Конспект НОД в старшей группе «Янтарь — волшебный камень»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Волынская Ирина Юрьевна

Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yantar_-_volshebnyy_kamen.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе на тему:

«Янтарь - волшебный камень»

Цель:
Познакомить детей с природным камнем - янтарем, дать представление о том, как люди используют его замечательные свойства.

Задачи:
- познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – добыча янтаря;
- расширять знания детей о родном крае.

- закреплять умение активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы воспитателя.

- развивать умение сравнивать материалы и делать выводы.
- продолжать развивать диалогическую речь;
- развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.
- воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.
- воспитывать умение дружно работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области. Кусочки янтаря, лупы на каждого ребенка, стаканы с пресной и соленой водой, посылка. Технические средства: ноутбук, телевизор, видеозапись «Балтийское море», презентация «Янтарь - волшебный камень».
Предварительная работа:
Чтение книг, рассматривание иллюстраций и книг о Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, Музее янтаря. Просмотр мультфильма «Легенда о камне», поездки к морю, запись видеофрагмента «Балтийское море», создание презентации «Янтарь - волшебный камень».

Интеграция:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход НОД:

Приветствие. Ребята, давайте поприветствуем друг друга красивыми улыбками. Психогимнастика «Передай улыбку соседу» (по кругу – повернуться к соседу и поприветствовать его улыбкой).

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, это место где он родился. А кто ответит, в каком прекрасном крае мы живем?

Дети: Мы живем в Калининградской области.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область. Это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту, и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море.

- Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему.

Сегодня утром к нам в группу почтальон принес посылку. К ней было приложено вот это письмо. (Читает) 
«Здравствуйте, ребята! Как-то по телевизору шла передача «Галилео». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас написать мне: во-первых, почему он так называется; во-вторых, откуда он берется; и, в-третьих, для чего и как используется. Заранее вам благодарен, ваш друг Знайка. Р. S. В посылке вам гостинец от меня и моего дедушки».

Воспитатель: Что за солнечный камень? Чтобы узнать ответы на эти вопросы, мы должны совершить с вами путешествие. В руках у меня волшебная палочка. Я взмахну ею, вы закроете глаза и скажете волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, на берег моря всех переносим.
(Видеозапись - Звучит шум морских волн).

Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря, медленно идем по побережью. 
И что же здесь необычного? Идем по песку, по камешкам и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! 
(Воспитатель берет янтарь и показывает его детям).

- Как называется этот необыкновенный желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарем.

Воспитатель: Правильно, янтарь. Возьмите его в ладошки.
Наш край еще называют Янтарным за то, что здесь добывают редкостный камень-минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа, как на побережье Балтийского моря. Так что же такое янтарь? Давайте послушаем рассказ об этом удивительном камне.
                                                                       (Показ презентации).

Воспитатель: Учеными установлено, что янтарь – это окаменевшая смола хвойных деревьев, которые росли на побережье Балтийского моря много-много лет назад. Сосны плакали от жары, истекая смолой. Деревья гибли, падали на землю. Вместе с деревьями на почву попадала и смола, превращаясь в солнечный камень. Многие ручьи и реки, вымывая янтарь, несли его в Балтийское море. 
Янтарь умеет рассказать людям о жизни в древнем лесу. Внутри некоторых камней можно увидеть муху, паучка, комарика, или травинку. Они попадали туда, когда смола была совсем жидкой, вязли в ней, да так там и оставались.
Янтарь из древесной смолы превращается в камень глубоко под землей. Самое крупное месторождение янтаря находится рядом с посёлком Янтарный Калининградской области. Там происходит добыча и переработка солнечного камня.
Янтарь - ценный поделочный материал. Из него изготавливают красивые ювелирные изделия: бусы, браслеты, серьги. Также янтарь находит своё применение в искусстве. Благодаря его свойству легко поддаваться обработке, из него создают уникальные изделия: шкатулки, вазы, картины, фигурки животных и птиц.

Воспитатель: Предлагаю еще раз прогуляться по берегу и найти каждому свой янтарик.

Физкультминутка
По песочку мы идем                 (дети идут с высоко поднятыми ногами)
В нем янтарь сейчас найдем.   (наклоняются, как будто за янтарем) 
Свой янтарик сохраним,          (прижимают к сердцу) 
В наш музей передадим.          (вытягивают руки вперед)

Воспитатель: Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: один, и два, и три, и восемь, в детский сад всех переносим.
(Воспитатель произносит волшебные слова под звуки моря).

Вот мы снова в детском саду. Ребята, в нашей мини-лаборатории тоже есть янтарь. Пройдите к столам и мы побудем с вами учеными геологами, которые ищут камни и исследуют их.

 

Исследовательская работа.

1. Дети рассматривают янтарь. Сравнивают обработанный и не обработанный камень. Отмечают, что янтарь бывает разного цвета, с останками насекомых и различных веточек сосны, листьев пальмы, беличьей шерсти.

2. Рассматривают янтарь через лупы.( каким цветом, какой формы, есть запах).

3.Сравнивают янтарь с другими камнями. Отмечают, почему его называют солнечным камнем? Цвет янтаря разнообразен: от светло-желтых, оранжевых, апельсиновых до красноватых цветов, но встречаются и черные.

4.В какой воде янтарь плавает?  

В одной легенде о янтаре говорится, что  рыбаки вылавливали плавающий в море камень сетями. Давайте проверим это утверждение. Опустите в стакан с водой из-под крана кусочек янтаря. Камушек утонет. Что нужно сделать, чтобы янтарь всплыл сам- собой?(Воду в стакане нужно посолить.)Вывод: янтарь легче соленой морской воды, но тяжелее пресной.(дети делают выводы на основании проведенного опыта).


Воспитатель: Наше занятие подходит к концу.

Чем мы с вами занимались?

Что нового узнали?

Что вы расскажете дома?

Дети: Мы совершили путешествие на берег моря.
Мы собирали янтарь.
Мы узнали, что такое янтарь.

Мы узнали откуда он взялся.
Мы рассматривали янтарь через лупу и выявляли его свойства.

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Надо ценить и беречь его красоту. Пришла пора открыть посылку и посмотреть, что прислал нам Знайка и его дедушка. Здесь лежит записка.

«В этой ягоде содержится янтарная кислота.

Приятного вам аппетита!

Не болейте!»
(Воспитатель достает из посылки виноград, угощает детей).

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Порадовали вы меня. Спасибо всем!

Здравствуйте, ребята!

Как-то по телевизору шла передача «Галилео». В ней рассказывали о солнечном камне. Но в это время мой дедушка попросил помочь ему собрать урожай, пока нет дождя, и я ее не досмотрел. Я узнал, что в вашей мини-лаборатории есть этот солнечный камень, и прошу вас написать мне:

  • во-первых, почему он так называется;
  • во-вторых, откуда он берется; и,
  • в-третьих, для чего и как используется.

Заранее вам благодарен, ваш друг Знайка.

Р. S. В посылке вам гостинец от меня и моего дедушки.

В этой ягоде содержится янтарная кислота. Приятного вам аппетита!

Не болейте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД В старшей группе Тема: « Волшебные звуки» (Интеграция областей: художественно – эстетической (музыка), речевой, познавательной) Форма: интерактивная мини-лаборатория

Цель:     Развитие умения экспериментировать  со звуками:выделять,   характеризовать звуки стеклянных    предметов,используя разные обозначения;Развит...

Конспект НОД в старшей группе "Спасение волшебного цветка"

Программное содержание:Ø развивать у детей фонематический слухØ развивать мелкую моторику рукØ тренировать дыхание, активизировать словарьØ воспитывать нравственные качества....

Конспект НОД в старшей группе Тема: «Волшебный узелок» с использованием нетрадиционной техники рисования

Цель:• Познакомить детей с новой техникой рисования узелкового батика;• Учить детей правильно завязывать узелки на ткани;• Совершенствовать технику рисования красками;• Учить соста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста «Янтарь - солнечный камень».

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста «Янтарь - солнечный камень».Цель:Знакомство с янтарем и изделиями из него, форм...