности, которая становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, оно помогает детям осознать многостороннее значение природы своего  края, получить опыт

 в просветительской деятельности и природоохранной активно – нравственной позиции.

Участники проекта получают новые знания, преобразуют навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

В настоящее время проектная деятельность—одна из эффективных форм воспитательно—образовательной работы с детьми в ДОУ.

Самый важный результат обучения на проектной основе -  формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

Литература:

1.Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.» Москва из-во « Вако»  2005год.

2.Т.М.Бондаренко « Экологические занятия   с детьми 5 – 6 лет».

Воронеж  из – во «Учитель» 2002 год.

3.К. Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников.»  Москва  «Просвещение»1998 год.

4.А.И.Иванова « Естественно – научные наблюдения и эксперименты в д/с».

Москва «Творческий центр» 2007год.

5.Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.

6. Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.

7. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

8.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

9.Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН "Ставрополь" - моя малая Родина". Приветствие.

Материал актуален только для г. Ставрополя....

Презентация "Художник Ставрополья Павел Моисеевич Гречишкин"

Есть в Ставрополе место которое советую посетить всем горожанам и гостям краевого центра. Это картинная галерея замечательного ставропольского художника-пейзажиста Павла Моисеевича Гречишкина.Работы Г...

Презентация Ставрополь "Достопримечательности города Ставрополя "

На сорок пятой параллели Он обдувается ветрами. Российский этот город южный Лежит между двумя морями. В объятиях сильного тумана Он поздней осенью, зимой. Но снег р...

Проект "Прогулки по Ставрополью"

Проект с использованием регионального компонента...

Фотографии Произведений художников Ставрополья.

Знаю, как непросто найти материал для реализации Региоанльного компонента программы. Надеюсь, тот материал поможет коллегам Ставропольского края. Чтобы не занимать место и не дублировать работу, интер...

поэты Ставрополья

презентация для детей средней-подготовительной группы Детские поэты Ставропольского края...

Моё Родное Ставрополье.

А что такое Родина? правильно, это место, где человек родился , где он живет, учится, работает., ходит в детский сад....